Судья Каретникова Е.П. дело № 33- 17235\2018
178Г
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 ноября 2018 года г. Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Тарараевой Т.С.
судей Ашихминой Е.Ю., Тихоновой Т.В.
с участием прокурора Назаркина В.П.
при секретаре Шамбер Ю.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Тарараевой Т.С.
дело по иску Боготольского межрайонного прокурора в интересах Жеребцова Александра Сергеевича к администрации города Боготола Красноярского края о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного помещения,
по апелляционной жалобе представителя ответчика Кривцовой Н.О.
на решение Боготольского районного суда Красноярского края от 17 сентября 2018 года, которым постановлено:
Исковые требования Боготольского межрайонного прокурора в интересах Жеребцова Александра Сергеевича к администрации города Боготола Красноярского края о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного помещения удовлетворить.
Возложить на администрацию города Боготола Красноярского края обязанность предоставить Жеребцову Александру Сергеевичу на территории города Боготола Красноярского края благоустроенное применительно к данному населённому пункту жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, исходя из общей площади 33 кв.м., с допусками, установленными пунктом 14 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребёнка».
Выслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Боготольский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Жеребцова А.С. к администрации г. Боготола Красноярского края с иском о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного помещения,
Требования мотивированы тем, что Жеребцов А.С. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поставлен на учёт в Министерстве образования Красноярского края. Учитывая, что Жеребцов А.С. входит в категорию социально незащищённых граждан, нуждается в защите жилищных прав со стороны государства, прокурор просит возложить обязанность на администрацию города Боготола предоставить благоустроенное жилое помещение на территории города Боготола по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, исходя из общей площади 33 кв. м. с допусками, установленными п. 14 ст. 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребёнка».
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит отменить решение. Указывает, что предоставление жилья истцу во внеочередном порядке противоречит требованиям действующего законодательства. Права истицы не могут быть реализованы в нарушение прав других лиц, имеющих аналогичный статус и право на обеспечение жилыми помещениями.
Истец, представитель ответчика, 3-го лица, в суд не явились, извещались своевременно, представитель администрации г. Боготола ходатайствовала о рассмотрении дела в их отсутствие. Судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив решение суда по правилам апелляционного производства, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав возражения на жалобу прокурора прокуратуры Красноярского края Назаркина В.П., судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены пунктами «ж» и «к» ч.1 ст. 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На основании ч.1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена федеральная гарантия обеспечения бесплатным жильем на основании Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В силу ч. 1 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно ч. 1, ч. 14 ст. 17 Закона Красноярского края "О защите прав ребенка" (в ред. Закона Красноярского края от 20.12.2012 № 3-977) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в связи с наличием обстоятельств, установленных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений.
Как правильно установлено судом, родителями Жеребцова Александра Сергеевича, <дата> года рождения, являются ФИО1, ФИО2.
ФИО1 <дата> умер, мать истца ФИО2 решением Боготольского районного суда от <дата> лишена родительских прав. Наследственное дело после смерти ФИО1 не заводилось.
Постановлением администрации г.Боготола Красноярского края от 29.12.2012 над Жеребцовым А.С. назначена опека, попечителем назначена ФИО3
С 24.04.2008 года по настоящее время Жеребцов А.С. зарегистрирован по адресу: <адрес>
По сведениям Росреестра, ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», Жеребцов А.С. не имеет жилого помещения в собственности и по договору социального найма, его родители также не обладают правами на объекты недвижимости.
По данным Министерства образования Красноярского края, Жеребцов А.С. включен в список Министерства образования Красноярского края, состоит на учете, как нуждающийся в обеспечении жилым помещением из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, номер очереди 1390
Проанализировав представленные по делу доказательства, доводы и возражения сторон, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований, возложении на администрацию г. Боготола обязанности по предоставлению истице жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений на территории г. Боготола.
При этом суд обоснованно исходил из того, что истец относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением по договору социального найма не обеспечен, в собственность жилье не приобрел, состоит на учете в целях получения жилья в Министерстве образования Красноярского края, но им не обеспечен, в связи, с чем не может быть лишен гарантированного права на получение жилья, о котором своевременно заявил.
Выводы суда должным образом мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы о том, что предоставление жилья истцу нарушает права других лиц, состоящих в очереди ранее, сформированной в соответствии со списком, являются несостоятельными.
Из содержания вышеприведенных правовых норм следует, что федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом ч.1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ.
При этом ни ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ, ни иные статьи указанного закона не устанавливают очередность внутри Списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в ч.3 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
По смыслу закона, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным гражданам по общему правилу немедленно по достижении ими 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, а не с момента обращения (подачи заявления), как ошибочно полагает ответчик.
Иные случаи предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ранее достижения ими возраста 18 лет могут быть установлены в законодательстве субъекта Российской Федерации.
Таким образом, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в Федеральном закона. № 159-ФЗ и законодательстве субъектов Российской Федерации обстоятельств.
Предоставление жилого помещения по Списку (в порядке очередности), сформированного ответчиком по дате подачи заявления о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, противоречит федеральному законодательству и снижает уровень правовых гарантий, закрепленных Российской Федерацией.
Судебная коллегия считает, что разрешая спор, суд дал надлежащую правовую оценку всем представленным по делу доказательствам, нормы права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Боготольского районного суда Красноярского края от 17 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации г.Боготола Красноярского края Кривцовой Н.О. -без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи