Решение по делу № 5-2598/2022 от 31.03.2022

УИД 10RS0011-01-2022-005686-55

(№5-2598/2022)

ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

25 мая 2022года                         г. Петрозаводск

Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2022 года

Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия (Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Красная, д. 33) Нуриева Анна Валерьевна, при секретаре Ординой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении

ООО «Агроторг» (далее ООО «Агроторг», Общество, юридическое лицо), <данные изъяты>

установил:

ДД.ММ.ГГГГ ООО «Агроторг» по адресу осуществления деятельности: <адрес>, магазин «<данные изъяты>», допущены нарушения санитарно-эпидемиологических требований при реализации готовой пищевой продукции, а именно: реализация готовой к употреблению пищевой продукции (хлебобулочные изделия), производимой в отделе выпечки магазина «<данные изъяты>», осуществляется без потребительской упаковки, чем нарушен пункт 8.4 Санитарных Правил 2.3.6.3668-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 20.11.2020 № 36.

Представитель Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия Юрышев Д.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании доводы, изложенные в протоколе об административном правонарушении, поддержал в полном объеме.

В судебное заседание законный представитель ООО «Агроторг» - ООО «Корпоративный центр ИКС 5» не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Защитник ООО «Агроторг» Лупу С.В., действующий по доверенности, в судебном заседании с вменяемым правонарушением не согласился, полагал, что Обществом в полном объеме выполнен пункт 8.4 Санитарных Правил 2.3.6.3668-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию», просил производство по делу прекратить, полагал, что действия юридического лица неверно квалифицированы административным органом по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, а надлежало по ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, просил применить положения ст. 2.9 КоАП РФ. Полагает, что при составлении протокола не учтено письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому до ДД.ММ.ГГГГ разрешено осуществлять реализацию неупакованного производителем хлеба иными способами при соблюдении мер профилактики инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (использование щипцов, одноразовых перчаток, обеспечение потребителей одноразовыми фасовочными пакетами и т.д.).

Заслушав объяснения явившихся лиц, допросив свидетеля, изучив видеозапись, исследовав материалы настоящего дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу части 2 статьи 6.3 КоАП РФ, введенной в действие в соответствии с Федеральным законом от 01.04.2020 № 99-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 №66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих» в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 №715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих», включена коронавирусная инфекция (2019-nCoV).

В силу положений статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в числе прочего, посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

В статье 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.

Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования (пункт 5 ст. 15 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 39 указанного Федерального закона на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Федерального закона № 52-ФЗ).

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 20.11.2020 № 36 утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 2.3.6.3668-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию».

В силу пункта 8.4 Санитарных Правил 2.3.6.3668-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию» реализация пищевой продукции, не упакованной производителем, непосредственно употребляемой в пищу без какой-либо предварительной обработки (мытье, термическая обработка), должна осуществляться в потребительской упаковке, за исключением случаев реализации пищевой продукции через торговые аппараты и (или) дозирующие устройства, исключающие непосредственный контакт потребителя с продукцией до осуществления фасовки.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 6, подпунктом «в» пункта 8 статьи 4.1, подпунктами «м» и «у» пункта 1 статьи 11, абзацем 5 статьи 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», пунктом 1 Распоряжения Главы Республики Карелия от 12.03.2020 № 127-р «О введении с 12 марта 2020 года на территорииРеспублики Карелия режима повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Карелия» в связи с угрозой распространения на территории Республики Карелия новой коронавирусной инфекции (COVID-19) с 12 марта 2020 года на территории Республики Карелия введен режим повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Карелия.

Установлено, что в ходе инспекционного визита, проведенного на основании решения врио заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия № от ДД.ММ.ГГГГ, ведущим специалистом-экспертом отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия Шаруевой Л.В. ДД.ММ.ГГГГ в период с <адрес> мин. выявлено, что ООО «Агроторг» при осуществлении деятельности по реализации пищевой продукции в магазине «<данные изъяты>», расположенном по адресу: <адрес>, в нарушение пункта 8.4 Санитарных Правил 2.3.6.3668-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию» осуществляет реализацию готовой к употреблению пищевой продукции (хлебобулочные изделия), производимой в отделе выпечки магазина «<данные изъяты>», без потребительской упаковки: а именно: <данные изъяты>

Событие инкриминируемого административного правонарушения и виновность юридического лица в его совершении подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, который соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП РФ и существенных недостатков не имеет; решением органа государственного контроля (надзора) от ДД.ММ.ГГГГ о проведении инспекционного визита в отношении ООО «Агроторг»; протоколом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ отдела выпечки, расположенного в торговом зале магазина «Пятерочка» ООО «Агроторг» по адресу: <адрес> предписанием об устранении выявленных нарушений обязательных требований № от ДД.ММ.ГГГГ; актом инспекционного визита № от ДД.ММ.ГГГГ; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении юридического лица; видеозаписью; другими материалами дела.

Данные доказательства судья признает относимыми, допустимыми, достоверными и в совокупности достаточными для разрешения дела об административном правонарушении и установления вины ООО «Агроторг» в совершении вменяемого административного правонарушения.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к выводу о доказанности вины ООО «Агроторг» в совершении административного правонарушения и квалифицирует его действия по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ – нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил, совершенные в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина).

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое указанным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

По смыслу вышеприведенной нормы закона, при решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм возлагается на юридическое лицо.

Между тем, имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у ООО «Агроторг» имелась возможность для соблюдения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, но юридическом лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вопреки доводам защитника оснований для переквалификации действий юридического лица на часть 1 статьи 6.3 КоАП РФ не имеется.

Согласно пунктам 1.1, 9.5 СП 2.3.6.3668-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию» данные Правила направлены на охрану жизни и здоровья населения, предотвращение возникновения и распространения инфекционных, неинфекционных заболеваний и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности юридических и физических лиц, связанной с реализацией пищевой продукции.

Реализация хлеба, кондитерских и хлебобулочных изделий должна осуществляться в упакованном виде.

Исходя из смысловой нагрузки, заложенной в части 2 статьи 6.3 КоАП РФ диспозиции и разъяснения, содержащегося в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории РФ новой коронавирусной инфекции (COVID-19) №1, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020 (22 вопрос), по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ подлежат квалификации нарушения санитарно-эпидемиологических требований, направленных на предотвращение возникновения или распространения опасного заболевания, в связи с угрозой распространения которого законодательством введены разные ограничительные меры.

При осуществлении деятельности, связанной с реализацией пищевой продукции, ООО «Агроторг» обязано обеспечить выполнение законодательства, санитарных правил по профилактике новой коронавирусной инфекции с той степенью заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения таких требований.

В рассматриваемом случае выявленное нарушение допущено в период угрозы распространения на территории Республики Карелия заболевания, представляющего опасность для окружающих, и с учетом человеческого фактора реализация путем самообслуживания неупакованной пищевой продукции не исключает непосредственного контакта зараженного потребителя с продукцией, что в условиях сложившейся санитарно-эпидемиологической обстановки может создать угрозу причинения вреда жизни и здоровью других граждан.

Таким образом, нарушение ООО «Агроторг» действующих санитарных правил в период возникновения угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, образует объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.2 ст.6.3 КоАП РФ.

Доказательств объективной невозможности выполнения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения не представлено и иные обстоятельства, исключающие виновность привлекаемого к ответственности лица в совершении вменяемого деяния, не установлены.

В связи с тем, что положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрена норма, указывающая на преюдициальное значение судебных постановлений и постановлений должностных лиц по вопросам об обстоятельствах, установленных этими актами, и при рассмотрении дела об административном правонарушении судья не связан выводами других субъектов административной юрисдикции о правовой квалификации рассматриваемых отношений и толковании правовых норм, приведенная защитником практика при разрешении данного дела во внимание принята быть не может.

Ссылка защитника на письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 10.03.2022 № 02/5124-2022-17 не имеет юридического значения, поскольку данное письмо не является нормативно-правовым актом, обязательным к исполнению, носит рекомендательный характер и не являлось основанием для несоблюдения ООО «Агроторг» 13.12.2021 требований п.8.4 СП 2.3.6.3668-20.

Кроме того, необходимо обратить внимание на следующее.

В обозначенном письме Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека считает возможным временно (до 01.06.2022) осуществлять реализацию неупакованного производителем хлеба при соблюдении мер профилактики инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (использование щипцов, одноразовых перчаток, обеспечение потребителей одноразовыми фасовочными пакетами и т.д.).

Как следует из протокола осмотра и акта инспекционного визита от ДД.ММ.ГГГГ, составленных должностным лицом Управления Роспортебнадзора по Республике Карелия, в ходе инспекционного визита в магазине «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ установлено, что для реализации хлебобулочной продукции собственного производства в торговом зале магазина предусмотрены трёхъярусные деревянные стеллажи с прозрачными лотками из полимерного материала, имеющие отверстия для самостоятельного взятия потребителей выпечной продукции; вдоль нижнего яруса данных стеллажей имеются целлофановые и бумажные пакеты для упаковывания продукции потребителем; к стеллажам прикреплены щипцы для захватывания хлебобулочной продукции через отверстия в лотках, в которых находится неупакованная хлебобулочная продукция, готовая к употреблению.

Вместе с тем, согласно показаниям ведущего специалиста–эксперта санитарного надзора Управления Роспортебнадзора по Республике Карелия Шаруевой Л.В., допрошенной в судебном заседании в качестве свидетеля, в момент ею проводимого ДД.ММ.ГГГГ осмотра торгового зала магазина, покупатель подошел к стеллажам с хлебобулочными изделиями и начал выбирать подходящую ему продукцию, не используя при этом щипцов, непосредственно контактируя руками с разной продукцией, даже той, которая не была выбрана им для покупки. Указанные обстоятельства зафиксированы на видеозаписи, приложенной к протоколу осмотра. Одноразовых перчаток для покупателей в торговом зале не имелось, как и информационного стенда с разъяснением использования щипцов и одноразовых пакетов, так и работника магазина, осуществляющего контроль за покупателями, имеющими намерение приобрести хлебобулочные изделия, находящиеся в стеллажах без упаковки.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что принятые юридическим лицом меры, применительно к письму от ДД.ММ.ГГГГ, не являются достаточными и действенными для исключения возможности возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний при реализации готовых к употреблению хлебобулочных изделий, производимых в отделе выпечки магазина «Пятерочка», без потребительской упаковки.

Обстоятельств, установленных статьей 2.7 КоАП РФ, исключающих административную ответственность, по делу не установлено.

Наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, отсутствие указанных последствий не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения.

Санитарно-эпидемиологические правила, нарушение которых вменяется юридическому лицу, направлены на охрану жизни и здоровья населения, предотвращение возникновения и распространения инфекционных, неинфекционных заболеваний и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности юридических и физических лиц, связанной с реализацией пищевой продукции. С учетом изложенного, обстоятельства, указанные в статье 2.9 КоАП РФ, для признания правонарушения малозначительным, с учетом характера выявленных нарушений, отсутствуют.

В силу части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Смягчающих административную ответственность обстоятельств не установлено. Отягчающим обстоятельством является повторное совершение однородного административного правонарушения.

При определении вида и размера административного наказания судья учитывает характер совершенного правонарушения, степень вины нарушителя, обстоятельства совершения административного правонарушения, отсутствие смягчающих и наличие отягчающего административную ответственность обстоятельства, и приходит к выводу о том, что в отношении ООО «Агроторг» возможно применить административное наказание в виде административного штрафа.

Исходя из конкретных обстоятельств дела, а также значительного размера минимального штрафа, предусмотренного санкцией статьи, уплата которого может привести к неплатежеспособности ООО «Агроторг», судья считает необходимым на основании частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ снизить минимальный размер административного штрафа, предусмотренного санкцией части 2 статьи 6.3 КоАП РФ, и назначить ООО «Агроторг» наказание в виде административного штрафа в размере 100000 руб. Штраф в указанном размере соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечит достижение целей административного наказания, предусмотренных статьей 3.1 КоАП РФ.

Оснований для применения наказания в виде административного приостановления деятельности не имеется.

Руководствуясь статьями 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

признать ООО «Агроторг» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 100000 (сто тысяч) рублей.

<данные изъяты>

Копию квитанции об уплате административного штрафа представить в Петрозаводский городской суд Республики Карелия (185910, Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Красная, д.33, каб.100).

Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня получения или вручения копии постановления в Верховный Суд Республики Карелия (Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Кирова, д. 27) через Петрозаводский городской суд Республики Карелия (Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Красная, д.33).

Вступившее в законную силу постановление может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: 190900, г. Санкт-Петербург, ВОХ № 1413, фактический адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 26).

Судья                              А.В. Нуриева

5-2598/2022

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено постановление о назначении административного наказания
Ответчики
ООО "Агроторг"
Другие
ООО "КОРПОРАТИВНЫЙ ЦЕНТР ИКС 5"
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Нуриева А.В.
Статьи

6.3

Дело на странице суда
petrozavodsky.kar.sudrf.ru
31.03.2022Передача дела судье
31.03.2022Подготовка дела к рассмотрению
27.04.2022Рассмотрение дела по существу
25.05.2022Рассмотрение дела по существу
27.05.2022Направление копии постановления (определения) в соотв. с ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ
06.06.2022Направленная копия постановления (определения) ВРУЧЕНА
14.06.2022Материалы дела сданы в отдел судебного делопроизводства
17.06.2022Вступление постановления (определения) в законную силу
26.08.2022Сдача материалов дела в архив
25.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее