Дело № 2а-1155/2020
18RS0009-01-2020-001694-71
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 сентября 2020 года с.Шаркан УР
Воткинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Макаровой Т.П.,
при секретаре Парифоновой Н.В.,
с участием:
помощника прокурора Шарканского района УР Нестеревой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Шарканского района УР в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с URL-адресом: http://izhevsk.vodx-prava.com/oplata-i-dostavka/, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
установил:
прокурор Шарканского района УР, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, указав следующее.
Прокуратурой Шарканского района УР в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства в сфере дорожного движения в ходе мониторинга размещенной на сайтах сети «Интернет» информации выявлен Интернет-сайт http://izhevsk.vodx-prava.com/oplata-i-dostavka/. Данный Интернет-сайт содержит публичное предложение изготовления и продажи водительских удостоверений различных категорий, содержит информацию о способах их заказа и оплаты услуги.
В соответствии со ст.25 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» право на управление транспортным средством подтверждается водительским удостоверением.
Согласно приказу МВД России от 20 октября 2015 №995 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений», государственная услуга по выдаче водительских удостоверений предоставляется МВД России (п.12, 13); за выдачу водительского удостоверения взимается государственная пошлина в размере и порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации (п.23.1); выдача российских национальных и международных водительских удостоверений и обмен иностранных водительских удостоверений осуществляются в подразделениях Госавтоинспекции по месту обращения указанных лиц (п.3 Административного регламента).
Таким образом, действующим законодательством не предусмотрены изготовление и замена водительского удостоверения гражданина Российской Федерации иными способами помимо предоставления соответствующей государственной услуги уполномоченным органом исполнительной власти.
Информация на Интернет-сайте http://izhevsk.vodx-prava.com/oplata-i-dostavka/, содержащая сведения об иных способах приобретения водительского удостоверения, находится в свободном доступе для неограниченного круга лиц, что влечет нарушение действующего законодательства в сфере дорожного движения.
Кроме того, указанная информация побуждает неопределенный круг лиц к совершению действий, за которые предусмотрена как административная (ст. 19.23 КоАП РФ), так и уголовная (ст. 327 УК РФ) ответственность.
Таким образом, предоставление возможности доступа к сайту по адресу: http://izhevsk.vodx-prava.com/oplata-i-dostavka/, на страницах которого размещена информация о продаже водительских удостоверений и иных официальных документов, нарушает публичные интересы Российской Федерации и способствует совершению преступлений в указанной сфере, что может повлечь негативные социальные, экономические и другие последствия, нарушение прав неопределенного круга лиц.
Признание информации о продаже водительских удостоверений, размещенной на Интернет - сайте http://izhevsk.vodx-prava.com/oplata-i-dostavka/ информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, направлено на защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц в сфере соблюдения установленных законодательством правил дорожного движения, и необходимо для включения данного Интернет-ресурса в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В соответствии с п.2 ч. 5 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ одним из оснований для включения в названный выше Реестр сведений, указанных в части 2 данной статьи, является решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
На момент проверки Интернет-сайт с URL-адресом http://izhevsk.vodx-prava.com/oplata-i-dostavka/ в данном реестре отсутствует.
Установить лицо, действия которого послужили поводом для подачи настоящего административного искового заявления, не представляется возможным.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, ст.ст.9, 10, 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ст.ст.39, 265.1, 265.2, 265.3 КАС РФ, прокурор Шарканского района УР просил признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с URL-адресом: http://izhevsk.vodx-prava.com/oplata-i-dostavka/ информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В судебном заседании административный истец помощник прокурора Шарканского района УР Нестерева А.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, дополнительно пояснила, что на день рассмотрения спора в суде указанный в иске Интернет-сайт по прежнему находится в свободном доступе, информация, размещенная на нем, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, не признана.
Заинтересованное лицо – представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике, в судебное заседание не явился, извещен о дне, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, направил заявление о рассмотрении дела без его участия.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившегося заинтересованного лица.
В порядке, предусмотренном ч.1 ст. 265.3 КАС РФ, круг лиц, права и законные интересы которых может затронуть судебное решение, а равно администратора сайта с URL-адресом: http://izhevsk.vodx-prava.com/oplata-i-dostavka/, установить не представилось возможным.
Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что административный иск обоснован и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с положениями ст.1 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Исходя из закрепленного в ч.2 ст.46 Конституции РФ права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц и в соответствии со ст. 1 КАС РФ суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации (далее также - суды) рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (административные дела) о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций.
В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Осуществляя публичные полномочия в сфере контроля за распространением информации в средствах массовой информации, в том числе и в сети «Интернет», запрещенной к распространению, прокурор обратился в суд с данным административным исковым заявлением, действуя как субъект публичных правоотношений в рамках предоставленных ему полномочий.
Согласно ст.2 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (далее - Федеральный закон №149-ФЗ), информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления, информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Таким образом, сеть «Интернет», будучи технологической системой, предназначенной и используемой для передачи по линиям связи тех или иных сведений, сообщений, данных, доступ к которым осуществляется с использованием средств вычислительной техники, является информационно-телекоммуникационной сетью.
В соответствии с ч.1 ст.10 Федерального закона № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.5 ст.15 Федерального закона №149-ФЗ, передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В соответствии с ч.6 ст.10 Федерального закона №149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Частью 1 ст.15.1 Федерального закона №149-ФЗ установлено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – реестр).
Понятие сайта дано в ст.2 Федерального закона №149-ФЗ, согласно данной норме Закона, сайтом в сети «Интернет» признается совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается через сеть «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет»; страница сайта в сети «Интернет» - часть сайта в сети «Интернет», доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети «Интернет».
В указанный выше реестр, согласно ч.2 ст. 15.1 Федерального закона №149-ФЗ, включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в ч.2 вышеназванной статьи, является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (п.2 ч.5 ст. 15.1 Федерального закона №149-ФЗ).
Прокуратурой Шарканского района УР в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства в сфере дорожного движения, в ходе мониторинга размещенной на сайтах сети «Интернет» информации, установлено, что на Интернет-сайте http://izhevsk.vodx-prava.com/oplata-i-dostavka/ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещена информация, содержащая публичное предложение изготовления и продажи водительских удостоверений.
Данные обстоятельства указаны административным истцом, подтверждены материалами дела: скриншотом информации, отраженной на Интернет-сайте http://izhevsk.vodx-prava.com/oplata-i-dostavka/, справкой о результатах мониторинга информации, размещаемой в сети «Интернет», составленной помощником прокурора Шарканского района УР Нестеревой А.В.
Согласно ст.25 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», водительским удостоверением подтверждается право на управление транспортными средствами (пункт 4).
Право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены, при соблюдении условий, перечисленных в статье 26 настоящего Федерального закона. Проведение экзаменов на право управления транспортными средствами (далее - экзамены), определение состава технических средств контроля, предназначенных для проведения экзаменов, требований к указанным техническим средствам и условий их применения, а также выдача водительских удостоверений осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 2).
Экзамены проводятся уполномоченными должностными лицами органов внутренних дел Российской Федерации (пункт 3).
В Российской Федерации выдаются российские национальные и международные водительские удостоверения, соответствующие требованиям международных договоров Российской Федерации (пункт 5).
Образцы российских национальных водительских удостоверений и образцы международных водительских удостоверений утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (пункт 10).
В соответствии с Административным регламентом Министерства
внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной
услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений, утвержденным Приказом МВД России от 20 октября 2015 года № 995 (далее - Административный регламент), государственная услуга по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений предоставляется МВД России по месту обращения заявителя (пункты 12, 13, 14); за предоставление указанной услуги взимается государственная пошлина в размере и порядке, установленном статьей 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено изготовление, выдача и замена водительского удостоверения иными способами, помимо предоставления соответствующей государственной услуги уполномоченным органом исполнительной власти.
За подделку удостоверения, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования или сбыт такого документа, за приобретение, хранение, перевозку в целях использования или сбыта либо использование заведомо поддельного удостоверения, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, использование заведомо подложного документа в Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность (ст.327 УК РФ).
Между тем, нахождение в открытом доступе в сети Интернет информации, предлагающей приобретение поддельных водительских удостоверений, фактически способствует совершению указанных выше преступлений, покупка поддельного водительского удостоверения посредством Интернет-сайта, в нарушение законодательно установленных условий и порядка выдачи водительского удостоверения, ставит под угрозу охрану жизни, здоровья и имущества граждан, защиту их прав и законных интересов, а также защиту общества и государства в части безопасности дорожного движения.
Согласно ч. 1 ст. 4 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний.
При таких обстоятельствах, информация, размещенная на указанном административным истцом Интернет-ресурсе об изготовлении и продаже водительских удостоверений без прохождения соответствующего обучения, подлежит признанию запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Статьей 9 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
По сведениям, предоставленным административным истцом, информация, размещенная на вышеуказанном сайте, запрещенной ранее не признавалась, владельца сайта установить не представилось возможным.
На день рассмотрения настоящего административного искового заявления, сведения о внесении указанного в административном иске Интернет-ресурса в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не внесены.
В соответствии с положениями ст. 265.5 КАС РФ, решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
Согласно ст.265.4 КАС РФ судебные расходы не подлежат распределению судом.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление прокурора Шарканского района УР в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой в сети «Интернет» с URL-адресом: http://izhevsk.vodx-prava.com/oplata-i-dostavka/, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, удовлетворить.
Признать информацию, распространяемую в сети «Интернет» с URL-адресом: http://izhevsk.vodx-prava.com/oplata-i-dostavka/, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Копию решения суда направить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи – Управление Роскомнадзора по Удмуртской Республике.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Воткинский районный суд Удмуртской Республики.
Судья: Т.П.Макарова
Решение принято в окончательной форме 01 сентября 2020 года