Дело № 2-373/2023
УИД 91RS0020-01-2023-000372-28
Категория 2.096
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 июля 2023 года Советский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего - судьи Шевченко В.В.,
при секретаре - Умеровой А.Н.,
с участием: прокурора - ФИО8,
истца - Титенок Ю.И.,
представителя ответчика - ФИО9,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в пгт. <адрес> Республики ФИО5 гражданское дело по иску прокурора <адрес> Республики ФИО5 в интересах ФИО2 к администрации <адрес> Республики ФИО5 об обеспечении лица из числа детей-сирот благоустроенным жилым помещением, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики ФИО5, Министерство образования, науки и молодежи Республики ФИО5, Совет ФИО5 Республики ФИО5,
у с т а н о в и л:
<адрес> Республики ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ обратился в суд в интересах ФИО2 с исковым заявлением к администрации <адрес> Республики ФИО5 об обеспечении лица из числа детей-сирот благоустроенным жилым помещением. Исковые требования мотивированы тем, что проведенной прокуратурой района проверкой по вопросу соблюдения жилищных прав ФИО2 было установлено следующее. Постановлением администрации <адрес> Республики ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в <адрес> Республики ФИО5. Уведомлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ №КУВИ-001/2023-117313836 подтверждено, что у ФИО2 отсутствуют объекты недвижимого имущества на территории Республики ФИО5. Таким образом, ФИО2 на сегодняшний день администрацией <адрес> Республики ФИО5 не обеспечена жилой площадью, чем грубо нарушены ее жилищные права и законные интересы. В связи с чем, прокурор обратился в суд, и просит обязать ответчика предоставить ФИО2 жилое помещение не менее 25 кв.м общей площади жилого помещения.
Прокурор в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
Истец ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика администрации <адрес> Республики ФИО5 ФИО9 в судебном заседании исковые требования не признал, ссылаясь на обстоятельства, указанные в предоставленных суду возражениях на исковое заявление. Как следует из письменных возражений, ответчик не признает иск в связи с тем, что в соответствии со ст.57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, а также по мере предоставления субвенции на указанные цели. Финансирование расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам соответствующих муниципальных образований из бюджета Республики ФИО5. Указанные субвенции распределяются между всеми городскими округами, муниципальными районами, городскими и сельскими поселениями пропорционально количеству лиц, которым должно быть предоставлено жилое помещение в очередном финансовом году в соответствующем муниципальном образовании, и количеству лиц, имеющих жилые помещения, за которыми сохранено право пользования, и утверждаются законом Республики ФИО5 о бюджете Республики ФИО5 на очередной финансовый год и плановый период по каждому муниципальному образованию. Главным распорядителем бюджетных средств является Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики ФИО5. Получателями субвенции и исполнителями мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений являются органы местного самоуправления муниципальных образований в ФИО5. <адрес> Республики ФИО5 ежеквартально направляются запросы в Министерство образования, науки и молодежи Республики ФИО5 о выделении дополнительной субвенции бюджету муниципального образования <адрес> Республики ФИО5 для проведения мероприятий по предоставлению жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в 2023 году лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для приобретения жилых помещений. Таким образом, имеется недостаточность объемов финансирования для решения жилищных вопросов всех лиц указанной категории, имеющих право на получение жилья.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики ФИО5 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте извещен в соответствии с требованиями ГПК РФ.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика Министерства образования, науки и молодежи Республики ФИО5 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте извещен надлежащим образом, направил в адрес суда письменные пояснения. Как следует из письменных пояснений, в соответствии со ст.57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, а также по мере предоставления субвенции на указанные цели. В соответствии со ст.92, 98.1, 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения предоставляются из специализированного жилого фонда. Министерством ведется лишь сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда. Согласно Постановления Совета ФИО5 Республики ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок предоставления субвенции из бюджета Республики ФИО5 бюджетам муниципальных образований Республики ФИО5 на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений. Порядок определяет механизм, цели и условия предоставления субвенции из бюджета Республики ФИО5 бюджетам муниципальных образований Республики ФИО5 на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - субвенция). Распределение субвенций между бюджетами муниципальных образований Республики ФИО5 устанавливается законом Республики ФИО5 о бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Согласно п.2 Порядка главным распорядителем бюджетных средств является Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики ФИО5. Согласно п.5 Порядка распределение субвенций между бюджетами муниципальных образований Республики ФИО5 устанавливается законом Республики ФИО5 о бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Предоставление субвенций осуществляется в соответствии с настоящим Порядком и соглашением о предоставлении субвенции, заключенным между Министерством жилищной политики и государственного строительного надзора Республики ФИО5 и органом местного самоуправления муниципального образования в ФИО5. Также указывает, что финансирование расходов на проведение мероприятий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется исключительно в пределах средств, поступивших в бюджет Республики ФИО5 на год из федерального бюджета.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика Совета ФИО5 Республики ФИО5 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте извещен в соответствии с требованиями ГПК РФ.
Суд, учитывая положения ч.5 ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд установил следующее.
Истец ФИО2 родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, что подтверждается свидетельством о рождении (л.д.9).
ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> умер отец истца ФИО3, что подтверждается свидетельством о смерти (л.д.11).
Заочным решением Советского районного суда Республики ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ мать истца ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес> края лишена родительских прав в отношении ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> (л.д.11-15).
Согласно постановления № администрации <адрес> Республики ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в <адрес> Республики ФИО5 (л.д.17-18).
Из уведомления Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ №КУВИ-001/2023-117313836 усматривается, что у ФИО2 отсутствуют объекты недвижимого имущества (л.д.19).
Согласно п.8 ч.1 ст.92 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст.98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно п.1 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон №159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с п.3 ст.8 Федерального закона №159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу ч.1 ст.3 Закона Республики ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в ФИО5» (далее – Закон №-ЗРК/2014) учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет и которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется путем формирования и ведения списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Список).
Согласно ч.2 ст.3 Закона №-ЗРК/2014 формирование и ведение Списка осуществляется органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов (далее - органы местного самоуправления) в отношении лиц, перечисленных в части 1 настоящей статьи, проживающих на территории соответствующего муниципального образования.
В соответствии со ст.9 Закона №-ЗРК/2014 органы местного самоуправления наделены следующими полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе: 1) по формированию Списка, установлению факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении; 2) по формированию специализированного жилищного фонда для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 3) по приобретению жилых помещений, предназначенных для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; 4) по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; 5) по осуществлению деятельности в части работ по ремонту жилых помещений, в которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.
Согласно ч.2 ст.8 Закона №-ЗРК/2014 жилые помещения специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по норме предоставления не менее 25 м2 общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет 5 лет.
В силу ч.1, 2 ст.11 Закона №-ЗРК/2014 финансирование расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам соответствующих муниципальных образований из бюджета Республики ФИО5.
Общий объем субвенций на осуществление полномочий, предусмотренных частями 1 - 4 статьи 8 настоящего Закона, определяется исходя из количества лиц, имеющих право на предоставление жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим Законом, нормы предоставления жилого помещения, установленной настоящим Законом, и стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Советом ФИО5 Республики ФИО5 принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ №, которым утвержден Порядок расходования субвенции из бюджета Республики ФИО5 бюджетам муниципальных образований Республики ФИО5 на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений (далее – Порядок).
В соответствии с п.8 Порядка предоставление субвенций осуществляется в соответствии с настоящим Порядком и соглашением о предоставлении субвенции, заключенным между Министерством жилищной политики и государственного строительного надзора Республики ФИО5 и органом местного самоуправления муниципального образования в ФИО5.
Информация, указанная в заявке на перечисление субвенции, учитывается Министерством жилищной политики и государственного строительного надзора Республики ФИО5 при формировании прогноза кассовых выплат по расходам бюджета Республики ФИО5, необходимого для составления в установленном порядке кассового плана исполнения бюджета Республики ФИО5 (п. 9 Порядка).
Таким образом, получателями субвенции и исполнителями мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений являются органы местного самоуправления муниципальных образований в ФИО5, то есть <адрес> Республики ФИО5.
Также следует отметить, что требования законодательства не ставят право внеочередного предоставления жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более – от времени включения в список внеочередников. В законодательстве отсутствует указание на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-В09-11 указано, что отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Таким образом, ФИО2 имеет право на получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
На данный момент ФИО2 не обеспечена жилой площадью, чем нарушены ее жилищные права и законные интересы.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о необходимости возложения на <адрес> Республики ФИО5 обязанности предоставить ФИО2 благоустроенное жилое помещение.
Доводы представителя ответчика <адрес> Республики ФИО5 ФИО9 о том, что отсутствуют основания для удовлетворения иска суд считает несостоятельными по следующим основаниям.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объёмов ежегодного финансирования (объём субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильём указанной категории лиц. При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильём по договору найма специализированного жилого помещения.
Именно <адрес> Республики ФИО5 в рамках предоставленных ей полномочий обязана была предоставить ФИО2 после достижения ею 18 лет жилое помещение для проживания, однако по настоящее время этого не выполнила. При этом, отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права на получение жилого помещения.
Разрешая вопрос о судебных расходах, суд исходит из следующего.
Согласно ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Согласно п.9 ч.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются прокуроры – по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан.
Согласно п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам в качестве истцов или ответчиков.
В соответствии с ч.1 и 4 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, судебные расходы возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.
Таким образом, суд считает необходимым государственную пошлину отнести на счет государства.
Полный текст мотивированного решения суда в порядке ч.2 ст.193, ч.2 ст.199 ГПК РФ составлен ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст.ст.2, 5, 6, 10, 11, 12, 13, 55, 56, 67, 167, 194 – 199, 209, 211 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
иск прокурора Советского района Республики Крым в интересах Титенок Юлии Ивановны – удовлетворить.
Обязать <адрес> Республики ФИО5 предоставить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное применительно к условиям муниципального образования <адрес> Республики ФИО5, не менее 25 кв. м. общей площади жилого помещения.
Государственную пошлину по делу отнести на счет государства.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики ФИО5 в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд Республики ФИО5.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.
В случае подачи апелляционной жалобы решение суда вступает в силу после рассмотрения судом этой жалобы, если обжалованное решение не отменено.
Судья: В.В.Шевченко