Судья Вторая И.А. № 2а-276/2021 12 августа 2021 года
Докладчик Лобанова Н.В. № 33а-5863/2021 город Архангельск
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда в составе:
председательствующего Пономарева Р.С.,
судей Лобановой Н.В., Роговой И.В.,
с участием прокурора Загвоздиной Н.А.,
при секретаре Мироненко М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Сосновское» на решение Пинежского районного суда Архангельской области от 1 августа 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Пинежской территориальной избирательной комиссии об оспаривании бездействия администрации муниципального образования «Сосновское», выражающегося в ненадлежащем исполнении обязанности по перечислению средств местного бюджета на подготовку и проведение выборов депутатов совета депутатов муниципального образования «Сосновское», возложении обязанности по надлежащему финансированию расходов, связанных с подготовкой и проведением выборов.
Заслушав доклад судьи Лобановой Н.В., судебная коллегия
установила:
Пинежская территориальная избирательная комиссия обратилась в суд с административным иском об оспаривании бездействия администрации муниципального образования «Сосновское», выражающегося в неполном перечислении денежных средств на подготовку и проведение выборов депутатов совета депутатов муниципального образование «Сосновское», возложении обязанности по надлежащему финансированию расходов, связанных с проведением этих выборов, указав, что вместо требуемой суммы <данные изъяты> рубля на счет избирательной комиссии поступило 28 900 рублей.
В обоснование требований указано, что на 19 сентября 2021 года назначены выборы депутатов совета депутатов муниципального образования «Сосновское» пятого созыва. В соответствии с пунктом 1 статьи 57 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» финансирование расходов, связанных с подготовкой и проведением данных выборов, должно осуществляться за счет средств, выделенных на эти цели из местного бюджета. В адрес администрации муниципального образования «Сосновское» направлена утвержденная Пинежской территориальной избирательной комиссией смета расходов на проведение выборов, однако административный ответчик неправомерно бездействует, перечислив на счет избирательной комиссии лишь часть требуемой суммы.
Решением Пинежского районного суда Архангельской области от 1 августа 2021 года административный иск удовлетворен. Суд признал незаконным бездействие администрации муниципального образования «Сосновское», выразившееся в неполном перечислении Пинежской территориальной избирательной комиссии денежных средств на подготовку и проведение выборов депутатов совета депутатов муниципального образования «Сосновское» пятого созыва, и обязал администрацию муниципального образования «Сосновское» осуществить дофинансирование Пинежской территориальной избирательной комиссии на подготовку и проведение выборов депутатов собрания депутатов совета депутатов муниципального образования «Сосновское» пятого созыва на сумму 123 713 рублей 60 копеек. Решение суда обращено к немедленному исполнению.
С этим судебным постановлением не согласилась административный ответчик администрация муниципального образования «Сосновское». В апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального права.
В обоснование жалобы указано, что бюджетное финансирование расходов, связанных с подготовкой и проведением выборов, осуществляется в соответствии с утвержденной бюджетной росписью о распределении расходов соответствующего бюджета, при этом органы, уполномоченные осуществлять избирательный процесс, должны исходить из возможностей соответствующего бюджета. Решение совета депутатов муниципального образования «Сосновское» Пинежского муниципального района Архангельской области от 30 декабря 2020 года № 125 «О местном бюджете на 2021 год», которым определена величина расходов на финансирование избирательной кампании 2021 года, принято в соответствии с действующим законодательством, никем не оспорено. Указывает на нарушение судебным постановлением положений бюджетного законодательства о самостоятельности местного бюджета. Полагает представленные Пинежской территориальной избирательной комиссией сметы расходов на проведение и подготовку выборов депутатов совета депутатов муниципального образования «Сосновское» не соответствующими закону, необоснованными и чрезмерно завышенными.
В поданных на апелляционную жалобу возражениях и отзывах участвовавший в деле прокурор Моисеенко В.С., административный истец Пинежская территориальная избирательная комиссия, заинтересованное лицо избирательная комиссия Архангельской области полагают доводы апелляционной жалобы несостоятельными, не свидетельствующими о наличии предусмотренных законом оснований к отмене оспариваемого судебного постановления.
Заслушав представителя административного истца Пинежской территориальной избирательной комиссии Телицына А.Н., просившего решение суда оставить без изменения, изучив материалы дела и дополнительно представленные доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений и отзывов, заслушав заключение участвующей в деле прокурора Загвоздиной Н.А., полагавшей принятое по делу судебное постановление законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Пинежская территориальная избирательная комиссия, сформированная постановлением избирательной комиссии Архангельской области от 21 декабря 2020 года № 195/1101-6, также исполняет полномочия избирательной комиссии муниципального образования «Сосновское».
Решением совета депутатов муниципального образования «Сосновское» Пинежского муниципального района Архангельской области от 25 июня 2021 года № 141 «О назначении выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования «Сосновское» Пинежского муниципального района Архангельской области пятого созыва» на 19 сентября 2021 года назначены выборы депутатов совета депутатов муниципального образования «Сосновское» Пинежского муниципального района Архангельской области.
Постановлением Пинежской территориальной избирательной комиссии от 30 июня 2021 года № утверждена смета расходов денежных средств на подготовку и проведение указанных выборов в общей сумме <данные изъяты> рубля.
1 июля 2021 года Пинежской территориальной избирательной комиссией в администрацию муниципального образования «Сосновское» направлено информационное письмо о необходимости перечисления денежных средств на подготовку и проведение выборов в объеме согласно утвержденной смете.
27 июля 2021 года на счет Пинежской территориальной избирательной комиссии перечислено 28 900 рублей.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, установив, что денежные средства на подготовку и проведение выборов на счет Пинежской территориальной избирательной комиссии перечислены не в полном объеме, пришел к выводу о том, что администрация муниципального образования «Сосновское» неправомерно бездействует, и обязал административного ответчика перечислить денежные средства на подготовку и проведение выборов депутатов совета депутатов муниципального образования «Сосновское» Пинежского муниципального района Архангельской области, назначенных на 19 сентября 2021 года.
Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции соглашается.
Отношения, связанные с назначением, подготовкой и проведением выборов, регулируются нормами Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», который является специальным по отношению к Бюджетному кодексу Российской Федерации. При регулировании соответствующих правоотношений, в том числе при определении прав и обязанностей участников этих отношений в процессе финансирования расходов на проведение выборов, нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации подлежат применению к отношениям по финансированию расходов на проведение выборов с учетом особенностей, установленных в указанном федеральном законе.
Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в отличие от правил Бюджетного кодекса Российской Федерации при проведении выборов предусмотрены иная процедура финансирования и расходования избирательной комиссией бюджетных средств и иной порядок контроля за расходованием этих средств.
Так, в отличие от положений статьи 174.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в силу подпункта «е» пункта 10 статьи 24 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» осуществление на территории муниципального образования мер по организации финансирования подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления, в том числе, составление и утверждение сметы расходов на проведение выборов, возложено на соответствующую избирательную комиссию, а не на финансовый орган муниципального образования, в котором проходят выборы.
При этом вмешательство в деятельность комиссий по организации выборов со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается (часть 7 статьи 3 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).
В соответствии с пунктом 1 статьи 57 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня в Российской Федерации, эксплуатацией и развитием средств автоматизации и обучением организаторов выборов и избирателей, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета). Финансирование указанных расходов осуществляется в соответствии с утвержденной бюджетной росписью о распределении расходов соответствующего бюджета, но не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.
Аналогичные положения содержатся в статье 64 закона Архангельской области от 8 ноября 2006 года № 268-13-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Архангельской области».
Поскольку администрация муниципального образования «Сосновское» как орган, исполняющий бюджет (пункт 4 статьи 31 устава муниципального образования «Сосновское», принятого решением совета депутатов муниципального образования «Сосновское» от 13 ноября 2009 года № 57), в десятидневный срок с момента назначения выборов не исполнила свою обязанность по перечислению бюджетных средств на счет избирательной комиссии в полном объеме, суд первой инстанции правомерно признал требования административного истца обоснованными.
При этом суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что указанное незаконное бездействие нарушает установленные законом основные гарантии избирательных прав в сфере финансирования выборов, тем самым нарушает права неопределенного круга лиц – граждан, которые имеют право избирать состав представительного органа местного самоуправления или быть избранными на должность депутата представительного органа местного самоуправления.
Обоснованность и арифметическая правильность расчета суммы денежных средств, необходимых для финансирования выборов депутатов совета депутатов муниципального образования «Сосновское» Пинежского муниципального района Архангельской области, проверены судом первой инстанции, которым, с учетом позиции избирательной комиссии Архангельской области о соответствии запрашиваемых сумм установленным законом требованиям, сделан вывод о соблюдении административным истцом положений пункта 2 статьи 65 закона Архангельской области от 8 ноября 2006 года № 268-13-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Архангельской области», Порядка выплаты дополнительной оплаты труда (вознаграждения) членам территориальной и участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса и гражданам, привлекаемым к работе в комиссиях в период подготовки и проведения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления Пинежского муниципального района Архангельской области нового созыва 19 сентября 2021 года, утвержденного постановлением Пинежской территориальной избирательной комиссии от 30 июня 2021 года № 9/17.
Из сведений, представленных избирательной комиссией Архангельской области в суд апелляционной инстанции, также следует, что величина таких расходов соотносится с расходами на избирательную кампанию, запланированными муниципальными образованиями, сопоставимыми по своим характеристикам с муниципальным образованием «Сосновское».
То обстоятельство, что на 19 сентября 2021 года также назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, не имеет правового значения для рассмотрения данного административного дела. В силу пунктов 1 и 9 статьи 57 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантия избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», статей 31, 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходование средств федерального бюджета на финансирование выборов в органы местного самоуправления недопустимо.
В то же время следует отметить, что законодательством предусмотрен механизм финансового обеспечения проведения выборов в органы местного самоуправления в случае объективной невозможности их финансирования за счет средств местного бюджета (пункт 4 статьи 4 Федерального закона от 26 ноября 1996 года № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»).
Не могут служить основанием для отмены решения суда и доводы апелляционной жалобы о том, что бюджетом муниципального образования «Сосновское» на 2021 год не предусмотрены расходы на подготовку и проведение муниципальных выборов в сумме, истребуемой Пинежской территориальной избирательной комиссией.
Представленный административным ответчиком расчет указанной суммы объективными данными не подтвержден. Более того, из материалов дела следует, что сумма денежных средств, предусмотренных решением совета депутатов муниципального образования «Сосновское» Пинежского муниципального района Архангельской области от 30 декабря 2020 года № 125 «О местном бюджете на 2021 год» на финансирование в 2021 году выборов в представительный орган местного самоуправления названного муниципального образования, значительно ниже величины фактических расходов территориальной и участковых избирательных комиссий, понесенных в связи с подготовкой и проведения муниципальных выборов в 2016 году.
Действующее законодательство не предусматривает возможности освобождения исполнительно-распорядительного органа муниципального образования от обязанности по финансированию муниципальных выборов по причине отсутствия необходимых денежных средств в утвержденном на соответствующий год бюджете муниципального образования. Реализация гарантированного частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации права граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления не может быть поставлена в зависимость от наличия соответствующего финансирования.
Судебная коллегия также отмечает, что пунктом 6 статьи 57 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантия избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пунктом 7 статьи 65 закона Архангельской области от 8 ноября 2006 года № 268-13-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Архангельской области» предусмотрен последующий, а не предварительный контроль за использованием соответствующей избирательной комиссией денежных средств на подготовку и проведение соответствующих выборов. Так, председатели комиссий обязаны в установленные законом порядке и сроки представить в представительный орган местного самоуправления отчет о расходовании денежных средств, и несут персональную ответственность за соответствие установленным требованиям финансовых документов.
Учитывая дату проведения выборов, необходимость финансового обеспечения требуемых мероприятий избирательной кампании в целях реализации прав и законных интересов граждан, суд, правомерно руководствуясь статьей 188 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обратил принятое по данному административному делу решение к немедленному исполнению.
При таких обстоятельствах, учитывая, что доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Пинежского районного суда Архангельской области от 1 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Сосновское» – без удовлетворения.
Кассационные жалоба, представление могут быть поданы через суд первой инстанции, принявший решение, в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Третий кассационный суд общей юрисдикции, а затем – в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 16 августа 2021 года.
Председательствующий
Судьи