Дело №
УИД 50RS0№-35
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
13 августа 2024 года <адрес>
Балашихинский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Кулаковой А.Л.,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО7 к Министерству социального развития <адрес> об обязании предоставить меру социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения по месту фактического проживания,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО2 обратился в суд с иском к ответчику, в котором просит признать за ним право на получение мер социальной поддержки по оплате помещения по месту фактического проживания, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах»; обязать предоставить меру социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения по месту фактического проживания с ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование заявленных требований указал, что истец, являясь военнослужащим в/ч 3179, на основании ч. 3 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» зарегистрирован по адресу воинской части: <адрес>, г.о. <данные изъяты> Вместе с тем, на основании договора найма специализированного жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ фактически проживает по адресу: <адрес>, г.о<данные изъяты> В, жил.блок №. За период прохождения военной службы, истец принимал участие в боевых действиях, имеет статус ветерана боевых действий. <данные изъяты> истец обратился в <данные изъяты> № о предоставлении мер социальной поддержки как ветерану боевых действий в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения по месту фактического проживания, установленной подпунктом 5 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах». ДД.ММ.ГГГГ Окружным управлением социального развития № в назначении ежемесячной денежной компенсации платы за жилое помещение отказано в связи с несоответствием документов, необходимых для получения государственной услуги по форме и содержанию требованиям законодательства.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований, относительно предмета спора, привлечена ФИО1.
Истец ФИО2 надлежаще извещенный судом о месте и времени рассмотрения дела, в судебном заседании не присутствовал, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчик Министерство социального развития <адрес> в судебное заседание своего представителя в суд не направило, извещено надлежащим образом, представил письменные возражения относительно заявленных требований.
Третье лицо ФИО1, надлежаще уведомленная о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явилась.
Исследовав письменные материалы дела и представленные доказательства в их совокупности и взаимозависимости, суд приходит к следующему.
Согласно подпункта 5 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах», ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4, 8 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки в числе которых, компенсация расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов: платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади); взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади). Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, а также членам семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающим.
В силу положений ст. ст. 27 - 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах», ветераны имеют право на обращение в суд за защитой прав, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации мер социальной поддержки. Реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до ДД.ММ.ГГГГ или Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ) военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее - Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ №) регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства. Под местом жительства понимаются жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с настоящим Законом может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина.
Согласно ст. 3 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в <адрес> (далее - Порядок предоставления мер социальной поддержки).
Согласно п. 2 Порядка, меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в виде ежемесячной денежной компенсации расходов по их оплате по месту жительства получателя (далее - компенсация).
Согласно п. 5 Порядка для назначения компенсации необходимы следующие документы и сведения:
заявление получателя на имя руководителя территориального подразделения Министерства о выплате компенсации с указанием способа ее получения по форме, утвержденной Министерством социального развития <адрес>;
паспорт или иной документ, удостоверяющий личность получателя в соответствии с законодательством Российской Федерации;
документ, подтверждающий место жительства получателя в <адрес>, если эти сведения не содержатся в документе, удостоверяющем личность;
удостоверение или справка установленного образца, подтверждающие право на получение компенсации, за исключением лиц, которым установлена инвалидность;
копия финансового лицевого счета или иной документ, подтверждающий количество лиц, зарегистрированных по месту жительства получателя;
документ, подтверждающий право собственности получателя на жилое помещение, в котором он зарегистрирован по месту жительства;
согласие субъектов персональных данных, указанных в заявлении, на обработку персональных данных (далее - согласие на обработку персональных данных);
сведения о наличии (отсутствии) подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем 3 последних года.
В соответствии с п. 20 Порядка, решение о назначении компенсации либо об отказе в ее назначении принимается в течение 7 рабочих дней со дня обращения за компенсацией. Компенсация назначается с месяца наступления права на ее назначение, но не более чем за два месяца до подачи заявления.
Как следует из п. 21 Порядка, основаниями для отказа в назначении компенсации являются: отсутствие у получателя права на получение компенсации; представление получателем неполных и (или) недостоверных сведений; представление заявления и документов с противоречивыми сведениями; противоречие представленных получателем документов сведениям, поступившим в порядке межведомственного взаимодействия; представление документов, не соответствующих по форме или содержанию требованиям законодательства Российской Федерации; подача заявления лицом, не имеющим полномочий представлять интересы получателя; получение компенсации получателем по такому же или другому основанию; отзыв заявления по инициативе получателя; некорректное заполнение обязательных полей в заявлении; наличие у получателя подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года.
В силу ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ФИО2 является ветераном боевых действий, что подтверждается удостоверением серии ВВ № от ДД.ММ.ГГГГ.
Истец зарегистрирован по адресу воинской части: <адрес>, г.о. <данные изъяты>, что подтверждается копией паспорта.
На основании договора найма специализированного жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного <данные изъяты>) и ФИО2 (наниматель), истец с семьей – женой ФИО1 фактически проживают по адресу: <адрес>, г.о. Балашиха, мкр. <данные изъяты> задолженности по оплате коммунальных услуг не имеется, что подтверждено представленными в материалы дела квитанциями.
При таких обстоятельствах, истец имеет право на предоставление ему такой меры социальной поддержки как компенсация расходов на оплату жилого помещения в размере 50 процентов, которая предусмотрена п.п. 5 п. 1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах», в том числе, и в отношении указанного выше жилого помещения.
<данные изъяты> года истец обратился в Министерство социального развития <адрес> с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации платы за занимаемую общую площадь жилого помещения и стоимости коммунальных услуг по категории «<данные изъяты>» по месту временного пребывания по адресу: <адрес>, г.о. <данные изъяты>, жил.блок 45.
ДД.ММ.ГГГГ решением Министерства социального развития <адрес> № в назначении ежемесячной денежной компенсации платы за жилое помещение отказано в связи с несоответствием документов, необходимых для получения государственной услуги по форме и содержанию требованиям законодательства РФ, а именно ввиду отсутствия документа, подтверждающего его место жительства.
Вместе с тем, данные обстоятельства сами по себе не являются основанием для отказа в предоставлении ФИО2 той меры социальной поддержки, за получением которой он обратился к ответчику.
Согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В соответствии со ст. 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Однако регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, законами РФ, Конституциями и законами республик в составе РФ.
Статьей 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что местом жительства гражданина является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
На основании анализа указанных положений Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» следует, что регистрация не входит в понятие «место жительства» и является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства. Таким образом, отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления судом места жительства гражданина на основе других доказательств, не обязательно исходящих от органа регистрационного учета.
Таким образом, с учетом положений приведенного федерального законодательства, а также принимая во внимание, что истец фактически проживает по адресу: <адрес>, г.о. Балашиха, мкр. Никольско-Архангельский, шоссе Энтузиастов, вл.2, стр. В, жил.блок 45 на основании заключенного в установленном законом порядке договора пользования служебным жилым помещением, истец и совместно проживающие с ним члены семьи не могут быть лишены предоставленного им положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» права на получение мер социальной поддержки, предоставляемых ветеранам боевых действий и членам их семей только по причине отсутствия документов, подтверждающих его фактическое проживание.
С учетом данных обстоятельств, учитывая требования истца о признании права на получение мер социальной поддержки с ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу, что требования истца о праве как ветерана боевых действий, на получение мер социальной поддержки, предусмотренных п.п. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ «О ветеранах» по адресу фактического проживания являются обоснованными и истец имеет право на предоставление ему данной меры социальной поддержки по адресу: <адрес>, г<данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ.
Нарушенное право ФИО2 возможно восстановить путем обязания ответчика предоставить истцу меру социальной поддержки, предусмотренную п.п. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «<данные изъяты> занимаемой общей площади жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, г<данные изъяты> <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ.
Иных требований по данному гражданскому делу не заявлено.
Таким образом, по указанным выше основаниям, рассматриваемый в данном гражданском деле иск подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО6 Артёма ФИО2 удовлетворить.
Признать за ФИО6 Артёмом ФИО2 (<данные изъяты> №) право на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренной п.п. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» в виде ежемесячной денежной компенсации оплаты жилого помещения по адресу: <адрес>, г.<данные изъяты>
Обязать Министерство социального развития <адрес> предоставить ФИО6 Артёму ФИО2 меру социальной поддержки, предусмотренную п.п. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения <данные изъяты> жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <данные изъяты>, <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Балашихинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.Л. Кулакова
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья А.Л. Кулакова