Решение по делу № 2-1-52/2024 от 12.03.2024

Копия

Дело № 2-1-52/2024

УИД 82RS0002-01-2024-000067-04

Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации

п. Палана Камчатского края 17 мая 2024 года

Тигильский районный суд Камчатского края в составе:

председательствующего судьи Жанцановой С.Г.,

при секретаре Левиной Н.С.,

с участием представителя истца- главного специалиста-эксперта территориального отдела в Тигильском и Олюторском районах Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю Ткаченко М.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю в лице главного санитарного врача по Камчатскому краю Господарик Яны Николаевны к индивидуальному предпринимателю Ягнышевой Ульяне Икававовне, Администрации муниципального образования «Тигильский муниципальный район» о возложении обязанности,

установил:

Управление Роспотребнадзора по Камчатскому краю в лице главного санитарного врача по Камчатскому краю Господарик Я.Н. обратилось в суд с иском к индивидуальному предпринимателю Ягнышевой (далее- ИП Ягнышева) о возложении обязанности обеспечить проведение производственного контроля посредством проведения лабораторных исследований и испытаний за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических услуг с установленной периодичностью и по установленным СанПин 2.1.3684-21 показателям, оформить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта-водозабора «Седанкинская площадь».

Мотивировала заявленные требования тем, что по результатам мониторинга безопасности установлено, что индивидуальный предприниматель Ягнышева эксплуатирует на территории села Седанка Тигильского района водозаборный участок «Седанкинская площадь» без санитарно-эпидемиологического заключения и не проводит производственный контроль качества и безопасности питьевой воды, что создаёт угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Просила суд обязать Ягнышеву в срок до 1 июля 2024 года оформить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии спорного водного объекта, обеспечить проведение производственного контроля.

15 апреля 2024 года по инициативе суда, к участию в деле в качестве соответчика на основании ст.40, п.2 ст.224 ГПК РФ привлечена Администрация муниципального образования «Тигильский муниципальный район».

В судебном заседании представитель истца Ткаченко М.Е. исковые требования поддержал в полном объёме. Дополнительно пояснил, что функции по отбору и доставки воды для проведения её анализа с целью последующего получения санитарно-эпидемиологического заключения на источник водоснабжения возложены на специалистов Центра гигиены и эпидемиологии в Камчатском крае, в связи с чем администрация муниципального района заблуждается относительно своих обязанностей по проведению данной процедуры. Указал, что получить санитарно-эпидемиологическое заключение в настоящем случае в срок до 1 июля 2024 года невозможно, поэтому считает разумным установить срок для исполнения данной обязанности до 1 сентября 2024 года.

Ответчики- Администрация муниципального образования «Тигильский муниципальный район», ИП Ягнышева – извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, ходатайств об отложении не заявляли.

Администрация муниципального образования «Тигильский муниципальный район» в своём письменном отзыве указала, что в целях получения санитарно-эпидемиологического заключения на использование водного объекта необходимо в течение шести часов с момента отбора проб провести исследование воды, что не представляется возможным в силу отсутствия прямого транспортного сообщения между селом Седанка и городом Петропавловск-Камчатским. Истцу известно о наличии такой проблемы, однако, предложения по её разрешению не предлагались.

Третье лицо – администрация муниципального образования сельского поселения «село Седанка» о дате, времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, представителя в суд не направили.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчиков и третьего лица.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии.

В силу ч. 1 ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Правовые основы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения закреплены в Федеральном законе от 30 марта 1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее по тексту Федеральный закон № 52-ФЗ).

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 Федерального закона № 52-ФЗ главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются полномочиями предъявлять иски в суд в случае нарушения санитарного законодательства.

В силу ст. 11 данного Федерального закона юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.

Согласно п. 4 указанной статьи индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

Как следует из п. 3 ст. 18 Федерального закона № 52-ФЗ, использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 3 ст. 39 Федерального закона № 52-ФЗ).

В соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 2 Федерального закона № 52-ФЗ предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее по тексту СанПиН 2.1.3684-21).

Согласно п. 77 СанПиН 2.1.3684-21 хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 № 10 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 2, ст. 523) и приложениями № 2 - № 4 к Санитарным правилам.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Ягнышева ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована инспекцией Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю в качестве индивидуального предпринимателя (ОГРНИП 317410100012170), основным видом её деятельности является забор, очистка и распределение воды.

ИП Ягнышева оказывает потребителям на территории сельского поселения «село Седанка» коммунальную услугу - холодное водоснабжение, эксплуатируя подземный источник водоснабжения- участок недр «Седанкинская площадь».

По данным выписки ЕГРН, водный объект- шахтный колодец является муниципальной собственностью сельского поселения «село Седанка» Тигильского муниципального района Камчатского края.

На основании решения совета депутатов шестого созыва сельского поселения «село Седанка» Тигильского муниципального района заключено концессионное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ, по условиям которого администрация сельского поселения «село Седанка» передала, находящиеся в её собственности и расположенные на территории села Седанка на территории села Седанка объекты водоснабжения, в том числе, шахтный колодец и водопроводные сети, индивидуальному предпринимателю Ягнышевой для пользования в пределах своей деятельности.

Водозабор на участке недр «Седанкинская площадь» представлен двумя скважинами.

Вода из данного водного объекта по водопроводным сетям подаётся населению сельского поселения «село Седанка».

В судебном заседании установлено, что Ягнышева, в нарушение указанных норм, использует источник водоснабжения без санитарно-эпидемиологического заключения на его соответствие санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования, не организовала производственный контроль качества и безопасности питьевой воды в установленном порядке.

Факт нарушения требований законодательства Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения по существу не оспаривался ответчиками.

Выявленные нарушения подтверждаются актом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Камчатском крае от ДД.ММ.ГГГГ по проведению наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) (л.д.13-14).

Из сообщения индивидуального предпринимателя в рамках проведённого наблюдения следует, что результаты лабораторных исследования ею не представлены в связи с отсутствием прямого транспортного сообщения с городом Петропавловск- Камчатским, то есть по месту нахождения Управления Роспотребнадзора Камчатского края (л.д.17).

При таких обстоятельствах, учитывая, что Ягнышева оказывает населению сельского поселения услуги водоснабжения посредством использования переданных ей концессионным соглашением объектов водоснабжения в нарушение требований санитарно-эпидемиологических требований, а именно п. 77 СанПиН 2.1.3684-21, требования истца к ответчику ИП Ягнышевой о необходимости осуществления производственного контроля по программе производственного контроля качества питьевой воды являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Что касается требований истца о получении санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 27 Водного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся: 1) владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; 2) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; 3) осуществление мер по охране таких водных объектов; 4) установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы.

В силу ч. 1 ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищённые от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» определяет санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (далее - ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения (п. 1.2.)

В силу п. 1.13. СанПиН 2.1.4.1110-02 проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

Санитарно-эпидемиологическое заключение - документ, выдаваемый в установленных международными договорами Российской Федерации, международными правовыми актами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами случаях федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и удостоверяющий соответствие или несоответствие санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств (абз. 13 ст. 1 Федерального закона N 52-ФЗ).

Ответчики не оспаривали тот факт, что питьевая вода в существующие системы водоснабжения в указанном населённом пункте подаётся без предварительного получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии качества питьевой воды.

В соответствии с концессионным соглашением ИП Ягнышева обязалась осуществлять водоснабжение потребителей с использованием объектов соглашения.

Вместе с тем, заключение концессионного соглашения не предполагает передачу органом местного самоуправления вопросов организации водоснабжения концессионеру.

Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», определяя круг вопросов местного значения в зависимости от уровня муниципального образования, решение вопроса об организации водоснабжения населения в границах сельского поселения, входящего в состав муниципального района, возложил на орган местного самоуправления соответствующего района (пункт 4 части 1, часть 3, часть 4 статьи 14).

Согласно пункту 4.3 части 1 статьи 17 названного закона полномочия органов местного самоуправления в сфере водоснабжения определяются Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон № 416-ФЗ).

Федеральный законодатель предусмотрел, что установленные частью 1 статьи 6 названного федерального закона полномочия на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено региональным законом (часть 1.1).

В законах Камчатского края нет сведений об отнесении, в частности, вопроса водоснабжения к вопросам местного значения сельского поселения «село Седанка».

Из материалов дела следует, что администрация муниципального образования «Тигильский муниципальный район» зарегистрирована Управлением Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю. Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности является деятельность органов местного самоуправления городских округов.

В соответствии с п.7 ст.12 Устава муниципального образования, к полномочию органа местного самоуправления, в том числе, отнесено решение вопросов местного значения по организации водоснабжения.

Приведённые законоположения свидетельствуют о том, что организация водоснабжения жителей сельского поселения «село Седанка» Тигильского муниципального района, расположенного в селе Седанка Тигильского района, является полномочием администрации Тигильского муниципального района.

Таким образом, именно администрация, как орган местного самоуправления, представляющий интересы муниципального образования Тигильский район, обязана создать условия, необходимые для организации подачи питьевой воды с параметрами качества, установленными законодательством, а именно- выполнить требования п.1.13 СанПин 2.1.4.1110-02 и получить санитарно-эпидемиологическое заключение на источник водоснабжения, находящийся в сельском поселении «село Седанка» Тигильского муниципального района Камчатского края.

Довод ответчика администрации «Тигильский муниципальный район» о невозможности оперативной доставки в Управление Роспотребнадзора проб воды с целью анализа для последующего получения разрешительного документа, суд не принимает во внимание по следующему основанию.

В судебном заседании представитель истца пояснил, что проведение организационно-технических мероприятий, таких как- отбор, доставка, исследование проб воды является обязанностью Центра гигиены и эпидемиологии, а не заявителя.

В силу статьи 50 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор проводят, в том числе, отбор для исследований проб воды (абз. 8).

Данное контрольное действие связано с изъятием проб воды в соответствии с утверждёнными документами по стандартизации и проводятся в соответствии с правилами отбора проб и методами их исследований и измерений, техническими регламентами или иными нормативными техническими документами, правилами, методами исследований (испытаний) и измерений и иными документами для направления указанных проб на испытания и (или) экспертизу в контрольный (надзорный) орган и (или) экспертную организацию в целях проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.

Санитарно-эпидемиологическое заключение выдаётся органами Роспотребнадзора по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы.

Согласно пункту 7 статьи 40 Закона «О защите прав потребителей» Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека обоснованно обратилась в суд с заявлением в защиту прав потребителей, поскольку нарушение ответчиками требований законодательства РФ о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения влечёт угрозу нарушения прав граждан на охрану здоровья.

В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд считает необходимым установить в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено. При этом суд учитывает мнение представителя истца, а также объём и характер работ, которые требуется произвести для устранения нарушений требований санитарного законодательства, в связи с чем, полагает разумным и достаточным срок до 1 октября 2024 года.

Руководитель Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю была освобождена от уплаты государственной пошлины при подаче иска в силу ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Доказательств того, что ответчик ИП Ягнышева подлежит освобождению от уплаты судебных расходов, суду не представлено.

При обращении в суд с требованиями неимущественного характера в случаях, предусмотренных действующим законодательством, и при удовлетворении его требований, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в размере, в котором её должно было уплатить лицо, в чьих интересах прокурор обращается с заявлением, поскольку оно, в соответствии с требованиями статей 45 и 38 ГПК РФ, является истцом по делу. Требования истца заявлены в интересах неопределённого круга лиц (граждан), то есть физических лиц.

Так как в силу подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ при подаче искового заявления неимущественного характера физическими лицами размер госпошлины составляет 300 рублей, то с ответчика ИП Ягнышевой подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета Тигильского муниципального района в размере 300рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,

решил:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать Администрацию Тигильского муниципального района (ОГРН 1024101418824) в срок до 01.10.2024 получить в Управлении Роспотребнадзора по Камчатскому краю санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта- водозабора «Седанкинская площадь», расположенного на территории села Седанка Тигильского района Камчатского края (п. 1.13. СанПиН 2.1.4.1110-02).

Возложить на индивидуального предпринимателя Ягнышеву Ульяну Икававовну ) в срок до 01.10.2024 обязанность- обеспечить проведение производственного контроля качества питьевой воды эксплуатируемого ею водного объекта посредством проведения лабораторных исследований и испытаний за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при оказании услуг с периодичностью и по установленным показателям, предусмотренным СанПин 2.1.3684-21.

Взыскать с Ягнышевой Ульяны Икававовны () государственную пошлину в размере 300рублей в доход бюджета Тигильского муниципального района.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Тигильский районный суд Камчатского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 17 мая 2024 года.

Судья подпись С.Г.Жанцанова

Копия верна

Судья С.<адрес>

Секретарь судебного заседания Н.С.Левина

Копия

Дело № 2-1-52/2024

УИД 82RS0002-01-2024-000067-04

Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации

п. Палана Камчатского края 17 мая 2024 года

Тигильский районный суд Камчатского края в составе:

председательствующего судьи Жанцановой С.Г.,

при секретаре Левиной Н.С.,

с участием представителя истца- главного специалиста-эксперта территориального отдела в Тигильском и Олюторском районах Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю Ткаченко М.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю в лице главного санитарного врача по Камчатскому краю Господарик Яны Николаевны к индивидуальному предпринимателю Ягнышевой Ульяне Икававовне, Администрации муниципального образования «Тигильский муниципальный район» о возложении обязанности,

установил:

Управление Роспотребнадзора по Камчатскому краю в лице главного санитарного врача по Камчатскому краю Господарик Я.Н. обратилось в суд с иском к индивидуальному предпринимателю Ягнышевой (далее- ИП Ягнышева) о возложении обязанности обеспечить проведение производственного контроля посредством проведения лабораторных исследований и испытаний за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических услуг с установленной периодичностью и по установленным СанПин 2.1.3684-21 показателям, оформить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта-водозабора «Седанкинская площадь».

Мотивировала заявленные требования тем, что по результатам мониторинга безопасности установлено, что индивидуальный предприниматель Ягнышева эксплуатирует на территории села Седанка Тигильского района водозаборный участок «Седанкинская площадь» без санитарно-эпидемиологического заключения и не проводит производственный контроль качества и безопасности питьевой воды, что создаёт угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Просила суд обязать Ягнышеву в срок до 1 июля 2024 года оформить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии спорного водного объекта, обеспечить проведение производственного контроля.

15 апреля 2024 года по инициативе суда, к участию в деле в качестве соответчика на основании ст.40, п.2 ст.224 ГПК РФ привлечена Администрация муниципального образования «Тигильский муниципальный район».

В судебном заседании представитель истца Ткаченко М.Е. исковые требования поддержал в полном объёме. Дополнительно пояснил, что функции по отбору и доставки воды для проведения её анализа с целью последующего получения санитарно-эпидемиологического заключения на источник водоснабжения возложены на специалистов Центра гигиены и эпидемиологии в Камчатском крае, в связи с чем администрация муниципального района заблуждается относительно своих обязанностей по проведению данной процедуры. Указал, что получить санитарно-эпидемиологическое заключение в настоящем случае в срок до 1 июля 2024 года невозможно, поэтому считает разумным установить срок для исполнения данной обязанности до 1 сентября 2024 года.

Ответчики- Администрация муниципального образования «Тигильский муниципальный район», ИП Ягнышева – извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, ходатайств об отложении не заявляли.

Администрация муниципального образования «Тигильский муниципальный район» в своём письменном отзыве указала, что в целях получения санитарно-эпидемиологического заключения на использование водного объекта необходимо в течение шести часов с момента отбора проб провести исследование воды, что не представляется возможным в силу отсутствия прямого транспортного сообщения между селом Седанка и городом Петропавловск-Камчатским. Истцу известно о наличии такой проблемы, однако, предложения по её разрешению не предлагались.

Третье лицо – администрация муниципального образования сельского поселения «село Седанка» о дате, времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, представителя в суд не направили.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчиков и третьего лица.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии.

В силу ч. 1 ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Правовые основы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения закреплены в Федеральном законе от 30 марта 1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее по тексту Федеральный закон № 52-ФЗ).

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 Федерального закона № 52-ФЗ главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются полномочиями предъявлять иски в суд в случае нарушения санитарного законодательства.

В силу ст. 11 данного Федерального закона юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.

Согласно п. 4 указанной статьи индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

Как следует из п. 3 ст. 18 Федерального закона № 52-ФЗ, использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 3 ст. 39 Федерального закона № 52-ФЗ).

В соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 2 Федерального закона № 52-ФЗ предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее по тексту СанПиН 2.1.3684-21).

Согласно п. 77 СанПиН 2.1.3684-21 хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 № 10 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 2, ст. 523) и приложениями № 2 - № 4 к Санитарным правилам.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Ягнышева ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована инспекцией Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю в качестве индивидуального предпринимателя (ОГРНИП 317410100012170), основным видом её деятельности является забор, очистка и распределение воды.

ИП Ягнышева оказывает потребителям на территории сельского поселения «село Седанка» коммунальную услугу - холодное водоснабжение, эксплуатируя подземный источник водоснабжения- участок недр «Седанкинская площадь».

По данным выписки ЕГРН, водный объект- шахтный колодец является муниципальной собственностью сельского поселения «село Седанка» Тигильского муниципального района Камчатского края.

На основании решения совета депутатов шестого созыва сельского поселения «село Седанка» Тигильского муниципального района заключено концессионное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ, по условиям которого администрация сельского поселения «село Седанка» передала, находящиеся в её собственности и расположенные на территории села Седанка на территории села Седанка объекты водоснабжения, в том числе, шахтный колодец и водопроводные сети, индивидуальному предпринимателю Ягнышевой для пользования в пределах своей деятельности.

Водозабор на участке недр «Седанкинская площадь» представлен двумя скважинами.

Вода из данного водного объекта по водопроводным сетям подаётся населению сельского поселения «село Седанка».

В судебном заседании установлено, что Ягнышева, в нарушение указанных норм, использует источник водоснабжения без санитарно-эпидемиологического заключения на его соответствие санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования, не организовала производственный контроль качества и безопасности питьевой воды в установленном порядке.

Факт нарушения требований законодательства Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения по существу не оспаривался ответчиками.

Выявленные нарушения подтверждаются актом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Камчатском крае от ДД.ММ.ГГГГ по проведению наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) (л.д.13-14).

Из сообщения индивидуального предпринимателя в рамках проведённого наблюдения следует, что результаты лабораторных исследования ею не представлены в связи с отсутствием прямого транспортного сообщения с городом Петропавловск- Камчатским, то есть по месту нахождения Управления Роспотребнадзора Камчатского края (л.д.17).

При таких обстоятельствах, учитывая, что Ягнышева оказывает населению сельского поселения услуги водоснабжения посредством использования переданных ей концессионным соглашением объектов водоснабжения в нарушение требований санитарно-эпидемиологических требований, а именно п. 77 СанПиН 2.1.3684-21, требования истца к ответчику ИП Ягнышевой о необходимости осуществления производственного контроля по программе производственного контроля качества питьевой воды являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Что касается требований истца о получении санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 27 Водного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся: 1) владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; 2) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; 3) осуществление мер по охране таких водных объектов; 4) установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы.

В силу ч. 1 ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищённые от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» определяет санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (далее - ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения (п. 1.2.)

В силу п. 1.13. СанПиН 2.1.4.1110-02 проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

Санитарно-эпидемиологическое заключение - документ, выдаваемый в установленных международными договорами Российской Федерации, международными правовыми актами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами случаях федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и удостоверяющий соответствие или несоответствие санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств (абз. 13 ст. 1 Федерального закона N 52-ФЗ).

Ответчики не оспаривали тот факт, что питьевая вода в существующие системы водоснабжения в указанном населённом пункте подаётся без предварительного получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии качества питьевой воды.

В соответствии с концессионным соглашением ИП Ягнышева обязалась осуществлять водоснабжение потребителей с использованием объектов соглашения.

Вместе с тем, заключение концессионного соглашения не предполагает передачу органом местного самоуправления вопросов организации водоснабжения концессионеру.

Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», определяя круг вопросов местного значения в зависимости от уровня муниципального образования, решение вопроса об организации водоснабжения населения в границах сельского поселения, входящего в состав муниципального района, возложил на орган местного самоуправления соответствующего района (пункт 4 части 1, часть 3, часть 4 статьи 14).

Согласно пункту 4.3 части 1 статьи 17 названного закона полномочия органов местного самоуправления в сфере водоснабжения определяются Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон № 416-ФЗ).

Федеральный законодатель предусмотрел, что установленные частью 1 статьи 6 названного федерального закона полномочия на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено региональным законом (часть 1.1).

В законах Камчатского края нет сведений об отнесении, в частности, вопроса водоснабжения к вопросам местного значения сельского поселения «село Седанка».

Из материалов дела следует, что администрация муниципального образования «Тигильский муниципальный район» зарегистрирована Управлением Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю. Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности является деятельность органов местного самоуправления городских округов.

В соответствии с п.7 ст.12 Устава муниципального образования, к полномочию органа местного самоуправления, в том числе, отнесено решение вопросов местного значения по организации водоснабжения.

Приведённые законоположения свидетельствуют о том, что организация водоснабжения жителей сельского поселения «село Седанка» Тигильского муниципального района, расположенного в селе Седанка Тигильского района, является полномочием администрации Тигильского муниципального района.

Таким образом, именно администрация, как орган местного самоуправления, представляющий интересы муниципального образования Тигильский район, обязана создать условия, необходимые для организации подачи питьевой воды с параметрами качества, установленными законодательством, а именно- выполнить требования п.1.13 СанПин 2.1.4.1110-02 и получить санитарно-эпидемиологическое заключение на источник водоснабжения, находящийся в сельском поселении «село Седанка» Тигильского муниципального района Камчатского края.

Довод ответчика администрации «Тигильский муниципальный район» о невозможности оперативной доставки в Управление Роспотребнадзора проб воды с целью анализа для последующего получения разрешительного документа, суд не принимает во внимание по следующему основанию.

В судебном заседании представитель истца пояснил, что проведение организационно-технических мероприятий, таких как- отбор, доставка, исследование проб воды является обязанностью Центра гигиены и эпидемиологии, а не заявителя.

В силу статьи 50 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор проводят, в том числе, отбор для исследований проб воды (абз. 8).

Данное контрольное действие связано с изъятием проб воды в соответствии с утверждёнными документами по стандартизации и проводятся в соответствии с правилами отбора проб и методами их исследований и измерений, техническими регламентами или иными нормативными техническими документами, правилами, методами исследований (испытаний) и измерений и иными документами для направления указанных проб на испытания и (или) экспертизу в контрольный (надзорный) орган и (или) экспертную организацию в целях проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.

Санитарно-эпидемиологическое заключение выдаётся органами Роспотребнадзора по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы.

Согласно пункту 7 статьи 40 Закона «О защите прав потребителей» Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека обоснованно обратилась в суд с заявлением в защиту прав потребителей, поскольку нарушение ответчиками требований законодательства РФ о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения влечёт угрозу нарушения прав граждан на охрану здоровья.

В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд считает необходимым установить в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено. При этом суд учитывает мнение представителя истца, а также объём и характер работ, которые требуется произвести для устранения нарушений требований санитарного законодательства, в связи с чем, полагает разумным и достаточным срок до 1 октября 2024 года.

Руководитель Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю была освобождена от уплаты государственной пошлины при подаче иска в силу ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Доказательств того, что ответчик ИП Ягнышева подлежит освобождению от уплаты судебных расходов, суду не представлено.

При обращении в суд с требованиями неимущественного характера в случаях, предусмотренных действующим законодательством, и при удовлетворении его требований, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в размере, в котором её должно было уплатить лицо, в чьих интересах прокурор обращается с заявлением, поскольку оно, в соответствии с требованиями статей 45 и 38 ГПК РФ, является истцом по делу. Требования истца заявлены в интересах неопределённого круга лиц (граждан), то есть физических лиц.

Так как в силу подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ при подаче искового заявления неимущественного характера физическими лицами размер госпошлины составляет 300 рублей, то с ответчика ИП Ягнышевой подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета Тигильского муниципального района в размере 300рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,

решил:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать Администрацию Тигильского муниципального района (ОГРН 1024101418824) в срок до 01.10.2024 получить в Управлении Роспотребнадзора по Камчатскому краю санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта- водозабора «Седанкинская площадь», расположенного на территории села Седанка Тигильского района Камчатского края (п. 1.13. СанПиН 2.1.4.1110-02).

Возложить на индивидуального предпринимателя Ягнышеву Ульяну Икававовну ) в срок до 01.10.2024 обязанность- обеспечить проведение производственного контроля качества питьевой воды эксплуатируемого ею водного объекта посредством проведения лабораторных исследований и испытаний за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при оказании услуг с периодичностью и по установленным показателям, предусмотренным СанПин 2.1.3684-21.

Взыскать с Ягнышевой Ульяны Икававовны () государственную пошлину в размере 300рублей в доход бюджета Тигильского муниципального района.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Тигильский районный суд Камчатского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 17 мая 2024 года.

Судья подпись С.Г.Жанцанова

Копия верна

Судья С.<адрес>

Секретарь судебного заседания Н.С.Левина

2-1-52/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Управление Роспотребнадзора по Камчатскому краю
Ответчики
ИП Ягнышева Ульяна Икававовна
Администрация МО "Тигильский МР"
Другие
Администрация МО СП "с. Седанка"
Суд
Тигильский районный суд Камчатский края
Судья
Жанцанова Софья Гомбоевна
Дело на сайте суда
tigilsky.kor.sudrf.ru
12.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.03.2024Передача материалов судье
12.03.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.04.2024Судебное заседание
15.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.05.2024Судебное заседание
17.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее