Решение по делу № 2-69/2022 от 17.01.2022

43RS0042-01-2022-000032-96

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 февраля 2022 года пгт Юрья Кировской области

Юрьянский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Братухиной Е.А.,

с участием ст.помощника прокурора Юрьянского района Козловой Е.В.,

при секретаре Козловских О.В.,

при участии истца Косолаповой А.А., представителя ответчика (по доверенности) Федорова Э.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-69/2022 по иску прокурора Юрьянского района Кировской области в интересах Косолаповой А.А. к администрации Юрьянского городского поселения о признании незаконным решения о снятии с учёта, восстановлении в очереди нуждающихся в жилом помещении, предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Юрьянского района Кировской области обратился в суд с иском в интересах Косолаповой А.А. к администрации Юрьянского городского поселения о восстановлении в очереди нуждающихся в жилом помещении, предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке.

В обоснование заявленных требований указал, что в ходе прокурорской проверки, проведённой по обращению Косолаповой А.А. о нарушении её жилищных прав, установлено, что решением межведомственной комиссии Юрьянского района от 04.04.2017 жилое помещение № <адрес> признано непригодным для проживания. Решением жилищной комиссии администрации Юрьянского городского поселения от 02.04.2019 Косолапова А.А. и члены её семьи признаны нуждающимися в жилом помещении и поставлены на соответствующий учёт. 03.09.2021 Косолаповой А.А. предложено свободное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. На основании решения жилищной комиссии от 24.09.2021 Косолапова А.А. была снята с указанного учёта в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, поскольку в расчёт ежемесячного дохода семьи за период с сентября 2020 г. по август 2021 г. были незаконно включены неполученные средства материнского капитала в размере 457178 рублей 85 коп. Прокурором ответчику внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства, которое оставлено без удовлетворения.

С учётом уточнённых исковых требований просит признать незаконным решение ответчика о снятии Косолаповой А.А. с учёта граждан, нуждающихся в жилом помещении, восстановить её в очереди нуждающихся в жилом помещении, предоставить жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке в черте пгт Юрья общей площадью не менее 53,1 кв.м.

В судебном заседании ст.помощник прокурора Козлова Е.В. уточнённые исковые требования поддержала, суду пояснила, что ответчик, посчитав средства материнского капитала доходом, незаконно снял семью Косолаповой А.А. с учёта. Жилое помещение, в котором проживает семья, признано непригодным для проживания, ремонт нецелесообразен.

Истец Косолапова А.А. уточнённые требования поддержала, пояснила, что жилое помещение по ул. Калинина, в котором проживает её семья, признано непригодным для проживания, в связи с чем они были поставлены на учёт. При постановке на учёт сведения о материнском капитале (сертификат получен в 2013 г.) у неё не запрашивали, он не учитывался.

Представители ответчика Антонов А.Н., Федоров Э.А. уточнённые исковые требования не признали по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление, считают, что при расчёте дохода семьи для признания граждан малоимущими с целью постановки на учёт нуждающихся в жилом помещении, должны учитываться средства материнского капитала независимо от того, получены они или нет.

В судебное заседание не явился представитель органа опеки и попечительства администрации Юрьянского района, просит рассмотреть дело в его отсутствие, направил в адрес суда заключение по делу, полагает исковые требования подлежащими удовлетворению.

При данных обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя органа опеки и попечительства.

Выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, учётное дело Косолаповой А.А., суд приходит к следующему.

Согласно ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, приведены в ст. 51 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с п. 3 ч. 1 которой таким основанием является проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В соответствии со ст. 52 Жилищного кодекса РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых, уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.

Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ) – при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ).

Таким образом, право Косолаповой А.А. быть принятой на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении для обеспечения жилым помещением вне очереди подлежит реализации в случае признания её малоимущей и нуждающейся в жилом помещении.

В судебном заседании установлено, что Косолапова А.А. вместе со своей семьёй зарегистрирована и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: п<адрес> на основании договора социального найма от 04.03.2011, заключённого с Т.., которая приходится ей свекровью (л.д. 105-107).

Постановлением администрации Юрьянского района Кировской области от 18.04.2017 № 76 на основании заключения межведомственной комиссии при администрации Юрьянского района № 213 от 04.04.2017, установившей, что имеются основания для признания жилого помещения по адресу: п<адрес> общей площадью 53,1 кв.м непригодным для проживания, жилое помещение по адресу: <адрес> признано непригодным для проживания (л.д. 20-21, 22-23).

Как следует из акта обследования указанного жилого помещения, составленного межведомственной комиссией 30.03.2017, в жилом помещении наблюдается осадка несущей стены с лежащим на ней перекрытием. Атмосферная влага через сколы и трещины в асбестоцеменных листах проникает в жилое помещение, деревянные несущие конструкции вследствие биологического воздействия снизили свою несущую способность. В связи с указанным комиссия пришла к выводу, что квартира <адрес> не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению, капитальный ремонт экономически нецелесообразен (л.д. 86).

11.02.2019 Косолапова А.А. обратилась в администрацию Юрьянского городского поселения с заявлением о постановке на учёт нуждающихся в жилом помещении в связи с признанием жилого помещения непригодным для проживания (л.д. 97).

Исходя из положений статей 49, 51, 52 Жилищного кодекса РФ, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.

На основании постановления администрации Юрьянского городского поселения № 45 от 02.04.2019 Косолапова А.А. в соответствии с решением жилищной комиссии № 1 от 02.04.2019 поставлена в очередь граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (л.д. 96).

Жилищной комиссией установлено, что Косолапова А.А. относится к категории малоимущих граждан, т.к. её доход не превышает прожиточный минимум, установленный в Кировской области, она проживает со своей семьёй в квартире, признанной аварийной, собственное жильё отсутствует (л.д. 89-95).

Из представленных материалов жилищного дела Косолаповой А.А. следует, что жилищной комиссией при определении дохода Косолаповой А.А. и членов её семьи с целью отнесения к категории малоимущих (при постановке её и членов её семьи в очередь граждан, нуждающихся в жилом помещении) средства материнского капитала не учитывались (л.д. 109-146).

Истцу 04.09.2021 с целью обеспечения её жилищных прав как лицу, признанному нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, было предложено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> (л.д. 26). Истец выразила согласие на предоставление указанного жилого помещения, направив в адрес ответчика заявление о заключении с ней договора социального найма на жилое помещение по адресу: п<адрес> (л.д. 147, 148).

Вместе с тем, 24.09.2021 постановлением администрации Юрьянского городского поселения № 62 на основании решения жилищной комиссии № 13 от 24.09.2021 Косолапова А.А. и члены её семьи были сняты с учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в соответствии со ст. 55, п. 2 ч. 1 ст. 55 Жилищного кодекса РФ в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (л.д. 157).

Как следует из протокола заседания жилищной комиссии № 13 от 24.09.2021, перед принятием решения о предоставлении жилого помещения, жилищной комиссией в соответствии с требованиями ст. 16 Закона Кировской области от 02.08.2005 № 349-ЗО «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Кировской области» Косолаповой А.А. были представлены документы, подтверждающие право состоять на учёте нуждающихся, которыми малоимущность не была подтверждена, поскольку доход её семьи за предшествующие 12 месяцев составил 1215877 рублей 84 коп., что больше прожиточного минимума, установленного постановлением Правительства Кировской области, который на семью из 7 человек должен составлять не более 938184 рубля (л.д. 87-88).

Как следует из представленных материалов дела, пояснений представителей ответчика в судебном заседании, при определении малоимущности граждан и подсчёте среднедушевого дохода семьи ответчик руководствовался постановлением Правительства РФ от 20.08.2003 № 512, где в п. 1 указаны виды доходов, которые необходимо учитывать при определении малоимущности граждан. Полагают, что материнский капитал – это денежный эквивалент, полученный членами семьи, льгот и социальных гарантий, установленных органами государственной власти Российской Федерации, который подтверждается сертификатом, являющимся средством платежа. Поскольку Косолапова А.А. получила данный сертификат, она имеет право распоряжаться средствами материнского капитала в размере 457178 рубле 85 коп., следовательно, данная сумма подлежит включению в доход семьи (л.д. 47, 49, 56-57).

Суд не может согласиться с данными доводами ответчика по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 9 Закона Кировской области от 02.08.2005 № 350-ЗО «Об определении размера дохода и стоимости имущества для предоставления гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда в Кировской области», при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими в целях предоставления жилых помещений по договорам социального найма учитываются все виды доходов, полученных гражданином и каждым членом его семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, установленные в перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2002 № 512. Также в указанной статье установлены иные виды доходов, подлежащих включению в перечень доходов, среди которых средства материнского капитала отсутствуют.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 № 512 утверждён Перечень видов доходов, учитываемых при расчёте среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи.

В п. 1 данного Перечня указаны виды доходов, которые учитываются при расчёте среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи. Среди перечисленных в данном Перечне видов доходов средства материнского (семейного) капитала отсутствуют. Перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Ответчик не наделён полномочиями по толкованию нормативно-правовых актов, в связи с чем его утверждение, что материнский капитал – это денежный эквивалент, полученный членами семьи, льгот и социальных гарантий, установленных органами государственной власти Российской Федерации, который подтверждается сертификатом, являющимся средством платежа, не может быть принято судом.

Действующим законодательством к доходу отнесен не просто потенциальный денежный эквивалент имеющихся у гражданина льгот и гарантий вне зависимости от их фактического получения, а эквивалент тех льгот и гарантий, которые уже получены, то есть право на получение которых гражданином реализовано и у него возник положительный экономический эффект от их использования.

Согласно ч. 1, п. 1 ч.3 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, указанными в ч.ч. 1 и 3 ст. 3 настоящего Федерального закона, получившими сертификат, путем подачи в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации непосредственно либо через многофункциональный центр заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала.

Располагаемый доход, учитываемый при решении вопроса о признании гражданина малоимущим, а также доход, полученный при реализации дополнительных мер поддержки семей, имеющих детей (п. 34 ст. 217 Налогового кодекса РФ), - это тот доход, который получен на основании заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Как следует из материалов дела и подтверждено истцом, средства материнского (семейного) капитала в виде денежной суммы истцом на момент рассмотрения дела в суде не были получены (использованы), что подтверждается ответом ОПФР по Кировской области, согласно которому Косолапова А.А. с заявлением о распоряжении средствами (частью средств) материнского капитала в 2021, 2022 гг. в территориальные органы Пенсионного фонда РФ Кировской области не обращалась, остаток средств материнского (семейного) капитала по состоянию на 01.09.2021 составляет 457178 руб. 85 коп., на 01.02.2022 – 495581 руб. 87 коп. (л.д. 188).

С учётом изложенного суд приходит к выводу, что ответчиком при рассмотрении 24.09.2021 вопроса о предоставлении истцу жилого помещения по адресу: п. Юрья, ул. Герцена, 16-1 при определении среднедушевого дохода семьи необоснованно были учтены в качестве дохода средства материнского (семейного) капитала. В связи с указанным решение жилищной комиссии администрации Юрьянского городского поселения от 24.09.2021 о снятии Косолаповой А.А. с учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, является незаконным.

Согласно ст. 13 Гражданского кодекса РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Согласно статье 12 Гражданского кодекса РФ, одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Поскольку Косолапова А.А. была признана нуждающейся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в связи с признанием занимаемого ею и членами её семьи жилого помещения непригодным для проживания и поставлена на соответствующий учёт 02.04.2019, что не оспаривается ответчиком, она подлежит восстановлению в списке лиц, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, и обеспечению жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке.

При наличии указанных обстоятельств, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Юрьянского района в интересах Косолаповой А.А. удовлетворить.

Признать незаконным решение жилищной комиссии администрации Юрьянского городского поселения от 24.09.2021 о снятии Косолаповой А.А. с учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма.

Обязать администрацию муниципального образования «Юрьянское городское поселение» восстановить Косолапову А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в списке лиц, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Обязать администрацию муниципального образования «Юрьянское городское поселение» предоставить Косолаповой А.А. благоустроенное жилое помещение вне очереди по договору социального найма в черте пгт Юрья Юрьянского района Кировской области общей площадью не менее 53,1 кв.м.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Кировский областной суд через Юрьянский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательном виде.

Судья Е.А. Братухина

Мотивированное решение изготовлено 02.03.2022.

2-69/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор Юрьянского района Кировской области в интересах Косолаповой А.А.
Косолапова Анна Александровна
Ответчики
Администрация МО "Юрьянское городское поселение"
Другие
Орган опеки и попечительства администрации Юрьянского района
Суд
Юрьянский районный суд Кировской области
Судья
Братухина Е.А.
Дело на сайте суда
yuryansky.kir.sudrf.ru
17.01.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.01.2022Передача материалов судье
18.01.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.01.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.02.2022Судебное заседание
21.02.2022Судебное заседание
24.02.2022Судебное заседание
02.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.06.2022Дело оформлено
24.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее