Дело № 2а-107/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
8 августа 2019 г. станица Нехаевская
Волгоградская область
Нехаевский районный суд Волгоградской области
в составе: председательствующего судьи Ефремова Н.Н.,
при секретаре Арчаковой А.М.,
с участием: прокурора Нехаевского района Волгоградской области Мусина Р.А.,
представителя административного ответчика – администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области – начальника отдела правового обеспечения администрации Нехаевского муниципального района Мамонтова Г.К., представившего удостоверение № выданное ДД.ММ.ГГГГ, действующего на основании доверенности № выданной ДД.ММ.ГГГГг.,
представителя административного ответчика – главы администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области Кузнецова С.В.– начальника отдела правового обеспечения администрации Нехаевского муниципального района Мамонтова Г.К., представившего удостоверение № выданное ДД.ММ.ГГГГ, действующего на основании доверенности № выданной ДД.ММ.ГГГГг.,
представителя заинтересованного лица управляющего делами администрации Нехаевского муниципального района Легчило Е.В. – Токарева В.А., представившего удостоверение № выданное ДД.ММ.ГГГГ, действующего на основании доверенности № № выданной ДД.ММ.ГГГГг.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Нехаевского района Волгоградской области в интересах муниципального образования – Нехаевский муниципальный район Волгоградской области к главе администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области Кузнецова С.В., администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области о признании действий главы администрации Нехаевского муниципального района по изданию распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №-к о назначении на должность муниципальной службы управляющего делами администрации Нехаевского муниципального района Легчило Е.В., незаконным,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением в интересах муниципального образования Нехаевский муниципальный район <адрес>, в котором просит признать действие главы Нехаевского муниципального района Кузнецова С.В. выразившееся в издании распоряжения о назначении на должность муниципальной службы №-к от ДД.ММ.ГГГГ управляющего делами администрации Нехаевского муниципального района Легчило Е.В., незаконным; возложить на главу Нехаевского муниципального района Кузнецова С.В., обязанность со дня вступления решения в законную силу устранить нарушения требований статьи 213.30 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», статьи 12 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ (ред. от 30 октября 2018г.) «О муниципальной службе в Российской Федерации», Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ (ред. от 30 октября 2018 г.) «О противодействии коррупции», путем расторжения срочного трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГзаключенного между администрацией Нехаевского муниципального района и муниципальным служащим Легчило Е.В..
В обоснование требований указав, что муниципальная служба в силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» представляет собой профессиональную деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Муниципальным служащим в соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета. Прокуратурой Нехаевского района Волгоградской области проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции и муниципальной службе. В соответствии с ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ (ред. от 30 октября 2018 г.) «О противодействии коррупции» органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий. Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02 марта 2007 г. № 25-ФЗ (ред. от 30 октября 2018 г.) «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение, соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным "законом" и другими федеральными "законами". В ходе проверки было установлено, что решением Нехаевской районной Думы Нехаевского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ была утверждена новая структура администрации Нехаевского муниципального района, которая состоит из главы Нехаевского муниципального района, заместителя главы Нехаевского муниципального района, управляющего делами администрации Нехаевского муниципального района, и т.п. Распоряжением главы Нехаевского муниципального района №-к от ДД.ММ.ГГГГ Легчило Е.В. с ДД.ММ.ГГГГ назначен на должность управляющего делами администрации Нехаевского муниципального района. С ним заключен срочный трудовой договор (на период действия полномочий главы Нехаевского муниципального района Кузнецова С.В.) № (для замещения должностей муниципальной службы) от ДД.ММ.ГГГГ (далее договор). В силу п. 6 договора должность, замещаемая муниципальным служащим, отнесена к высшей группе должностей муниципальной службы. В соответствии с п. 3 структуры администрации Нехаевского муниципального района и абз. 4 п.п. 3.1 п. 3 Должностной инструкции муниципального служащего Нехаевского муниципального района, замещающего в администрации Нехаевского муниципального района должность муниципальной службы управляющего делами администрации, утвержденной главой Нехаевского муниципального района Кузнецовым С.В. от ДД.ММ.ГГГГ, управляющий делами администрации Нехаевского муниципального района руководит деятельностью структурных подразделений администрации отделом по строительству, жилищно-коммунального хозяйства, отделом по организационной работе и управлению архивом, административной комиссии, отделом культуры, молодежной политики и спорта, отделом образования, опеки и попечительства. Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ (ред. от 28 ноября 2018 г.) «О несостоятельности (банкротстве)» предусматриваются определенные последствия признания гражданина банкротом. Так, в силу пункта 3 статьи 213.30 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», в течение трех лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры он не вправе занимать должности в органах управления юридического лица, иным образом участвовать в управлении юридическим лицом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Решением арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Легчило Е.В. признан банкротом, в отношении должника введена процедура реализации имущества. Определением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ процедура реализации имущества должника Легчило Е.В. завершена. С даты вынесения определения, наступили последствия, предусмотренные статьями 213.28, 213.30 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». В соответствии с частью 7 статьи 37 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местная администрация обладает правами юридического лица. Органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом (часть 2 статьи 41 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Согласно ст. 21 Устава Нехаевского муниципального района Волгоградской области (принят в новой редакции решением Нехаевской районной Думы Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №) (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) администрация Нехаевского муниципального района обладает правами юридического лица. Таким образом, с момента принятия определения Арбитражного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ Легчило Е.В. не вправе занимать должности в органах управления юридического лица, иным образом участвовать в управлении юридическим лицом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Такая же позиция отражена в описательно-мотивировочной части определения Арбитражного суда Волгоградской области дело № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой закон ограничивает правоспособность банкрота по осуществлению руководства юридическими лицами, вследствие утраты к нему доверия. Требованиями статьи 6 Федерального конституционного закона «О судебной системе» предусмотрено, что вступившие в законную силу судебные акты федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Однако в нарушение пункта 3 статьи 213.30 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и судебного акта Арбитражного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ Легчило Е.В. назначен на должность управляющего делами администрации Нехаевского муниципального района и принимает участие в управлении юридическим лицом - администрацией Нехаевского муниципального района Волгоградской области. Более того, суд определил не освобождать Легчило Е.В. от дальнейшего исполнения требований кредиторов, включённых в реестр требований кредиторов в размере <данные изъяты>. долга и <данные изъяты>. штрафных санкций. Между тем, назначение на руководящую должность муниципальной службы органа местного самоуправления, которая наделяет Легчило Е.В. властными полномочиями по участию в принятии решений, имеющих юридическое значение для неопределенного круга лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а также получения личного дохода от занятия такой должности в виде премиального вознаграждения и материальной помощи, при условии, что кредиторы доказали неспособность последнего (действия или бездействие) распоряжаться собственными финансовыми средствами, приведшие к его банкротству, непосредственным образом влияет на последствия участия Легчило Е.В. руководством администрацией Нехаевского муниципального района и влечет коррупционную составляющую. Неисполнение муниципальным служащим, признанного несостоятельным (банкротом) в качестве гражданина, не только свидетельствует о ненадлежащем отношении администрации Нехаевского муниципального района к исполнению федерального законодательства о муниципальной службе, о противодействии коррупции и несостоятельности (банкротстве), но и подрывает авторитет местного самоуправления в глазах граждан и жителей Нехаевского муниципального района Волгоградской области. Также, данное обстоятельство, не способствует профилактике коррупции, в том числе формированию в обществе нетерпимости к коррупционному поведению, и повышению ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции, предусмотренных п. 1 ст. 6 и п. 20 ст. 7 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273- ФЗ (ред. от 30 октября 2018 г.) «О противодействии коррупции». ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы Нехаевского муниципального района прокуратурой района внесено соответствующее представление с постановкой вопроса об устранении нарушений требований статьи 213.30 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», Федерального закона от 02 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и решением вопроса о досрочном прекращении полномочий Легчило Е.В. в качестве управляющего делами администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области. Данное представление также являлось предметом обсуждения на межведомственной антикоррупционной комиссии Нехаевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого главе Нехаевского муниципального района рекомендовано удовлетворить представление прокуратуры Нехаевского района. Однако, согласно ответу главы Нехаевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГисх. №, по результатам рассмотрения вышеуказанного представления прокурора Нехаевского района, администрация не усмотрела нарушения требований статьи 213.30 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127- ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», Федерального закона от 02 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». С указанным решением органа местного самоуправления согласился нельзя, поскольку администрация не приняла исчерпывающих мер, предусмотренных федеральными законами «О несостоятельности (банкротстве)», «О муниципальной службе в Российской Федерации» и «О противодействии коррупции».
В судебное заседание от администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области и от главы Нехаевского муниципального района Волгоградской области Кузнецова С.В. поступили возражения, в которых указано, что доводы административного истца, что в нарушение определенных п. 3 ст. 213.30 Закона о банкротстве последствий Легчило Е.В. назначен на должность управляющего делами администрации и принимает участие в управлении юридическим лицом, а именно администрацией Нехаевского муниципального района, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на неверном толковании приводимых в исковом заявлении норм права. Согласно п. 1 ст. 53 ГК РФ, юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом. Как видно из приведенных положений, органом управления юридического лица является такой, орган, который, действуя от имени юридического лица на основании закона, правового акта или учредительных документов, может приобретать для юридического лица гражданские права и принимать для него гражданские обязанности. Иными словами, учитывая положения п. 3 ст. 213.30 Закона о банкротстве и ст. 53 ГК РФ, гражданин, признанный банкротом, не может занимать должности органа управления юридического лица, входить (то есть избираться или назначаться) в состав коллегиального органа управления (совета директоров, наблюдательного совета), не вправе иным образом участвовать в управлении юридическим лицом. Однако, в соответствии со ст. 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия (ч. 1). Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования (ч. 2). Так, ст. 19 и 21 Устава Нехаевского муниципального района определено, что администрация Нехаевского муниципального района обладает правами юридического лица и возглавляется главой Нехаевского муниципального района Волгоградской области, который руководит ею на принципах единоначалия. В том числе, в соответствии со ст. 20, 21 Устава Нехаевского муниципального района в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения о единственном лице, имеющем право без доверенности действовать от имени администрации Нехаевского муниципального района, - глава Нехаевского муниципального района Кузнецов С.В. Иных органов управления администрацией Нехаевского муниципального района, а также лиц, участвующих в управлении администрацией Нехаевского муниципального района Уставом Нехаевского муниципального района, а также действующим законодательством об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации не предусмотрено. Управление юридическим лицом - администрацией Нехаевского муниципального района осуществляется исключительно главой Нехаевского муниципального района. Доводы административного истца о том, что управляющий делами администрации является лицом, имеющим фактическую возможность определять действия юридического лица - администрации, в том числе возможность давать указания органам управления администрации, является ошибочным, не основанном на фактических обстоятельствах дела. Управляющий делами администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области осуществляет свои полномочия в соответствии с постановлением администрации Нехаевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «О распределении обязанностей между Главой Нехаевского муниципального района, заместителем главы, управляющим делами администрации Нехаевского муниципального района» и должностной инструкцией, утвержденной главой Нехаевского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ, которые в свою очередь не предусматривают его участия в управлении администрации Нехаевского муниципального района как юридическим лицом, поскольку не наделяют управляющего делами полномочиями приобретать для нее гражданские права и принимать гражданские обязанности. Легчило Е.В., как управляющий делами, не имеет права подписи, в том числе хозяйственных и иных распорядительных документов, не вправе представлять администрацию перед третьими лицами, не определяет кадровую политику администрации, а также не выполняет иных функций, свидетельствующих о прямом либо косвенном участии его в управлении администрацией как юридическим лицом. Структурные подразделения администрации Нехаевского муниципального района, не являющиеся юридическими лицами и возглавляемые управляющим делами администрации (отдел образования, опеки и попечительства, отдел по строительству, ЖКХ и охране окружающей среды, отдел культуры, молодежной политики и спорта, отдел по организационной работе и управлению архивом, территориальная административная комиссия), также не являются органами управления администрации, так как не обладают полномочиями действовать от имени администрации Нехаевского района при приобретении гражданских прав и принятии гражданских обязанностей. Таким образом, положения ч. 3 ст. 213.30 Закона о банкротстве не препятствуют замещению должности управляющего делами администрации Нехаевского района. Необходимо отметить, что в Уставе Нехаевского муниципального района не содержатся положения, предусматривающие наделение иных должностных лиц правом участия в управлении местной администрации помимо главы, кроме случая невозможности главы района временно осуществлять свои полномочия. Так, согласно ч. 6 ст. 19 Устава Нехаевского муниципального района в случаях, когда глава Нехаевского муниципального района временно (в связи с болезнью или отпуском) не может исполнять свои обязанности, их исполняет один из заместителей главы Нехаевского муниципального района. Временное исполнение обязанностей главы Нехаевского муниципального района возлагается распоряжением главы Нехаевского муниципального района. Таким образом, управляющий делами администрации Нехаевского муниципального района в силу указанных положений не может исполнять обязанности главы Нехаевского муниципального района, а также самостоятельно принимать какие-либо решения и осуществлять действия, связанные с управлением администрацией Нехаевского муниципального района, в том числе временно. Следовательно, назначение Легчило Е.В., как лица, признанного банкротом и в отношении которого завершена процедура реализации имущества, на должность управляющего делами администрации не противоречит п. 3 ст. 213.30 Закона о банкротстве. Помимо изложенного, считают несостоятельными доводы истца о том, что при назначении на должность муниципальной службы управляющего делами администрации Нехаевского муниципального района Легчило Е.В. были нарушены нормы Федеральных законов от 25декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и от 02 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Необходимо отметить, что истцом в исковом заявлении не приводится ссылка какие именно требования и нормы вышеуказанных законов были нарушены при издании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №-к. Так, п. 2 ст. 4 Федерального Закона от 02 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» закреплен принцип равного доступа граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего. Исчерпывающий перечень ограничений и запретов, связанных с прохождением муниципальной службы, установленный ст. 13 и 14 Федерального Закона от 02 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», не предусматривает наступление обстоятельств, определенных п. 3 ст. 213.30 Закона о банкротстве, в качестве запрета к поступлению на муниципальную службу. В том числе, исчерпывающий перечень оснований для расторжения трудового договора, установленный ст. 19 Федерального Закона от 02 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»и положениями ТК РФ, также не предусматривает наступление указанных обстоятельств в качестве основания для расторжения трудового договора, заключенного с муниципальным служащим. Кроме того, Федеральным Законом от 25декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» не установлено, что наступление обстоятельств, определенных п. 3 ст. 213.30 Закона о банкротстве, является коррупционным фактором или основанием для ограничения прохождения гражданином муниципальной службы. Таким образом, назначение Легчило Е.В. на должность управляющего делами администрации Нехаевского района не противоречит положениям Федеральных Законов от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и от 02 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», а ссылка на них в административном исковом заявлении является необоснованной и немотивированной. Увольнение Легчило Е.В. с муниципальной службы при таких обстоятельствах нарушит его конституционное право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37 Конституции РФ). Учитывая, что действия главы Нехаевского муниципального района, выразившееся в издании распоряжения о назначении на должность муниципальной службы от ДД.ММ.ГГГГ №-к управляющего делами администрации Нехаевского муниципального района Легчило Е.В., осуществлены в рамках полномочий, порядок, форма и основания принятия вышеуказанного распоряжения не нарушены, оспариваемое распоряжение соответствует по содержанию нормативно правовым актам, регулирующим спорные отношения, заявленные требования не подлежат удовлетворению.
В судебном заседании прокурор Нехаевского района Волгоградской области Мусин Р.А. заявленные требования поддержал в полном объёме по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административных ответчиков Мамонтов Г.К., в судебном заседании с предъявленными административными исковыми требованиями не согласился и просил суд отказать в их удовлетворении по доводам, изложенным в представленных возражениях на административное исковое заявление.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Токарев В.А., пояснил, что управляющий делами администрации Нехаевского муниципального района Легчило Е.В. принят на муниципальную должность на законном основании, поэтому не может быть уволен, в этой связи просил суд отказать в удовлетворении заявленных прокурором административных исковых требований.
Согласно, части 2 статьи 150, части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка лица, участвующего в деле, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Неявка в судебное заседание административного ответчика и заинтересованного лица, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, и не представили доказательства уважительности своей неявки, не препятствует рассмотрению дела, и суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав пояснения прокурора, представителя административных ответчиков, представителя заинтересованного лица, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно, части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
При этом рассматривая дело по существу суду надлежит выяснять:
имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия;
соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения (статья 226 Кодекса административного судопроизводства в Российской Федерации).
Муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель). Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя). (статья 2 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).
Правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (далее - законодательство о муниципальной службе), уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом. (статья 3 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).
Муниципальный служащий обязан: соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение; соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. (пункты 1,10 часть 1 статья 12 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).
Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации или ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: законность; публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; ( статья 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).
Профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер: формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению (статья 6 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).
Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются: повышение ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер устранению причин коррупции (статья 7 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).
Реализуя, указанный в Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», принцип противодействия коррупции, такой как законность и формируя в обществе нетерпимость к коррупционному поведению, при этом повышая ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции, федеральный законодатель предусмотрел запрет: в течение трех лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры он не вправе занимать должности в органах управления юридического лица, иным образом участвовать в управлении юридическим лицом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 3 статья 213.30 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).
Органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.( статья 5 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).
Исполнение должностными лицами органов местного самоуправление, законодательно установленного запрета, реализует законность, как принцип противодействия коррупции, что исключает коррупционную составляющую при приеме на работу на должности муниципальной службы.
Не исполнение должностными лицами органов местного самоуправления, законодательно установленного запрета и назначение на должность муниципальной службы, гражданина признанного несостоятельным (банкротом), который будет участвовать в управлении юридическим лицом (муниципальным образованием), будет связан с коррупционными проявлениями, что подрывает авторитет местного самоуправления в глазах граждан, поскольку если гражданин не может разобраться со своей жизнью и своими долгами, распланировать личный бюджет и управлять домашним хозяйством, то ему нельзя доверять участие в управление муниципальным образованием, судьбами граждан и работников. Предполагается, что такой муниципальный служащий, так же может причинить ущерб бюджету муниципального образования.
Таким образом, указанные правовые нормы, ориентированные законодателем на обеспечение безопасности, не могут рассматриваться, как нарушающие права работодателя или работника.
Решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23.12.2010 (протокол N 21) одобрен Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих.
Пунктом 11 данного Кодекса предусмотрено, что государственные (муниципальные) служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны, в частности, соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением государственной и муниципальной службы.
Пунктом 12 данного Кодекса предусмотрено, что государственные (муниципальные) служащие в своей деятельности обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные и федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Пунктом 13 данного Кодекса предусмотрено, что государственные (муниципальные) служащие в своей деятельности не должны допускать нарушение законов и иных нормативных правовых актов исходя из политической, экономической целесообразности либо по иным мотивам.
Пунктом 14 данного Кодекса предусмотрено, что государственные (муниципальные) служащие обязаны противодействовать проявлением коррупции и предпринимать меры по её профилактике в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Пунктом 22 данного Кодекса предусмотрено, что государственный (муниципальный) служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным (муниципальным) служащим, призван: принимать меры по предупреждению коррупции.
В соответствии с частью 7 статьи 37 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местная администрация обладает правами юридического лица.
В соответствии с частью 8 статьи 37 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации Нехаевского муниципального района.
Согласно, статье 21 Устава Нехаевского муниципального района Волгоградской области (принят в новой редакции решением Нехаевской районной Думы Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №) (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) администрация Нехаевского муниципального района является исполнительно-распорядительным органом Нехаевского муниципального района. Структура администрации Нехаевского муниципального района утверждается Нехаевской районной думой по представлению главы Нехаевского муниципального района. В структуру администрации Нехаевского муниципального района могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации Нехаевского муниципального района.
Трудовой договор с муниципальным служащим может быть расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя), по основаниям для расторжения трудового договора, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.
Согласно п.10 статьи 77. Трудового кодекса Российской Федерации, следует, что основаниями прекращения трудового договора являются: обстоятельства, не зависящие от воли сторон (статья 83 настоящего Кодекса);
Согласно п.13 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации, следует, что трудовой договор подлежит прекращению по следующим обстоятельствам независящим от воли сторон: возникновение установленных настоящим Кодексом, иным федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности.
Как установлено в судебном заседании, Решением Арбитражного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ, Легчило Е.В., признан несостоятельным (банкротом), в отношении имущества должника введена процедура реализации имущества.
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ, процедура реализации имущества должника Легчило Е.В. завершена. Вместе с этим Легчило Е.В. не освобожден от дальнейшего исполнения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов в размере <данные изъяты> долга и <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки штрафных санкций.
Решением Нехаевской районной Думы Нехаевского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ была утверждена новая структура администрации Нехаевского муниципального района, которая состоит из главы Нехаевского муниципального района, заместителя главы Нехаевского муниципального района, управляющего делами администрации Нехаевского муниципального района и подконтрольных им отделов и комиссий.
Кузнецов С.В. на заседании Нехаевской районной Думы ДД.ММ.ГГГГ, был поставлен в известность прокурором Нехаевского района Мусиным Р.А., о том, что Легчило Е.В., признан несостоятельным (банкротом), в отношении имущества должника введена процедура реализации имущества, которая определением Арбитражного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ, завершена. В связи с чем, законодательством о банкротстве Легчило Е.В. не вправе занимать должности в органах управления администрации муниципального образования и иным образом участвовать в его управлении.
Распоряжением главы Нехаевского муниципального района Кузнецова С.В., №-к от ДД.ММ.ГГГГ Легчило Е.В. с ДД.ММ.ГГГГ назначен на должность управляющего делами администрации Нехаевского муниципального района.
С ним заключен срочный трудовой договор (на период действия полномочий главы Нехаевского муниципального района Кузнецова С.В.) № (для замещения должностей муниципальной службы) от ДД.ММ.ГГГГ (далее договор). В силу п. 6 договора должность, замещаемая муниципальным служащим, отнесена к высшей группе должностей муниципальной службы. Согласно, пункта 9 договора основные должностные права и обязанности муниципального служащего регламентируются должностной инструкцией.
Должностной инструкции муниципального служащего Нехаевского муниципального района, замещающего в администрации Нехаевского муниципального района должность муниципальной службы управляющего делами администрации Нехаевского муниципального района, утвержденной главой Нехаевского муниципального района Кузнецовым С.В. от ДД.ММ.ГГГГ, должность управляющий делами администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области относится к высшей группе должностей. Согласно должностной инструкции, управляющий делами руководит деятельностью структурных подразделений администрации отделом по строительству, жилищно-коммунального хозяйства, отделом по организационной работе и управлению архивом, административной комиссии, отделом культуры, молодежной политики и спорта. Вместе с этим на него возложены обязанности предусмотренные правовым актом о распределении обязанностей между главой Нехаевского муниципального района, заместителем и управляющим делами. При этом, управляющий делами имеет право запрашивать и получать информацию и материалы от структурных подразделений администрации Нехаевского муниципального района, её должностных лиц, в организациях и учреждениях района, в органах местного самоуправления, рассматривать визировать проекты документов, представляемых на подпись главе района, вести прием граждан, согласовывать правовые акты в пределах своей компетенции, давать поручения сотрудникам курируемых структурных подразделений
Постановлением администрации Нехаевского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ., в целях обеспечения согласованной деятельности администрации Нехаевского муниципального района, утверждено распределение обязанностей между главой Нехаевского муниципального района, заместителем и управляющим делами администрации Нехаевского муниципального района. В силу распределенных обязанностей управляющий делами администрации Нехаевского муниципального района решает вопросы организации предоставления общедоступного и бесплатного образования, организации отдыха детей, опеки и попечительства, создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительной местности, организации работы с молодежью, физической культурой и спорту в районе, организации культурного досуга населения, организации работы по вопросам социальной защиты населения, вопросам по делам семьи, связи с общественными организациями и СМИ, охраны труда и техники безопасности в администрации Нехаевского муниципального района, решения хозяйственных вопросов администрации, ведения делопроизводства в администрации, строительства и жилищно–коммунального хозяйства, организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, организация и осуществление экологического контроля, организация утилизации и переработки бытовых отходов, утверждение схем территориального планирования, организация и осуществление ликвидации последствий ЧС, осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей, содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования между населенными пунктами, мостов и иных транспортных сооружений. Непосредственно руководит деятельностью отдела по строительству, жилищно-коммунального хозяйства, отделом по организационной работе и управлению архивом, административной комиссии, отделом культуры, молодежной политики и спорта.
Положением об администрации Нехаевского муниципального района, утвержденного постановлением администрации Нехаевского муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, управляющий делами администрации Нехаевского муниципального района, осуществляет полномочия по руководству отдельными направлениями деятельности администрации в пределах и порядке, установленных главой администрации Нехаевского муниципального района, координирует работу структурных подразделений администрации по соответствующим сферам, контролирует их деятельность и дает им поручения, предварительно визирует проекты постановлений и распоряжений администрации, исполняет поручения главы администрации, осуществляет иные полномочия в соответствии с распределением обязанностей между главой администрации и заместителями, в пределах своей компетенции и в соответствии с распределением обязанностей между ними дает указания и поручения руководителям структурных подразделений администрации, указания и поручения даются в устной или письменной форме. Письменные указания и поручения оформляются распоряжением, приказом, служебной запиской либо резолюцией на документе. Неисполнение поручений и указаний влечет дисциплинарную ответственность в соответствии с трудовым законодательством. Проводит совещания для оперативного рассмотрения текущих вопросов. Решения, принимаемые на совещаниях, могут служить основанием для принятия правовых актов администрации.
На основании Положения о видах поощрения муниципальных служащих администрации Нехаевского муниципального района, утвержденного постановлением администрации Нехаевского муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, управляющий делами администрации Нехаевского муниципального района, будучи руководителем, которому непосредственно подчиняются муниципальные служащие, вправе вынести представление главе администрации о поощрении в виде: благодарности, выплате денежного поощрения, награждения ценным подарком, награждение Почетной грамотой, досрочного присвоения классного чина муниципальной службы, представление к наградам.
Таким образом, суд считает, что учредительными документами юридического лица должность управляющего делами администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области, отнесена к высшей группе должностей, включена в структуру органов управления администрации Нехаевского муниципального района, являющейся юридическим лицом, при этом должностное лицо, занимающее эту должность, наделено правом осуществлять определенные главой администрации организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции.
Следовательно, в течение трех лет с даты завершения в отношении гражданина Легчило Е.В. процедуры реализации имущества по делу о банкротстве, с момента принятия определения Арбитражного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе такой процедуры, он не вправе занимать должность управляющего делами администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области, которая позволяет ему иным образом участвовать в управлении юридическим лицом администрацией Нехаевского муниципального района, вследствие утраты к нему доверия.
По этому основанию, прокурором Нехаевского района было вынесено представление главе администрации Нехаевского района Кузнецову С.В., в котором прокурор потребовал, решить вопрос о прекращении полномочий Легчило Е.В. в должности управляющего делами администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области.
Данное представление, также являлось предметом обсуждения на межведомственной антикоррупционной комиссии Нехаевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, которая решила рекомендовать главе Нехаевского муниципального района удовлетворить представление прокуратуры <адрес>.
Распоряжением главы Нехаевского муниципального района Кузнецова С.В., №-к от ДД.ММ.ГГГГ, трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ с Легчило Е.В. прекращен с ДД.ММ.ГГГГ и он уволен с должности управляющего делами администрации Нехаевского муниципального района.
Распоряжением главы Нехаевского муниципального района Кузнецова С.В., №-к от ДД.ММ.ГГГГг., распоряжение главы Нехаевского муниципального района Кузнецова С.В., №-к от ДД.ММ.ГГГГ, о расторжении трудового договора с управляющим делами администрации Нехаевского муниципального района Легчило Е.В. отменено.
Согласно ответа главы Нехаевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ исх. №, по результатам рассмотрения вышеуказанного представления прокурора <адрес>, администрация не усмотрела нарушения требований статьи 213.30 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127- ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», Федерального закона от 02 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Учитывая выше приведённые нормы права и установленные обстоятельства дела, суд считает, что глава администрации Нехаевского муниципального района <адрес> Кузнецова С.В., являясь муниципальным служащим, будучи осведомленным прокурором от том, что в течение трех лет с даты завершения в отношении гражданина Легчило Е.В. процедуры реализации имущества по делу о банкротстве, с момента принятия определения Арбитражного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ, он не вправе занимать должность управляющего делами администрации Нехаевского муниципального района <адрес>, которая позволяет ему иным образом участвовать в управлении юридическим лицом администрацией Нехаевского муниципального района, вследствие утраты к нему доверия. В силу требований статьи 12 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ (ред. от 30 октября 2018 г.) «О муниципальной службе в Российской Федерации», Кузнецов С.В. обязанный соблюдать требования закона, установленные в статье 213.30 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», при этом руководствоваться принципом законности, установленный в статье 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ (ред. от 30 октября 2018 г.) «О противодействии коррупции», вопреки установленным законодательством требованиям, совершил действия по изданию распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №-к о назначении на должность муниципальной службы управляющего делами администрации Нехаевского муниципального района Легчило Е.В..
На основании изложенного, суд признает незаконными, нарушающими требования статьи 213.30 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», статьи 12 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ (ред. от 30 октября 2018 г.) «О муниципальной службе в Российской Федерации», статьи 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ (ред. от 30 октября 2018 г.) «О противодействии коррупции», действия главы администрации Нехаевского муниципального района Кузнецова С.В., выразившееся в издании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №-к о назначении на должность муниципальной службы управляющего делами администрации Нехаевского муниципального района Легчило Е.В..
В целях устранения нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца муниципального образования Нехаевский муниципальный район <адрес>, суд возлагает на главу Нехаевского муниципального района <адрес> Кузнецова С.В., обязанность со дня вступления решения по настоящему делу в законную силу, устранить нарушения требований статьи 213.30 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», статьи 12 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ (ред. от 30 октября 2018 г.) «О муниципальной службе в Российской Федерации», Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ (ред. от 30 октября 2018 г.) «О противодействии коррупции», путём расторжения срочного трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ заключённого между администрацией Нехаевского муниципального района и муниципальным служащим Легчило Е.В..
Прекращение (расторжение) трудового договора подлежит по п. 10 ч. 1 ст. 77 Tрудового кодекса Российской Федерации, по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. При этом ссылка в трудовой книжке должна идти на п. 13 ч. 1 ст. 83 Tрудового кодекса Российской Федерации, как конкретизирующие обстоятельство, которое послужило препятствием для продолжения трудовых отношений.
Доводы административных ответчиков, суд не принимает ко вниманию, поскольку они основаны на не верном толковании норм права и опровергаются исследованными в судебном заседании доказательствами.
Руководствуясь ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявленные прокурором Нехаевского района Волгоградской области требования в интересах муниципального образования – Нехаевский муниципальный район Волгоградской области к главе администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области Кузнецову С.В., администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области о признании действий главы администрации Нехаевского муниципального района по изданию распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №-к о назначении на должность муниципальной службы управляющего делами администрации Нехаевского муниципального района Легчило Е.В., незаконным, удовлетворить полностью.
Признать действие главы администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области Кузнецова С.В., выразившееся в издании распоряжения о назначении на должность муниципальной службы №-к от ДД.ММ.ГГГГ управляющего делами администрации Нехаевского муниципального района <адрес> Легчило Е.В., незаконным.
Возложить на главу Нехаевского муниципального района Волгоградской области Кузнецова С.В. обязанность со дня вступления решения по настоящему делу в законную силу устранить нарушения требований статьи 213.30 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», статьи 12 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ (ред. от 30 октября 2018 г.) «О муниципальной службе в Российской Федерации», Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ (ред. от 30 октября 2018 г.) «О противодействии коррупции», путём расторжения срочного трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ заключённого между администрацией Нехаевского муниципального района и муниципальным служащим Легчило Е.В..
Решение суда первой инстанции, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Нехаевский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.Н. Ефремов