Решение от 11.09.2020 по делу № 33а-2386/2020 от 10.09.2020

Судья Титов Т.Н. Дело № 33а-2386/2020

УИД 70RS0004-01-2020-005128-83

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 11 сентября 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Томского областного суда в составе

председательствующего Простомолотова О.В.

судей Небера Ю.А., Ячменевой А.Б.,

при секретаре Маслюковой М.Н.,

помощник судьи И.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело № 2а-2459/2020 по административным исковым заявлениям регионального отделения политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Томской области к Томской городской муниципальной избирательной комиссии о признании действий её «рабочей группы» в части незаконными, признании незаконным решения Томской городской муниципальной избирательной комиссии от 12.08.2020 № 254 об отказе в регистрации списка кандидатов в депутаты Думы г. Томска, к Избирательной комиссии Томской области о признании действий и решений Томской городской муниципальной избирательной комиссии, в лице её председателя, в части проведения проверки подписных листов противоречащими закону и принятыми с превышением установленной компетенции (полномочий); признании незаконным (неправомерным) и отмене постановления Избирательной комиссии Томской области № 57/430 от 18.08.2020 «О жалобе Гринева В.В.»; регистрации списка кандидатов в депутаты Думы Города Томска,

по апелляционной жалобе представителя административного истца «Регионального отделения политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Томской области» Кирсанова В.А. на решение Советского районного суда г. Томска от 3 сентября 2020 года,

заслушав председательствующего, объяснения представителей административного истца Кирсанова В.А. и Езопихина С.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителей административных ответчиков Томской городской муниципальной избирательной комиссии Сенниковой Д.В., Избирательной комиссии Томской области Мальчуковской Е.В., заключение прокурора Федько П.С. об оставлении решения суда без изменения,

установила:

региональное отделение политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Томской области (далее Партия) 20.08.2020 обратилось в Советский районный суд г. Томска с административным иском к Томской городской муниципальной избирательной комиссии (далее ТГМИК) о признании действий «рабочей группы» данной комиссии, в части осуществления проверки подлинности подписей избирательного объединения незаконными, признании незаконным решения Томской городской муниципальной избирательной комиссии от 12.08.2020 № 254, как вынесенного с нарушением действующего законодательства о порядке проверки достоверности подписей и его отмене.

27.08.2020 региональное отделение политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Томской области (далее Партия) обратилось в Томский областной суд с административным иском к Избирательной комиссии Томской области о признании незаконными действий (решения) Томской городской муниципальной избирательной комиссии, выразившихся в проведении проверки подписных листов избирательного объединения - регионального отделения политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Томской области;

о признании незаконным и отмене постановления Избирательной комиссии Томской области от 18 августа 2020 г. № 57/430 «О жалобе Гринева В.В.»;

об обязании Избирательной комиссии Томской области к вынесению решения о регистрации списка кандидатов в депутаты Думы Города Томска седьмого созыва избирательного объединения - регионального отделения политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Томской области по единому избирательному округу.

Определением судьи Томского областного суда от 27.08.2020 к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена Томская городская муниципальная избирательная комиссия.

Определением Томского областного суда от 31.08.2020 административное дело по административному исковому заявлению регионального отделения Политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Томской области о признании незаконными действий (решения) Томской городской муниципальной избирательной комиссии, выразившихся в проведении проверки подписных листов избирательного объединения - регионального отделения политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Томской области; о признании незаконным и отмене постановления Избирательной комиссии Томской области от 18 августа 2020г. №57/430 «О жалобе Гринева В.В.»; об обязании Избирательной комиссии Томской области к вынесению решения о регистрации списка кандидатов в депутаты Думы Города Томска седьмого созыва избирательного объединения- регионального отделения политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Томской области по единому избирательному округу направлено для рассмотрения по существу заявленных требований Советский районный суд г.Томска.

Определением судьи Советского районного суда г. Томск от 02.09.2020 административные дела по административным исковым заявлениям регионального отделения политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Томской области к Томской городской муниципальной избирательной комиссии и к Избирательной комиссии Томской области объединены в одно административное производство.

Со ссылками на положения Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Закона Томской области от 14.02.2005 № 29-03 «О муниципальных выборах в Томской области», положения Методических рекомендаций о порядке сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов в депутаты, утв. решением Томской городской Муниципальной избирательной комиссии от 30.06.2020 № 195, в обоснование требований указано, что избирательным объединением Партии выдвинут список кандидатов в депутаты Думы г. Томска 7 созыва. Между тем, решением Томской городской муниципальной избирательной комиссии № 254 от 12.08.2020, по результатам проверки подписных листов избирателей, в регистрации указанного списка кандидатов отказано. Решением Томской городской муниципальной избирательной комиссии № 193 от 30.06.2020 установлено, что количество подписей избирателей, представляемых для регистрации списка кандидатов в депутаты по единому избирательному округу, составляет 1 860, максимальное количество подписей не должно превышать 2046. Партией представлены 2000 подписей, на 522 листах. 5 и 8 августа 2020 г. состоялись заседания рабочей группы Томской городской муниципальной избирательной комиссии по вопросам проверки подписей, в ходе которых, с привлечением эксперта УМВД РФ по Томской области, установлена недействительность более чем 5 % от проверенных подписей, что является основанием к отказу в регистрации. Полагает, что действия рабочей группы, Томской городской муниципальной избирательной комиссии, в том числе в лице её председателя, отказ Избирательной комиссии Томской области в удовлетворении соответствующей жалобы Гринева В.В. на действия Томской городской муниципальной избирательной комиссии являются незаконными, поскольку проверка подписей проводилась не по решению рабочей группы либо по результатам заседания Томской городской муниципальной избирательной комиссии, а единолично её членами; до заседаний к подписным листам имелся доступ не у всей комиссии, а у отдельных лиц, включая председателя Томской городской муниципальной избирательной комиссии; нарушена очередность запросов в ГАС «Выборы» и органы УМВД РФ по Томской области для проверки подписей избирателей.

В судебном заседании представитель административного истца Кирсанов В.В., руководитель Партии Гринев В.В. заявленные требования поддержали по изложенным основаниям.

Представители административных ответчиков Томской городской муниципальной избирательной комиссии Сенникова Д.В., Избирательной комиссии Томской области Мальчуковская Е.В. в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований, считали, что отсутствуют какие-либо нарушения при проверке представленных административным истцом подписей избирателей; заявили о пропуске срока на обжалование постановления Избирательной комиссии Томской области № 57/430 «О жалобе Гринева В. В.».

Прокурор дал заключение об отказе в удовлетворении административных требований.

Обжалуемым решением Советского районного суда г. Томск от 3 сентября 2020 г., административные исковые требования регионального отделения политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Томской области к Томской городской муниципальной избирательной комиссии и Избирательной комиссии Томской области оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе представитель административного истца Кирсанов В.А. просит решение Советского районного суда г. Томск отменить, разрешить вопрос по существу, указывает, что судом первой инстанции не установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: проводилось ли 5 августа 2020 г. заседание рабочей группы административного ответчика, на котором принято решение № 2 от 5 августа 2020 г., в случае если проводилось, то уведомлял ли ответчик, о проведении этого заседания рабочей группы, административного истца; имели ли место быть у административного истца обоснованные сомнения в достоверности всех подписей избирателей; если решение принималось, то, когда был направлен запрос в Избирательную комиссию Томской области и когда получен ответ из Избирательной комиссии Томской области; проводилось ли повторное заседание рабочей группы административного ответчика по результатам ответа из Избирательной комиссии Томской области и принималось ли решение о необходимости обращения в Управление по вопросам миграции УМВД России по Томской области для дальнейшей проверки сведений об избирателях, содержавшихся в подписных листах административного ответчика; если оно (заседание) проводилось, то уведомлялся ли административный истец, о проведении этого заседания рабочей группы ответчика и если решение принималось, то, когда был направлен запрос в Управление по вопросам миграции УМВД России по Томской области и когда был получен ответ из Управления по вопросам миграции УМВД России по Томской области; соблюдался ли единый порядок проведения проверки подписей избирателей в отношении иных участников избирательной компании при проведении выборов в Думу города Томска.

Кроме того, указывает, что в ходе судебного заседания в суде первой инстанции представителем Томской городской избирательной комиссии Сенниковой Д.В. указано, что заседание рабочей группы Томской городской муниципальной избирательной комиссии состоялось после окончания работы рабочей группы, в связи с чем, Томская городская муниципальная избирательная комиссия допустила грубые процессуальные нарушения избирательного законодательства. Так, рабочая группа является коллегиальным органом Томской городской избирательной комиссии, и решения от ее имени не могут приниматься единолично, однако 5 августа 2020 г. три члена из семи покинули помещение Томской городской муниципальной избирательной комиссии примерно в 13.00 ч. 05 августа 2020 года, попрощавшись с остальными членами рабочей группы до субботы. При этом на вопрос о времени проведения рабочей группы, представитель административного ответчика в ходе судебного заседания уклонилась.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, судебная коллегия пришла к следующим выводам.

Согласно ч. 10 ст. 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд с административным исковым заявлением о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации без уважительных причин, а также невозможность восстановления пропущенного срока является основанием для отказа в удовлетворении указанного заявления.

В соответствии с ч.4 ст. 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, оспариваемого решения.

В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 24.03.2020 № 12-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 19, пункта 7 части 1 статьи 20, пункта 7 статьи 21 и части 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также пункта 7 части 4 статьи 2 Федерального конституционного закона "О Верховном Суде Российской Федерации" в связи с жалобами граждан А.А. Брюхановой и Е.Л. Русаковой» впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений, вытекающих из указанного Постановления, административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата, после истечения закрепленного частью 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срока может быть подано в суд заявителем (кандидатом) в случае предварительного обжалования такого решения в установленном законом порядке в вышестоящую избирательную комиссию в предусмотренный пунктом 2 статьи 78 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» пятидневный срок со дня принятия вышестоящей избирательной комиссией решения об оставлении жалобы без удовлетворения.

Положениями п.2 ст. 78 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что Жалоба на решение избирательной комиссии, комиссии референдума, принятое в соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 75 настоящего Федерального закона, может быть подана в период избирательной кампании, кампании референдума в течение пяти дней со дня принятия обжалуемого решения

С учетом приведённых выше разъяснений Конституционного суда Российской Федерации последним днем для обращения в суд с иском к Избирательной комиссии Томской области о признании незаконными действий (решения) Томской городской муниципальной избирательной комиссии, выразившихся в проведении проверки подписных листов избирательного объединения - регионального отделения политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Томской области; о признании незаконным и отмене постановления Избирательной комиссии Томской области от 18 августа 2020 г. № 57/430 «О жалобе Гринева В.В.»; о возложении обязанности на избирательную комиссию Томской области вынести решения о регистрации списка кандидатов в депутаты Думы Города Томска седьмого созыва избирательного объединения - регионального отделения политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Томской области по единому избирательному округу было 23 августа 2020.

В тоже время в Томский областной суд административный истец с указанным иском обратился лишь 27 августа 2020.

Каких-либо доводов об уважительности причин пропуска указанного срока административный истец ни в суде первой, ни суде апелляционной инстанции не приводит.

С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о законности решения суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении административного иска предъявленного к избирательной комиссии Томской области в виду пропуска, установленного законом срока на обращение в суд.

Оценивая решение суда в указанной части, судебная коллегия также учитывает, что исходя из содержания апелляционной жалобы в части выводов суда первой инстанции о пропуске срока на обращение в суд с иском к избирательней комиссии Томской области решение суда апеллянтом не обжалуется.

Оценивая доводы о незаконности решения суда в части отказа в удовлетворении административного иска предъявленного к Томской городской муниципальной избирательной комиссии, коллегия исходит из следующего

В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии об отказе в регистрации списка кандидатов может быть отменено судом по заявлению избирательного объединения, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что данное решение принято с нарушением требований, предусмотренных пунктом 25 статьи 38 этого же федерального закона, иных требований, предусмотренных этим же федеральным законом, иным законом.

В силу пункта 1 статьи 35.1 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ необходимым условием регистрации списка кандидатов на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований является поддержка выдвижения списка кандидатов избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов, указанным в названной статье, либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения списка кандидатов.

В пункте 3 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» указано, что законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации списка кандидатов количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов, являющиеся основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей, излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.

Пунктом 3.1 указанной статьи установлено, что для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума на выборах в федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, главы и депутатов представительного органа городского округа, не имеющего территориального деления, муниципального района, муниципального округа, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района (в городском округе с внутригородским делением), при выдвижении инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, референдума городского округа, не имеющего территориального деления, муниципального района, муниципального округа, внутригородской территории города федерального значения используется ГАС "Выборы", включая регистр избирателей, участников референдума. Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума на выборах главы и депутатов представительного органа городского округа, имеющего территориальное деление, поселения, при выдвижении инициативы проведения референдума городского округа, имеющего территориальное деление, поселения по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации может использоваться ГАС «Выборы», включая регистр избирателей, участников референдума.

Согласно пункту 6.1 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной по результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах.

В соответствии с пунктом 6.3 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей в соответствии с пунктом 3 этой статьи.

Пунктом 6.4 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» недействительными признаются подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом; подписи избирателей, участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности, в этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации; подписи избирателей, участников референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с данным Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем, участником референдума своей подписи в подписной лист; подписи избирателей, участников референдума, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом; подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума, а также подписи избирателей, участников референдума, даты, внесения которых проставлены избирателями, участниками референдума несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 указанной статьи; подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, участниках референдума, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей, участников референдума; все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей; подписи избирателей, участников референдума, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, участниками референдума, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, внесенных в этот подписной лист, а также если фамилия, имя, отчество указаны избирателями, участниками референдума несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 указанной статьи.

По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. В случае, если проведенная комиссией проверка подписных листов повлечет за собой последствия, предусмотренные подпунктами "в.1" и "г" пункта 25 данной статьи, кандидат вправе получить в комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей, участников референдума недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. Итоговый протокол прилагается к решению об отказе в регистрации кандидата (пункт 7).

Согласно подп. в.1 и г п. 25 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основанием отказа в регистрации списка кандидатов является, в том числе, если для регистрации списка кандидатов, назначения референдума требуется представить 200 и более подписей избирателей, участников референдума, - выявление 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом; недостаточное количество достоверных подписей избирателей, участников референдума, представленных для регистрации списка кандидатов, назначения референдума.

Аналогичное правовое регулирование предусмотрено ч.7- 9 ст. 33 закона Томской области от 14.02.2005 № 29-ОЗ «О муниципальных выборах в Томской области».

В соответствии с положениями п. з, р ч.11 ст. 20 закона Томской области от 14.02.2005 № 29-ОЗ «О муниципальных выборах в Томской области» избирательная комиссия муниципального образования в случаях, установленных действующим законодательством, регистрирует кандидатов (списки кандидатов) и их доверенных лиц, выдает им удостоверения установленного ею образца; заверяет списки кандидатов; осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, настоящим Законом, иными областными законами, уставом муниципального образования.

В силу положений ч.3, 4, 5 ст. 33 указанного закона количество представляемых для регистрации кандидата, списка кандидатов подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, списка кандидатов, не более чем на 10 процентов. Если для регистрации кандидата, списка кандидатов требуется представить менее 40 подписей, количество представляемых подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, списка кандидатов, не более чем на четыре подписи. Соответствующая избирательная комиссия осуществляет проверку соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, списка кандидатов. Проверке могут подлежать все представленные подписи или часть этих подписей, но не менее 20 процентов от необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов количества подписей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). При проведении проверки подписей избирателей, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей. О соответствующей проверке должны извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, представившие установленное количество подписей избирателей.

Согласно Методическим рекомендациям по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации», утвержденных Постановлением ЦИК России № 128/986-6 от 13.06.2012 и решением Томской городской муниципальной избирательной комиссии № 195 от 30.06.2020 «О методических рекомендациях о порядке сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов в депутаты Думы Города Томска седьмого созыва» (подп.2 п.5), приема и проверки подписных листов, представленных избирательными объединениями проверка подписных листов избирательных объединений на выборах депутатов Думы Города Томска седьмого созыва осуществляется членами рабочей группы.

При этом вопреки доводам представителя апеллянта состав, порядок организации работы и принятия решений указанной рабочей группы содержится в решении № 198 от 30.06.2020 «Об организации приема документов, представленных в Томскую городскую муниципальную избирательную комиссию избирательными объединениями при проведении выборов депутатов Думы Города Томска седьмого созыва» (приложение № 1)ю

В силу положений п. 5 «О методических рекомендациях, о порядке сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов в депутаты Думы Города Томска седьмого созыва» проверке подлежат 100% подписей избирателей представленных для регистрации кандидатов. Проверка осуществляется в помещении избирательной комиссии членами рабочей группы.

В силу п.8 указанных методических рекомендаций составленный рабочей группой итоговый протокол проверки подписных листов представляется в избирательную комиссию для принятия решения.

Решением Думы Города Томска № 1375 от 23.06.2020 назначены выборы депутатов Думы Города Томска седьмого созыва (л.д. 211 т.1).

Решением Томской городской муниципальной избирательной комиссии № 193 от 30.06.2020 «О количестве подписей избирателей, представляемых для регистрации списка кандидатов в депутаты Думы Города Томска по единому избирательному округу на выборах депутатов Думы Города Томска седьмого созыва» установлено, что количество подписей необходимых для регистрации кандидатов составляет 1860 (0,5% от числа избирателей в округе), максимальное количество представляемых подписей – 2046.

Как установлено судом апелляционной инстанции и подтверждается исследованными доказательствами региональным отделением политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Томскую городскую муниципальную избирательную комиссию было 3 августа в 11 часов 30 минут представлено 2000 подписей на 522 подписных листах, что подтверждается актом о приеме документов.

5 августа 2020 рабочей группой Томской городской муниципальной избирательной комиссии была начата проверка подписей в поддержку выдвижения списка кандидатов региональным отделением политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость», в заседании которой принимал участие представитель апеллянта, что подтверждается как пояснениями самого представителя апеллянта Кирсанова В.А., так и показаниями допрошенных в ходе судебного заседания свидетелей В. и К.

Из показаний указанных свидетелей следует, что в какой - то момент работы рабочей группы представитель политической партии покинул заседание рабочей группы.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что права избирательного объединения предусмотренные ст. 33 закона Томской области от 14.02.2005 № 29-ОЗ «О муниципальных выборах в Томской области» предусматривающей необходимость уведомления уполномоченного представителя избирательного объединения, представившие установленное количество подписей избирателей были соблюдены.

Согласно решению рабочей группы Томской городской муниципальной избирательной комиссии № 2 от 5 августа 2020 рабочей группой принято решение направлении запроса в избирательную комиссии Томской области для проверки с использованием регистра избирателей сведений обо всех избирателях, содержащихся в подписных листах, представленных избирательными объединением «Региональное отделение политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Томскую городскую муниципальную избирательную комиссию.

Показаниями допрошенных судом апелляционной инстанции свидетелей В. и К. подтверждается соблюдение порядка принятия указанного решения, факт принятия его коллегиально членами рабочей группы путем голосования. Так из показаний свидетелей следует, что руководителем рабочей группы в связи с выявленными недостатками в оформлении подписных листов и в соответствии с методическими рекомендациями было предложено осуществить проверку 100% подписей избирателей представленных региональным отделением политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость». Все члены рабочей группы согласились с его предложением. В ходе визуальной проверки подписных листов было установлено значительное количество подписей, вызывающих сомнение в связи, с чем руководителем было предложено проверить подписи с использованием регистра избирателей. Члены рабочей группы проголосовали за данное предложение, в результате чего было принято решение № 2 от 5.08.2020. Сами формы запросов были подготовлены еще до принятия указанного решения и в случае, если бы оно не было принято, запрос бы просто не был направлен в Избирательную комиссию Томской области. Проект запроса в УМВД России по Томской области также готовился заранее по мере поступления информации и если бы информации содержащей сведения, свидетельствующие о недействительности подписей из избирательной комиссии Томской области не поступило он также не был бы направлен. После поступления ответа на запрос из УМВД по Томской области 8.08.2020 состоялось итоговое заседание рабочей группы, на котором присутствовал представитель регионального отделения политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость».

Указанные показания свидетелей логичны, последовательны и согласуются с исследованными письменными доказательствами.

Так согласно ответу избирательной комиссии Томской области на запрос Томской городской муниципальной избирательной комиссии подписные листы представленные апеллянтом содержали значительное количество недостоверных данных об избирателях, в том числе не обладающих активным избирательным правом.

При наличии указанных данных представленных Томской городской муниципальной избирательной комиссии уполномоченным органом членами рабочей группы было обоснованно принято решение о направлении соответствующего запроса в УМВД России по Томской области. То обстоятельство что указанное решение также было принято коллегиально членами рабочей группы подтверждается показаниями свидетелей В. и К.

Указанное решение о направлении запроса в УМВД России по Томской области принято в соответствии с требованиями ч.3 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

При этом из показаний свидетелей и материалов дела вопреки доводам апеллянта следует, что данное решение о направлении запроса в органы внутренних дел принято после принятия решения о 100% проверки подписей, в том числе принятия решения № 2 от 5.08.2020.

В данной части показания свидетелей согласуются как между собой, так и с содержанием представленного суду ответа УМВД Росси по Томской области из которого следует, что УМВД осуществляло проверку не в отношении всех 2000 избирателей подписи которых представлены, а лишь в отношении 416, которые были поставлены по сомнение с учетом ответа избирательной комиссии Томской области и данных, полученных в результате визуального изучения подписных листов.

Данные представленные УМВД Росси по Томской области о том, что запрос Томской городской муниципальной избирательной комиссии зарегистрирован в системе электронного документооборота 5.08.2020 в 16.07 часов, не противоречат и не опровергают приведённые выше доказательства подтверждающие соблюдение процедуры проверки подписей избирателей.

Доводы апеллянта о том, что рабочая группа в обязательном порядке должна была уведомить представителя избирательного объединения о намерении принять решение, о проверки данных об избирателях через систему ГАС «ВЫБОРЫ» и направлении запроса в УМВД России по Томской области основаны на ошибочном толковании положений закона, поскольку указанные действия рабочей группы являлись элементами проверки представленных подписей избирателей о проведени░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ 5 ░░░░░░░ ░ 8 ░░░░░░░ 2020 ░░░░.

░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░-░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 8.08.2020 272 ░░ 2000 ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ 13,6% ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░. ░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░. «░» ░. 6.4 ░░. 38 ░░ № 67) – 86, ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░. «░» ░. 6.4 ░░. 38 ░░ № 67) – 251 ░░░░░░░ (░ ░░░ ░░░░░ 86 ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░), 21 ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░. 3 ░. 6.4 ░░. 38 ░░ № 67).

░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░.

░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № 254 ░░ 12.08.2020 «░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░. «░.1» ░. 25 ░░░░░░ 38 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░».

░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ 9 ░░ 9 ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░.

░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ 309, ░░░░░░░ 311 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░ ░░ 3 ░░░░░░░░ 2020 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░.░░░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 35 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

░░░░░

33а-2386/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
РОПП "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" в ТО
Ответчики
Избирательная комиссия Томской области
Томская городская муниципальная избирательная комиссия
Суд
Томский областной суд
Судья
Простомолотов Олег Владимирович
Дело на сайте суда
oblsud.tms.sudrf.ru
10.09.2020Передача дела судье
11.09.2020Судебное заседание
02.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.10.2020Передано в экспедицию
11.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее