Судья Ступина С.В. Дело № <данные изъяты>
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Брыкова И.И.
судей Чиченевой Н.А., Редченко Е.В.,
при секретаре Макаровой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 20 мая 2015 года апелляционную жалобу Котовой Т. Н. на решение Луховицкого районного суда Московской области от 16 февраля 2015 года по делу по заявлению Котовой Т. Н. о признании незаконным отказа администрации сельского поселения Дединовское Луховицкого муниципального района Московской области в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении вдовы участника Великой Отечественной войны,
заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А.,
объяснения представителей Котовой Т.Н. – Поповой Л.И., Шебзуховой В.Н., представителя администрации сельского поселения Дединовское Луховицкого муниципального района Московской области – Давыдовой Н.В.,
установила:
Котова Т.Н. обратилась в суд с заявлением, в котором просила признать незаконным отказ администрации сельского поселения Дединовское Луховицкого муниципального района Московской области, изложенный в постановлении от 06.08.2014 № <данные изъяты>, в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях; обязать администрацию сельского поселения Дединовское Луховицкого муниципального района Московской области поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях с последующим предоставлением жилого помещения по договору социального найма; взыскать с администрации сельского поселения Дединовское Луховицкого муниципального района Московской области расходы на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей и на оплату государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.
Свои требования заявитель мотивировала тем, что является тружеником тыла, ветераном труда, вдовой участника Великой Отечественной войны, зарегистрирована и проживает в доме по адресу: <данные изъяты>, собственником которого она является. Данный дом является ветхим, непригодным для проживания: в нем отсутствуют системы горячего и холодного водоснабжения, канализации, центрального отопления.
Таким образом, заявитель является нуждающейся в улучшении жилищных условий и относится к категории граждан, которые в соответствии с действующим законодательством (ст. 21 Федерального закона «О ветеранах», Указ Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 г.г.», Закон Московской области от 26.07.2006 № 125/2006-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов») должны быть обеспечены жильем за счет средств федерального бюджета.
17.07.2014 заявитель, как вдова участника Великой Отечественной войны, обратилась в администрацию сельского поселения Дединовское Луховицкого муниципального района Московской области с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, в чем ей было отказано постановлением от 06.08.2014 № 199.
Данный отказ заявитель считает незаконным.
В судебном заседании представитель Котовой Т.Н. - Попова Л.И. поддержала заявленные требования в полном объеме.
Представитель администрации сельского поселения Дединовское Луховицкого муниципального района Московской области в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменный отзыв на заявление (л.д. 32).
Решением Луховицкого районного суда Московской области от 16 февраля 2015 года в удовлетворении заявления Котовой Т.Н. отказано.
В апелляционной жалобе Котова Т.Н. просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, а также нарушение судом норм материального и процессуального права.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Котова Т.Н. не явилась. В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица, извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в установленном законом порядке.
Выслушав объяснения представителей Котовой Т.Н. – Поповой Л.И., Шебзуховой В.Н., представителя администрации сельского поселения Дединовское Луховицкого муниципального района Московской области – Давыдовой Н.В., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены (ч. 4 ст. 258 ГПК РФ).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции установил, что Котова Т.Н., 19.04.1929 года рождения, является вдовой участника Великой Отечественной войны - Котова И.В., <данные изъяты> года рождения; зарегистрирована и проживает в доме по адресу: <данные изъяты>, который принадлежит ей на праве собственности.
17.07.2014 Котова Т.Н. обратилась в администрацию сельского поселения Дединовское Луховицкого муниципального района Московской области с заявлением о постановке на очередь по улучшению жилищных условий, указав, что является вдовой участника Великой Отечественной войны; проживает в жилом доме, который является непригодным для проживания, аварийным (л.д. 42-43).
Постановлением главы сельского поселения Дединовское Луховицкого муниципального района Московской области от 06.08.2014 № <данные изъяты> Котовой Т.Н. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ (л.д. 8).
В соответствии с положениями ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. К числу таких мер относится обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения (пп. 4 п. 1).
Независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются, в том числе, супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак (пп. 3 п. 2).
Закон Московской области от 26.07.2006 № 125/2006-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» устанавливает порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, постоянно проживающих на территории Московской области, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».
В силу п. «г» ч. 1 ст. 1 Закона Московской области № 125/2006-ОЗ к указанной категории граждан относятся члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.
Согласно ч. 3 ст. 1 Закона граждане, указанные в части 1 настоящей статьи, имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета один раз.
В соответствии с п.п. 2, 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются собственники жилых помещений, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, либо проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В силу ч. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства (ч. 3 ст. 52).
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 4 ст. 52).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ основанием к отказу в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях является представление документов, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Признание жилого помещения непригодным для проживания осуществляется в соответствии с «Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47.
Согласно п. 7 Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Пунктом 8 Положения предусмотрено, что орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.
В силу п. 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
Как установил суд, Котова Т.Н. не обращалась в межведомственную комиссию администрации сельского поселения Дединовское с заявлением о признании принадлежащего ей жилого помещения непригодным для проживания, что не оспаривали в судебном заседании представители заявителя.
Из справки о проверке состояния жилого помещения от 18.07.2014, составленной комиссией администрации сельского поселения Дединовское, следует, что Котова Т.Н. проживает одна в частном жилом доме, общей площадью 30,1 кв. м, принадлежащем ей на праве собственности (учетная норма – 10 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека). Жилищные условия указанного помещения соответствуют нормам, предъявляемым к жилым помещениям. Доказательства обратного в деле отсутствуют.
При таких данных суд пришел к правильному выводу о том, что Котовой Т.Н. обоснованно отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях.
Кроме того, заявителем пропущен установленный ч. 1 ст. 256 ГПК РФ трехмесячный срок обращения в суд, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Материалами дела подтверждается, что по состоянию на 17.09.2014 заявителю уже было известно о нарушении ее прав (л.д. 33-36). Однако настоящее заявление было подано в суд только 06.02.2015, то есть с пропуском установленного законом срока. При этом доказательств уважительности причин пропуска срока суду не представлено.
Исходя из изложенного, суд правомерно отказал в удовлетворении заявления Котовой Т.Н.
В силу положений ч. 1 ст. 98 ГПК РФ требования Котовой Т.Н. о возмещении расходов на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей и расходов на оплату госпошлины в размере 400 рублей также подлежат отклонению.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда, не находит оснований к отмене постановленного по делу решения, поскольку судом правильно определены юридически значимые обстоятельства дела, применен закон, подлежащий применению к возникшим правоотношениям, дана надлежащая оценка исследованным доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы Котовой Т.Н. не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта и не могут повлечь его отмену, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.
Руководствуясь ст.ст. 193, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Луховицкого районного суда Московской области от 16 февраля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Котовой Т. Н. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи