Решение по делу № 2-2865/2021 от 21.06.2021

Дело №2-2865/2021

УИД 92RS0002-01-2021-003345-57

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

7 декабря 2021 года Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего                         судьи Гавуры О.В.,

при секретаре                                                 Федоровой Л.С.,

с участием:

истца                                                               ФИО1,

третьего лица                                                  ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в городе Севастополе гражданское дело по иску ФИО1 к ФИО3, Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, третье лицо: эксперт ООО Кадастровый Центр Недвижимости РБ ФИО2, о признании границ земельных участков согласованными,

у с т а н о в и л:

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в суд с исковым заявлением к ФИО3, Департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя о признании границ земельных участков согласованными.

Требования иска мотивированы тем, что стороны являются смежными землепользователями в СТ «ФИО6». ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ФИО3 было заключено соглашение об изменении границ земельных участков и на 1 метр с составлением схемы согласованной смежной границы. Сведения об изменении границ указанных земельных участков в кадастр недвижимости Украины в установленном порядке не внесены.

В 2018 году в ТСН СНТ «ФИО7» проведены комплексные кадастровые работы, полученные по результатам которых сведения о границах и площади земельных участков внесены в ЕГРН.

Согласно уточненным в результате комплексных кадастровых работ сведениям площадь земельного участка составляет 1001 кв.м, земельного участка кв.м, земельного участка – 715 кв.м

Кадастровые работы по определению координат измененной границы не проведены.

Основанием для выполнения кадастровых работ ООО «Кадастровый центр недвижимости» РБ по изготовлению межевого плана по перераспределению границ земельных участков, определению координат смежной границы земельных участков, расположенных по адресу: г.<адрес>, <адрес>, в границах землепользования СТ «ФИО19», земельный участок и г. <адрес>, <адрес>, в границах землепользования СТ «ФИО8», земельный участок , являлось невыполнение ранее достигнутых обязательств соглашением от ДД.ММ.ГГГГ со стороны ответчика. А именно, строго соблюдать согласованную границу землепользования и не чинить препятствий при оформлении, переоформлении технической документации, переоформлении документов на земельные участки, согласования границ землепользования.

Акт согласования границ, определяющий координаты границ и межевой план от ДД.ММ.ГГГГ направлены заказным письмом Ответчику для подписания с целью завершения процедуры перераспределения. Письмо ответчиком не получено.

Указанные обстоятельства послужили основанием обращения истца в суд с указанными требованиями.

В судебном заседании истец исковые требования поддержала по основаниям изложенным в иске.

Третье лицо - кадастровый инженер ФИО2 в судебном заседании подтвердил свои выводы относительно определения координат границ земельных участков сторон, отраженные в межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебное заседание ответчик ФИО3 не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном порядке, причин неявки суду не сообщил.

Департамент по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном порядке, явку уполномоченного представителя не обеспечил, о причинах неявки не известил.

    В соответствии частью 1 статьи 113 ГПК РФ лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.

    Учитывая задачи судопроизводства, принцип правовой определенности, распространение общего правила, закрепленного в частях 3 и 4 статьи 167 ГПК РФ, нерассмотрение дела в случае неявки в судебное заседание какого-либо из лиц, участвующих в деле, при отсутствии сведений о причинах неявки в судебное заседание не соответствовало бы конституционным целям гражданского судопроизводства, что, в свою очередь, не позволит рассматривать судебную процедуру в качестве эффективного средства правовой защиты в том смысле, который заложен в ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст.ст. 7, 8 и 10 Всеобщей декларации прав человека и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах.

    В силу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующих равенство всех перед судом, неявка лица в суд по указанным основаниям представляет собой волеизъявление участника судебного разбирательства, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела.

    При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что неявка ответчика, надлежаще извещенного судом о времени и месте рассмотрения дела свидетельствует о его отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав.

    В силу п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, пункта 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 5 от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» каждый имеет право на судебное разбирательство в разумные сроки.

    В соответствии со статьей 123 Конституции РФ и статьей 12 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, что предполагает предоставление участвующим в судебном разбирательстве сторонам равных процессуальных возможностей по отстаиванию своих прав и законных интересов.

    Суд, осуществляя гражданское судопроизводство на основе данных принципов, обязан создавать условия, при которых соблюдался бы необходимый баланс процессуальных прав и обязанностей сторон.

    Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации обеспечивает создание равных условий для участников гражданского судопроизводства и возможность реализации ими своих прав по своему усмотрению, в том числе обеспечением возможности непосредственно участвовать в рассмотрении дела лично или через представителей.

    В соответствии с частью 1 статьи 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными (ч. 3 указанной статьи).

    По смыслу закона отложение судебного разбирательства производится судом в соответствии с требованиями, установленными частью 1 статьи 169 ГПК РФ в случаях, предусмотренных данным кодексом, а также в случае, если суд признает невозможным рассмотрение дела в судебном заседании, вследствие неявки кого-либо из участников процесса, предъявления встречного иска, необходимости представления или истребования дополнительных доказательств, привлечения к участию в деле других лиц, совершения иных процессуальных действий.

    Из указанной нормы следует, что отложение судебного заседания допускается на определенный срок, при наличии объективных причин, препятствующих проведению судебного разбирательства в назначенное судом время.

    Исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд пришёл к следующему.

Суд на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ определил рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Исследовав материалы дела, выслушав истца, третье лицо, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд пришёл к следующему.

Из материалов дела следует, что распоряжением <адрес> городской государственной администрации -р от ДД.ММ.ГГГГ утверждены материалы инвентаризации и границы земельного участка СТ «ФИО9», передан в собственность для ведения коллективного садоводства земельный участок площадью 21,5909 га, из которых 6,5043 га земель общего пользования переданы в коллективную собственность товарищества, 15,0866 га подлежали передаче в частную собственность членов СТ «ФИО10».

Земельные участки в собственность членам СТ «ФИО11» переданы распоряжениями Гагаринской районной государственной администрации г.Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ согласно прилагаемым к ним спискам.

ФИО1, является собственником земельного участка кадастровый , расположенного по адресу: г. <адрес>, <адрес>, в границах землепользования СТ «ФИО12», площадью 659 кв.м, участок , на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ за .

ФИО3, является собственником; смежного участка кадастровый , <адрес>, в границах землепользования СТ «ФИО13», площадью 989 кв.м., уч. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ .

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ФИО3 заключено соглашение об изменении границ земельных участков и на 1 метр с составлением схемы согласованной смежной границы. Сведения об изменении границ указанных земельных участков в кадастр недвижимости Украины в установленном порядке не внесены.

В марте 2016 года ФИО1 заказано проведение кадастровых работ с целью уточнения границ земельного участка, по результатам которых составлен план границ принадлежащего ей земельного участка .

Письмом Департамента по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в утверждении плана границ земельного участка в связи с тем, что границы уточняемого земельного участка в СТ «ФИО14» накладываются ориентировочно на 30 кв.м на земельный участок в СТ «ФИО15» и ориентировочно на 12 кв.м на земельный участок в СТ «ФИО16».

В 2018 году в ГСМ СНГ «ФИО17» проведены комплексные кадастровые работы, полученные по результатам которых сведения о границах и площади земельных участков внесены в ЕГРН.

Согласно уточненным в результате комплексных кадастровых работ сведениям площадь земельного участка составляет 1001 кв.м, земельного участка кв.м, земельного участка – 715 кв.м.

Кадастровые работы по определению координат измененной границы не проведены.

Основанием для выполнения кадастровых работ ООО «Кадастровый центр недвижимости» РБ по изготовлению межевого плана по перераспределению границ земельных участков, определению координат смежной границы земельных участков, расположенных по адресу: г.<адрес>, <адрес>, в границах землепользования СТ «ФИО20», земельный участок и г. <адрес>, <адрес>, в границах землепользования СТ «ФИО18», земельный участок , являлось невыполнение ранее достигнутых обязательств соглашением от ДД.ММ.ГГГГ со стороны ответчика в части соблюдения согласованной границы землепользования и не чинить препятствий при оформлении, переоформлении технической документации, переоформлении документов на земельные участки, согласования границ землепользования.

Акт согласования границ, определяющий координаты границ и межевой план от ДД.ММ.ГГГГ, направлены заказным письмом ответчику для подписания с целью завершения процедуры перераспределения. Письмо ответчиком не получено.

Согласно ч. 3 ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

С ДД.ММ.ГГГГ действует Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», которым предусмотрено ведение Единого государственного реестра недвижимости, который представляет собой свод достоверных систематизированных сведений об учтенном недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

Федеральным законом № 218-ФЗ предусмотрен Государственный кадастровый учет земельных участков - это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона №218-ФЗ, каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.

В Единый государственный реестр недвижимости входит, в том числе, реестр объектов недвижимости (ч. 2 ст. 7 Федерального закона №218-ФЗ).

Согласно ч.7 ст. 7 Федерального закона №218-ФЗ, порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости, в том числе объем вносимых в реестры Единого государственного реестра недвижимости сведений, устанавливается органом нормативно - правового регулирования.

Из содержания ст. 8 Федерального закона №218-ФЗ следует, что в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости (4.1).

К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков (ч.2).

К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах, и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 ст. 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке (ч. 3).

В кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости: вид объекта недвижимости (земельный участок), кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения, описание местоположения объекта недвижимости, ранее присвоенный государственный учетный номер, кадастровый номер объекта недвижимости, из которого в результате раздела, выдела или иного действия с объектом недвижимости (далее - исходный объект недвижимости) образован новый объект недвижимости (далее - образованный объект недвижимости), сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование, площадь, если объектом недвижимости является земельный участок, номера регистрации в государственном реестре лиц, осуществляющих кадастровую деятельность, кадастровых инженеров, которые выполняли кадастровые работы в отношении объекта недвижимости, номера и даты заключения договоров на выполнение кадастровых работ, кадастровые номера расположенных в пределах земельного участка объектов недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок, номер кадастрового квартала, в котором находится объект недвижимости (ч.4).

В кадастр недвижимости вносятся следующие дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества: сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок, вид или виды разрешенного использования земельного участка, адрес объекта недвижимости (ч. 5).

Согласно статье 13 Федерального закона № 218-ФЗ внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав: в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации.

В соответствии с частью 1 статьи 14 данного закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Согласно пункту 7 части 2 статьи 14 основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:

- межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории).

В соответствии с частью 1 статьи 24.1 Федерального закона № 218-ФЗ подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ карта-план территории содержит необходимые для государственного кадастрового учета сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, объектах незавершенного строительства, расположенных в границах территории выполнения комплексных кадастровых работ.

Согласно частям 3, 4 статьи 43 Федерального закона № 218-ФЗ внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений, полученных в результате выполнения комплексных кадастровых работ, осуществляется на основании заявления о внесении сведений о земельных участках и о местоположении на них зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, форма которого устанавливается органом нормативно-правового регулирования, и карты-плана территории.

В отношении земельных участков, местоположение границ которых в соответствии с федеральным законом считается согласованным, осуществляется государственный кадастровый учет в связи с изменением характеристик объекта недвижимости.

Из содержания ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» следует, что результатом кадастровых работ кадастрового инженера является межевой план.

Согласно ст. 22 Федерального закона №218-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (ч. 1). В межевом плане указываются новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков (ч.2). В случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования (ч.3). Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (ч.8).

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.

В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории.

При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (п. 10).

В соответствии с ч. 8 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Верховный Суд РФ в определении от ДД.ММ.ГГГГ по делу -ЭС16-10203 об установлении границы земельного участка в соответствии с координатами поворотных точек, указанных в межевом плане, разъяснил, что итогом рассмотрения указанного требования должен быть судебный акт, которым будет установлена граница земельного участка по координатам поворотных точек (либо иным способом, предусмотренным законодательством). На основании судебного акта установленная граница вносится в государственный кадастр недвижимости (в настоящее время — Единый государственный реестр недвижимости).

Требование об установлении границ земельного участка направлено на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части. Решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в Едином государственном реестре недвижимости.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

Данная позиция подтверждается разъяснениями, содержащимися в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации , Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других прав», согласно которым к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об установлении границ земельного участка.

Таким образом, оценивая в совокупности собранные по делу доказательства, межевой план от ДД.ММ.ГГГГ, составленный кадастровым инженером ФИО2, руководствуясь вышеприведенными нормами права, суд пришел к выводу обоснованности заявленных ФИО1 исковых требований. Судом было учтено, что данный вариант местоположения смежной границы между земельными участками с кадастровыми номерами 91:02:001006:1223; 91:02:001006:370 разработан с учетом фактического землепользования, правоудостоверяющих документов и данных ЕГРН в части конфигурации и площади спорных земельных участков.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд -

р е ш и л :

Исковое заявление ФИО1 к ФИО3, Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании границ земельных участков согласованными - удовлетворить.

Признать согласованным местоположение смежной границы между земельными участками с кадастровыми номерами 91:02:001006:1223; 91:02:001006:370.

Установить местоположение смежной границы земельных участков с кадастровыми номерами 91:02:001006:1223; 91:02:001006:370, в поворотных точках указанных в межевом плане:

Решение может быть обжаловано в <адрес> городской суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Гагаринский районный суд города Севастополя.

Решение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Гагаринского районного

суда г. Севастополя                                 /подпись/                  О.В. Гавура

Копия верна:

Решение не вступило в законную силу.

Судья Гагаринского районного

суда г. Севастополя                                                                    О.В. Гавура

2-2865/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Щербак Наталья Михайловна
Ответчики
Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя
Масюткин Александр Анатольевич
Другие
эксперт ООО Кадастровый Центр Недвижимости РБ Гавришев Иван Игоревич
Суд
Гагаринский районный суд Севастополя
Судья
Гавура Ольга Владимировна
Дело на странице суда
gagarinskiy.sev.sudrf.ru
21.06.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.06.2021Передача материалов судье
23.06.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.06.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
28.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.06.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.07.2021Судебное заседание
03.09.2021Судебное заседание
05.10.2021Судебное заседание
03.11.2021Судебное заседание
07.12.2021Судебное заседание
14.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее