Дело №
УИД RS0№-90
РЕШЕНИЕ
26 сентября 2024 года г. Симферополь
Судья Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым Цыганова Г.Ю., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление административной комиссии муниципального образования Симферопольский район Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ФИО1, адрес регистрации: <адрес>, к административной ответственности, предусмотренной ст. 3.11 Закона Республики Крым от 25.06.2015 № 117-ЗРК/2015 «Об административных правонарушениях в Республике Крым»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением административной комиссии муниципального образования Симферопольский район Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 3.11 Закона Республики Крым от 25.06.2015 № 117-ЗРК/2015 «Об административных правонарушениях в Республике Крым» и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обратилась в Железнодорожный районный суд Республики Крым с жалобой, в которой просит отменить постановление административной комиссии муниципального образования Симферопольский район Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, производство по делу прекратить.
Жалоба мотивирована тем, что из протокола и постановления об административном правонарушении не усматривается, в чём конкретно заключается нарушение проведения качественной уборки прилегающих территорий. Кроме того, административным органом, вынесшим постановление о привлечении к административной ответственности, не дана оценка тому, что ФИО1 11.06.2024г. подано заявление на перераспределение земельного участка, в состав которого входит прилегающая территория. Также заявитель указывает, что о вынесении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела она не была извещена, что лишило её права на судебную защиту, в связи с чем просит отменить постановлении о привлечении к административной ответственности и прекратить производство по делу.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте его рассмотрения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно части 2 статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ предусмотрено, что судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со статьями 24.1, 26.1, 26.2 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении обстоятельства правонарушения должны быть выяснены всесторонне, полно, объективно и своевременно в их совокупности. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии со статьей ст. 3.11 Закона Республики Крым от 25.06.2015 № 117-ЗРК/2015 «Об административных правонарушениях в Республике Крым» нарушение правил благоустройства, установленных органами местного самоуправления, если за это действие (бездействие) не влечет нарушения установленных федеральным законодательством экологических, санитарно-эпидемиологических, требований, правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда и не образует составов административных правонарушений, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также статьей 3.18 настоящего Закона - влечет предупреждение или наложение административного штрафа: на граждан - в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, в отношении ФИО1 главным специалистом отдела благоустройства и санитарного содержания управления по контролю за благоустройством и санитарным содержанием городских территорий Департамента административно-технического контроля Администрации г. Симферополя Республики Крым ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ. в 10 час. 20 мин. по адресу: <адрес>, был составлен протокол № об административном правонарушении, согласно которому выявлено, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ в 12 час. 58 мин. не обеспечила своевременную и качественную уборку прилегающей территории, что является нарушением пп. 2 п. 3 ст. 44 Правил благоустройства территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым № от 12.02.2015г., за что ст. 3.11. Закона Республики Крым от 25.06.2015 № 117-ЗРК/2015 «Об административных правонарушениях в Республике Крым» предусмотрена административная ответственность.
Указанный протокол об административном правонарушении был составлен в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, и направлен для рассмотрения в Административную комиссию муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, с приложением указанных в данном протоколе материалов: «фотофиксация, выписка с ЕГРН, уведомление, почтовый реестр, отчет об отслеживании».
Вместе с тем, в представленных материалах отсутствуют доказательства извещения привлекаемого лица о явке на составление протокола об административном правонарушении 25.06.2024г. в 10 час. 20 мин..
Так, согласно уведомлению ФИО1 извещалась о времени и месте составления протокола об административном правонарушении на ДД.ММ.ГГГГ в 10:00 (на иное время, чем составлен протокол), при этом из прилагаемого к протоколу почтового реестра усматривается о направлении данного уведомления в адрес ФИО1 почтовым отправление с присвоением ШПИ №, и согласно прилагаемой распечатки отчёта об отслеживании данного почтового отправления, сформированного официальным сайтом Почты России ДД.ММ.ГГГГ в 9:17, указанная корреспонденция находится в статусе «ДД.ММ.ГГГГ неудачная попытка вручения».
Таким образом, на момент составления протокола об административном правонарушении должностное лицо не располагало сведениями о надлежащем извещении ФИО1 о надлежащем извещении последней о времени и месте его составления, поэтому основания для составления протокола 25.06.2024г в 10 час. 20 мин. в отсутствие привлекаемого лица отсутствовали.
Как разъяснено в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 23.12.2021) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, судье на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол. Определение судьи должно быть мотивированным, содержать указание на выявленные недостатки протокола и других материалов, требующие устранения.
Возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку часть 2 статьи 29.9 КоАП РФ не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.
Административная комиссия муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым не усмотрела оснований для возвращения данного протокола в связи с неполной представленных материалов, назначив рассмотрение протокола об административном правонарушении № от 25.06.12024 в отношении ФИО1 на ДД.ММ.ГГГГ в 14 час. 00 мин.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
На основании п. 4 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Согласно части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Положения частей 1 и 2 статьи 25.15 КоАП РФ предусматривают, что лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату. Извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства. При этом место жительства индивидуального предпринимателя определяется на основании выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Содержание вышеперечисленных норм свидетельствует о необходимости надлежащего извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о рассмотрении дела об административном правонарушении.
Из доводов жалобы, следует, что ФИО1 не была извещена в установленном порядке о месте и времени рассмотрения дела, и не смогла явиться, чтобы дать объяснения в свою защиту.
Вместе с тем, при рассмотрении жалобы установлено, что уведомление ФИО1 о рассмотрении Административной комиссией муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ. в 14 часов 00 минут данного дела об административном правонарушении направлено в адрес ФИО1 почтовой корреспонденцией в адрес ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ. с ШПИ №. Согласно отчёту отслеживания почтового отправления указанная корреспонденция возвращена после истечения срока хранения ДД.ММ.ГГГГ
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 6 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 23.12.2021) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда "Судебное", утвержденных приказом ФГУП "Почта России" от 31 августа 2005 года N 343.
Поскольку срок хранения корреспонденции, которой направлено по адресу привлекаемого лица уведомление о рассмотрении дела об административном правонарушении 25.07.2024г., истек до указанной даты рассмотрения дела, а именно 22.07.2024г., лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается надлежащим образом извещенной.
Вместе с тем, в материалах дела Административной комиссии муниципального образования городской округ Симферополь в отношении ФИО1 по ст. 3.11 ЗРК отсутствует протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении коллегиальным органом.
Согласно ч. 1 ст. 29.8 КоАП РФ протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении составляется при рассмотрении дела коллегиальным органом.
В протоколе о рассмотрении дела об административном правонарушении указываются: 1) дата и место рассмотрения дела; 2) наименование и состав коллегиального органа, рассматривающего дело; 3) событие рассматриваемого административного правонарушения; 4) сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении дела, об извещении отсутствующих лиц в установленном порядке; 5) отводы, ходатайства и результаты их рассмотрения; 6) объяснения, показания, пояснения и заключения соответствующих лиц, участвующих в рассмотрении дела; 7) документы, исследованные при рассмотрении дела (ч. 2 данной нормы).
Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении подписывается председательствующим в заседании коллегиального органа и секретарем заседания коллегиального органа (ч. 3 этой же статьи).
Однако в нарушение положений указанной статьи в материалах дела отсутствует протокол о рассмотрении административной комиссией (коллегиальный орган) дела об административном правонарушении.
Вышеприведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что при вынесении обжалуемого постановления нарушен установленный законом порядок при производстве по делу об административном правонарушении.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с п. 4 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах, ввиду того, что в ходе рассмотрения настоящего дела допущены существенные нарушения процессуальных требований КоАП РФ, постановление административной комиссии муниципального образования Симферопольского района Республики Крым по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 3.11 ЗРК N 117-ЗРК от 25.06.2015 «Об административных правонарушениях», нельзя признать законным и обоснованным.
Вместе с тем, срок давности привлечения к административной ответственности по данному нарушению в настоящее время истек, что в соответствии с п. 6 ч. 1 ст.24.5 КоАП РФ является основанием для прекращения производства по делу.
Согласно п. 3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отменен постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса.
Принимая во внимание, что на момент рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности по данному нарушению истек, производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст. 24.1, 30.3, 30.6, 30.7, 30.12 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Жалобу ФИО1 – удовлетворить.
Постановление административной комиссии муниципального образования Симферопольский район Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ст. 3.11 Закона Республики Крым от 25.06.2015 № 117-ЗРК/2015 «Об административных правонарушениях в Республике Крым» - отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в порядке ст.30.9 КоАП РФ в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Г.Ю. Цыганова