Дело № 2-66/2018 4 апреля 2018 года город Котлас
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Котласский городской суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Балакшиной Ю.В.
при секретаре Пахомовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования «Котлас» к Потаповой Галине Николаевне, Харионовской Елене Николаевне, Коломиновой Нине Степановне о признании договора аренды земельного участка прекратившим свое действие,
у с т а н о в и л :
Комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования «Котлас» (далее - Комитет) обратился в суд с иском к Потаповой Г.Н. о признании договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: ...., ...., площадью .... кв.м, кадастровый номер ...., прекратившим свое действие. В обоснование заявленных требований указано, что на основании Постановления Главы администрации г. Котласа от 3 февраля 1995 года № 99 между Комитетом и .... 13 февраля 1995 года был заключен договор аренды № 154 указанного земельного участка, сроком на 50 лет, который был зарегистрирован в Комитете по земельным ресурсам и землеустройству г. Котласа 17 февраля 1995 года под номером 117. .... умерла __.__.__. Ответчик Потапова Г.Н. является дочерью умершей ..... и, соответственно, наследником первой очереди. В течение установленного срока никто из наследников первой очереди не заявлял прав на вступление в договор аренды на стороне арендатора. Напротив, Комитет неоднократно указывал ответчику на необходимость вступления в договор аренды № 154 от 13 февраля 1995 года. На данное требование ответчик отвечала отказом, мотивируя тем, что спорный земельный участок вошел в состав земельного участка с кадастровым номером ...., принадлежащего ответчику на праве собственности, при уточнении его границ в 2014 году. Данное утверждение несостоятельно, поскольку границы земельного участка с кадастровым номером .... в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены. При этом, ежегодно в бюджет МО «Котлас» от имени ..... поступает арендная плата по договору аренды № 154 от 13 февраля 1995 года. Поскольку арендатор земельного участка умер, его наследники в договор не вступили, просит суд признать договор аренды земельного участка № 154 от 13 февраля 1995 года, заключенный между Комитетом и .... прекратившим свое действие с 23 января 2010 года в связи со смертью арендатора.
В ходе рассмотрения дела по ходатайству истца в качестве соответчиков привлечены Харионовская Е.Н., Коломинова Н.С.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Жгилева С.Ю. на требованиях настаивала по доводам искового заявления.
Ответчик Потапова Г.Н. и ее представитель Потапов В.Л. исковые требования не признали, указали, что площадь земельного участка, ранее предоставленного .... составляет 51 - 52 кв.м, а не 74 кв.м, как указано в договоре от 1995 года. Они неоднократно просили истца исправить данную ошибку, но истец отказывает им в этом. Потапова Г.Н. является правопреемником .... она после смерти матери вступила во владение спорным земельным участком, ежегодно оплачивает арендную плату в повышенном размере за 74 кв.м, а не за 51 - 52 кв.м. В качестве одного из доводов своих возражений представитель Потапов В.Л. также указал, что договор аренды от 1995 года следует считать незаключенным, поскольку невозможно определенно установить данные о земельном участке с кадастровым номером ..... При этом указал, что Потапова Г.Н. не вступает в договор аренды, поскольку истец препятствует ей в этом, т.к. отказывается указать правильную площадь земельного участка (51 - 52 кв.м), его точный адрес и правильно составленный кадастровый паспорт земельного участка, в связи с чем просит обязать истца устранить недостатки договора аренды № 154 от 13 февраля 1995 года, указав площадь участка 52 кв.м и его адрес: ...., ....-б. Кроме этого указал, что право пользования спорным земельным участком перешло к Потаповой Г.Н. в 2004 году, за 5 лет до смерти матери, одновременно с подписанием договора дарения жилого дома и земельного участка в силу положений п. 1 ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации и ст. 271 Гражданского кодекса Российской Федерации. В связи с чем просит исключить из наследственной массы земельный участок с кадастровым номером ..... Просит также применить срок исковой давности, ссылаясь на то, что истец знал о нарушении своего права с 23 января 2010 года.
Ответчик Харионовская Е.Н. в судебное заседание не явилась, извещена своевременно, надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, ранее в судебном заседании указала, что не претендует на спорный земельный участок, не возражает чтобы им пользовалась Потапова Г.Н.
Ответчик Коломинова Н.С. в судебное заседание не явилась, извещена своевременно, надлежащим образом. В представленном заявлении просит рассмотреть дело в ее отсутствие. Указала, что с иском согласна, отказывается от земельного участка в пользу Потаповой Г.Н.
Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), суд определил рассмотреть дело при данной явке.
Рассмотрев исковое заявление, выслушав объяснения представителя истца, ответчика Потаповой Г.Н. и ее представителя, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ч. 2 ст. 9).
Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ч. 3 ст. 36 Конституции Российской Федерации).
Таким федеральным законом, регламентирующим, в том числе, условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, является Земельный кодекс Российской Федерации.
В силу положений ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) (действовавшей до 1 марта 2015 года) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Согласно подп. 3 п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
В соответствии с п. 2 ст. 22 ЗК РФ земельные участки, за исключением указанных в п. 4 ст. 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
В силу положений п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключение договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что на основании договора № 154 от 13 февраля 1995 года .... был предоставлен в аренду земельный участок площадью 74 кв.м, расположенный по адресу: ...., ...., вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства.
Согласно п. 2.1. договора срок аренды установлен на 50 лет с момента его регистрации в Комитете по земельным ресурсам и землеустройству г. Котласа.
17 февраля 1995 года договор зарегистрирован в Комитете по земельным ресурсам и землеустройству г. Котласа под номером 117.
__.__.__ ..... умерла.
Пунктом 1 ст. 418 ГК РФ установлено, что обязательство прекращается смертью должника, если исполнение не может быть произведено без личного участия должника либо обязательство иным образом неразрывно связано с личностью должника.
Согласно Общим положениям об аренде (глава 34, параграф 1, п. 2 ст. 617 ГК РФ) в случае смерти гражданина, арендующего недвижимое имущество, его права и обязанности по договору аренды переходят к наследнику, если законом или договором не предусмотрено иное.
Арендодатель не вправе отказать такому наследнику во вступлении в договор на оставшийся срок его действия, за исключением случая, когда заключение договора было обусловлено личными качествами арендатора.
Земельный кодекс Российской Федерации также не содержит ограничений для перехода к наследникам прав и обязанностей по договору аренды земельного участка в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 617 ГК РФ.
В соответствии со ст. 1112 ГК РФ имущественные права и обязанности входят в состав наследства, в связи с чем смерть должника (объявление его умершим) влечет не прекращение обязательства, а перемену соответствующего лица в обязательстве, когда права и обязанности должника переходят к его наследникам или иным лицам, указанным в законе или договоре.
В силу положений с п.п. 1, 2, 4 ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Из материалов дела № 518 о праве наследования имущества .... следует, что наследниками по закону первой очереди после смерти .... являются ее дети: Потапова Г.Н., Харионовская Е.Н. и ...., которые приняли наследство после смерти матери в размере по 1/3 доле каждый.
__.__.__ ..... умер. Его наследником первой очереди является супруга Коломинова Н.С., которая приняла наследство после смерти мужа, что следует из наследственного дела № 344/2013.
Судом установлено, что Потапова Г.Н. является собственником земельного участка площадью 600 кв.м с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: ...., ....-.... Право собственности на данный земельный участок возникло у Потаповой Г.Н. на основании договора дарения от 9 ноября 2004 года и решения Котласского городского суда Архангельской области от 20 декабря 2012 года по делу № 2-3472/2012.
Потапова Г.Н. и ее представитель считают, что спорный земельный участок площадью 74 кв.м вошел в состав земельного участка, принадлежащего в настоящее время Потаповой Г.Н. на основании договора дарения.
Данное мнение является ошибочным, поскольку на основании Постановления администрации г. Котласа от февраля 1995 года № 99 .... был предоставлен в собственность земельный участок площадью .... кв.м, в аренду на 50 лет - 74 кв.м. Материалами дела подтверждается, что это два отдельных смежных земельных участка, имеющих разные кадастровые номера, соответственно, учтенные в ЕГРН как два объекта недвижимости.
Доводы представителя Потапова В.Л. о незаключенности договора аренды земельного участка № 154 от 13 февраля 1995 года в связи с тем, что невозможно определенно установить данные о земельном участке с кадастровым номером ...., суд признает несостоятельными по следующим основаниям.
Согласно имеющейся в материалах дела выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером ...., площадью .... кв.м, расположенный по адресу: .... ...., относится к ранее учтенным объектам недвижимости.
Такой же адрес участка и площадь указаны в договоре аренды от 13 февраля 1995 года, таким образом, предмет аренды конкретизирован в договоре и согласован сторонами. Отсутствие в ЕГРН координат поворотных точек границ участка не свидетельствует о незаключенности договора.
Материалами дела подтверждается фактическое исполнение сторонами договора аренды и отсутствие спора по объекту аренды на момент передачи земельного участка.
С учетом изложенного, указанный выше договор является заключенным и порождает соответствующие права и обязанности для сторон.
При таких обстоятельствах к ответчикам, в силу положений ст. 1112 ГК РФ, после смерти арендатора .....Е. в порядке наследования перешли не только вещи и иное имущество, но и имущественные права и обязанности, в том числе, вытекающее из договора аренды земельного участка № 154 от 13 февраля 1995 года.
Один из наследников Потапова Г.Н., приняв свою часть наследства после умершей матери, имея в собственности земельный участок с кадастровым номером ...., продолжила пользоваться спорным смежным земельным участком с кадастровым номером ...., ежегодно оплачивает арендные платежи по договору аренды № 154 от 13 февраля 1995 года, что следует из материалов дела и подтверждается сторонами.
На момент рассмотрения дела судом срок действия договора аренды не истек.
В этой связи, суд не находит оснований для признания договора аренды прекратившим свое действие в связи со смертью арендатора. Судом не установлено нарушений прав и законных интересов истца, подлежащих судебной защите заявленным в иске способом. В связи с чем в иске Комитету следует отказать.
Поскольку основания для удовлетворения иска отсутствуют, то суд не входит в обсуждение довода представителя ответчика Потаповой Г.Н. о пропуске срока исковой давности.
Оформленные в виде заявлений и ходатайств требования Потапова В.Л. об обязани истца устранить недостатки договора аренды, указав площадь участка 52 кв.м, его точный адрес, а также исключить из наследственной массы земельный участок с кадастровым номером ...., судом принимаются в качестве возражений по иску, поскольку Потапов В.Л. стороной по делу не является, ответчиками встречные требования в соответствии со ст. 131 -132, 137 ГПК РФ заявлены не были.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
в удовлетворении исковых требований Комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования «Котлас» к Потаповой Галине Николаевне, Харионовской Елене Николаевне, Коломиновой Нине Степановне о признании договора аренды земельного участка прекратившим свое действие отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Котласский городской суд Архангельской области.
Председательствующий Ю.В. Балакшина