Решение по делу № 2-243/2023 от 18.07.2023

Дело № 2-243/2023

УИД: 91RS0005-01-2023-000478-20

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24.08.2023г.                                                                                            г.Армянск

     Армянский городской суд Республики Крым

в составе председательствующего судьи Лихачевой Л.А.,

при секретаре Чижовой Л.Э.,

с участием прокурора Шевченко Ю.В.,

представителя ответчика Администрации города Армянска Фоминой А.А.,

представителя третьего лица МКУ Отдел образования администрации города Армянска Республики Крым Домащук М.В.,

           рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Армянского городского суда Республики Крым гражданское дело по иску Прокурора <адрес> Республики Крым в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Школа - гимназия " <адрес> Республики Крым, Администрации <адрес> Республики Крым о понуждении к совершению определенных действий, третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования, Главное управление МЧС России по <адрес>, Муниципальное казенное учреждение Отдел образования администрации <адрес> Республики Крым,

                                                    УСТАНОВИЛ:

18.07.2023 года Прокурор <адрес> Республики Крым обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, просит обязать ответчика Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Школа-гимназия » <адрес> Республики Крым (далее - МБОУ «Школа-гимназия » <адрес>) устранить выявленные нарушения законодательства в сфере пожарной безопасности, путем установления аварийного освещения, обязать Администрацию <адрес> Республики Крым обеспечить финансирование расходов, связанных с установлением аварийного освещения. В обоснование иска прокурор указал, что в ходе совместной проверки со специалистом Отделения надзорной деятельности по <адрес> надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по <адрес> по соблюдению МБОУ «Школа-гимназия » <адрес> федерального законодательства в сфере пожарной безопасности были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, установлено, что в помещениях на путях эвакуации отсутствует аварийное освещение, что в свою очередь нарушает права учащихся и работников учреждения на безопасные условия обучения и труда, в связи с чем, прокурор обратился в суд с настоящим иском.

            В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Республики Крым ФИО3 иск поддержала в полном объеме.

            Представитель ответчика МБОУ «Школа-гимназия » <адрес> ФИО5 подала в суд письменные пояснения, в которых указала, что общеобразовательному учреждению не выделено бюджетных ассигнований на потребность по установке аварийного освещения. Установленное нарушение требований пожарной безопасности будет устранено по мере поступления финансирования для решения указанного вопроса.

            Представитель ответчика Администрации <адрес> ФИО6 в судебном заседании с иском не согласилась, подала письменные возражения, не отрицая факт необходимости установки аварийного освещения МБОУ «Школа-гимназия » <адрес>, указав, что бюджет муниципального образования является высокодотационным, в бюджете отсутствуют денежные средства на указанные в иске цели, процедура внесения изменений в бюджет носит длительный характер и предполагает необходимость его согласования с Министерством финансов Республики Крым, необходимая сумма денежных средств возможна к выделению только после получения проектно-сметной документации и положительного заключения экспертизы, кроме того, необходимо соблюсти процедуру, предусмотренную Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», тогда когда в судебном порядке на ответчика возложена обязанность обеспечить финансирование многочисленных расходов, что не позволяет органу местного самоуправления самостоятельно планировать бюджет исходя из приоритетности поставленных задач, фактически нарушается конституционный принцип о самостоятельности местного самоуправления, в связи с чем, просит в иске отказать.

           Представитель третьего лица МКУ Отдел образования администрации <адрес> Республики Крым ФИО4 в судебном заседании считает исковые требования обоснованным, при этом, указывает, что проведение комплекса мероприятий по закупке и установке аварийного освещения в здании МБОУ «Школа-гимназия » <адрес> может продлиться до 01.07.2025г., в связи с чем полагает, что необходимо установить срок для исполнения решения суда.

    Представитель третьего лица Главного управления МЧС России по <адрес> в судебное заседание не явился, извещался о рассмотрении дела.

Выслушав прокурора, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Прокуратурой <адрес> Республики Крым совместно со специалистом Отделения надзорной деятельности по <адрес> надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по <адрес> проведена проверка исполнения МБОУ «Школа-гимназия » <адрес> требований законодательства в сфере пожарной безопасности, в ходе которой выявлено отсутствие в помещениях аварийного освещения на путях эвакуации (СП 52.13330 «Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*», в нарушение п.23 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, п.ДД.ММ.ГГГГ СП 1.13130.2020 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы.

В целях устранения нарушений требований законодательства, а также защиты прав неопределенного круга лиц (детей, пребывающих в образовательном учреждении, работников учреждения), прокурор обратился в суд с настоящими исковыми требованиями.

В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Задачи, возложенные на прокуратуру, и полномочия прокуроров обусловлены целями обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

В ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 390-ФЗ "О безопасности" указано, что основными принципами обеспечения безопасности является, в том числе приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности.

В соответствии с п. 8 ч.1 ст.41 Федерального закона о ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя и обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В силу п.5 ч.1 ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии с ч.7 ст.28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнения функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников в образовательных учреждениях.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях.

Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Согласно п.23 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений (в части освещенности, количества, размеров и объемно-планировочных решений эвакуационных путей и выходов, а также наличия на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями части 4 статьи 4 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ утвержден свод правил СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы».

          Согласно п. ДД.ММ.ГГГГ СП 1.13130 в зданиях и сооружениях на путях эвакуации следует предусматривать аварийное освещение в соответствии с требованиями СП 52.13330.

В соответствии п. 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности поселений, муниципальных районов, муниципальных, городских округов, внутригородских районов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

Согласно ч. 1 ст. 9.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная, в частности, муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

В соответствии с ч. 6 ст. 9.2 указанного Федерального закона финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется, в том числе с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем.

           Уставом МБОУ «Школа-гимназия » <адрес>, утвержденным постановлением Администрации <адрес> 29.12.2016г. предусмотрено, что учреждение является юридическим лицом, предметом деятельности учреждения является реализация начального общего, основного общего и среднего общего образования, дополнительного образования детей и взрослых. Учредителем учреждения является муниципальное образование городской округ Армянск Республики Крым, функции и полномочия учредителя осуществляет Администрация <адрес> в лице Муниципального казенного учреждения «Отдел образования Администрации <адрес>». Собственником имущества учреждения является муниципальное образование городской округ Армянск Республики Крым.

Учреждение расположено по адресу <адрес>, <адрес> Помещение учреждения является муниципальным имуществом, находящимся в муниципальной собственности <адрес> Республики Крым, закреплено за учреждением на праве оперативного управления.

В связи с тем, что МБОУ «Школа-гимназия » <адрес> является одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения, местом массового пребыванием людей, в частности несовершеннолетних, установление аварийного освещения на путях эвакуации образовательного учреждения отвечает целям безопасности учащихся, преподавательского персонала, работников учреждения.

Исходя из вышеизложенного, отсутствие аварийного освещения на путях эвакуации в образовательном учреждении нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала общеобразовательного учреждения на безопасные условия обучения и труда, в связи с чем суд приходит к выводу, что в МБОУ «Школа-гимназия » <адрес> имеет место нарушение требований федерального законодательства в сфере пожарной безопасности.

При этом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению пожарной безопасности, включающих меры по установлению аварийного освещения на путях эвакуации в общеобразовательном учреждении, является обязанностью не только образовательного учреждения, но и органа местного самоуправления - Администрации <адрес> Республики Крым, как органа, уполномоченного учредителем и собственником имущества учреждения.

Учитывая вышеизложенное, суд считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению: надлежит обязать Администрацию <адрес> Республики Крым обеспечить финансирование расходов, связанных с установлением аварийного освещения в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении "Школа-гимназия » <адрес> Республики Крым, расположенном по адресу <адрес>, обязать МБОУ «Школа-гимназия » <адрес> устранить нарушение законодательства в сфере пожарной безопасности путем установления аварийного освещения.

Отсутствие денежных средств, необходимость соблюдения установленной законом процедуры, не освобождает ответчиков от выполнения требований законодательства в сфере пожарной безопасности, в части установления аварийного освещения на путях эвакуации.

С учетом обстоятельств дела, оснований для определения судом срока исполнения возложенных на ответчиков обязанностей не имеется.

В соответствии п.9 ч.1 ст. 333.36 НК РФ прокурор по заявлениям в защиту интересов неопределенного круга лиц освобожден от уплаты государственной пошлины, согласно п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов и ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины. Каких-либо издержек, связанных с рассмотрением дела, сторонами не понесено, а потому они не распределяются и относятся на счет бюджета.

     Руководствуясь ст.ст. 195, 196, 198 ГПК Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

          Иск Прокурора <адрес> Республики Крым в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Школа - гимназия " <адрес> Республики Крым, Администрации <адрес> Республики Крым о понуждении к совершению определенных действий, третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования, Главное управление МЧС России по <адрес>, Муниципальное казенное учреждение Отдел образования администрации <адрес> Республики Крым, удовлетворить.

Обязать Администрацию <адрес> Республики Крым обеспечить финансирование расходов, связанных с установлением аварийного освещения в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении "Школа-гимназия » <адрес> Республики Крым, расположенном по адресу <адрес>

Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Школа-гимназия » <адрес> Республики Крым устранить нарушение законодательства в сфере пожарной безопасности путем установления аварийного освещения.

          Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Армянский городской суд.

              СУДЬЯ (подпись)                                                    Л.А.Лихачева

Решение суда в окончательной форме изложено 28.08.2023г.

Судья _____________

2-243/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор города Армянска
Ответчики
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Школа-гимназия № 3" города Армянска Республика Крым
Администрация города Армянска
Другие
Муниципальное казенное учреждение Отдел образования администрации г. Армянска Республики Крым
Главное управление МЧС России по Республике Крым
Суд
Армянский городской суд Республики Крым
Судья
Лихачёва Лариса Алексеевна
Дело на странице суда
armyanskiy.krm.sudrf.ru
18.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.07.2023Передача материалов судье
19.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.08.2023Подготовка дела (собеседование)
02.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.08.2023Судебное заседание
28.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее