дело № 2а-350/2020
УИД18RS0005-01-2019-003168-16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«20» января 2020 года г. Ижевск
Устиновский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе: председательствующего судьи Чегодаевой О.П.,
с участием административного истца Варламовой Е.А.,
представителя административного ответчика Кузьминой Т.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ
при секретаре судебного заседания Камалетдиновой Г.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Варламовой Л.А., действующей в интересах несовершеннолетней ФИО1, к Администрации муниципального образования город Ижевск об оспаривании решения о переводе жилого помещения в нежилое,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Варламова Л.А., действуя в интересах несовершеннолетней ФИО1, обратилась с административным иском, которым просит признать постановление Администрации города Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ № о переводе жилого помещения, расположенного по адресу <адрес> в нежилое незаконным, недействительным.
Требование мотивировано тем, что постановлением Администрации города Ижевска № от ДД.ММ.ГГГГ было дано согласие Романову С.А. на перевод жилого помещения, расположенного по адресу <адрес> в нежилое. Данное постановление неправомерно, поскольку согласие всех собственников на уменьшение общего имущества и присоединение части земельного участка путем устройства входной группы при реконструкции вышеуказанной квартиры получено не было. Истец является собственником <данные изъяты> доли жилого помещения (квартиры) № в многоквартирном жилом доме по адресу <адрес>. Ответчик является собственником квартиры № по адресу <адрес>. Ответчик из одного оконного проема и выхода на лоджию устроил вход в помещение, входную группу в помещение, выступающую за границы квартиры, занимающую часть земельного участка. В ДД.ММ.ГГГГ начал монтаж лестницы на земельном участке. Таким образом, осуществляемая ответчиком реконструкция влечет фактическое уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме путем его реконструкции. Земельный участок по адресу <адрес> (кадастровый номер № был сформирован и поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ., в связи с чем у собственников помещений многоквартирного жилого дома, в том числе у истца возникло право общей долевой собственности на земельный участок. Реконструкция и строительство, которые осуществляет ответчик, возможны только с согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме. Вместе с тем, согласие всех собственников многоквартирного дома на реконструкцию квартиры не получено. Согласование строительства и реконструкции объекта капитального строительства с собственниками помещений в многоквартирном жилом доме должно быть облечено в форму, соответствующую предъявляемым законом требованиям (ст.ст. 44-48 ЖК РФ). О постановлении Администрации города Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ № № истцу стало известно ДД.ММ.ГГГГ в ходе подготовки по гражданскому делу по ее иску о прекращении строительства и приведении земельного участка в первоначальное состояние. Оспариваемым постановлением нарушены права истца и иных собственников помещений в доме на пользование и распоряжение общим имуществом, является незаконным. В связи с чем ответчик обязан был отказать в переводе квартиры в нежилое помещение.
Надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, привлеченный к участию в качестве заинтересованного лица Романов С.А. в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.68). В соответствии со ст.226 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствии заинтересованного лица. Согласно ранее данным объяснениям заинтересованного лица, были собраны все необходимые документы и дано согласие на перевод принадлежащего ему жилого помещения в нежилое, проводилось общее собрание, часть собственников на нем присутствовала. Согласие остальных собственников дома было получено позже путем опроса, в том числе, старшего по дому. Листы голосования у него отсутствуют, где они находятся ему не известно. Административные исковые требования полагает необоснованными, просит в их удовлетворении отказать.
В судебном заседании административный истец исковые требования поддержала в полном объеме. Дополнительно пояснила, что в соответствии с жилищным и градостроительным законодательством, решение о переводе жилого помещения в нежилое, принимает Администрация г.Ижевска. Перечень необходимых для предоставления документов указан в ст.23 ЖК РФ. Не предоставление указанных документов является основанием для отказа. Статья 40 ЖК РФ предусматривает получение согласия всех собственников МКД при реконструкции помещения. Решение собственников оформляется в виде протокола, который является официальным документом. Требования к оформлению протоколов закреплены Приказом Минстроя России №44/Р. В пункте 20 указанного положения закреплены требования к оформлению протокола, в том числе, необходимости соответствующих приложений. Форма, вид и содержание протокола утверждены в обязательном порядке, и при получении заявления о переводе помещения в нежилое без указанных документов, административный ответчик обязан был запросить у заявителя документы, которые являются обязательными для приложения к протоколу общего собрания собственников. В настоящем случае, протокол общего собрания является не полным и не соответствует установленной форме документа. При этом в рамках рассмотрения иного гражданского дела представителем управляющей компании был представлен другой протокол общего собрания, в котором содержались сведения об ином количестве проголосовавших собственников.
Представитель административного ответчика Кузьмина Т.В., действующая на основании доверенности (от ДД.ММ.ГГГГ.) административные исковые требования не признала, поддержала письменный отзыв на исковое заявление (л.д.40-41). Администрация г.Ижевска занимается вопросами, в том числе, перевода жилого помещения в нежилое. Необходимый перечень документов согласно жилищному законодательству был представлен в полном объеме, оснований для отказа в переводе не имелось. Проверка подлинности документов в полномочия Администрации г.Ижевска не входит. В протоколе общего собрания имелись указания на согласие собственников при разрешении поставленного вопроса. При рассмотрении представленных материалов вопросов не возникало, в связи с чем было принято оспариваемое постановление. Оснований для признания его незаконным, не имеется.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст. 218 ч.1 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч.8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч.9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ, основанием для удовлетворения требований административного истца, оспаривающего решения, действия (бездействие) органа, должностного лица является совокупность следующих обстоятельств: 1) несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам; 2) нарушение оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца.
В силу п.2 ст.227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Исходя из вышеуказанных норм закона административный истец, обращаясь в суд с заявлением об оспаривании решения о переводе жилого помещения в нежилое, должен указать и доказать, какие именно его права и законные интересы были нарушены оспариваемым решением и указать способ их восстановления.
Оценив доводы административного истца, представленные материалы дела, суд приходит к выводу о наличии предусмотренных п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ оснований для удовлетворения административных исковых требований.
Как следует из представленных материалов дела, административный истец Варламова Л.А. является матерью ФИО1 что подтверждено свидетельством о рождении №, выданным ДД.ММ.ГГГГ Устиновским отделом ЗАГС г.Ижевска (л.д.12).
Согласно свидетельства о государственной регистрации права № ФИО1 является собственником <данные изъяты> доли жилого помещения по адресу: <адрес> (л.д.24). Иными участниками долевой собственности (по <данные изъяты> доле каждый) являются <данные изъяты>
Романов С.А. являлся собственником квартиры по адресу: <адрес>, что подтверждено выпиской из ЕГРП по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.13-14,52). Согласно справке ООО «УК-Ижкомцентр» от ДД.ММ.ГГГГ лиц зарегистрированных в жилом помещении нет (л.д.54).
Из выписки из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> имеет площадь 3285/+/-20 кв.м., относится к землям населенных пунктов, видом разрешенного использования является эксплуатация и обслуживание многоквартирного жилого дома. Является общим имуществом собственников помещений в многоквартирном жилом доме (л.д.17-18).
ДД.ММ.ГГГГ между Романовым С.А. и ФИО2 являющейся председателем Совета многоквартирного дома № по <адрес> заключено соглашение, по условиям которого Романов С.А осуществляет перевод квартиры № из жилого в нежилой фонд под магазин непродовольственных товаров с устройством входной группы на земельном участке МКД, обязуется внести сумму в размере 200000 руб. на нужды МКД, проложить тротуарную дорожку к входной группе магазина и обеспечить ее дальнейшее содержание, заключить договор на вывод ТБО. Председатель Совета дома обязалась предоставить согласие собственников МКД № по переводу из жилого в нежилой фонд под магазин непродовольственных товаров (л.д.55).
ДД.ММ.ГГГГ Романов С.А. обратился в Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска с заявлением о переводе жилого помещения № по ул. <адрес> в нежилое для размещения магазина непродовольственных товаров (л.д.43).
К заявлению Романова С.А. был представлен протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по форме очно-заочного голосования от ДД.ММ.ГГГГ., о принятом 100% голосов собственников многоквартирного дома решения об уменьшении общего имущества и присоединении части земельного участка путем устройства входной группы, размещением рекламно-информационного оформления на ограждающих конструкциях многоквартирного дома, связанного с переводом из жилого в нежилой фонд под магазин непродовольственных товаров квартиры № по <адрес> и согласовании перевода жилого помещения в нежилое (л.д.44).
Кроме того, к заявлению прилагалось согласие собственников помещений № и № в многоквартирном доме в форме заочного голосования на перевод жилого помещения № в доме № по <адрес> в нежилое (л.д.48, 49-51).
ДД.ММ.ГГГГ комиссией по рассмотрению заявлений о переводе жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые, составлен протокол №№, в соответствии с которым принято решение о возможности перевода в нежилое помещение для размещения магазина непродовольственных товаров на основании представленного пакета документов, а именно: заявления о переводе, копии выписки из ЕГРП на квартиру от ДД.ММ.ГГГГ., копии выписки из ЕГРП на квартиру по адресу: <адрес>, копии паспорта, справки по данным УК, согласия собственников помещений, примыкающих к переводимому помещению на перевод жилого помещения в нежилое помещение, копии поэтажного плана подвала и 1,2 этажей, протокола общего собрания собственников МКД от ДД.ММ.ГГГГ., проекта перепланировки и переустройства инв.№, эскизного проекта перепланировки и переустройства, документов по межведомственному запросу ГУАиГ (л.д.61).
Оспариваемым постановлением Администрации г.Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ № на основании заявления Романова С.А. и представленных им документов – выписки из ЕГРП о государственной регистрации права собственности на квартиру по адресу: <адрес>, выписки из технического паспорта, поэтажного плана подвала, 1 и 2 этажа дома, проекта «Переустройство и перепланировка жилых помещений под магазин непродовольственных товаров по <адрес>», протокола заседания комиссии по рассмотрению заявлений о переводе жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые от ДД.ММ.ГГГГ№, принято решение о переводе жилого помещения <адрес> в нежилое помещение для размещения магазина непродовольственных товаров (далее – объект) при условии выполнения пункта 2 постановления. Романову С.А. необходимо в установленном порядке (п.2): выполнить работы, предусмотренные проектом переустройства и перепланировки переводимого помещения (п.2.1); получить разрешение на земляные работы для устройства входной групп обеспечения объекта гостевой автостоянкой, согласно проекту переустройства и перепланировки (п.2.2); представить в ГУАиГ Администрации г.Ижевска, до сдачи переводимого помещения в эксплуатацию, исполнительную съемку объекта в границах благоустройства территории (п.2.3); сдать переводимое помещение после завершения работ, предусмотренных проектом переустройства и перепланировки в эксплуатацию (п.2.4); представить документы в филиал ФГБУ ФКП Росреестра по УР для осуществления государственного кадастрового учета объекта в месячный срок со дня утверждения акта приемочной комиссии (п.2.5); представить документы в Управление Росреестра по УР, в месячный срок с момента проведения кадастрового учета (п.2.6); представить документы в соответствующую управляющую организацию (орган) для исключения жилого помещения из статистической отчетности и внесения изменений в техническую документацию на строение в месячный срок после государственной регистрации права собственности на объект в Управление Росреестра (п.2.7). Уведомлен, что использование переводимого помещения, указанного в п.1 настоящего постановления, в целях осуществления религиозной деятельности не допускается (л.д.42).
ДД.ММ.ГГГГ Романов С.А. уведомлен о переводе жилого помещения в нежилое (л.д.45).
ДД.ММ.ГГГГ информирование о переводе примыкающего жилого помещения в нежилое направлено в адрес собственников смежных квартир № (л.д.56,57).
В соответствии с ч.1 ст. 22 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ) перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии со ст. 23 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий перевод помещений).
Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:
1) заявление о переводе помещения;
2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);
4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;
5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения);
6) протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий решение об их согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение;
7) согласие каждого собственника всех помещений, примыкающих к переводимому помещению, на перевод жилого помещения в нежилое помещение.
Заявитель вправе не представлять документы, предусмотренные пунктами 3 и 4 части 2 настоящей статьи, а также в случае, если право на переводимое помещение зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, документы, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи. Для рассмотрения заявления о переводе помещения орган, осуществляющий перевод помещений, запрашивает следующие документы (их копии или содержащиеся в них сведения), если они не были представлены заявителем по собственной инициативе:
1) правоустанавливающие документы на переводимое помещение, если право на него зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;
2) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);
3) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение.
Согласие каждого собственника всех помещений, примыкающих к переводимому помещению, на перевод жилого помещения в нежилое помещение оформляется собственником помещения, примыкающего к переводимому помещению, в письменной произвольной форме, позволяющей определить его волеизъявление. В этом согласии указываются фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника помещения, примыкающего к переводимому помещению, полное наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица - собственника помещения, примыкающего к переводимому помещению, паспортные данные собственника указанного помещения, номер принадлежащего собственнику указанного помещения, реквизиты документов, подтверждающих право собственности на указанное помещение (п.2.2 ч.23СК РФ).
Орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с частью 2 настоящей статьи (ч.3 ст. 23 ЖК РФ).
Решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя (ч.4 ст.23 ЖК РФ).
Орган, осуществляющий перевод помещений, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия одного из указанных в части 4 настоящей статьи решений выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие одного из указанных решений (ч.5 ст. 23 ЖК РФ).
В случае необходимости проведения переустройства, и (или) перепланировки переводимого помещения, и (или) иных работ для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения указанный в части 5 настоящей статьи документ должен содержать требование об их проведении, перечень иных работ, если их проведение необходимо (ч.6 ст. 23 ЖК РФ).
Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения, если для такого использования не требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ (ч.7 ст. 23 ЖК РФ).
Если для использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, документ, указанный в части 5 настоящей статьи, является основанием проведения соответствующих переустройства, и (или) перепланировки с учетом проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося заявителем в соответствии с пунктом 5 части 2 настоящей статьи, и (или) иных работ с учетом перечня таких работ, указанных в предусмотренном частью 5 настоящей статьи документе (ч.8 ст. 23 ЖК РФ).
Завершение указанных в части 8 настоящей статьи переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ подтверждается актом приемочной комиссии, сформированной органом, осуществляющим перевод помещений (далее - акт приемочной комиссии). Акт приемочной комиссии, подтверждающий завершение переустройства и (или) перепланировки, должен быть направлен органом, осуществляющим перевод помещений, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальные органы (далее - орган регистрации прав). Акт приемочной комиссии подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования переведенного помещения в качестве жилого или нежилого помещения (ч.9 ст. 23 ЖК РФ).
Отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается, в том числе в случае непредставления определенных частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя (п.1 ч.1 ст. 24 ЖК РФ).
Принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения относится к полномочиям органов местного самоуправления (п.5 ч.1 ст.14 ЖК РФ), в связи чем, собственник жилого помещения по адресу: <адрес> Романов С.А. обратился ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию г.Ижевска с заявлением о переводе принадлежащего ему жилого помещения по адресу: <адрес>, в нежилое помещение для размещения магазина непродовольственных товаров.
Оспариваемым постановлением Администрации г.Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ № на основании заявления Романова С.А. принято решение о переводе жилого помещения № в Устиновском районе в нежилое помещение для размещения магазина непродовольственных товаров, при условии выполнения пункта 2 постановления, а именно выполнении работ, предусмотренных проектом переустройства и перепланировки переводимого помещения (п.2.1).
В соответствии с частью 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Согласно пункту 1 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Состав общего имущества в многоквартирном доме определен в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 (далее – Правила), согласно подпунктам "в", "е" пункта 2 которых в состав общего имущества включаются ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
Положениями пунктов 3 и 4 части 1 статьи 36 ЖК РФ предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности, в том числе, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Частью 2 названной статьи предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных Жилищным кодексом Российской Федерации и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции (часть 3 статьи 36).
В соответствии с частью 2 статьи 40 ЖК РФ, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ФИО1 является собственником <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>
Многоквартирный дом по адресу: <адрес>, находится на земельном участке с кадастровым номером №, внесенным в государственный кадастр недвижимости, что подтверждено выпиской из ЕГРП, из которой следует, что правообладателями земельного участка являются собственники помещений многоквартирного дома, данный земельный участок является общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно представленного проекта переустройства и перепланировки переводимого помещения, работы включают в себя присоединение части общего имущества в многоквартирном доме, а именно земельного участка путем устройства входной группы и уменьшение размера общего имущества путем его реконструкции. Поскольку проведение вышеуказанных работ приведет к уменьшению размера общего имущества собственников помещений дома, оспариваемое постановление, нарушает права несовершеннолетнего собственника помещений в многоквартирном доме, в интересах которой действует административный истец.
Как указано выше, для перевода жилого помещения в нежилое помещение собственник соответствующего помещения в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет, в том числе протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий решение об их согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение; согласие каждого собственника всех помещений, примыкающих к переводимому помещению, на перевод жилого помещения в нежилое помещение.
В соответствии со ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся, в том числе: принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта, о переустройстве и (или) перепланировке помещения, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме; принятие решения о согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение.
Согласно ст. 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание. Подлинники решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном способе управления многоквартирным домом в орган государственного жилищного надзора не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Требования к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах утверждены приказом Минстроя России от 28 января 2019 года N 44/пр "Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор" (далее – Требования).
Указанные требования к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в МКД являются императивными и предъявляются к протоколам, составленным после ДД.ММ.ГГГГ., что имеет место в рассматриваемом случае.
В соответствии с пунктом 20 указанных Требований обязательными приложениями к протоколу общего собрания являются:
а) реестр собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий сведения о собственниках всех помещений в многоквартирном доме с указанием фамилии, имени, отчества (последнее - при наличии) собственников - физических лиц, полного наименования и ОГРН собственников - юридических лиц, номера принадлежащих им на праве собственности помещений в многоквартирном доме (при наличии), реквизиты документов, подтверждающих их право собственности на указанные помещения, сведения о форме собственности в отношении каждого из указанных помещений, сведения о площади каждого помещения в многоквартирном доме и о доле в праве собственности на такие помещения, принадлежащей каждому из их собственников;
б) копия текста сообщения о проведении общего собрания;
в) документы (копии документов), подтверждающие направление, вручение сообщения о проведении общего собрания собственникам помещений в многоквартирном доме либо его размещение в помещении данного дома, определенном решением общего собрания и доступном для всех собственников помещений в данном доме, или в системе в соответствии с частью 4 статьи 45, частью 2 и 3 статьи 47.1 Жилищного кодекса Российской Федерации;
г) списки присутствующих и приглашенных лиц;
д) документы (их копии), удостоверяющие полномочия представителей присутствующих и приглашенных лиц;
е) документы, рассмотренные общим собранием в соответствии с повесткой дня общего собрания;
ж) письменные решения (бюллетени) собственников помещений и их представителей, принявших участие в проведенном общем собрании, которые должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать лиц, заполнивших их (для физических лиц - сведения, предусмотренные подпунктом "а" пункта 13 настоящих Требований, для юридических лиц - сведения, предусмотренные подпунктом "б" пункта 13 настоящих Требований), дату их заполнения, а также сведения о волеизъявлении собственников помещений и их представителей.
Ответственным за подготовку решений (бюллетеней) собственников помещений в многоквартирном доме является инициатор общего собрания.
К протоколу общего собрания могут быть приложены иные документы в случае указания на них в содержательной части протокола общего собрания.
Письменные решения собственников и их представителей обязательны при проведении общего собрания собственников в заочной и очно-заочной форме. Между тем, в настоящем случае протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует указанным выше требованиям действующего законодательства – не содержит обязательных и приведенных выше приложений к нему.
При этом доводы представителя административного ответчика о том, что в компетенцию административного органа не входит проверка подлинности представленных документов суд отклоняется, поскольку в данном случае в обязанности Администрации города Ижевска при рассмотрении представленных Романовым С.А. для перевода жилого помещения в нежилое, входила проверка представленных документов формальным требованиям закона, а не проверка законности принятого общим собранием собственников решения.
Кроме того, предусмотренное статьей 23 ЖК РФ письменное согласие собственников жилых помещений, примыкающих к переводимому помещению – <данные изъяты> в материалах дела имеется, однако в нарушение норм жилищного законодательства, составлено не самими собственниками примыкающих к переводимому помещению квартир в обязательной письменной форме, позволяющей определить их соответствующее волеизъявление и не содержит реквизитов документов, подтверждающих право собственности всех указанных в нем лиц.
Невыполнение императивных требований к оформлению протокола общего собрания собственников помещений в МКД с приложением к протоколу, являющихся неотъемлемой его частью, согласия всех собственников многоквартирного дома на перевод жилого помещения в нежилое, а также получение письменного согласия собственников жилых помещений, примыкающих к переводимому помещению, которое не соответствует требованиям действующего законодательства, свидетельствует о невыполнении Романовым С.А. при обращении с заявлением о переводе жилого помещения в нежилое требований ст. 23 ч.2 ЖК РФ о представлении необходимых документов, что в силу ст. 24 ч.1 п.1 ЖК РФ являлось основанием для отказа в переводе жилого помещения в нежилое помещение.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии предусмотренной п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ совокупности обстоятельств, необходимой для удовлетворения требований административного истца. Изложенные обстоятельства в совокупности с вышеприведенными обстоятельствами и нормами права, дают суду основание прийти к выводу, что Администрацией г.Ижевска неправомерно принято решение о переводе жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> в нежилое, вследствие чего вынесено оспариваемое постановление от ДД.ММ.ГГГГ №
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление (по данной категории дел) может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как следует из административного искового заявления, и сторонами не оспаривалось, о наличии оспариваемого постановления ей стало известно ДД.ММ.ГГГГ при рассмотрении в суде гражданского дела по ее иску к Романову С.А. о прекращении строительства, приведении земельного участка в состояние, предшествующее началу выполнения работ, доказательств обратного суду не представлено, указанные обстоятельства административным ответчиком не опровергнуты. В суд административный истец обратилась ДД.ММ.ГГГГ., в связи с чем, трех месячный срок для оспаривания решения о переводе жилого помещения в нежилое, не пропущен.
Таким образом, административное исковое заявление Варламовой Л.А., действующей в интересах ФИО1 к Администрации муниципального образования город Ижевск об оспаривании решения о переводе жилого помещения в нежилое, подлежит удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Варламовой Л.А., действующей в интересах несовершеннолетней ФИО1, к Администрации муниципального образования город Ижевск об оспаривании решения о переводе жилого помещения в нежилое, удовлетворить.
Признать незаконным постановление Администрации г.Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ № о переводе нежилого помещения № дома № по <адрес> в Устиновском районе в нежилое помещение.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики путем подачи апелляционной жалобы через Устиновский районный суд г. Ижевска УР в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. В окончательной форме решение суда принято «12» февраля 2020 года.
Судья О.П. Чегодаева
.