Судья: Катасонов А.В. гр. дело № 33-1479/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Самара 31 января 2017 года
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Улановой Е.С.,
судей Черкуновой Л.В., Емелина А.В.,
с участием прокурора Слива Г.Ю.,
при секретаре Лещевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Мэрии г.о. Тольятти на решение Центрального районного суда г. Тольятти от 25 ноября 2016 года, которым постановлено:
«Обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить Войшвило А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение по договору найма из специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям на состав семьи один человек».
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Черкуновой Л.В., судебная коллегия
установила:
Прокурор Комсомольского района г. Тольятти обратилась в суд с иском к мэрии городского округа Тольятти в интересах Войшвило А.В. о предоставлении жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указал, что Войшвило А.В. является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ Войшвило А.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда составом семьи 1 человек, с ДД.ММ.ГГГГ До настоящего времени истец не обеспечена жилым помещением.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просил суд обязать мэрию г.о. Тольятти Самарской области предоставить Войшвило А.В. жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда, предназначенного для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, благоустроенное, по нормам предоставления на состав семьи 1 человек.
Судом постановлено вышеуказанное решение об удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе представитель мэрии городского округа Тольятти просит отменить решение суда и принять новое решение по делу, которым отказать в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что поскольку отсутствуют субвенции из областного бюджета, то мэрия городского округа Тольятти является ненадлежащим ответчиком по делу. Отсутствие достаточного финансирования не является виной ответчика и объективно препятствует выполнению государственных полномочий. В соответствии со ст. 4, 16 Закона Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» обеспечение жилыми помещениями лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, производится в порядке очередности в зависимости от даты подачи заявления о включении в список нуждающихся в жилых помещениях. Право на внеочередное обеспечение жилым помещением у указанных лиц отсутствует. Действующим законодательством предусмотрены одинаковые дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение. Обеспечение истца жилым помещением во внеочередном порядке повлечет нарушение прав на жилище других лиц, включенных в список ранее Войшвило А.В.
В заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, извещены.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 1 ФЗ от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которой ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" изложена в другой редакции, а именно, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению лиц, указанных в абзаце п. 1 ст. 8 указанного закона, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В силу ст. 1 ФЗ от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции закона от 29.02.2012 г.
В соответствии с ч. ч. 2, 3 ст. 1 Закона Самарской области "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" от 20.12.2012 г. N 135 ГД органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями, указанными в части 1 настоящей статьи, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Действие настоящего Закона распространяется на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Самарской области и ранее не обеспеченных жилыми помещениями за счет бюджетных средств по основаниям, предусмотренным в целях реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями.
Согласно ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.В силу ст. 2 Закона Самарской области "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" от 20.12.2012 г. N 135-ГД органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" за счет субвенций, поступающих из федерального бюджета на осуществление государственных полномочий.
Жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
Судом первой инстанции установлено, что Войшвило А.В. является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возврате, поскольку ее мать ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец записан в свидетельстве о рождении со слов матери.
Материалами дела подтверждается, что с ДД.ММ.ГГГГ Войшвило А.В. находилась под опекой ФИО2 согласно постановлению администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № ДД.ММ.ГГГГ
Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № истец включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда с составом семьи 1 человек, с ДД.ММ.ГГГГ.
Установлено, что истец зарегистрирована в квартире бабушки ФИО2 по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, своего жилья не имеет.
Из материалов дела усматривается также, что Войшвило А.В. до настоящего времени не обеспечена мэрией городского округа Тольятти жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, принимая во внимание, что Войшвило А.В. являющаяся лицом, оставшимся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением муниципального жилищного фонда в соответствии со ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, не обеспечена жильем, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении требований истца о возложении на мэрию городского округа Тольятти обязанности предоставить Войшвило А.В. составом семьи 1 человек жилое помещение по договору найма специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Доводы апелляционной жалобы о том, что мэрия г.о. Тольятти не является надлежащим ответчиком по делу, судебная коллегия во внимание не принимает.
Как следует из ч.2 ст.1 Закона Самарской области от 28.12.2012 №135-ГД (в редакции от 10.04.2013 г.) «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При таких обстоятельствах суд правильно указал, что мэрия г.о. Тольятти в данном случае является надлежащим ответчиком по указанному делу. Органы государственной власти субъекта в пределах своей компетенции являются органами, контролирующими использование финансовых средств и материальных ресурсов, выделенных для исполнения указанной обязанности органов местного самоуправления.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии нормативного основания для внеочередного предоставления Войшвило А.В. жилого помещения, а также, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, производится в порядке очередности с учетом даты подачи заявления о включении в список нуждающихся в жилых помещениях, несостоятельны и не могут быть приняты во внимание судебной коллегией в качестве основания для отмены решения суда.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предоставление жилых помещений нуждающимся в них лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть обеспечено при наступлении предусмотренных законом обстоятельств.
В соответствии с приведенными положениями законодательства указанной категории лиц жилые помещения предоставляются по окончании пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Учитывая, что действующим законодательством очередность предоставления указанной категории лиц жилых помещений по договору найма специализированного жилищного фонда, исходя из времени включения в список, не предусмотрена, то по достижении Войшвило А.В. 18 лет у органа местного самоуправления возникла обязанность по обеспечению ее специализированным жилым помещением, которая на момент обращения с иском ответчиком не исполнена. Справкой ГБПОУ СО <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что истец закончила обучение в данном учреждении ДД.ММ.ГГГГ
К тому же оспариваемое решение суда не содержит вывода о внеочередном предоставлении жилого помещения для истца. Право Войшвило А.В. на предоставление ей жилого помещения связано исключительно с наличием условий, установленных действующим законодательством, которые в данном случае имеются.
Довод жалобы о том, что при предоставлении жилого помещения истцу вне очереди будут нарушены права других впереди стоящих по очередности граждан, в отношении которых вынесены судебные акты о предоставлении им жилого помещения и которые подлежат первоочередному исполнению, не влияет на правильность принятого судом решения, основанием к отмене решения суда являться не может, поскольку в соответствии с действующим законодательством, право граждан на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда. Указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.
Доводы жалобы относительно того, что приобретение жилых помещений для граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей будет произведено после выделения средств в установленном законом порядке, не могут повлечь отмену обжалуемого решения, так как предоставление указанной категории граждан жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия жилых помещений и финансовых средств на их приобретение.
Отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы, возникающие между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений.
При этом указанная категория лиц имеет право на незамедлительное получение специализированного жилого помещения.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая оценка. Доводов, опровергающих правильность выводов суда, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Тольятти от 25 ноября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Мэрии городского округа Тольятти - без удовлетворения.
Определение судебной коллегии вступает в законную силу в день принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.
Председательствующий:
Судьи: