№ 2а-201/2022
УИД 30RS0009-01-2022-000136-15
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 февраля 2022 года г. Камызяк
Астраханская область
Камызякский районный суд Астраханской области в составе:
председательствующего судьи Сидоровой Е.А.
при секретаре Шеремет Л.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства административное дело по административному исковому заявлению директора ООО ПКФ «Каспрыбфлот-3» Самедова Гамлета Сары Оглы к Камызякскому РОСП УФССП по Астраханской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Астраханской области об признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от 17.06.2020 года,
УСТАНОВИЛ:
Директор ООО ПКФ «Каспрыбфлот-3» Самедов Г.С.о. обратился в суд с настоящим административным иском, указав, что на исполнении в Камызякском РОСП УФССП России по Астраханской области находится исполнительное производство N 30010/20/33038-ИП от 12.03.2020 г., возбужденное на основании исполнительного документа постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании с ООО ПКФ «Каспрыбфлот-3» в пользу Камызякского РОСП УФССП России по Астраханской области исполнительского сбора в размере <данные изъяты>. Должностным лицом 17.06.2020 г. было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора имущественного характера в размере <данные изъяты> рублей за несвоевременное исполнение требований по основному производству. О наличии задолженности ООО ПКФ «Каспрыбфлот-3» узнало при посещении офиса АО Россельхозбанк 24.01.2022 г. от сотрудника банка. Однако ООО ПКФ «Каспрыбфлот-3» не было уведомлено о возбуждении исполнительного производства. На дату составления настоящего заявления сумма задолженности по основному долгу обществом полностью погашена. Административный истец просит признать незаконным и отменить постановление судебного пристава исполнителя о взыскании исполнительского сбора от 17.06.2020 года в отношении ООО ПКФ «Каспрыбфлот-3».
Административный истец директор ООО ПКФ «Каспрыбфлот-3» Самедов Г.С.о., надлежащим образом извещен судом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об отложении судебного заседания не просил, причины неявки суду не известны.
Административные ответчики Камызякский РОСП УФССП по Астраханской области, Управление Федеральной службы судебных приставов по Астраханской области надлежащим образом извещены судом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, явку представителей не обеспечили.
Поскольку суд не признавал явку сторон обязательной, ходатайств об отложении судебного заседания не поступало, суд полагает возможным рассмотреть дело в порядке упрощенного производства в отсутствие не явившихся сторон.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
В силу ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных специальными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Как следует из части 3 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействие) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение 10 дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с положениями статьи 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава РФ, главного судебного пристава субъекта РФ, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего кодекса.
Как разъяснено в пункте 8 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц ФССП России могут быть оспорены в суде как сторонами исполнительного производства (взыскателем и должником), так и иными лицами, которые считают, что нарушены их права и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению ими прав и законных интересов либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность (часть 1 статьи 218, часть 1 статьи 121 Закона об исполнительном производстве).
Из смысла приведенных правовых норм следует, что обязательным условием для удовлетворения судом требований об оспаривании решений и действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего является установление незаконности этих решений и действий (бездействия) и нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.
Принудительное исполнение судебных актов возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (статья 5 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "Об исполнительном производстве").
Согласно ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов. Полномочия судебных приставов-исполнителей определяются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О судебных приставах" и иными федеральными законами.
Как установлено в судебном заседании, на исполнении в Камызякском РОСП УФССП России по Астраханской области находится исполнительное производство N 30010/19/30010-ИП от 12.03.2020 г., возбужденное на основании исполнительного документа постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании с ООО ПКФ «Каспрыбфлот-3» в пользу Камызякского РОСП УФССП России по Астраханской области исполнительского сбора в размере <данные изъяты>.
Должностным лицом 17.06.2020 г. было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора имущественного характера в размере <данные изъяты> рублей за несвоевременное исполнение требований по основному производству.
Административный истец ссылается на тот факт, что копия постановления о возбуждении исполнительного производства, в его адрес не направлена, о наличии задолженности ООО ПКФ «Каспрыбфлот-3» узнало при посещении офиса АО Россельхозбанк 24.01.2022 г. от сотрудника банка. ООО ПКФ «Каспрыбфлот-3» не было уведомлено о возбуждении исполнительного производства.
Согласно ст. 2 Федерального закона N 229-ФЗ задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения (ст. 4 Федерального закона N 229-ФЗ, ст. 12 и 13 Федерального закона N 118-ФЗ "О судебных приставах").
Частью 1 статьи 36 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ установлено, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6 этой статьи.
Согласно части 1 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В силу п.1 ст.24 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" лицо, участвующее в исполнительном производстве, извещается о возбуждении исполнительного производства, времени и месте совершения исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения либо вызывается к судебному приставу-исполнителю повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой, телеграммой, с использованием почтовой, электронной, иных видов связи, инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, или иным способом доставки либо лицом, которому с его согласия судебный пристав-исполнитель поручает доставить повестку, иное извещение. Лицо, участвующее в исполнительном производстве, может извещаться посредством передачи ему короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи при наличии его согласия.
В представленных административным ответчиком суду материалах исполнительного производства N 30010/19/30010-ИП в отношении должника ООО ПКФ «Каспрыбфлот-3» отсутствуют сведения, подтверждающие направление в адрес административного истца постановления о возбуждении исполнительного производства.
Между тем, положениями п.2 ст. 62 КАС РФ именно на административного ответчика возложена обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
Таким образом, в судебном заседании установлено нарушение судебным приставом-исполнителем порядка и сроков направления копии постановления о возбуждении исполнительного производства.
Поскольку постановлением о возбуждении исполнительного производства судебный пристав также устанавливает срок для добровольного исполнения должником требований исполнительного документа, по истечении которого начинается принудительное исполнение, а также выносится постановление о взыскании исполнительского сбора, не направление его должнику повлекло нарушение его права на добровольное исполнение в установленный срок. Должник не знал о наличии данного срока и о последствиях его пропуска в виде взыскания исполнительского сбора. Само постановление о взыскании исполнительского сбора должнику также направлено не было, доказательств обратного в судебное заседание не представлено.
Согласно ст. 219 КАС РФ, административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Поскольку в судебном заседании установлено, что ни постановление о возбуждении исполнительного производства, ни обжалуемое постановление административному истцу не направлялось ни после его возбуждения, ни в какое иное время, суд полагает необходимым восстановить пропущенный процессуальный срок.
По смыслу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения судом заявленных требований является признание оспариваемых решений, действий (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими прав, свободы и законные интересы административного истца.
При рассмотрении настоящего административного дела установлен факт бездействия административного ответчика, что является основанием для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175 – 180, 293 - 294 КАС РФ, суд
РЕШИЛ :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░-3» ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 17.06.2020 ░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░-3» ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 17.06.2020 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░-3».
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.