51RS0001-01-2023-000675-59
ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 2-1573/2023 |
№ 88-25025/2023 |
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Санкт-Петербург | 18 декабря 2023 г. |
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Петровой Ю.Ю.,
судей Минаевой Н.Е. и Яроцкой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского административного округа г. Мурманска в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Мурманска, комитету имущественных отношений г. Мурманска о возложении обязанности произвести определенные действия
по кассационной жалобе комитета имущественных отношений г. Мурманска на решение Октябрьского районного суда г. Мурманска от 28 марта 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 17 августа 2023 г.
Заслушав доклад судьи Яроцкой Н.В., объяснения представителя комитета имущественных отношений г. Мурманска ФИО4, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Парфеновой Е.Г., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Октябрьского административного округа г. Мурманска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации <адрес> о возложении обязанности произвести определенные действия по оформлению в муниципальную собственность объекта недвижимого имущества.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой округа проведена проверка соблюдения порядка распоряжения муниципальным имуществом, по результатам которой установлено, что 6 мая 2021 г. комитет по жилищной политике администрации г. Мурманска обратился в комитет имущественных отношений г. Мурманска с заявлением о выявлении наружного участка сети хозяйственно-бытовой канализации, исходящий от канализационного колодца КК-1, расположенного со стороны главного фасада многоквартирного <адрес> и до наружной стенки канализационного колодца КК-5, расположенного в районе многоквартирного <адрес>, обладающего признаками бесхозяйного недвижимого имущества.
Приказом комитета имущественных отношений г. Мурманска от 14 мая 2021 г. № 633 отделу юридического и кадрового обеспечения комитета имущественных отношений г. Мурманска поручено провести мероприятия по установлению признаков бесхозяйной недвижимой вещи в отношении указанного объекта недвижимого имущества; по истечении одного года со дня постановки на учет объекта недвижимого имущества, обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на данный объект недвижимого имущества.
20 января 2022 г. спорный объект недвижимого имущества принят на учет Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области как бесхозяйный объект недвижимости с кадастровым номером №
Вместе с тем до настоящего времени администрацией г. Мурманска меры по принятию указанного объекта в муниципальную собственность не приняты.
Отсутствие права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества ставит под угрозу право неопределенного круга лиц на охрану их жизни и здоровья, обеспечение безопасности указанного объекта для неопределенного круга лиц, защиту от чрезвычайных ситуаций.
Уточнив исковые требования, прокурор просил обязать администрацию г. Мурманска оформить в муниципальную собственность объект недвижимого имущества - наружный участок сети хозяйственно-бытовой канализации, проходящий от канализационного колодца КК-1, расположенного со стороны главного фасада многоквартирного <адрес> и до наружной стенки канализационного колодца КК-5, расположенного в районе многоквартирного <адрес>, кадастровый №, протяженностью 87 м.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привечен комитет имущественных отношений <адрес>.
Решением Октябрьского районного суда г. Мурманска от 28 марта 2023 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 17 августа 2023 г., иск удовлетворен. На администрацию г. Мурманска возложена обязанность оформить в муниципальную собственность объект недвижимого имущества - наружный участок сети хозяйственно-бытовой канализации, проходящий от канализационного колодца КК-1, расположенного со стороны главного фасада многоквартирного <адрес> и до наружной стенки канализационного колодца КК-5, расположенного в районе многоквартирного <адрес>, кадастровый №, протяженностью 87 метров.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, как незаконных.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с ч. 1 ст. 3797 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены решения суда и апелляционного определения не имеется.
Судом установлено и из материалов дела следует, что прокуратурой округа проведена проверка соблюдения порядка распоряжения муниципальным имуществом, в ходе проведения которой, выявлен объект недвижимости - наружный участок сети хозяйственно-бытовой канализации исходящий от канализационного колодца КК-1, расположенного со стороны главного фасада многоквартирного <адрес> и до наружной стенки канализационного колодца КК-5, расположенного в районе многоквартирного <адрес>.
23 апреля 2021 г. между администрацией г. Мурманска и ГОУП «Мурманскводоканал» заключено соглашение о взаимодействии, предметом которого является определение порядка по вопросам выявления, передачи в эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, оформления права собственности муниципального образования г. Мурманск на бесхозяйные объекты в соответствии с действующим законодательством.
Согласно пункту 2.1 Соглашения, стороны объединяют свои усилия и осуществляют взаимодействие по следующим основным направлениям: выявление бесхозяйных объектов; подготовка необходимых документов и постановка Бесхозяйных объектов на учет в органах, осуществляющих государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество; передача бесхозяйных объектов в эксплуатацию организации ВКХ; эксплуатация бесхозяйных объектов организацией ВКХ; своевременное обращение в суд с требованием о признании права собственности муниципального образования город Мурманск на бесхозяйные объекты по истечении года со дня постановки таких бесхозяйных объектов на учет в ЕГРН; своевременная государственная регистрация права собственности муниципального образования город Мурманск на основании решения суда, вынесенного в отношении бесхозяйных объектов.
В соответствии с пунктом 3.1 Соглашения, при выявлении бесхозяйного объекта уполномоченное структурное подразделение администрации - Комитет по жилищной политике администрации г. Мурманска организует совместный осмотр бесхозяйных объектов с представителями организации ВКХ и управляющих компаний (при необходимости) в дни, установленные в организации ВКХ в качестве постоянных дней для осмотра и приема в эксплуатацию бесхозяйных объектов.
В ходе осмотра составляется акт обследования, в котором указывается фактическое состояние объекта, его индивидуализирующие характеристики (диаметр, материал) и конфигурация (условная схема прохождения участка сети).
По итогам осмотра комитет по жилищной политике администрации г. Мурманска обращается в уполномоченное структурное подразделение администрации - комитет имущественных отношений г. Мурманска с заявлением о проведении мероприятий по установлению признаков бесхозяйной вещи в отношении бесхозяйного объекта, с приложением акта обследования.
Комитет имущественных отношений г. Мурманска на основании своего приказа проводит мероприятия по установлению признаков бесхозяйной вещи, результатом которых является признание вещи бесхозяйной, т.е. не имеющей собственника, организует изготовление технической документации на бесхозяйный объект и обеспечивает постановку на учет бесхозяйного объекта в органах, осуществляющих государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, либо прекращение мероприятий в связи с выявлением собственника объекта.
В случае признания комитетом имущественных отношений г. Мурманска объекта бесхозяйным, на этапе подготовки документов, необходимых для постановки бесхозяйного объекта на учет в органах, осуществляющих государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, комитет имущественных отношений г. Мурманска формирует перечень бесхозяйных объектов и направляет его в комитет жилищной политике администрации г. Мурманска с указанием контактных данных кадастрового инженера, который будет осуществлять изготовление технической документации
Комитет имущественных отношений г. Мурманска не позднее 3 месяцев с момента истечения года со дня постановки на учет бесхозяйного объекта, обращается в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на такой объект в соответствии с действующим законодательством.
6 мая 2021 г. комитет по жилищной политике администрации г. Мурманска обратился в комитет имущественных отношений г. Мурманска с заявлением о выявлении наружного участка сети хозяйственно-бытовой канализации, исходящий от канализационного колодца КК-1, расположенного со стороны главного фасада многоквартирного <адрес> и до наружной стенки канализационного колодца КК-5, расположенного в районе многоквартирного <адрес>, обладающего признаками бесхозяйного недвижимого имущества.
14 мая 2021 г. комитетом имущественных отношений <адрес> издан приказ № о проведении мероприятий по установлению признаков бесхозяйной недвижимой вещи.
В соответствии с пунктом 1.1 Приказа отделу юридического и кадрового обеспечения комитета имущественных отношений г. Мурманска поручено провести мероприятия для установления признаков бесхозяйной недвижимой вещи в отношении объекта недвижимого имущества «Наружный участок сети хозяйственно-бытовой канализации, проходящий от канализационного колодца КК-1, расположенного со стороны главного фасада многоквартирного <адрес> и л о наружной стенки канализационного колодца КК-5, расположенного в районе многоквартирного <адрес>»..
Согласно пункту 1.3 Приказа отделу юридического и кадрового обеспечения комитета имущественных отношений г. Мурманска поручено по истечении одного года со дня постановки на учет объекта недвижимого имущества, указанного в пункте 1.1 настоящего приказа, обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на данный объект недвижимого имущества.
20 января 2022 г. объект недвижимого имущества принят на учет Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области как бесхозяйный объект недвижимости с кадастровым номером №
21 февраля 2022 г. между комитетом имущественных отношений г. Мурманска и ГОУП «Мурманскводоканал» подписан акт приема-передачи в эксплуатацию бесхозяйного объекта с кадастровым номером №
Обращаясь в суд с иском, прокурор указал, что в нарушение части 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности муниципального образования на указанный объект комитетом имущественных отношений <адрес> до настоящего времени не оформлено, что ставит под угрозу право неопределенного круга лиц на охрану их жизни и здоровья, обеспечение безопасности указанного объекта для неопределенного круга лиц, защиту от чрезвычайных ситуаций.
Разрешая спор, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, нормами Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», принимая во внимание, что комитетом имущественных отношений г. Мурманска совершены необходимые действия по выявлению, передаче в эксплуатацию бесхозяйного объекта, за исключением предусмотренного действующим законодательством и соглашением о взаимодействии оформления права собственности муниципального образования на такой объект, признал требования прокурора о возложении на администрацию обязанности по оформлению в муниципальную собственность объекта недвижимого имущества наружного участка сети хозяйственно-бытовой канализации, проходящий от канализационного колодца КК-1, расположенного со стороны главного фасада многоквартирного <адрес> и до наружной стенки канализационного колодца КК-5, расположенного в районе многоквартирного <адрес>, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанции, так как они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, не противоречат правильно примененным нормам материального права и сделаны без нарушения норм процессуального права.
Установив, что участок сети хозяйственно-бытовой канализации, проходящий от канализационного колодца КК-1, расположенного со стороны главного фасада многоквартирного <адрес> и до наружной стенки канализационного колодца КК-5, расположенного в районе многоквартирного <адрес>, кадастровый №, протяженностью 87 м, был построен в 1965 году, применив положения ст. 94 Гражданского кодекса РСФСР, действовавшего в период возникновения спорного объекта и признававшего государство единым собственником всего государственного имущества, нормы Закона РСФСР от 24 декабря 1990 г. № 443-1 «О собственности в РСФСР», определившего имущественный состав государственной и муниципальной собственности, Закона Российской Федерации от 3 июля 1991 г. № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», установившего организационно-правовые основы преобразования отношений собственности на средства производства в Российской Федерации путем приватизации государственных и муниципальных предприятий, Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», пунктом 2 которого и Приложением 3 к Постановлению объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов, были отнесены к муниципальной собственности, суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о том, что вышеприведенным нормативным регулированием спорный участок канализационной сети отнесен к муниципальной собственности.
Приняв во внимание, что перечень имущества, безвозмездно переданного на основании постановления Правительства Мурманской области от 12 апреля 2001 г. № 61-ПП из муниципальной собственности г. Мурманска в государственную собственность Мурманской области не содержит указания на спорный объект, равно как и не содержит такого указания Приказ Министерства имущественных отношений Мурманской области № 210 от 20 июня 2011 г. о закреплении на праве хозяйственного ведения за ГОУП «Мурманскводоканал» объектов недвижимого имущества государственной собственности Мурманской области, а также учитывая, что спорный участок канализационной сети предназначается не для обеспечения хозяйственной деятельности ГОУП «Мурманскводоканал» и его потребностей и является муниципальной собственностью в силу прямого указания Постановления № 3020-1, суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что администрация г. Мурманска должна оформить на нее право собственности в предусмотренном законом порядке.
Судом апелляционной инстанции были проверены и отклонены, как необоснованные, доводы ответчика о фактической передаче спорного участка канализационной сети как объекта единой канализационной сети города Мурманска в государственную собственность Мурманской области. Суд учел, что право собственности на технологически связанные между собой инженерные сооружения канализационной сети, расположенные на территории <адрес> и предназначенные для его обслуживания, не регистрировалось как совокупность указанных объектов в целом, то есть как одна недвижимая вещь, при этом спорный участок сети является автономным, предназначен для обслуживания многоквартирного <адрес> в г. Мурманске, а факт разделения единой водопроводной сети г. Мурманска на отдельные участки сетей подтверждается Постановлением Правительства Мурманской области от 12 апреля 2001 г. № 61-ПП, которым в государственную собственность Мурманской области переданы отдельные участки внутренней водопроводной и канализационной сети.
Все доводы и доказательства, приведенные ответчиками в обоснование своей позиции по делу, оценены судами двух инстанций, обжалуемые судебные акты в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 198, пунктов 5, 6 ч. 2 ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации содержат ссылки на нормы права, регулирующие спорные правоотношения, установленные судами обстоятельства и мотивы, по которым отдано предпочтение одним доказательствам перед другими.
Обстоятельства и доводы, на которые ссылается ответчик в кассационной жалобе, уже являлись предметом тщательной проверки при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку в решении суда и в апелляционном определении, оснований не согласиться с которой суд кассационной инстанции не находит.
Несогласие ответчика с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, с выводами судов, иное толкование положений законодательства не означают допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не являются основанием для отмены вступивших в законную силу судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
Руководствуясь статьями 3797, 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Мурманска от 28 марта 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 17 августа 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи