Решение по делу № 2-2146/2018 от 05.03.2018

№ 2-2146-18

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 мая 2018 года г. Барнаул

Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего Корольковой И.А.,

при секретаре ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ненашева .... к УПФ России в .... об обязании включить период службы в армии в льготном исчислении, произвести перерасчет пенсии, выплатить компенсацию,

УСТАНОВИЛ:

Ненашев В.А. обратился в суд с требованиями к ответчику о включении периода нахождения на службе по призыву в Советской Армии 4 года в педагогический стаж для исчисления досрочной пенсии по выслуге лет и в общий стаж работы; произвести перерасчет пенсии за 2 года службы в Советской Армии с учетом компенсаций, увеличений с 1997 года по настоящее время; выплатить недополученную пенсию за 2 года службы в Советской Армии в течение одного месяца после вынесения решения суда в размере 40 544,99 руб.

В обоснование иска указал, что с 1997 года является получателем пенсии. После обращения в Пенсионный фонд узнал в 2017 году, что при исчислении пенсии ему не был учтен период службы в Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ как 3 года 11 месяцев и 2 дня. Общий стаж, за который определен размер пенсии составляет 29 лет 10 месяцев и 17 дней (без периода службы в Советской Армии).

Согласно ст. 30 ФЗ №173 «О трудовых пенсиях» до 1 января 2002 года срок военной службы включается в общий трудовой стаж работы в двойном размере. В силу ст. 10 ФЗ №76 «О статусе военнослужащих» время нахождения граждан на военной службе по призыву засчитывается в их общий трудовой стаж как один день военной службы за два дня работы. В соответствии с письмом Минобразования РФ 20-58-19620-5 Профсоюза работников народного образования от 16 января 2001 года о порядке зачета в педагогический стаж времени работы в отдельных учреждениях: время нахождения на военной службе по призыву – один день военной службы за два дня работы, если этим периодам, взятым, как в отдельности, так и в совокупности, непосредственно предшествовали за ним или непосредственно следовала педагогическая деятельность.

ДД.ММ.ГГГГ Пенсионным фондом истцу перечислена недополученная пенсия за весь период с момента исчисленной пенсии по выслуге лет. Истцу не был сделан перерасчет пенсии еще за 2 года службы в Советской Армии.

В судебном заседании истец на требованиях настаивал, пояснил, что служба в армии подлежит включению в педагогический и общий стаж в двойном размере при выслуге лет не менее 25. Пенсионным фондом спорный период ему был включен один к одному. При включении периода службы в армии в двойном размере должен быть увеличен размер пенсии. При включении службы в армии в календарном порядке было выплачено 40544,99 руб., при включении в льготном исчислении, в двойном размере сумма перерасчета составит аналогичную сумму.

Истцом в ходе судебного разбирательства представлено дополнительное обоснование к иску. В обращении к суду заявлено требование о перерасчете пенсии с 18 ноября 1997 года с учетом периодов службы в Советской Армии (29 лет), с увеличением пропорционально минимальной пенсии и компенсационной выплаты к пенсии с учетом коэффициентов «осовременивания» зарплат 1998 года в связи с появившимися новыми обстоятельствами.

Судом в данной части вынесено определение (отражено в протоколе судебного заседания от 17 мая 2018 года) об отказе в принятии уточненного искового заявления, в связи с предъявлением новых оснований по незаконности действий ответчика при расчете пенсии, по указанным обстоятельствам ранее спор к рассмотрению суда не заявлялся. Разъяснено право на самостоятельное обращение с иском по оспариванию порядка начисления пенсии ответчиком в данной части,

Представитель ответчика в судебном заседании с требованиями не согласился, просил в иске отказать, ссылаясь на доводы письменного отзыва. Пояснил, что нормами действующего законодательства не предусмотрено включение истцу в специальный педагогический и общий стаж службы в армии в льготном исчислении. Подобный порядок исчисления возможен при назначении пенсии на общих основаниях, при подобном расчете размер пенсии истца уменьшится.

Выслушав пояснения истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, изучив собранные по делу доказательства, дав им оценку в совокупности по своему внутреннему убеждению, как того требует статья 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.

Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона РФ N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу пп. 19 п. 1 ст. 27 данного Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста.

В силу ст. 80 действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ Закона РСФСР N 340 от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в РФ" досрочная пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей устанавливалась при выслуге не менее 25 лет.

Как следует из материалов дела, с ДД.ММ.ГГГГ Ненашеву В.А. была назначена пенсия за выслугу лет в соответствии со ст. 80 Закона от 20 ноября 1990 года №340-1 «О государственных пенсиях в РФ».

Поскольку на момент назначения пенсии истцу действовавшим законодательством не предусматривался зачет военной службы в выслугу лет, а стаж педагогической деятельности составил 25 лет, то период службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не был включен в трудовой стаж и документ, подтверждающий период прохождения военной службы, не истребовался.

С ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон РФ N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", которым предусмотрен расчет трудовой пенсии по старости, в том числе и досрочной, за общий трудовой стаж, в который период военной службы учитывается.

Как поясняет представитель ответчика (что подтверждено письменными разъяснениями в адрес истца, представленными в материалы гражданского дела) документ о прохождении военной службы в пенсионном деле Ненашева В.А. отсутствовал, поэтому пенсионным фондом не был зачтен период службы в армии в общий трудовой стаж при назначении пенсии по специальным основаниям.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ №Н-399 пенсионный фонд сообщил истцу о возможности предоставления документа о военной службе для перерасчета пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.

После предоставления указанного документа, пенсионным фондом в общий трудовой стаж был включен период военной службы и произведен перерасчет пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку общий трудовой стаж составил 31 год 10 месяцев 3 дня, истцу перечислена сумма недополученной пенсии в размере 40 544,99 руб.

Обращаясь в суд, Ненашев В.А. указывает, что ему должны были включить службу в армии в педагогический стаж и в общий стаж в льготном исчислении как один день военной службы за два дня работы. Иные требования являются вытекающими.

Оценивая основания иска, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 83 Закона РСФСР N 340 от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в РФ" списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий, утверждаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

Согласно Постановлению Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет» в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).

Период военной службы зачету в стаж педагогической деятельности не предусматривался.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П изложил правовую позицию, согласно которой ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники указанных правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

В этой связи в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства, действовавшего на момент приобретения права.

Аналогичное положение закреплено и в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", где разъяснено, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 года "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон РФ от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).В период прохождения истцом службы в Вооруженных Силах СССР по призыву с 18 мая 1973 года по 4 мая 1975 года действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 N 1397, пп. "г" п. 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР. При этом в силу п. 4 названного Положения в качестве условия зачета службы в армии в стаж работы по специальности было предусмотрено наличие у лица, обратившегося за назначением пенсии, не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию. Данный период относится к периоду до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам. Однако в вышеприведенном Положении отсутствуют нормы, предусматривающие исчисление при назначении пенсии в связи с специальным педагогическим стажем за время прохождения службы по призыву в льготном порядке как один день военной службы за два дня работы. Таким образом, в соответствии с действовавшим в спорный период времени законодательством служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в специальный педагогический стаж (выслугу лет) при назначении пенсии работникам просвещения только в календарном порядке при решении вопроса о назначении пенсии при наличии определенных условий. Поскольку истцу для назначения пенсии по выслуге лет хватало специального педагогического стажа, ему не был включен период службы в армии. Названное Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой". Впоследствии нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с Законом РФ от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", а также действующим в настоящее время законодательством в сфере пенсионного обеспечения возможность включения в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периода прохождения военной службы по призыву не предусмотрена. Так, Постановлением Правительства РФ N 781 от 29 октября 2002 года утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, которые не предусматривают возможности для зачета в специальный стаж педагогических работников периодов прохождения военной службы по призыву, в том числе в льготном исчислении. При разрешении дела не подлежит применению абз. 1 п. 3 ст. 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", в соответствии с которым время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву - один день военной службы за два дня работы, поскольку указанная норма не регулирует вопросы исчисления специального стажа педагогической деятельности при определении права на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии со ст. 80 Закона от 20 ноября 1990 года №340-1 «О государственных пенсиях в РФ» и в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Поскольку ни пенсионным законодательством, действовавшим на момент службы истца в Вооруженных Силах СССР, ни пенсионным законодательством, действовавшим на момент обращения за пенсией и действующим в настоящее время, включение в стаж периода службы в Вооруженных Силах в льготном исчислении не предусмотрено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для включения периода службы истца в Вооруженных Силах СССР в льготном исчислении, из расчета один день службы за два дня работы. Доводы истца о применении ФЗ №76 от 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих» основаны на неправильном толковании и применении норм материального права. Время нахождения истца на военной службе по призыву включено в общий стаж пенсионным фондом исходя из принципа правовой определенности на основании ступившего в законную силу с 1 января 2002 года Федерального закона РФ N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", которым предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР. Указанным нормативным актом исчисление периода военной службы по призыву при назначении пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в льготном порядке не предусмотрено. При таких обстоятельствах, ответчик обоснованно включил в общий стаж истца период военной службы по призыву в календарном исчислении, произвел перерасчет пенсии с 1 января 2002 года, а так же произвел доплату в размере 40 544,99 руб. Кроме того, размер пенсии Ненашева В.А. на 1 января 2002 года, определенный в соответствии с п. 3 ст. 30 ФЗ от 17 декабря 2001 года №173 (без включения периода службы в общий стаж) составил 1 183,07 руб. В соответствии с п. 4 ст. 40 указанного закона (с учетом периода службы, в том числе исчисленной в двойном размере) был бы ограничен суммой, указанной в п.4 ст. 30 ФЗ №173-ФЗ. В соответствии со ст. 30 Закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», при оценке пенсионных прав застрахованных лиц расчетный размер трудовой пенсии определяется: - по п. 3, при этом расчетный размер трудовой пенсии по старости (в том числе с учетом службы в вооруженных силах) устанавливается путем умножения стажевого коэффициента на отношение среднемесячного заработка пенсионера к средней заработной плате по стране за одинаковый период в размере не свыше 1,2 и на среднюю заработную плату в стране за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года – 1 671 руб. Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением периодов работы в течении полного навигационного периода на водном транспорте и периодов работы в течении полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности; - по п.4 за трудовой стаж (в том числе с учетом службы в вооруженных силах исчисляемой в двойном размере), расчетный размер пенсии устанавливается умножением среднемесячного заработка на стажевой коэффициент. При этом, при наличии общего трудового стажа равного по продолжительности страховому стажу, требуемому для назначения пенсии по старости расчетный размер пенсии не может превышать сумм, равную 555,96 руб. Согласно расчетов, представленным пенсионным фондом при исчислении срока службы в армии в льготном порядке и назначении пенсии по общим основаниям размер пенсии Ненашева В.А. уменьшится, что повлечет умаление его пенсионных прав. Ссылки Ненашева В.А. на Письмо Минобрнауки РФ N 20-58-19620-5, Профсоюза работников народного образования и науки РФ N 7 от 16 января 2001 года "О порядке зачета в педагогический стаж времени работы в отдельных учреждениях (организациях)", которое утратило силу с 26 октября 2004 года, Письмо Минобрнауки РФ N АФ-947, Профсоюза работников народного образования и науки РФ N 96 от 26 октября 2004 года "О размерах и условиях оплаты труда работников образовательных учреждений в 2005 году", Инструкцию Министерства Просвещения, утв. Приказом Минпроса ССР от 16 мая 1985 года №94 «О порядке исчисления заработной платы работников просвещения с учетом дополнений и изменений, внесенных приказом Госкомитета СССР по народному образованию» суд не принимает во внимание, поскольку данные акты не устанавливают правил и порядка исчисления педагогического стажа для целей применения при определении права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с Законом «О государственных пенсиях в Российской Федерации», Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Ссылки истца на представленную правоприменительную практику, определения ВС РФ не имеют значения в рассматриваемом споре, поскольку судебные акты касаются вопросов включения службы армии в календарном порядке в специальный стаж при назначении пенсии и наличии на это прав граждан. Предметом споров не являлись обстоятельства льготного исчисления срока службы в армии при назначении пенсии педагогам. С учетом изложенного исковые требования Ненашева В.А. о включении в специальный, общий стаж периода службы в Вооруженных Силах СССР с 18 мая 1973 года по 4 мая 1975 года в льготном исчислении из расчета один день военной службы за два дня работы, перерасчете пенсии, выплате компенсации не подлежат удовлетворению.Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Ненашева .... к УПФ России в .... об обязании включить период службы в армии в льготном исчислении, произвести перерасчет пенсии, выплатить компенсацию оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в ....вой суд через Центральный районный суд .... в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Королькова И.А.

2-2146/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Ненашев В.А.
Ненашев Владимир Александрович
Ответчики
ГУ УПФ РФ г. Барнаула
Суд
Центральный районный суд г. Барнаул
Дело на сайте суда
centralny.alt.sudrf.ru
05.03.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.03.2018Передача материалов судье
07.03.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.03.2018Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
07.03.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.04.2018Предварительное судебное заседание
17.05.2018Судебное заседание
24.05.2018Судебное заседание
05.06.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.06.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.06.2018Дело оформлено
08.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.05.2020Передача материалов судье
08.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.05.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
08.05.2020Предварительное судебное заседание
08.05.2020Судебное заседание
08.05.2020Судебное заседание
08.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.05.2020Дело оформлено
08.05.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее