дело № 2-1544/2024
УИД: 16RS0031-03-2024-001915-05
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
11 декабря 2024 года город Набережные Челны
Тукаевский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Каюмовой А.Г., при секретаре Мурзахановой Р.Р., с участием представителя Кудрявцева В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кибатовой ФИО5 к обществу с ограниченной ответственностью «Анкор» о взыскании уплаченных денежных средств, процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда, штрафа, расходов (в редакции уточненных требований),
У С Т А Н О В И Л :
Кибатова К.А. обратилась в суд с иском к ООО «Анкор», указав в обосновании требований, что 21 сентября 2024 года при заключении кредитного договора на приобретение транспортного средства истцом был также заключен договор о предоставлении независимой гарантии №181060214 сроком на 60 месяцев, стоимостью 185 000 рублей, уплаченные за счет кредитных денежных средств. Истец не воспользовался услугами по указанному договору, 30 сентября 2024 года направила ответчику заявление об отказе от договора и возврате денежных средств, полученное 4 октября 2024 года, денежные средства не возвращены.
В иске ставился вопрос о взыскании с ООО «Анкор» оплаченных по договору №181060214 от 21 сентября 2024 года денежных средств в размере 185 000 рублей, процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 1 октября 2024 года по день фактического исполнения решения суда, 5000 рублей в счет компенсации морального вреда, штрафа, а также в возмещение расходов на представителя 25 000 рублей.
В последующем уточняя требования, указывая на то, что после подачи искового заявления, ответчиком произведен возврат денежных средств 25 ноября 2024 года в размере 185 000 рублей, Кибатова К.А. просила суд, взыскать с ООО «Анкор» проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 1 октября 2024 года по 25 ноября 2024 года, в счет компенсацию морального вреда 5000 рублей, в возмещение расходов на представителя 25 000 рублей, а также штраф.
В судебном заседании представитель истца Кудрявцев В.С. требования в уточненной редакции поддержал, указал, что денежные средства были возвращены после подачи искового заявления 25 ноября 2024 года, просил удовлетворить; ООО «Анкор» в суд представителя не направил, из поступивших письменных возражений следует, что на основании заявления Кибатовой К.А. 21 сентября 2024 года был заключен договор, выдана независимая гарантия «181060214, по условиям которого ответчик обязался уплатить в пользу ПАО «Совкомбанк» определенную денежную сумму; сертификат, выданный истцу внесен в реестр выданных гарантий, указанный реестр направлен в адрес ПАО «Совкомбанк» 3 октября 2024 года, с момента направления сертификата кредитору правоотношения между гарантом и принципалом прекращены, у гаранта (общества) возникло одностороннее обязательство перед бенефициаром (банком), принципал не может отказаться от договора о предоставлении независимой гарантии после момента выдачи гарантии, обязанностью общества являлось передача независимой гарантии бенефициару, что было исполнено, оснований для возврата денежных средств по исполненному договору не имеется; в удовлетворении иска просят отказать, при удовлетворении иска, снизить размер неустойки, компенсации морального вреда, штрафа, снизить размер судебных расходов на представителя до пределов, отвечающих требованиям разумности и соразмерности, третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования, ПАО «Совкомбанк», извещенный судом надлежащим образом (идентификатор 80401303263776) в суд представителя не направил, предоставлены документы, запрошенные судом.
В связи с установленными обстоятельствами, руководствуясь статьями 116, 167, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя ответчика и третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 21 сентября 2024 года между Кибатовой К.А. и ПАО «Совкомбанк» был заключен кредитный договор №11022949620 на сумму 623 366,92 рублей на приобретение транспортного средства под 20,70% годовых на срок 60 месяцев.
Из кредитных денежных средств сумма в размере 185 000 рублей направлена ООО «Анкор» на оплату за Тарифный план 1.11 по сертификату №181060214 от 21 сентября 2024 года.
В тот же день Кибатовой К.А. в адрес ООО «Анкор» направлено заявление о предоставлении независимой гарантии №181060214 от 21 сентября 2024 года, из которой следует, что заявитель полностью ознакомлен с офертой о предоставлении независимой гарантии ООО «Анкор», размещенной на сайте https://ancor-service.ru; бенефициаром указано ПАО «Совкомбанк», тарифный план 2.11, срок действия 60 месяцев; стоимость вознаграждения 185 000 рублей.
Согласно Оферте о предоставлении независимой гарантии ООО «Анкор», размещенной на сайте https://ancor-service.ru, утвержденной генеральным директором от 1 сентября 2023 года:
Пункт 2.1 по условиям безотзывной независимой гарантии Гарант обязуется в соответствии с настоящей Офертой, выбранным Принципалом Тарифным планом, Заявлением Принципала обеспечить исполнение Принципалом обязательств последнего перед Бенефициаром по Кредитному договору, заключенному между Принципалом и Бенефициаром, оформить пакет документов по Выдаче независимой гарантии, осуществлять ведение и сопровождение дела по Независимой гарантии.
Пункт 2.2. независимая гарантия считается предоставленной Гарантом после совершения Принципалом следующих юридически значимых действий, отсутствие каждого из которых исключает возникновение обязательств по выдаче независимой гарантии: - подписание Принципалом Заявления о предоставлении независимой гарантии по установленной форме и представление указанного Заявления Гаранту либо его уполномоченному лицу в порядке, предусмотренном настоящей Офертой. Заявление является согласием Принципала приобрести независимую гарантию в соответствии с настоящей Офертой. Заявление должно быть заполнено полностью по форме Гаранта, подписано собственноручно Принципалом и подано в письменном виде; совершение Принципалом оплаты вознаграждения Гаранту за предоставление независимой гарантии согласно разделу 4 и выбранному Тарифному плану;
Пункт 2.6. в порядке, предусмотренном настоящей Офертой, Гарант либо уполномоченное им лицо выдает Принципалу для дальнейшей передачи Бенефициару Сертификат, содержащий информацию обо всех существенных условиях обеспечения обязательства Принципала в рамках избранного им Тарифного плана. Сертификат независимой гарантии, позволяющий установить наличие обязательств Гаранта по выплате в пользу Бенефициара определенной денежной суммы, представляется Принципалу на бумажном носителе, подписанном Гарантом с использованием факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования либо иного аналога собственноручной подписи в соответствии с п. 2. ст. 160 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ).
Пункт 2.7. сертификат независимой гарантии подтверждает возникновение обязательств Гаранта по независимой гарантии перед Бенефициаром, а также и позволяет достоверно определить все существенные условия выданной независимой гарантии.
Пункт 2.8. обязательства по независимой гарантии возникают у Гаранта перед Бенефициаром в момент выдачи Сертификата независимой гарантии Принципалу и, в силу требований ст. 371 ГК РФ, не могут быть отозваны Гарантом и/или Принципалом в течение всего срока действия независимой гарантии.
Пункт 2.9. подтверждением выдачи независимой гарантии Гарантом Принципалу и исполнение Гарантом своих обязательств перед Принципалом в полном объеме, является Сертификат независимой гарантии и/или Акт о выдаче независимой гарантии, подписанный Принципалом.
Пунктом 3.2 Оферты предусмотрено, что независимая гарантия обеспечивает исполнение Принципалом основного обязательства (по Кредитному договору) перед Бенефициаром, только в случае наступления одного из обстоятельств, указанных в пункте 3.2 Оферты.
Вознаграждение Гаранта за предоставление независимой гарантии, указанной в п. 2.1. Оферты, представляет собой процентное соотношение к общей сумме обязательств принципала по обеспечиваемому независимой гарантией Кредитному договору. Точная ставка тарифа определяется в диапазоне +/-10% (десять процентов) от базовой (годовой) ставки, указанной в конкретном Тарифном плане, и зависит от совокупности условий: величины кредита, срока действия Сертификата, срока кредитного договора, выбранного Тарифного плана, условий кредитного договора. Вознаграждение Гаранта за предоставление независимой гарантии устанавливается в рублях.
Из приложения №1 к Оферте следует, что по тарифному плану 2.11 предусмотрено: срок действия гарантии от 1 до 5 лет, базовая ставка вознаграждения принципалу (гаранту) за выдачу независимой гарантии 2,5% (рассчитывается как % от общей величины кредита).
30 сентября 2024 года Кибатова К.А. направила ООО «Анкор» претензию о расторжении и возврате уплаченных денежных средств, возвращенная в адрес истца в связи с истечением срока хранения (неудачная попытка вручения 4 октября 2024 года).
Из заявления об уточнении иска следует, что 25 ноября 2024 года ООО «Анкор» произведен возврат Кибатовой К.А. денежных средств в размере 185 000 рублей.
На основании статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу статьи 429.4 Гражданского кодекса Российской Федерации договором с исполнением по требованию (абонентским договором) признается договор, предусматривающий внесение одной из сторон (абонентом) определенных, в том числе периодических, платежей или иного предоставления за право требовать от другой стороны (исполнителя) предоставления предусмотренного договором исполнения в затребованных количестве или объеме либо на иных условиях, определяемых абонентом (пункт 1).
Абонент обязан вносить платежи или предоставлять иное исполнение по абонентскому договору независимо от того, было ли затребовано им соответствующее исполнение от исполнителя, если иное не предусмотрено законом или договором (пункт 2).
Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон) указано, что отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Так, статьей 32 Закона установлено право потребителя отказаться от исполнения договора оказания услуг в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору и при этом не предусматривается удержание исполнителем полученной оплаты по договору.
Аналогично в соответствии со ст. 782 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг при условии полного возмещения заказчику убытков.
Конституция Российской Федерации гарантирует свободу экономической деятельности в качестве одной из основ конституционного строя (ст. 8). Конкретизируя это положение в ст. 34 и 35, Конституция Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и свободное использование имущества для не запрещенной законом экономической деятельности.
В силу смысла указанных конституционных норм о свободе в экономической сфере вытекает конституционное признание свободы договора как одной из гарантируемых государством свобод человека и гражданина, которая Гражданским кодексом Российской Федерации провозглашается в числе основных начал гражданского законодательства (пункт 1 ст. 1). При этом конституционная свобода договора не является абсолютной, не должна приводить к отрицанию или умалению других общепризнанных прав и свобод (ст. 17 и 55 Конституции Российской Федерации) и может быть ограничена федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, прав и законных интересов других лиц (ст. 55 Конституции Российской Федерации).
В качестве способов ограничения конституционной свободы договора на основании федерального закона предусмотрены, в частности, институт публичного договора, исключающего право коммерческой организации отказаться от заключения такого договора, кроме случаев, предусмотренных законом (ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также институт договора присоединения, требующего от всех заключающих его клиентов - граждан присоединения к предложенному договору в целом (ст. 428 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации договором право на одностороннее изменение условий договорного обязательства или на односторонний отказ от его исполнения может быть осуществлено управомоченной стороной путем соответствующего уведомления другой стороны. Договор изменяется или прекращается с момента, когда данное уведомление доставлено или считается доставленным по правилам статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации договором,����������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?
Пунктами 1 и 2 статьи 368 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по независимой гарантии гарант принимает на себя по просьбе другого лица (принципала) обязательство уплатить указанному им третьему лицу (бенефициару) определенную денежную сумму в соответствии с условиями данного гарантом обязательства независимо от действительности обеспечиваемого такой гарантией обязательства. Требование об определенной денежной сумме считается соблюденным, если условия независимой гарантии позволяют установить подлежащую выплате денежную сумму на момент исполнения обязательства гарантом.
Независимая гарантия выдается в письменной форме (пункт 2 статьи 434), позволяющей достоверно определить условия гарантии и удостовериться в подлинности ее выдачи определенным лицом в порядке, установленном законодательством, обычаями или соглашением гаранта с бенефициаром.