Дело № 2-190/2024
УИД 44RS0024-01-2024-000188-07
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Кологрив 07 августа 2024 года
Кологривский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Караваевой Т.И.,
с участием помощника прокурора Кологривского района Самодуровой П.А.,
при секретаре судебного заседания Громовой М.Н.,
Истец: Костромской межрайонный природоохранный прокурор
Ответчик: администрация Кологривского муниципального округа Костромской области
Третьи лица: ООО «Спецтранс», отдел по управлению территориями администрации Кологривского муниципального округа Костромской области
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костромского межрайонного природоохранного прокурора, выступающего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Кологривского муниципального округа Костромской области о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку отходов,
УСТАНОВИЛ:
Костромской межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кологривского муниципального округа Костромской области о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку отходов.
В обоснование иска указано, что Костромской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства при обращении с отходами производства и потребления на территории Кологривского муниципального округа Костромской области.
В границах муниципального образования на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, в ходе проведения обследования выявлена несанкционированная свалка, расположенного по адресу: Костромская область, Кологривский муниципальный округ, в 400м. на северо-запад от д. Овсянниково, примерной площадью не менее 300 кв.м. (Географические координаты - 58.951446, 44.111717).
Данная свалка является стихийной и состоит из отходов древесного происхождения, таких как доски, бревна, ветки, полиэтиленовые мешки и др.
Ообязанность по организации ликвидации указанной свалки возложена на администрацию Кологривского муниципального округа Костромской области.
Установлено также, что очаги захламления находятся в непосредственной близости от лесных насаждений, что создает угрозу возникновения лесных пожаров, особенно в условиях особого противопожарного режима. Изложенное свидетельствует о нарушении ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации, а также п. 3 Правил пожарной безопасности в лесах. Утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 № 1614.
Стихийные свалки являются причиной ухудшения санитарно- эпидемиологической и экологической обстановки муниципального образования, негативно влияют на состояние окружающей среды, создают угрозу здоровью населения, тем самым нарушается гарантированное статьей 42 Конституции РФ право каждого на благоприятную окружающую среду и на безопасные условия проживания неопределенного круга лиц, постоянно либо временно находящихся на указанной территории.
На основании изложенного, со ссылкой на положения ч.1 ст. 9 Конституции Российской Федерации, ст. 45 ГПК РФ, ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 17 СанПиН 2,1.3684-2, пп. 24 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», абз. 2 п. 7.8. ГОСТ 30772-2001, ст. 76 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» природоохранный прокурор обратился в суд с требованиями о возложении на администрацию Кологривского муниципального округа Костромской области (ИНН: 4400006068) обязанность в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную в границах муниципального образования на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: Костромская область, Кологривский муниципальныйокруг, в 400м. на северо-запад от д. Овсяниково, примерной площадью не менее 300 кв.м. (Географические координаты - 58.951446, 44.111717).
В судебном заседании помощник прокурора Кологривского района Самодурова П.А., действующая на основании поручения Костромского межрайонного природоохранного прокурора от 24.07.2024 №22-2024, иск поддержала по изложенным в нем основаниям.
Представитель ответчика администрации Кологривского муниципального округа Костромской области в судебное заседание не явился, извещены надлежаще, представили в суд отзыв, в котором указали, что считают себя ненадлежащими ответчиками, требования к администрации округа предъявлены необоснованно, просили рассмотреть дело без участия их представителя.
Представитель третьего лица отдела по управлению территориями администрации Кологривского муниципального округа Костромской области в судебное заседание не явился, извещены надлежаще, в телефонограмме, адресованной суду, ходатайствовали о рассмотрении дела без участия их представителя, требования иска поддержали.
Представитель третьего лица ООО «Спецтранс» в судебное заседание не явился, извещены надлежаще, в отзыве, представленном суду, ходатайствовали о рассмотрении дела без участия их представителя, позицию Костромского межрайонного природоохранного прокурора поддержали.
Выслушав помощника прокурора Кологривского района Самодурову П.А., изучив отзывы ответчика, третьих лиц на иск, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно положениям части 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В силу ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствие с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
В соответствии с ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской федерации.
Согласно п. 17 СанПиН 2.1.3684-2.1 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению. санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3, вывоз и сбор отходов в места, не предназначенные для обращения с отходами, запрещен.
Статьей 13 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель, в том числе от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель.
В силу статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Подпунктом 24 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся участие в организаций деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно п.2 ст.214 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 1 ст. 16 Земельного кодекса Российской Федерации государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
Кроме того, ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, относится к компетенции городских округов (в отношении земельных участков в границах городского округа).
Согласно абзацу 2 пункта 7.8. ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы Местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Как следует из представленной в материалы дела справки от 21.06.2024 г. помощником Костромского межрайонного природоохранного прокурора проведено обследование земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: Костромская обл., Кологривский муниципальный округ, в 400 м на северо-запад от д.Овсяниково, на котором обнаружена свалка отходов, примерной площадью не менее 300 кв.м. (географические координаты - 58.951446. 44.111717).
Данная свалка является стихийной и состоит, в основном, из строительных отходов таких как доски, бревна, ветки, отходы ТКО и др.
Установленный факт подтверждается также фототаблицей к справке.
Кроме того, установлено, что очаги захламления находятся в непосредственной близости от лесных насаждений, что создает угрозу возникновения лесных пожаров, особенно в условиях особого противопожарного режима и нарушает ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации, п. 3 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 № 1614.
Положениями ст. 42 Конституции РФ гарантировано право каждого на благоприятную окружающую среду и на безопасные условия проживания неопределенного круга лиц, постоянно либо временно находящихся на указанной территории. Стихийные свалки являются причиной ухудшения санитарно-эпидемиологической и экологической обстановки муниципального образования, негативно влияют на состояние окружающей среды, создают угрозу здоровью населения, тем самым нарушая указанные положения Конституции РФ.
Сведения, позволяющие определить собственника отходов в месте, выявленной в ходе прокурорской проверки несанкционированной свалки, в материалы дела не представлены.
Учитывая, что правообладатель земельного участка, а также виновник свалок не установлены, обязанность по организации ликвидации указанных свалок возложена на администрацию Кологривского муниципального округа Костромской области.
Таким образом, из совокупности приведенных норм законодательства следует, что земельные участки, расположенные на территории муниципальный округа, находятся в его ведении, соответственно, орган местного самоуправления, в данном случае администрация Кологривского муниципального округа и несет обязанность по недопущению загрязнения таких участков либо иного негативного воздействия на них.
Суд не может согласиться с доводом администрации Кологривского муниципального округа, что надлежащим ответчиком по делу является Отдел по управлению территориями администрации Кологривского муниципального округа Костромской области, в связи с тем, что в Положении об Отделе указано на его участие, в том числе, в организации ликвидации несанкционированных свалок.
Данный довод ответчика ошибочен, так как противоречит указанным выше нормам действующего законодательства.
Определяя срок, в течение которого ответчику надлежит осуществить указанные действия, суд полагает разумным и достаточным заявленный в иске срок восемь месяцев.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных истцом требований к администрации Кологривского муниципального округа Костромской области в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Костромского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Возложить на администрацию Кологривского муниципального округа Костромской области (ИНН: 4400006068) обязанность в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную в границах муниципального образования на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: Костромская область, Кологривский муниципальныйокруг, в 400м. на северо-запад от д. Овсяниково, примерной площадью не менее 300 кв.м. (Географические координаты - 58.951446, 44.111717).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Кологривский районный суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Председательствующий ФИО
Решение в окончательной форме изготовлено 07 августа 2024 г.
<данные изъяты>
<данные изъяты>