Решение по делу № 2-4182/2024 от 21.08.2024

Дело 2-4182(2024)

59RS0005-01-2018-001436-97

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 октября 2024 года

Мотовилихинский районный суд г.Перми в составе:

председательствующего судьи Вязовской М.Е.,

при ведении протокола помощником судьи Вегелиной Л.Р.

с участием представителя истца по доверенности Корякиной В.Г., представителей 3-го лица по доверенности Кокаровцевой Н.А., Спириной О.А., представителя ответчика по доверенности Струкова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления по экологии и природопользованию администрации города Перми к Балебаеву Евгению Тулеугалиевичу о возмещении убытков,

установил:

Управление по экологии и природопользованию администрации города Перми обратилось в суд с иском к Балебаеву Евгению (Жумагельды) Тулеугалиевичу о возмещении убытков, с учетом уточненных исковых требований требования мотивированны тем, что ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 00 минут на территории, прилегающей к земельному участку по адресу <адрес>, ответчиком была произведена вырубка пяти деревьев породы береза, произрастающих на муниципальной территории, без соответствующего разрешения.

В соответствии с постановлением административной комиссии Мотовилихинского района г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ Балебаев Ж.Т. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.7 Закона Пермского края «Об административных правонарушениях», выразившегося в нарушении п. 8.12 Правил благоустройства и содержания города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ , действующих на момент совершения правонарушения (далее - Правила благоустройства).

В соответствии с п. 8.12 названных Правил благоустройства на территории города Перми запрещается осуществлять самовольную вырубку деревьев и кустарников в садах, парках, скверах, на бульварах, во дворах и других местах, где имеются зеленые насаждения. Таким образом, материалами дела доказано, что действиями Балебаева Ж.Т. по вырубке пяти берез причинен вред окружающей среде, который подлежит возмещению.

На момент совершения ответчиком правонарушения действовал Порядок сноса и выполнения компенсационных посадок зеленых насаждений на территории города Перми, утвержденный решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ .

Пунктом 3.1 Порядка предусматривалось, что снос зеленых насаждений на территории города Перми осуществляется на основании акта комиссионного обследования зеленых насаждений, а ущерб, причиненный в результате сноса зеленых насаждений, подлежит возмещению в форме выплаты восстановительной стоимости, порядок расчета устанавливается администрацией города Перми; в некоторых случаях, предусмотренных Порядком, ущерб, причиненный в результате сноса зеленых насаждений, подлежит возмещению в форме выполнения компенсационных посадок (п. 3.2). В случае сноса зеленых насаждений с нарушением требований Порядка, лица, совершившие соответствующее деяние, привлекаются к ответственности в установленном законом порядке (п. 3.16).

В настоящей время действует Порядок сноса и выполнения компенсационных посадок зеленых насаждений на территории города Перми, являющийся приложением 5 к Правилам благоустройства территории города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Порядок сноса).

Действующим Порядком сноса также установлены правила сноса зеленых насаждений, в соответствии с которыми снос зеленых насаждений на территории города Перми осуществляется на основании акта комиссионного обследования зеленых насаждений (п.1.1.); ущерб, причиненный в результате сноса зеленых насаждений, подлежит возмещению в форме выплаты восстановительной стоимости, порядок расчета которой определяется в соответствии с действующим законодательством (п. 1.2.).

В соответствии с пунктом 2.4. Порядка сноса взамен одного снесенного дерева производится посадка трех саженцев деревьев той же породы, или стоимость высаживаемого саженца должна быть не ниже стоимости саженца той породы, которой было вырубленное дерево.

В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.

В соответствии с Положением об управлении по экологии и природопользованию администрации города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ , Управление является функциональным органом администрации города Перми.

Целью деятельности Управления является организация обеспечения благоприятной окружающей среды, создание условий для обеспечения экологической безопасности и эффективного природопользования как основы жизни и деятельности населения, проживающего на территории города Перми (п. 2.1. Положения об Управлении).

К основным задачам в деятельности Управления относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах города Перми.

В целях организации мероприятий по охране окружающей среды на территории города Управление: осуществляет расчет размера ущерба, причиненного зеленым насаждениям (п. 3.4.8. Положения об Управлении); осуществляет бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджета города Перми, главного распорядителя бюджетных средств города Перми и (или) получателя бюджетных средств города Перми, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения. Обеспечивает контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начислением, учетом, взысканием платежей в бюджет, выполнением утвержденного плана по администрируемым доходным источникам в порядке и на условиях, установленных действующим законодательством, правовыми актами города Перми и заключенными договорами (п. 3.5. Положения об Управлении).

В настоящее время признаны недействующими со дня принятия раздел II, пункт 4.1 раздела IV, раздел VI Порядка расчета восстановительной стоимости зеленых насаждений, снесенных на территории города Перми, утвержденного постановлением администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ (Апелляционное определение Пермского краевого суда от 16.11.2023 по делу № 33а-11701/2023, оставленное без изменения кассационным определением Седьмого кассационного суда обшей юрисдикции от 10.04.2024, Кассационное определение Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ по делу ).

Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Пунктом 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» определено, что по смыслу статьи 79 Закона об охране, окружающей среды вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению независимо от возмещения вреда здоровью граждан или имуществу физических и юридических лиц, вызванного негативным воздействием окружающей среды д результате хозяйственной и (или) иной деятельности. Равным образом возмещение вреда окружающей среде не является основанием для освобождения лица от ответственности за причинение вреда здоровью граждан или имуществу физических и юридических лиц в результате негативного воздействия на окружающую среду в связи с осуществлением им хозяйственной и (или) иной деятельности и нарушением законодательства в области охраны окружающей среды. Таким образом, лицо, причинившее вред окружающей среде, обязано как возместить вред, причиненный окружающей среде, так и убытки, возникшие у конкретных собственников (пользователей).

В силу ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Согласно статье 1082 ГК РФ способами возмещения вреда являются возмещение вреда в натуре или возмещение причиненных убытков.

В п. 1 ст. 15 ГК РФ предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В соответствии с п. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами некоторых положений раздела І части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу п. 1 ст. 15 ГК РФ в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.

Из приведенной правовой нормы и акта ее толкования следует, что отсутствие возможности установить размер убытков с разумной степенью достоверности само по себе не является основанием для отказа в удовлетворении требования о возмещении убытков, поскольку в этом случае суду надлежит определить размер причиненных убытков с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.

В п.13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами некоторых приложений раздала I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что если для устранения повреждений имущества истца использовались или будут использованы новые материалы, то за исключением случаев, установленных законом или договором, расходы на такое устранение включаются в состав реального ущерба истца полностью, несмотря на то, что стоимость имущества увеличилась или может увеличиться по сравнению с его стоимостью до повреждения.

Таким образом, расходы на приобретение новых материалов, необходимых для восстановления поврежденного имущества, входят в состав убытков, подлежащих возмещению причинителем вреда.

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства» (далее - Постановление ) определено, что ущерб, причиненный лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам в результате преступлений, предусмотренных статьями 260 и 261 Уголовного кодекса Российской Федерации, исчисляется в соответствии с таксами и Методикой, предусмотренными особенностями возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, утвержденными настоящим постановлением.

При этом конкретных такс и методики исчисления ущерба в отношении не отнесенных к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам данным документом не установлено. В настоящее время правовое регулирование данного вопроса отсутствует.

При этом необходимо учитывать позицию Пленума Верховного Суда Российской Федерации изложенную в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде», в соответствии с которой при отсутствии такс и методик определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, осуществляется исходя из фактических затрат, которые произведены или должны быть произведены для восстановления нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ (абзац второй пункта 1 статьи 78 Федерального закона № 7-ФЗ).

В соответствии с постановлением администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ создано муниципальное казенное учреждение «Городское зеленое строительство» (далее-Учреждение).

27 октября 2023 года МКУ «Городское зеленое строительство» были произведены работы по посадке зеленых насаждений (береза плакучая) в количестве четырех штук по адресу: <адрес>, что подтверждается актом посадки зеленых насаждений от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, взамен вырубленных ответчиком берез, МКУ «Городское зеленое строительство» произведена компенсационная посадка четырех саженцев деревьев той же породы.

Стоимость саженцев четырех высаженных берез составляет 160 000 рублей, что подтверждается договором поставки от ДД.ММ.ГГГГ, счетом на оплату от ДД.ММ.ГГГГ, товарной накладной от ДД.ММ.ГГГГ, платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ.

Фактические расходы, произведенные МКУ «Городское зеленое строительство», на посадку и уход за березами, составляет 147 837, 04 руб., что подтверждается локальным сметным расчетом.

Таким образом, МКУ «Городское зеленое строительство» потратило на приобретение 4 саженцев березы, их посадку и уход 307 837 рублей 04 копейки (160 000 руб. + 147 837,04 руб.).

Покупка, посадка саженцев и уход за ними произведены за счет бюджетных средств, выделяемых администрацией города Перми на реализацию муниципальной программы «Охрана природы и лесное хозяйство города Перми», утвержденной постановлением администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ .

Поскольку Управление по экологии и природопользованию администрации города Перми является администратором и распорядителем бюджетных средств города Перми, убытки подлежат взысканию в пользу муниципального образования города Пермь в лице Управления по экологии и природопользованию администрации города Перми.

С учетом уточненного иска истец просил взыскать с ответчика в пользу Муниципального образования город Пермь в лице Управления по экологии и природопользования администраций города Перми убытки в размере 307 837,04 рублей.

Представитель Управления экологии и природопользования Администрации г. Перми уточненные исковые требования поддержала в полном объеме. Дополнительно пояснила, что МКУ Городское зеленое строительство создано в феврале 2022 года, до этого посадки производили МКУ Мотовилихинского района. С 2022 года все МКУ были ликвидированы, было создано одно МКУ Содержание объектов благоустройства. Компенсационные посадки были произведены в октябре 2023 года в виде посадок четырех берез, они соответствуют породе, которая была снесена ответчиком. Посадки произведены на <адрес>, так как нормативно нигде не установлено, что компенсационные посадки должны быть произведены в том же месте, где произведен снос.

Ответчик Балебаев Ж.Т. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил в суд своего представителя.

Представитель ответчика Струков А.В. в судебном заседании пояснил, что с заявленными исковыми требованиями не согласен, поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях. Указал на то, что утверждение истца о компенсационных посадках в 2023 году по <адрес>, именно взамен деревьев, снесенных ответчиком в 2018 году, а не взамен деревьев, срубленных другими физическими или юридическими лицами, необоснованно и не доказано. Из Локального сметного расчета усматривается, что он составлен на уровне цен III квартала 2024 года, а не по ценам, действовавшим на время рубки, что также свидетельствует о необоснованности доводов истца и отсутствие связи произведенных компенсационных посадок с деревьями, срубленными ответчиком. Кроме того, локальные сметные расчеты с заданными в них параметрами являлись элементом формулы расчета восстановительной стоимости деревьев, признанного судебными актами Верховного Суда РФ и Пермского краевого суда недействующим со дня его принятия. Довод истца о том, что конкретных такс и методики исчисления ущерба в отношении не отнесенных к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам документом не установлено прямо противоречит постановлению Правительства РФ . Довод истца о невозможности определения ущерба в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ опровергается приобщенной его представителем справкой, подписанной заместителем начальника Управления по экологии и природопользования администрации г. Перми ФИО11. из которой следует, что согласно указанному постановлению, ущерб, причиненный в результате сноса зеленых насаждений породы «береза», произраставших по <адрес> составляет 7022, 50 рубля. В данном размере причиненный ущерб ответчик не оспаривает и согласен с ним.

Представитель третьего лица МКУ Городское зеленое строительство в судебном заседании подтвердила, что они произвели посадку берез согласно представленным технологическим картам. Березы подращивали, подкармливали, большие силы были потрачены, чтобы березы выжили. Но одна береза погибла, за счет бюджета была посажена еще береза. Эти березы планировалось посадить в кадке. Кадка по плану в центре города. Было принято решение посадить березы в землю. Подрастили в кадках и потом пересадили. Законом предусматривается посадка и высадка трех берез вместо одной. Организация решает закупить определенное количество берез, в соответствии с внешним видом территории.

Представитель третьего лица МКУ «Содержание объектов благоустройства» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие

Представитель третьего лица Департамент финансов Администрации города Перми в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Выслушав лиц участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.

В соответствии с Положением об управлении по экологии и природопользованию администрации города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ , Управление является функциональным органом администрации города Перми.

Целью деятельности Управления является организация обеспечения благоприятной окружающей среды, создание условий для обеспечения экологической безопасности и эффективного природопользования как основы жизни и деятельности населения, проживающего на территории города Перми (п. 2.1. Положения об Управлении).

К основным задачам в деятельности Управления относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах города Перми.

В целях организации мероприятий по охране окружающей среды на территории <адрес>:    

– осуществляет расчет размера ущерба, причиненного зеленым насаждениям (п.3.4.8. Положения об Управлении);

– осуществляет бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджета города Перми, главного распорядителя бюджетных средств города Перми и (или) получателя бюджетных средств города Перми, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения. Обеспечивает контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начислением, учетом, взысканием платежей в бюджет, выполнением утвержденного плана по администрируемым доходным источникам в порядке и на условиях, установленных действующим законодательством, правовыми актами города Перми и заключенными договорами (п.3.5. Положения об Управлении).

Судом установлено, что Управление по экологии и природопользованию обратилось в суд с иском о возмещении убытков в связи с тем, что ДД.ММ.ГГГГ по адресу <адрес>, за забором жилого дома, Балебаев Ж.Т. произвел снос зеленых насаждений (береза) в количестве 5 штук без соответствующего разрешения, тем самым нарушил действующее на момент совершения правонарушения положение п.8.12 Правил благоустройства и содержания города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ .

Постановлением Административной комиссии Мотовилихинского района г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ. Балебаев Ж.Т. признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст. 6.7 Закона Пермского края от 06.04.2015г. Пермского края «Об административных правонарушениях в Пермском крае» и ему назначено наказание в виде штрафа.

Таким образом, материалами дела подтверждается и не оспаривается ответчиком, что вырубка деревьев была произведена в отсутствие оформленного разрешения на снос зеленых насаждений.

Принимая во внимание, что ответчиком произведена незаконная вырубка зеленых насаждений в отсутствие разрешения на проведение таких работ, суд приходит к выводу о причинении ущерба окружающей среде и возложении на ответчика материальной ответственности.

В соответствии с пунктом 2.1.18 Правил благоустройства территории города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Правила благоустройства, действующие в настоящее время) зелеными насаждениями являются древесные, кустарниковые и травянистые растения естественного происхождения или посаженные на определенных территориях, в том числе в парках, садах, скверах, на бульварах, в городских лесах, в границах улично-дорожной сети, на местах погребения, а также газонах, цветниках.

В соответствии с пунктом 12.1 Правил благоустройства установлено, что все зеленые насаждения, расположенные на территории общего пользования, земельных участках (землях), находящихся в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена, в том числе на территории городских лесов, образуют городской зеленый фонд.

В соответствии с пунктом 12.12 Правил благоустройства запрещается осуществлять самовольно выкапывание, пересадку, снос деревьев и кустарников, за исключением случаев регулирования статуса насаждений, которое установлено лесным законодательством, в границах водоохранных зон водных объектов путем проведения сплошных рубок.

В целях обеспечения единых требований к сносу зеленых насаждений на территории города Перми (за исключением зеленых насаждений на земельных участках, находящихся в государственной собственности Пермского края, на земельных участках, занятых индивидуальной жилой застройкой, садовых, огородных, дачных и приусадебных земельных участках, зеленых насаждений в городских лесах) в настоящее время разработан ПОРЯДОК СНОСА И ВЫПОЛНЕНИЯ КОМПЕНСАЦИОННЫХ ПОСАДОК ЗЕЛЕНЫХ НАСАЖДЕНИЙ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА ПЕРМИ, являющийся Приложением 5 к Правилам благоустройства территории города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ , в соответствии с п.1.1., которого снос зеленых насаждений на территории города Перми осуществляется на основании акта комиссионного обследования зеленых насаждений, в котором зафиксирован результат изучения, анализа места произрастания зеленых насаждений, их состояния с учетом имеющихся сведений, зафиксировано количество зеленых насаждений, подлежащих сносу, который содержит информацию о предоставлении права на снос зеленых насаждений в течение срока, указанного в заявлении о предоставлении права на снос зеленых насаждений, но не более одного года со дня выдачи такого акта заявителю (его представителю), либо об отказе в предоставлении такого права (далее - Акт обследования).

Согласно п. 1.2. указанного Порядка, ущерб, причиненный в результате сноса зеленых насаждений, подлежит возмещению в форме выплаты восстановительной стоимости, порядок расчета которой определяется в соответствии с действующим законодательством.

В случаях, предусмотренных пунктом 2.1 Порядка, ущерб, причиненный в результате сноса зеленых насаждений, подлежит возмещению в форме выполнения компенсационных посадок.

Согласно п. 2.1 указанного Порядка, выполнение компенсационных посадок осуществляется в случае сноса: обгоревших зеленых насаждений до степени прекращения роста, зеленых насаждений с дуплами, зеленых насаждений, угол наклона которых превышает 45 градусов, зеленых насаждений с вывернутой корневой системой, сухостойных деревьев, зеленых насаждений, задевающих ветвями или стволом здание или сооружение, разрушающих отмостку зданий, зеленых насаждений с признаками поражения гнилевыми болезнями, нарушающими прочность древесины и повышающими их буреломность и ветровальность, деревьев с раскидистой или асимметричной кроной с отдельными или многочисленными усохшими и сломленными крупными фрагментами кроны (вершинами, скелетными ветвями и другими), неустойчивых к сильным шквалистым ветрам, зеленых насаждений при проведении работ, связанных с добычей полезных ископаемых, зеленых насаждений в соответствии с разделом 3 Порядка.

Согласно п. 2.2 указанного Порядка, компенсационные посадки производятся согласно Акту обследования в течение года после дня завершения работ по сносу зеленых насаждений в любой благоприятный период для проведения посадок зеленых насаждений: для саженцев с открытой корневой системой - с 20 апреля по 20 мая и с 01 по 30 сентября; с закрытой корневой системой - с 15 апреля по 20 июня и с 15 августа по 10 октября (далее - благоприятный период для проведения посадок зеленых насаждений).

Согласно п. 2.4 указанного Порядка, взамен одного снесенного дерева производится посадка трех саженцев деревьев той же породы, или стоимость высаживаемого саженца должна быть не ниже стоимости саженца той породы, которой было вырубленное дерево, с учетом следующих параметров:

2.4.1. для лиственных деревьев: высотой от 3,0 м до 3,5 м, с обхватом ствола на высоте 1 м 10-12 см, высотой штамба не менее 1,3-1,8 м, количеством скелетных ветвей 5-9 штук, с комом земли шириной 40-45 см и высотой 40 см;

На момент совершения ответчиком правонарушения действовал ПОРЯДОК СНОСА И ВЫПОЛНЕНИЯ КОМПЕНСАЦИОННЫХ ПОСАДОК ЗЕЛЕНЫХ НАСАЖДЕНИЙ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА ПЕРМИ, являющийся Приложением к решению Пермской городской Думы от 26.08.2014 N 155, в силу п. 3.1 которого снос зеленых насаждений на территории города Перми осуществляется на основании акта комиссионного обследования зеленых насаждений.

Согласно п. 3.2 указанного Порядка, ущерб, причиненный в результате сноса зеленых насаждений, подлежит возмещению в форме выплаты восстановительной стоимости, порядок расчета которой устанавливается администрацией города Перми. В случаях, предусмотренных пунктом 4.1 Порядка, ущерб, причиненный в результате сноса зеленых насаждений, подлежит возмещению в форме выполнения компенсационных посадок.

Согласно п. 3.16 указанного Порядка, в случае сноса зеленых насаждений с нарушением требований законодательства, муниципальных правовых актов, в том числе Порядка, лица, совершившие соответствующее деяние, привлекаются к ответственности в установленном законом порядке. Оплата налагаемого в установленном порядке штрафа за незаконный снос зеленых насаждений не освобождает виновных лиц от выполнения компенсационных посадок либо выплаты восстановительной стоимости.

Согласно п. 4.1 указанного Порядка, выполнение компенсационных посадок осуществляется в случае сноса: обгоревших зеленых насаждений до степени прекращения роста; зеленых насаждений с дуплами; зеленых насаждений, угол наклона которых превышает 45 градусов; зеленых насаждений с вывернутой корневой системой; сухостойных деревьев; зеленых насаждений, задевающих ветвями или стволом здание или сооружение, разрушающих отмостку зданий; зеленых насаждений с признаками поражения гнилевыми болезнями, нарушающими прочность древесины и повышающими их буреломность и ветровальность; деревьев с раскидистой или ассиметричной кроной с отдельными или многочисленными усохшими и сломленными крупными фрагментами кроны (вершинами, скелетными ветвями и другими), неустойчивых к сильным шквалистым ветрам.

Согласно п.4.3 указанного Порядка, взамен одного снесенного дерева производится посадка трех крупномерных саженцев деревьев. В случае сноса кустарника производится посадка трех саженцев кустарника.

Согласно п. 1,3 ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Согласно ст. 78 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

При определении размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, учитываются понесенные лицом, причинившим соответствующий вред, затраты по устранению такого вреда. Порядок и условия учета этих затрат устанавливаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п.п. 12, 13, 14, Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению в полном объеме (пункт 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды, статья 1064 ГК РФ). Суд вправе уменьшить размер возмещения вреда, причиненного гражданином окружающей среде, с учетом его имущественного положения, кроме случаев, когда вред причинен действиями, совершенными умышленно (пункт 3 статьи 1083 ГК РФ).

Возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (статья 1082 ГК РФ, статья 78 Закона об охране окружающей среды). Выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец.

Утвержденные в установленном порядке таксы и методики исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), подлежат применению судами для определения размера возмещения вреда, причиненного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (пункт 3 статьи 77, пункт 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды, части 3, 4 статьи 100 ЛК РФ, часть 2 статьи 69 ВК РФ, статья 51 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах").

В отсутствие такс и методик определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, осуществляется исходя из фактических затрат, которые произведены или должны быть произведены для восстановления нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ (абзац второй пункта 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды).

Равным образом указанные положения подлежат применению при расчете размера вреда, причиненного окружающей среде гражданами (пункт 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды).

В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Согласно ответу на запрос департамента дорог и благоустройства администрации города Перми от 04.10.2024, компенсационные посадки зеленых насаждений ценных видов пород на территории города Перми проводятся в соответствии с постановлением администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ «Охрана природы и лесное хозяйство города Перми». В 2018 году в рамках заключенного муниципального контракта от 13.08.2018г. на выполнением работ по посадкам деревьев и кустарников за счет восстановительной стоимости муниципальным казенным учреждением «Благоустройство Мотовилихинского района» выполнены компенсационные посадки зеленых насаждений березы пушистой на газонах вдоль улично-дорожной сети по <адрес> в количестве 10 ед. На основании распоряжения департамента имущественных отношений администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ имущество: зеленые насаждения, высаженные в период с 2018 по 2022 года, закрепленное на праве оперативного управления за МКУ «Благоустройство Мотовилихинского района» передано в оперативное управление и закреплено за МКУ «Городское зеленое строительство».

Как установлено судом, ранее истец обращался в суд с иском к ответчику, при этом истцом был произведен расчет стоимости ущерба в порядке, установленном постановлением администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка расчета восстановительной стоимости зеленых насаждений, снесенных на территории города Перми».

Вместе с тем, определением судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 16.11.2023 по делу №33а-11701-2023 отменено решение Ленинского районного суда г. Перми от 06.07.2023, принято по делу новое решение, удовлетворен административный иск Коряковцева А.С., Туляковой Л.М. к администрации города Перми, признан недействующими со дня принятия раздел II «Расчет восстановительной стоимости деревьев, снесенных на территории г.Перми», пункт 4.1 раздела IV «Расчет восстановительной стоимости кустарников, снесенных на территории г. Перми» постановления администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка расчета восстановительной стоимости зеленых насаждений, снесенных на территории г. Перми», на администрацию города Перми возложена обязанность в течение месяца, опубликовать данное решение в ближайшем номере официального печатного издания органа местного самоуправления, о чем сообщить суду.

Кассационным определением Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ по делу признан не действующим раздел VI Порядка расчета восстановительной стоимости зеленых насаждений, снесенных на территории города Перми, утвержденного постановлением администрации города Перми от 26 февраля 2015 года N 101 со дня его принятия.

Таким образом, в настоящее время признаны недействующими со дня принятия раздел II, пункт 4.1 раздела IV, раздел VI Порядка расчета восстановительной стоимости зеленых насаждений, снесенных на территории города Перми, утвержденного постановлением администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ .

Как указывает истец, 27 октября 2023 года МКУ «Городское зеленое строительство» были произведены работы по посадке зеленых насаждений (береза плакучая) в количестве четырех штук по адресу: <адрес>, что подтверждается актом посадки зеленых насаждений от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.70).

Стоимость саженцев четырех высаженных берез составляет 160 000 рублей, что подтверждается договором поставки от ДД.ММ.ГГГГ, счетом на оплату от 24.05.2023, товарной накладной от 25.05.2023, платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.71-76, 124-128).

Фактические расходы, произведенные МКУ «Городское зеленое строительство», на посадку и уход за березами, составляют 147 837, 04 руб., что подтверждается локальным сметным расчетом, технологической картой (л.д.129-133).

Таким образом, истец указывает, что затраты на компенсационные посадки в результате сноса ответчиком в 2017г. 5 берез, были понесены в размере 307 837,04 рублей (на приобретение 4 саженцев березы -160000 рублей, их посадку и уход - 147 837,04 руб.). Указанную сумму истец просит взыскать с ответчика в качестве убытков.

Суд не может согласиться с указанным расчетом, поскольку достоверных доказательств произведенной 3-м лицом компенсационной посадки в октябре 2023г. взамен снесенных ответчиком в октябре 2017г. пяти берез истцом в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не предоставлено, из представленных суду документов это не следует.

Также суд соглашается с доводами представителя ответчика о том, что истцом необоснованно определен расчет ущерба исходя из Локального сметного расчета на основании федеральных единичных расценок, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.

Согласно п. 1 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1038 «О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации» министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства (включая вопросы применения в строительстве материалов, изделий и конструкций), архитектуры, градостроительства (за исключением территориального планирования), государственных инвестиций в части формирования и ведения реестра объектов капитального строительства, объектов недвижимого имущества, строительство (реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) или приобретение которых осуществляется (планируется осуществлять) за счет средств федерального бюджета, предусмотренного статьей 179.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, жилищной политики, жилищно-коммунального хозяйства, теплоснабжения (за исключением производства тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, а также передачи тепловой энергии, произведенной в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в том числе произведенной источниками тепловой энергии в случае, если такие источники тепловой энергии входят в схему теплоснабжения, включающую источники комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в сфере обеспечения энергетической эффективности зданий, строений и сооружений, в том числе в жилищном фонде, в садоводческих или огороднических некоммерческих товариществах, в сфере повышения энергетической эффективности экономики субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, нормирования и ценообразования при проектировании и строительстве, градостроительного зонирования, в сфере социально-экономического развития <адрес> и <адрес>, а также <адрес> и <адрес>, функционирования особого правового режима и функционирования свободной экономической зоны на территориях <адрес> и <адрес>, создания и функционирования свободной экономической зоны на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, <адрес> и <адрес>, функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства (за исключением территориального планирования) и жилищно-коммунального хозяйства, функции по предоставлению субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, разработке и согласованию федеральных целевых программ и ведомственных целевых программ, а также функции государственного заказчика (государственного заказчика-координатора) федеральных целевых программ (в установленной сфере деятельности Министерства).

Вместе с тем в соответствии с абз. 2 п.1 ст. 78 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Указанное положение закона является специальным по отношению к положениям ст. 15 ГК РФ о порядке возмещения ущерба.

Как следует из Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, данный федеральный исполнительный орган не является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, к компетенции которого относится утверждение порядка исчисления размера вреда окружающей среде.

Следует отметить, что при отсутствии иных нормативных актов, определяющих размер ущерба, причиненного окружающей среде при вырубке деревьев, в настоящее время действует Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства».

Согласно п.2 указанного постановления следует, что ущерб, причиненный лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам в результате преступлений, предусмотренных статьями 260 и 261 УК РФ, исчисляется в соответствии с таксами и методикой, предусмотренными особенностями возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, утвержденными настоящим постановлением.

Согласно Приложения N 1 к особенностям возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, незаконные рубка, выкапывание, уничтожение или повреждение до степени прекращения роста следующих деревьев, кустарников и лиан (в том числе в случае самовольной заготовки елей или деревьев других хвойных пород для новогодних праздников) за каждый куст лиственных пород и каждая лиана определяется размер ущерба как 10-кратная стоимость древесины одного дерева с диаметром ствола 20 см основной лесообразующей лиственной породы в субъекте Российской Федерации, исчисленная по наибольшей ставке платы за единицу объема лесных ресурсов.

Ставки платы применяются за единицу объема лесных ресурсов, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 г. N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".

Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По общему правилу в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.

Ранее истцом произведен расчет ущерба согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.55-56), а именно: ущерб, причиненный в результате сноса зеленых насаждений породы «береза», произраставших по <адрес> по расчету истца составил 7022,50 рублей.

При таких обстоятельствах, суд считает, что с ответчика Балебаева Е.Т. в пользу Муниципального образования город Пермь в лице Управления по экологии и природопользованию администрации города Перми подлежит взысканию ущерб в размере 7022,50 рублей.

В удовлетворении остальной части иска Управлению по экологии и природопользованию администрации города Перми следует отказать.

Кроме того, при принятии решения суд учитывает следующее.

Решением Мотовилихинского районного суда г.Перми от 29.05.2018 по делу №2-1437/2018 с Балебаева Ж.Т. взыскан в пользу Муниципального образования город Пермь в лице Управления по экологии и природопользованию администрацию города Перми ущерб в размере 416911 рублей 11 копеек. Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Определением Мотовилихинского районного суда г.Перми от 21.08.2024 вышеуказанное решение отменено по новым обстоятельствам.

Вместе с тем, ответчиком были произведены выплаты по решению Мотовилихинского районного суда г.Перми от 29.05.2018 по делу №2-1437/2018 о возмещении убытков за снос зеленых насаждений.

В материалы дела представлены сведения из ПАО Сбербанк о подтверждении платежей от 25.03.2019, 24.04.2019, 24.05.2019, 25.06.2019, 25.11.2019, 24.10.2019, 24.09.2019, 26.08.2019, 25.07.2019, 24.12.2019, 26.05.2020, 20.04.2020, 25.03.2020, 25.02.2020, 23.01.2020, 20.11.2018 каждый на сумму 23 161,70 рублей, также акт сверки за период с 28.0.2020 по 19.09.2022, из которого следует, что на 31.03.2024г. задолженность отсутствует.

На основании изложенного, учитывая произведенные ответчиком выплаты, суд считает необходимым решение суда в части взыскания с Балебаева Е.Т. в возмещение ущерба 7 022,50 рублей к исполнению не приводить.

Руководствуюсь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

    Взыскать с Балебаева Евгения Тулеугалиевича в пользу Муниципального образования город Пермь в лице Управления по экологии и природопользованию администрацию города Перми в возмещение ущерба 7 022,50 рублей.

    В удовлетворении остальной части иска Управлению по экологии и природопользованию администрации города Перми отказать.

    Решение суда в части взыскания с Балебаева Евгения Тулеугалиевича в возмещение ущерба 7 022,50 рублей к исполнению не приводить.

    Взыскать с Балебаева Евгения Тулеугалиевича госпошлину в доход бюджета в размере 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г.Перми в течение месяца со дня вынесения мотивированной части решения.

Судья: подпись

Мотивированное решение изготовлено 2.11.2024

Копия верна. Судья:

2-4182/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Управление по экологии и природопользованию администрации г. Перми
Ответчики
Балебаев Жумагельды Тулеугалиевич
Другие
МКУ "Содержание Объектов Благоустройства"
Департамент финансов администрации города Перми
МКУ Городское зеленое строительство
Суд
Мотовилихинский районный суд г. Перми
Судья
Вязовская Марина Евгеньевна
Дело на странице суда
motovil.perm.sudrf.ru
21.08.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
21.08.2024Передача материалов судье
21.08.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.09.2024Судебное заседание
20.09.2024Судебное заседание
09.10.2024Судебное заседание
02.11.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее