Административное дело №2а-874/2018 публиковать
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ижевск 01 февраля 2018 года
Первомайский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Алабужевой С.В.,
При секретаре Садыковой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № по Удмуртской Республике к Никитиной И.Г. о взыскании пени за несвоевременную уплату страховых взносов,
У С Т А Н О В И Л:
В суд обратился истец с иском к ответчику о взыскании пени за несвоевременную уплату страховых взносов. В обоснование заявленных требований указано, что Никитина И.Г. с <дата>. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, в соответствии с Законом №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд» в этот период являлась плательщиком страховых взносов. Никитиной И.Г. не исполнена обязанность по оплате страховых взносов, в связи с чем, на имеющуюся задолженность начислены пени. В связи с неоплатой сумм задолженности в добровольном порядке в адрес ответчика <дата> направлено требование №S01160226359, данное требование ответчиком не исполнено. В связи с вступлением в законную силу <дата> Федерального закона №243-ФЗ от 03.07.2016г. «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового Кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» полномочия УПФ РФ в <адрес> УР по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, в т.ч. по проведению контрольных мероприятий, применению мер государственного принуждения переданы налоговым органам.
Просит взыскать с ответчика в пользу истца пени за несвоевременную уплату страховых взносов в размере 31 423 руб. 38 коп., в т.ч.: за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд РФ, исходя из стоимости страхового года на выплату накопительной пенсии за периоды до 01.01.2013г. – 6 870 руб. 46 коп., за несвоевременную уплату страховых взносов в виде фиксированного платежа в Пенсионный Фонд РФ на выплату накопительной пенсии за периоды до 01.01.2010г. – 206 руб. 51 коп., за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет ФФОМС за периоды до 01.01.2017г. – 2802 руб., за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии – 21 133 руб. 10 коп., за несвоевременную уплату страховых взносов в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за периоды до 01.01.2010г. – 617 руб. 82 коп.
Дело рассмотрено в отсутствие административного истца, административного ответчика, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Суд, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования установлены Законом №167-ФЗ от 15.12.2001г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее также – Закон №167-ФЗ).
Кроме того, отношения в связи с исчислением и уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах урегулированы Федеральным законом №212-ФЗ от 24.07.2009г. «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее также – Закон №212-ФЗ, утратил силу <дата>, действовал на момент спорных правоотношений).
В соответствии с п.2 ч.1 ст.5 Закона №212-ФЗ к плательщикам страховых взносов относятся страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся в том числе индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой, если законом не предусмотрено иное.
П.1 ст.6 Закона №167-ФЗ относит к числу страхователей по обязательному пенсионному страхованию лиц, производящих выплаты физическим лицам (организации, индивидуальные предприниматели, физические лица), индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов, занимающихся частной практикой.
Ст.11 Федерального Закона №326-ФЗ от 29.11.2010г. к страхователям по обязательному медицинскому страхованию отнесены индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты, арбитражные управляющие.
Судом установлено, что Никитина И.Г. была поставлена на учет в качестве индивидуального предпринимателя с 22.02.2006г., прекратила предпринимательскую деятельность с 16.10.2017г., что следует из выписки из ЕГРИП.
В связи с чем, Никитина И.Г., будучи зарегистрированной в качестве индивидуального предпринимателя, в соответствии с Законом №167-ФЗ, являлась плательщиком страховых взносов.
Абз.2 п.2 ст.14 Закона №167-ФЗ на страхователей возложена обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд.
В соответствии с п.1 ст.14 Закона №212-ФЗ плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом из стоимости страхового года. При этом в силу ч.2 ст.13 Закона №212-ФЗ стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, увеличенное в 12 раз.
Согласно ч.2 ст.12 Закона №212-ФЗ размер тарифов страховых взносов составляет: Пенсионный фонд Российской Федерации - 26 процентов, Фонд социального страхования Российской Федерации - 2,9 процента; Фонд социального страхования Российской Федерации - 1,8 процента; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - с <дата> - 3,1 процента, с <дата> - 5,1 процента.
В силу п.8 ст.16 Закона №212-ФЗ физические лица, прекратившие деятельность в качестве индивидуального предпринимателя до конца расчетного периода, обязаны уплатить страховые взносы не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.
Статьей 25 Закона №212-ФЗ установлено, что в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние сроки плательщик страховых взносов должен выплатить пени. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Поскольку обязанность по оплате страховых взносов плательщиком своевременно не была исполнена, на сумму недоимки начислены пени, размер которых составляет: за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд РФ, исходя из стоимости страхового года на выплату накопительной пенсии за периоды до 01.01.2013г. – 6 870 руб. 46 коп., за несвоевременную уплату страховых взносов в виде фиксированного платежа в Пенсионный Фонд РФ на выплату накопительной пенсии за периоды до 01.01.2010г. – 206 руб. 51 коп., за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет ФФОМС за периоды до 01.01.2017г. – 2802 руб., за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии – 21 133 руб. 10 коп., за несвоевременную уплату страховых взносов в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за периоды до 01.01.2010г. – 617 руб. 82 коп.
Согласно ст.22 Закона №212-ФЗ требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В связи с тем, что обязанность по уплате страховых взносов Никитиной И.Г. не была своевременно исполнена, в адрес ответчика заказной почтой направлено требование об уплате указанных выше сумм задолженности № от 31.12.2016г. со сроком исполнения до <дата>, данное требование ответчиком не исполнено.
В связи с вступлением в законную силу <дата> Федерального Закона от 03.07.2016г. №243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее – ФЗ №243-ФЗ), а также Федеральный Закон от 03.07.2016г. №250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального Закона «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее – ФЗ №250-ФЗ) взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на <дата>, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до <дата>, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации (п.2 ст.4 ФЗ №243-ФЗ).
Неисполнение обязанности по уплате пени за несвоевременную уплату страховых взносов явилось основанием для обращения Инспекции в суд с настоящим административным исковым заявлением.
В силу ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Определением суда от <дата> распределено бремя доказывания, на административного ответчика в случае несогласия с иском возложена обязанность представить доказательства отсутствия задолженности по пени, в случае несогласия с размером пени, подлежащих уплате, - представить свой расчет. На административного истца возложена обязанность представить доказательства обоснованности исковых требований, наличие задолженности, обосновать и подтвердить документально ее размер, а также представить доказательства соблюдения установленного законом порядка для обращения с требованиями о взыскании задолженности, в том числе, соблюдение установленного законом срока, в случае его пропуска – обосновать уважительность причин пропуска.
Доказательств, подтверждающих оплату пени за несвоевременную уплату страховых взносов, административный ответчик суду не представил. Однако и истец не представил суду доказательств, подтверждающих наличие обязанности у истца заплатить пени в искомом размере, поскольку в деле отсутствуют документы, подтверждающие наличие у ответчика недоимки по страховым взносам в том размере, на который начисляются пени. Таким образом, суд приходит к выводу, что в требования административного истца о взыскании с ответчика задолженности по уплате пени документально не подтверждены, в связи с чем, являются необоснованными.
Кроме того, истцом без уважительных причин пропущен срок для обращения в суд с настоящим административным иском.
В соответствии с п.2 ст.4 ФЗ №243-ФЗ, взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым Кодексом РФ, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного Фонда РФ и органами Фонда социального страхования РФ.
Согласно п.3 ст.46 Налогового Кодекса РФ в случае непринятия решения о взыскании задолженности за счет денежных средств налогоплательщика в банках, налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Аналогичное положение установлено ч. 2 ст. 21 Федерального закона №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
Как усматривается из материалов дела, исходя из положений ч.2 ст.286 КАС РФ, ч. 2 ст. 21 Федерального закона №212-ФЗ, поскольку срок исполнения требования от 31.12.2016г. об уплате страховых взносов, пени установлен до 31.01.2017г., настоящее административное исковое заявление подлежало подаче в суд в срок до 31.07.2017г.
Настоящее административное исковое заявление поступило в суд 01.12.2017г. (в соответствии со штампом входящей корреспонденции приемной суда), т.е. за пределами установленного вышеуказанными нормами срока.
В суд от представителя административного истца вместе с иском поступило письменное ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу искового заявления, исходя из которого следует, что в связи с реализацией передачи полномочий от органов Пенсионного Фонда РФ к налоговым органам, сведения о задолженности для взыскания в судебном порядке были получены Инспекцией лишь 21.08.2017г. (согласно сопроводительному письму УПФ РФ (ГУ) в <адрес> (межрайонное) УР исх.№), просит признать указанную причину пропуска срока обращения в суд уважительной, восстановить срок подачи иска о взыскании с ответчика задолженности.
Рассматривая данное ходатайство, суд находит его не подлежащим удовлетворению, поскольку доказательств уважительности причин пропуска срока истец суду не представил, длительность пропуска срока – около четырех месяцев (с даты получения сведений от УПФ), кроме того, заявление в суд могло быть подано органом Пенсионного Фонда с последующей заменой взыскателя на налоговый орган, в связи с чем, суд не усматривает оснований для удовлетворения ходатайства представителя истца о восстановлении пропущенного срока подачи иска о взыскании задолженности по пени.
В силу п.6 ст.289 КАС РФ, при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом.
В соответствии с ч. 5 ст. 180, ч. 2 ст. 286, ч. 6 ст. 289. ч. 1 ст. 290 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины и невозможность восстановить пропущенный срок является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
При таких обстоятельствах в удовлетворении административного иска необходимо отказать.
Поскольку истец при подаче иска от уплаты госпошлины освобожден, судебное решение состоялось в пользу ответчика, судебные расходы относятся на счет федерального бюджета.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № по Удмуртской Республике к Никитиной И.Г. о взыскании пени за несвоевременную уплату страховых взносов – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения через Первомайский районный суд г. Ижевска УР.
Судья: С.В. Алабужева