Решение по делу № 33-5680/2023 от 26.04.2023

УИД 34RS0002 – 01 – 2022 – 009111 – 36

Судья Землянухина Н.С. Дело № 33 – 5680/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Волгоград 18 мая 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Андреева А.А.,

судей Лисовского А.М., Поликарпова В.В.,

при помощнике судьи Газимаевой Х.Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № <...> – 593/2023 по иску Волгоградской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к ФКУ «ЛИУ № <...>» УФСИН России по <адрес> и УФСИН России по <адрес> о возложении обязанности,

по апелляционной жалобе ответчика УФСИН России по <адрес> в лице представителя Григорьевой ОВ на решение Дзержинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:

иск Волгоградской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к ФКУ «ЛИУ № <...>» УФСИН России по <адрес> и УФСИН России по <адрес> о возложении обязанности, удовлетворить.

Возложить на УФСИН России по <адрес> (№ <...>) обязанность обеспечить финансирование мероприятия по ликвидации несанкционированной свалки с промышленной территории ФКУ «ЛИУ № <...>» УФСИН России по <адрес> в течение двух месяцев с момента вступления судебного решения в законную силу.

Возложить обязанность на ФКУ «ЛИУ № <...>» УФСИН России по <адрес> (№ <...>) ликвидировать несанкционированную свалку на территории промышленной зоны ФКУ «ЛИУ № <...>» в течение трёх месяцев с момента поступления из УФСИН России по <адрес> финансирования мероприятий по ликвидации несанкционированной свалки с промышленной территории ФКУ «ЛИУ № <...>» УФСИН России по <адрес>.

Заслушав доклад судьи Лисовского А.М., выслушав представителей ответчиков УФСИН России по <адрес> по доверенности Григорьеву О.В. и ФКУ «ЛИУ № <...>» УФСИН России по <адрес> по доверенности Щербакову А.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, прокурора Романенко Ф.С., возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

установила:

Волгоградская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с иском к ФКУ «ЛИУ № <...>» УФСИН России по <адрес> и УФСИН России по <адрес> о возложении обязанности.

В обоснование заявленных требований указано, что Волгоградской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проведена проверка соблюдения уголовно-исполнительного законодательства на территории ФКУ «ЛИУ-15» УФСИН России по <адрес>, которое является юридическим лицом, состоящим на налоговом учёте и в соответствии со ст.1.1 Устава относится к учреждениям уголовно-исполнительной системы, исполняющим наказание в виде лишения свободы, несёт связанные с целями деятельности обязанности.

При этом в процессе как основной деятельности указанного учреждения – исполнение наказания в виде лишения свободы, так и вспомогательной – производственная деятельность, образуются отходы производства и потребления, которые требуют принятия предусмотренных законом мер для их размещения и утилизации.

Так, ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки установлено, что на территории промышленной зоны ФКУ «ЛИУ-15» УФСИН России по <адрес>, на участке земли размером 10x15 м, осуществляется складирование отходов от разбора зданий и битума.

Указанное место складирования отходов расположено на не отведённой для этого проектом нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов территории.

Таким образом, действия учреждения по размещению отходов вне предназначенных для этого контейнеров нарушают требования законодательства и нарушают права осужденных на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья.

Ранее прокуратурой доводилось до сведения руководства ФКУ «ЛИУ-15» УФСИН России по <адрес> о необходимости ликвидации указанной свалки, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ вынесено руководства ФКУ «ЛИУ-15» УФСИН России по <адрес> соответствующее представление.

В полученном ответе на указанное представление от ДД.ММ.ГГГГ № <...> и дополнительном ответе от ДД.ММ.ГГГГ № <...> содержится указание о невозможности принятия администрацией ФКУ «ЛИУ-15» УФСИН России по <адрес> действенных мер по устранению нарушений закона в связи с отсутствием необходимых денежных средств для устранения выявленных прокуратурой нарушений.

В этой связи, Волгоградская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях просила возложить на УФСИН России по <адрес> в течение двух месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу обязанность профинансировать мероприятия по ликвидации несанкционированной свалки с промышленной территории ФКУ «ЛИУ № <...>» УФСИН России по <адрес>, при этом возложить на ФКУ «ЛИУ № <...>» УФСИН России по <адрес> обязанность в течение трёх месяцев со дня поступления из УФСИН России по <адрес> финансирования ликвидировать несанкционированную свалку на территории промышленной зоны исправительного учреждения.

Судом первой инстанции постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе УФСИН России по <адрес> в лице представителя Григорьевой О.В. оспаривает законность и обоснованность решения суда первой инстанции, просит его отменить в части возложения обязанности профинансировать мероприятия по ликвидации несанкционированной свалки с территории ФКУ «ЛИУ № <...>» УФСИН России по <адрес>, принять по делу в указанной части новое решение, которым в удовлетворении таких требований отказать. Указывает, что документы, подтверждающие доведение лимитов бюджетных обязательств на оказание услуг по транспортировке отходов, содержатся в материалах дела, что не учтено при разрешении возникшего спора.

Прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях полагает необходимым в представленных возражениях постановленное судом первой инстанции решение оставить без изменения, тогда как апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав явившихся лиц, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.

Из представленных материалов дела следует и установлено судом апелляционной инстанции, что Волгоградской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проведена проверка соблюдения уголовно-исполнительного законодательства на территории ФКУ «ЛИУ № <...>» УФСИН России по <адрес>.

ФКУ «ЛИУ № <...>» УФСИН России по <адрес> является юридическим лицом, состоящим на налоговом учёте и в соответствии со ст.1.1 Устава относится к учреждениям уголовно-исполнительной системы, исполняющим наказание в виде лишения свободы, несёт связанные с целями деятельности обязанности.

В процессе как основной деятельности указанного исправительного учреждения (исполнение наказания виде лишения свободы), так и вспомогательной (производственная деятельность) образуются отходы производства и потребления, которые требуют принятия предусмотренных законом мер для их размещения и утилизации.

ДД.ММ.ГГГГ Волгоградской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях вынесено представление в отношении ФКУ «ЛИУ № <...>» УФСИН России по <адрес> в части устранения нарушений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

ДД.ММ.ГГГГ проверкой установлено, что на территории промышленной зоны ФКУ «ЛИУ № <...>» УФСИН России по <адрес> в не отведённом для этого проектом нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов территории месте, допускается хранение строительного мусора в виде отходов от разбора зданий и битума на участке земли размером 10x15 м, что подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ и фототаблицей.

Невозможность принятия мер по устранению выявленных нарушений обусловлено отсутствием финансирования лечебно исправительного учреждения, что подтверждается ответами от ДД.ММ.ГГГГ № <...> и ДД.ММ.ГГГГ № <...>

Согласно абз. 2, 21 и 25 ст.3 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, обязательности финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.

В п. 1 и 2 ст.39 названного Закона установлено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.

На основании п. 1 ст.51 того же Закона и п. 2 ст.21, п. 1 ст.22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

Создание несанкционированной свалки на земельных участках и на землях лесного фонда подвергает отрицательному воздействию качество жизни и благополучия неопределенного круга лиц. Нарушаются права неопределенного круга лиц на обитание в здоровой, сбалансированной окружающей среде в отсутствие угрозы их образу жизни, что отрицательно сказывается на соблюдении уважения личной жизни неопределенного круга лиц в значении ст.8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В соответствии с п. 3 ст.39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Пунктом 3 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации установлена обязанность администрации исправительных учреждений нести ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

Согласно п. 3 ст.13 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № <...> «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» обеспечение охраны здоровья осужденных – одна из обязанностей уголовно-исполнительной системы. Поэтому выполнение норм, направленных на охрану здоровья, создание необходимых материально-технических, медико-санитарных и иных средств соблюдения охраны здоровья осужденных, является важнейшим направлением деятельности персонала исправительных учреждений.

В соответствии со ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст.123 Конституции Российской Федерации и ст.12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суд первой инстанции, разрешая возникший спор, исходил из того, что размещение несанкционированной свалки на территории лечебно-исправительного учреждения влечёт нарушение требований законодательства об охране окружающей среды и прав осуждённых на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья, в связи с чем, руководствуясь приведёнными нормами права, пришёл к выводу о правомерности и удовлетворении иска.

Оснований не согласиться с обоснованностью и правомерностью указанных выводов суда первой инстанции, судебная коллегия не усматривает, поскольку суд правильно определил круг существенных обстоятельств дела и дал надлежащую оценку доказательствам по правилам ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Выводы суда первой инстанции мотивированы и последовательны, они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.

Каких-либо доказательств, подтверждающих принятие действительных мер по устранению несанкционированной свалки, ФКУ «ЛИУ № <...>» УФСИН России по <адрес> и УФСИН России по <адрес> в нарушение требований ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.

Доводы апеллянта, содержащиеся в жалобе, о выделении УФСИН России по <адрес> необходимых денежных средств на оказание ФКУ «ЛИУ № <...>» УФСИН России по <адрес> услуг по транспортировке отходов, подлежат отклонению, исходя из следующего.

Так, УФСИН России по <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ доведено финансирование ФКУ «ЛИУ № <...>» УФСИН России по <адрес> в размере 276464 рублей 65 копеек на оказание услуг вывоза лишь твёрдо-коммунальных отходов по № <...>.

Между тем, финансирование лечебно-исправительного учреждения на оказание услуг вывоза размещённого и хранящегося вне отведённом месте и специальных контейнеров строительного мусора в виде отходов от разбора зданий и битума, не установлено.

Каких-либо доказательств, подтверждающих принятие действительных мер по устранению несанкционированной свалки, как ФКУ «ЛИУ № <...>» УФСИН России по <адрес>, так и УФСИН России по <адрес> в нарушение требований ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.

В целом, изложенные в апелляционной жалобе доводы, сводятся к выражению несогласия с оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, произведённой судом первой инстанции в полном соответствии с нормами действующего законодательства, тогда как оснований иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств, суд апелляционной инстанции не усматривает.

Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену постановленного решения, о чём содержится просьба в апелляционной жалобе, судом первой инстанции не допущено.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований его отмены по изложенным в апелляционной жалобе доводам, не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь ст.328Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

определила:

решение Дзержинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу УФСИН России по <адрес> в лице представителя Григорьевой ОВ – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трёх месяцев в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции (<адрес>) через Дзержинский районный суд <адрес>.

Председательствующий судья:

Судьи:

УИД 34RS0002 – 01 – 2022 – 009111 – 36

Судья Землянухина Н.С. Дело № 33 – 5680/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Волгоград 18 мая 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Андреева А.А.,

судей Лисовского А.М., Поликарпова В.В.,

при помощнике судьи Газимаевой Х.Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № <...> – 593/2023 по иску Волгоградской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к ФКУ «ЛИУ № <...>» УФСИН России по <адрес> и УФСИН России по <адрес> о возложении обязанности,

по апелляционной жалобе ответчика УФСИН России по <адрес> в лице представителя Григорьевой ОВ на решение Дзержинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:

иск Волгоградской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к ФКУ «ЛИУ № <...>» УФСИН России по <адрес> и УФСИН России по <адрес> о возложении обязанности, удовлетворить.

Возложить на УФСИН России по <адрес> (№ <...>) обязанность обеспечить финансирование мероприятия по ликвидации несанкционированной свалки с промышленной территории ФКУ «ЛИУ № <...>» УФСИН России по <адрес> в течение двух месяцев с момента вступления судебного решения в законную силу.

Возложить обязанность на ФКУ «ЛИУ № <...>» УФСИН России по <адрес> (№ <...>) ликвидировать несанкционированную свалку на территории промышленной зоны ФКУ «ЛИУ № <...>» в течение трёх месяцев с момента поступления из УФСИН России по <адрес> финансирования мероприятий по ликвидации несанкционированной свалки с промышленной территории ФКУ «ЛИУ № <...>» УФСИН России по <адрес>.

Заслушав доклад судьи Лисовского А.М., выслушав представителей ответчиков УФСИН России по <адрес> по доверенности Григорьеву О.В. и ФКУ «ЛИУ № <...>» УФСИН России по <адрес> по доверенности Щербакову А.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, прокурора Романенко Ф.С., возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

установила:

Волгоградская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с иском к ФКУ «ЛИУ № <...>» УФСИН России по <адрес> и УФСИН России по <адрес> о возложении обязанности.

В обоснование заявленных требований указано, что Волгоградской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проведена проверка соблюдения уголовно-исполнительного законодательства на территории ФКУ «ЛИУ-15» УФСИН России по <адрес>, которое является юридическим лицом, состоящим на налоговом учёте и в соответствии со ст.1.1 Устава относится к учреждениям уголовно-исполнительной системы, исполняющим наказание в виде лишения свободы, несёт связанные с целями деятельности обязанности.

При этом в процессе как основной деятельности указанного учреждения – исполнение наказания в виде лишения свободы, так и вспомогательной – производственная деятельность, образуются отходы производства и потребления, которые требуют принятия предусмотренных законом мер для их размещения и утилизации.

Так, ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки установлено, что на территории промышленной зоны ФКУ «ЛИУ-15» УФСИН России по <адрес>, на участке земли размером 10x15 м, осуществляется складирование отходов от разбора зданий и битума.

Указанное место складирования отходов расположено на не отведённой для этого проектом нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов территории.

Таким образом, действия учреждения по размещению отходов вне предназначенных для этого контейнеров нарушают требования законодательства и нарушают права осужденных на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья.

Ранее прокуратурой доводилось до сведения руководства ФКУ «ЛИУ-15» УФСИН России по <адрес> о необходимости ликвидации указанной свалки, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ вынесено руководства ФКУ «ЛИУ-15» УФСИН России по <адрес> соответствующее представление.

В полученном ответе на указанное представление от ДД.ММ.ГГГГ № <...> и дополнительном ответе от ДД.ММ.ГГГГ № <...> содержится указание о невозможности принятия администрацией ФКУ «ЛИУ-15» УФСИН России по <адрес> действенных мер по устранению нарушений закона в связи с отсутствием необходимых денежных средств для устранения выявленных прокуратурой нарушений.

В этой связи, Волгоградская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях просила возложить на УФСИН России по <адрес> в течение двух месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу обязанность профинансировать мероприятия по ликвидации несанкционированной свалки с промышленной территории ФКУ «ЛИУ № <...>» УФСИН России по <адрес>, при этом возложить на ФКУ «ЛИУ № <...>» УФСИН России по <адрес> обязанность в течение трёх месяцев со дня поступления из УФСИН России по <адрес> финансирования ликвидировать несанкционированную свалку на территории промышленной зоны исправительного учреждения.

Судом первой инстанции постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе УФСИН России по <адрес> в лице представителя Григорьевой О.В. оспаривает законность и обоснованность решения суда первой инстанции, просит его отменить в части возложения обязанности профинансировать мероприятия по ликвидации несанкционированной свалки с территории ФКУ «ЛИУ № <...>» УФСИН России по <адрес>, принять по делу в указанной части новое решение, которым в удовлетворении таких требований отказать. Указывает, что документы, подтверждающие доведение лимитов бюджетных обязательств на оказание услуг по транспортировке отходов, содержатся в материалах дела, что не учтено при разрешении возникшего спора.

Прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях полагает необходимым в представленных возражениях постановленное судом первой инстанции решение оставить без изменения, тогда как апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав явившихся лиц, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.

Из представленных материалов дела следует и установлено судом апелляционной инстанции, что Волгоградской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проведена проверка соблюдения уголовно-исполнительного законодательства на территории ФКУ «ЛИУ № <...>» УФСИН России по <адрес>.

ФКУ «ЛИУ № <...>» УФСИН России по <адрес> является юридическим лицом, состоящим на налоговом учёте и в соответствии со ст.1.1 Устава относится к учреждениям уголовно-исполнительной системы, исполняющим наказание в виде лишения свободы, несёт связанные с целями деятельности обязанности.

В процессе как основной деятельности указанного исправительного учреждения (исполнение наказания виде лишения свободы), так и вспомогательной (производственная деятельность) образуются отходы производства и потребления, которые требуют принятия предусмотренных законом мер для их размещения и утилизации.

ДД.ММ.ГГГГ Волгоградской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях вынесено представление в отношении ФКУ «ЛИУ № <...>» УФСИН России по <адрес> в части устранения нарушений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

ДД.ММ.ГГГГ проверкой установлено, что на территории промышленной зоны ФКУ «ЛИУ № <...>» УФСИН России по <адрес> в не отведённом для этого проектом нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов территории месте, допускается хранение строительного мусора в виде отходов от разбора зданий и битума на участке земли размером 10x15 м, что подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ и фототаблицей.

Невозможность принятия мер по устранению выявленных нарушений обусловлено отсутствием финансирования лечебно исправительного учреждения, что подтверждается ответами от ДД.ММ.ГГГГ № <...> и ДД.ММ.ГГГГ № <...>

Согласно абз. 2, 21 и 25 ст.3 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, обязательности финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.

В п. 1 и 2 ст.39 названного Закона установлено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.

На основании п. 1 ст.51 того же Закона и п. 2 ст.21, п. 1 ст.22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

Создание несанкционированной свалки на земельных участках и на землях лесного фонда подвергает отрицательному воздействию качество жизни и благополучия неопределенного круга лиц. Нарушаются права неопределенного круга лиц на обитание в здоровой, сбалансированной окружающей среде в отсутствие угрозы их образу жизни, что отрицательно сказывается на соблюдении уважения личной жизни неопределенного круга лиц в значении ст.8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В соответствии с п. 3 ст.39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Пунктом 3 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации установлена обязанность администрации исправительных учреждений нести ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

Согласно п. 3 ст.13 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № <...> «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» обеспечение охраны здоровья осужденных – одна из обязанностей уголовно-исполнительной системы. Поэтому выполнение норм, направленных на охрану здоровья, создание необходимых материально-технических, медико-санитарных и иных средств соблюдения охраны здоровья осужденных, является важнейшим направлением деятельности персонала исправительных учреждений.

В соответствии со ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст.123 Конституции Российской Федерации и ст.12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суд первой инстанции, разрешая возникший спор, исходил из того, что размещение несанкционированной свалки на территории лечебно-исправительного учреждения влечёт нарушение требований законодательства об охране окружающей среды и прав осуждённых на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья, в связи с чем, руководствуясь приведёнными нормами права, пришёл к выводу о правомерности и удовлетворении иска.

Оснований не согласиться с обоснованностью и правомерностью указанных выводов суда первой инстанции, судебная коллегия не усматривает, поскольку суд правильно определил круг существенных обстоятельств дела и дал надлежащую оценку доказательствам по правилам ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Выводы суда первой инстанции мотивированы и последовательны, они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.

Каких-либо доказательств, подтверждающих принятие действительных мер по устранению несанкционированной свалки, ФКУ «ЛИУ № <...>» УФСИН России по <адрес> и УФСИН России по <адрес> в нарушение требований ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.

Доводы апеллянта, содержащиеся в жалобе, о выделении УФСИН России по <адрес> необходимых денежных средств на оказание ФКУ «ЛИУ № <...>» УФСИН России по <адрес> услуг по транспортировке отходов, подлежат отклонению, исходя из следующего.

Так, УФСИН России по <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ доведено финансирование ФКУ «ЛИУ № <...>» УФСИН России по <адрес> в размере 276464 рублей 65 копеек на оказание услуг вывоза лишь твёрдо-коммунальных отходов по № <...>.

Между тем, финансирование лечебно-исправительного учреждения на оказание услуг вывоза размещённого и хранящегося вне отведённом месте и специальных контейнеров строительного мусора в виде отходов от разбора зданий и битума, не установлено.

Каких-либо доказательств, подтверждающих принятие действительных мер по устранению несанкционированной свалки, как ФКУ «ЛИУ № <...>» УФСИН России по <адрес>, так и УФСИН России по <адрес> в нарушение требований ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.

В целом, изложенные в апелляционной жалобе доводы, сводятся к выражению несогласия с оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, произведённой судом первой инстанции в полном соответствии с нормами действующего законодательства, тогда как оснований иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств, суд апелляционной инстанции не усматривает.

Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену постановленного решения, о чём содержится просьба в апелляционной жалобе, судом первой инстанции не допущено.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований его отмены по изложенным в апелляционной жалобе доводам, не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь ст.328Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

определила:

решение Дзержинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу УФСИН России по <адрес> в лице представителя Григорьевой ОВ – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трёх месяцев в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции (<адрес>) через Дзержинский районный суд <адрес>.

Председательствующий судья:

Судьи:

33-5680/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Волгоградская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях
Ответчики
ФКУ ЛИУ № 15 УФСИН России по Волгоградской области
УФСИН по Волгоградской области
Другие
Григорьева Ольга Валерьевна
Суд
Волгоградский областной суд
Судья
Лисовский Андрей Михайлович
Дело на сайте суда
oblsud.vol.sudrf.ru
27.04.2023Передача дела судье
18.05.2023Судебное заседание
05.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.06.2023Передано в экспедицию
18.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее