Дело № 2-1845/2021
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Махачкала 09 июня 2021 года
Кировский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Магомедовой А.М.,
при секретаре судебного заседания Гамзаевой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления имущественных и земельных отношений <адрес> к Булатову Ш. А. о признании права отсутствующим,
установил:
Управление имущественных и земельных отношений <адрес> (далее - Управление) обратилось в суд с иском к Булатову Ш. А. о признании права отсутствующим.
В обосновании иска указано, что в ходе мероприятий, проводимых в рамках муниципального земельного контроля составлен акт выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ №, которым установлен факт незаконного оформления права собственности на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 249 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. Так же земельный участок расположен вдоль дороги на лесополосе Махачкала-<адрес>, не огорожен, каких-либо строении не имеется, как и следов обработки и представляет собой открытую для всеобщего доступа местность.
Указанный земельный участок был образован из земельного участка путем размежевания с кадастровым номером №, данный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет на основании выписки из похозяйственней книги, выданной Администрацией <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 19.08.2014г.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГг. № КУВИ№ указанный земельный участок принадлежит на праве собственности Булатову Ш. А., номер регистрации права 05:№05/184/2018-2 ДД.ММ.ГГГГ с видом разрешенного использования - под индивидуальное строительство, для индивидуальной жилой застройки.
На проверку подлинности документа Управлением был направлен запрос о предоставлении информации о наличии права на земельный участок у Зуберовой А. Я. главе администрации <адрес>. Согласно ответу № от ДД.ММ.ГГГГг. гр. Зуберовой А.Я. земельный участок и приказ о выделении земельного участка не выдавался. Исходя из этого можно сделать вывод о подложности представленной Зуберовой А.Я. выписки от ДД.ММ.ГГГГ из похозяйственной книги, выданной администрацией <адрес>.
От представителя истца по доверенности Гаджиева М.А. поступило заявление, в котором он просил рассмотреть настоящее дело без его участия.
Ответчик Булатов Ш.А., извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, об уважительных причинах неявки в суд не сообщил.
Третьи лица без самостоятельных требований: Зуберова А.Я., администрация ГОсВД "<адрес>", управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по РД, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились и своих представителей не направили, об уважительных причинах неявки в суд не сообщили.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон, поскольку они извещены надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела.
В соответствии со ст. 233 ГПК РФ суд рассматривает настоящее дело в порядке заочного производства, о чем вынесено определение.
Изучив материалы дела, проверив доводы искового заявления, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с главами 3 и 4 Земельного кодекса РФ земля может находиться в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении, ограниченном пользовании, аренде и безвозмездном срочном пользовании.
Согласно части 1 статьи 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с положениями статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся в числе прочих осуществление муниципального земельного контроля в границах муниципального, городского округа.
На основании пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 264 Гражданского кодекса РФ лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
Согласно положениям статьи 60 Земельного кодекса РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка.
В силу ст. 72 Земельного кодекса РФ и пп. 20 п. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления или уполномоченные ими органы осуществляют муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования, независимо от форм собственности и целевого назначения земель.
Согласно п. 3 ст. 72 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений.
Поскольку спорный земельный участок расположен в границах городского округа муниципального образования "город Махачкала", Управление является надлежащим истцом по делу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 76 Земельного кодекса РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем, в том числе, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Лицо, считающее свои права нарушенными, может избрать любой из указанных в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способов защиты либо иной, предусмотренный законом, который обеспечит восстановление этих прав. Выбор способа защиты нарушенного права должен соответствовать характеру нарушенного права.
Статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено право собственника требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В абзаце четвертом пункта 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. разъяснено, что в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Таким образом, иск о признании права отсутствующим возможен лишь при фактическом владении истцом и ответчиком одним и тем же спорным имуществом и при отсутствии иных способов защиты.
Заявленный истцом иск о признании права отсутствующим относится к искам о правах на недвижимое имущество. При этом обязательным основанием иска о признании права отсутствующим является отсутствие у другого лица (ответчика) титула (основания) возникновения данного права на конкретный объект и наличие такового у истца.
Как усматривается из материалов дела, согласно выписке из Единого государственного реестра невидимости от ДД.ММ.ГГГГг. № КУВИ-№, указанный земельный участок принадлежит на праве собственности Булатову Ш. А., номер регистрации права №-2, ДД.ММ.ГГГГ, с видом разрешенного использования - под индивидуальное строительство, для индивидуальной жилой застройки.
Согласно акту выездной проверки от 19 февраля 2021г. № 03/115, установлен факт незаконного оформления права собственности на земельный участок с кадастровым номером 05:40:000096:19, площадью 249 кв.м., расположенный по адресу: г. <адрес> Так же земельный участок расположен вдоль дороги на лесополосе Махачкала-с. Шамхал-Термен, не огорожен, каких-либо строении не имеется, как и следов обработки и представляет собой открытую для всеобщего доступа местность.
Согласно ответу главы администрации пос.Шамхал-Термен № 23 от 19 февраля 2021г. гр. Зуберовой А.Я. земельный участок и приказ о выделении земельного участка не выдавался.
Таким образом, судом установлено то, что выписка от 25.01.2000 г. из похозяйственной книги о представлении Зуберовой А.Я. земельного участка администрацией с. Шамхал-Термен Кировского района г. Махачкала не выдавалась.
Других сведений о предоставлении Зуберовой А.Я. земельного участка в установленном законом порядке в материалах дела также не имеется.
Государственная регистрация прав собственности на земельные участки в тот период осуществлялась в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Пункт 2 ст. 25.2 данного закона устанавливал, что основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок являлась выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства).
Приказом Росреестра от 07.03.2012 N П/103 была утверждена форма выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок. Согласно примечанию 1 к данной форме выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок выдается в целях государственной регистрации прав на земельный участок в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122- ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) в случае предоставления земельного участка гражданину для ведения личного подсобного хозяйства. Выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок выдается гражданину в двух подлинных экземплярах.
Из содержания приведенных норм следует, что на основании выписки из похозяйственной книги могло быть зарегистрировано право собственности лишь на земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства, но не для индивидуального жилищного строительства.
Согласно позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05 июля 2001 года N 132-0, государственная регистрация призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Государственной регистрации подлежит только существующее право, то есть возникшее на законных основаниях.
Таким образом, никакие регистрационные записи не порождают право, если отсутствуют законные основания для этого, которые включают в себя комплекс юридических фактов, порождающих право собственности, в противном случае никакого права запись в реестре сама по себе не порождает, а тот, кто указан в реестре по содержательному и буквальному смыслу закона, собственником не является.
Порядок предоставления земельных участков и возникновения права на них в Республике Дагестан в 1993 году регулировался Законом Республики Дагестан «О земле» от 15 мая 1991 года, Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 гола № 177 «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения», постановлением Совета Министров ДАССР от 08 января 1992 года № 1 «О форме государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей», указанием Госкомзема ДАССР от 23 января 1992 года № 07-5-4 «О форме и выдаче свидетельств на право владения, пожизненного наследуемого владения и бессрочного (постоянного) пользования землей».
Согласно статьям 14 и 15 Закона Республики Дагестан «О земле» от 15 мая 1991 года, действовавшего до введения в действие Земельного кодекса РФ в октябре 2001 года, и совокупности приведенных выше нормативных актов, предоставление земель с 1991 года до 29 октября 2001 года производилось путем отвода земельного участка на местности и установления границ земельного участка на местности, то есть путем проведения специальных землеустроительных работ.
При этом в силу статьи 14 Закона Республики Дагестан «О земле» от 15 мая 1991 года приступать к пользованию предоставленным земельным участком до установления соответствующими землеустроительными органами границ этих участков в натуре (на местности) и выдачи документов, удостоверяющих право на земельный участок, запрещается.
Форма государственного акта, удостоверяющего право собственника на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей граждан, утверждена Постановлением Совета Министров РСФСР № 493 от 17 сентября 1991 года «Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей».
Применение этого акта на территории Республики Дагестан предусмотрено Постановлением Совета Министров ДАССР от 08 января 1992 года № 1 «О форме государственного акта на право собственности на пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей».
Составной частью этого акта является чертеж границ земель, находящихся в собственности, владении, пользовании, составляемый и одобряемый органами по земельной реформе и земельным ресурсам.
Совокупность приведенных нормативных актов позволяет уставить, что предоставление земель на территории Республики Дагестан в период с 1991 года до 29 октября 2001 года должно было производиться на основании решения уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления путем отвода земельного участка на местности удостоверением уполномоченными на то органами чертежа границ земель участка на местности.
Из этих же норм вытекает, что для подтверждения своих прав на земельные участки граждане должны представлять документы, предусмотренные приведенными выше нормативными актами.
Так, в силу п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом (п. 2 ст. 10 ГК РФ).
Таким образом, судом установлено, что право ответчика зарегистрировано незаконно, в обход предусмотренного законом порядка, что является нарушением принципа добросовестности участников гражданского оборота, закрепленного в ст. 10 ГК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 233 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Управления имущественных и земельных отношений <адрес> к Булатову Ш. А. удовлетворить.
Признать отсутствующим право собственности Булатова Ш. А. номер регистрации права <адрес> ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 249 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>
Аннулировать сведения о земельном участке и снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером <адрес>, площадью 249 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> 5.
Ответчик вправе подать в Кировский районный суд г. Махачкалы, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение составлено 15 июня 2021 года.
Председательствующий: А.М. Магомедова