Дело № 3-5-201
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Пермский краевой суд в составе
председательствующего судьи Няшина В.А.
при секретаре Борщове А.В.
с участием представителя истца – М., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми 19 января 2015 года гражданское дело по иску Романова Д.В. к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Пермскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости земельного участка.
установил:
Романов Д.В. обратился в Пермский краевой суд с иском Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Пермскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **, категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере *** рублей по состоянию на 01.01.2013 года.
В обоснование заявленных требований истец указал, что является арендатором этого земельного участка, на основании договора аренды земельного участка от 17.02.2014 № **, для целей, не связанных со строительством (под мусороперерабатывающий завод некапитального типа).
Кадастровая стоимость земельного участка составляет *** руб. *** коп. Указанная кадастровая стоимость земельного участка была утверждена постановлением Правительства Пермского края от 21.11.2013 года № 1610-п.
При расчете арендной платы за владение и пользование данным земельным участком используется его кадастровая стоимость в соответствии с Законом пермского края №604-ПК от 07.04.2010 «О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Пермского края».
В подтверждение рыночной стоимости спорного земельного участка истец представил отчет об оценке от 22.03.2014 № 11, подготовленный оценщиком ООО «название», согласно которому, размер рыночной стоимости этого земельного участка на 01.01.2013 года составляет *** руб., что существенно расходится с утвержденной кадастровой стоимостью и, следовательно, влияет на права истца как плательщика арендной платы.
В судебное заседание истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явился. Его представитель просила рассмотреть дело в его отсутствие, иск поддержала. Представитель ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в суд не прибыл, в отзыве, представленном суду, ответчик просил отказать в удовлетворении заявления, указав, что сведения в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка, рассчитанной и утвержденной в соответствии с требованиями действующего законодательства, внесены на основании указанного выше постановления Правительства Пермского края.
Представители заинтересованных лиц – Правительства Пермского края и Муниципального образования г.Пермь в лице администрации г.Перми в суд не прибыли.
Заслушав объяснения представителя истца, исследовав доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
В силу части 5 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с названным Федеральным законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 ст. 1 Закона о государственном кадастре недвижимости).
Согласно части 5 ст. 4 Закона о государственном кадастре недвижимости сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном названным Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено данным Законом.
Пунктами 11, 14 части 2 ст. 7 Закона о государственном кадастре недвижимости установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
Пунктом 3 названной статьи предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Федеральным законом от 22.07.2010 № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 167-ФЗ), который вступил в силу со дня его официального опубликования 26.07.2010 года, были внесены изменения в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности). Так, в Закон была включена глава III.1 «Государственная кадастровая оценка», устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Согласно ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются: документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений; отчет, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с частью 1 ст. 5 Федерального закона № 167-ФЗ положения указанного закона не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения 60 дней после дня его официального опубликования и работы, по проведению которой не завершились в указанный срок.
Постановлением Правительства Пермского края от 21.11.2013 года № 1610-п. утверждена кадастровая стоимость земельного участка, арендатором которого является истец. Государственная кадастровая оценка земель, в том числе стоимость данного земельного участка, собственником которого является истец, утвержденная этим постановлением, определена в результате проведения государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по состоянию на 01.01.2013 года. Истцом представлен в суд отчет об оценке, подготовленный оценщиком ООО «название», и положительное экспертное заключение на него экспертов СРО «название 1» от 05.05.2014 № ** согласно которым, размер рыночной стоимости указанного земельного участка на 01.01.2013 года составляет *** руб. Отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Закону об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки, утвержденными Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 года № 255, и правилам оценочной деятельности указанной организации оценщиков.
Статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное. Доказательств недостоверности величины рыночной стоимости объекта оценки, занижения рыночной стоимости объекта или несоответствия представленного истцом отчета требованиям закона, установленных в соответствии с действующим законодательством или в судебном порядке, ответчиком не представлено. Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению, а кадастровая стоимость земельного участка, арендатором которого он является, подлежит установлению в размере, равном его рыночной стоимости, определенном на основании указанного выше отчета об оценке.
Следует также учитывать то обстоятельство, что заявитель как арендатор земельного участка, предоставленного за счет городских земель, обладает правом на оспаривание кадастровой оценки земельного участка. Согласно п.5 ст.65 ЗК РФ кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как следует из представленных документов, арендная плата по договору аренды определяется в соответствии с Законом Пермского края от 07.04.2010 №604-ПК «Об установлении размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Пермского края, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Пермского края» и рассчитывается, исходя из кадастровой стоимости земельного участка с применением соответствующих ставок и коэффициентов. Размер кадастровой стоимости для арендатора земельного участка является значимым. Следовательно, в соответствии со ст. 65, п. 3 ст. 66 ЗК РФ, ст. 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» заявитель, как арендатор вправе реализовать право на проведение оценки рыночной стоимости соответствующего земельного участка, оспорить кадастровую стоимость земельного участка, поскольку наличие в кадастре стоимости, несоответствующей рыночной, затрагивает права заявителя в частности, как владельца (арендатора) земельного участка. Очевидно, что заявитель не может быть лишен права на проведение оценки рыночной стоимости соответствующего земельного участка, даже при отсутствии у него полномочий на заключение договора на проведение оценки участка от имени собственника. В противном случае он будет лишен реальной возможности на обращение в суд с соответствующим иском, так как, обращаясь с таким иском, он обязан представить суду соответствующий отчет.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Романова Д.В. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ** общей площадью 16964 кв.м, категория земель -земли населенных пунктов, разрешенное использование - для целей, не связанных со строительством (под мусороперерабатывающий завод некапитального типа), расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере *** рублей по состоянию на 01.01.2013 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий -Няшин В.А.