Дело № 5-729/2021
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
город Волгоград 31 марта 2021 года
Судья Центрального районного суда г.Волгограда Олейников А.В.,
(400005, г.Волгоград, ул. 13-й Гвардейской, 12а)
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении:
общества с ограниченной ответственностью «Эксплуатационный участок-67» (ООО «Эксплуатационный участок-67»), юридический и фактический адрес: ..., дата государственной регистрации в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ, ИНН/ОГРН №...,
с участием главного специалиста – эксперта отдела надзора по коммунальной гигиене Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области Власовой М.П.
установил:
в Центральный районный суд г. Волгограда из Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области (Управление Роспотребнадзора по Волгоградской области) поступил административный материал в отношении ООО «Эксплуатационный участок-67» по признакам административного правонарушения, предусмотренного ст.6.4 КоАП РФ.
Как усматривается из протокола об административном правонарушении от 17 декабря 2020 года №1655, в рамках административного расследования от 30 ноября 2020 года №АР-09/01468 в отношении ООО «Эксплуатационный участок-67», 4 декабря 2020 года в 10 час. 30 мин. произведен осмотр мест общего имущества (технический подвал) жилого дома №8 по ул. 2-я Караванная Волгограда, и проведена экспертиза по определению химических веществ в воздухе жилых/нежилых помещений. На момент осмотра в техническом подвале жилого дома под подъездом №1 обнаружено затопление (по всей площади). В воздухе нежилых помещений (подъезд №1 перед входом в подвал) по адресу: Волгоград, ул. 2-я Караванная, д.8 обнаружено превышение предельно-допустимых концентраций аммиака, метантиола (ПДК, мг/куб.м. максимальная разовая), что не соответствует требованиям абз. 1 п. 2.1, абз. 1 п. 2.2 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», раздел 1 ГН 2.1.6.3492-17 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений», то есть совершено административное правонарушение, предусмотренное ст. 6.4 КоАП РФ.
Законный представитель либо защитник ООО «Эксплуатационный участок-67», в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не уведомили, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Главный специалист – эксперт отдела надзора по коммунальной гигиене Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области Власова М.П. в судебном заседании считала вину юридического лица в совершении административного правонарушения доказанной.
Выслушав должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, - Власову М.П., исследовав представленный материал, прихожу к следующему.
На основании ст.6.4 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом рассматриваемого правонарушения выступает здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
Объективную сторону деяния, предусмотренного ст.6.4 КоАП РФ, составляют противоправные действия или бездействие, нарушающие санитарно-эпидемиологические требования, которые предъявляются к эксплуатации объектов среды обитания человека, например таких, как жилые и общественные помещения, здания, сооружения и транспорт.
В силу ст. 42 Конституции РФ, ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.
Согласно ст.3 названного Федерального закона законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В силу п.п. 1, 3 ст.39 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Как устанавливалось п.п. 2.1, 2.2 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест» (действовали на момент выявления правонарушения) основой регулирования качества атмосферного воздуха населенных мест являются гигиенические нормативы - предельно допустимые концентрации (ПДК) атмосферных загрязнений химических и биологических веществ, соблюдение которых обеспечивает отсутствие прямого или косвенного влияния на здоровье населения и условия его проживания.
В жилой зоне и на других территориях проживания должны соблюдаться ПДК и 0,8 ПДК - в местах массового отдыха населения, на территориях размещения лечебно - профилактических учреждений длительного пребывания больных и центров реабилитации.
Исходя из действовавших на момент выявления правонарушения ГН 2.1.6.3492-17 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений» предельно допустимые концентрации аммиака определялись не более 0,2 мг/куб.м., метантиола 0,006 мг/куб.м.
Необходимо учитывать, что с 1 марта 2021 года СанПиН 2.1.6.1032-01 и ГН 2.1.6.3492-17утратили силу.
Вместе с тем, Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года №3 утверждены и введены в действие с 1 марта 2021 года санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», в силу п. 133 которых не допускается: хранение и использование в помещениях общего имущества многоквартирного дома опасных химических веществ, загрязняющих воздух; захламление, загрязнение и затопление подвалов и технических подполий, лестничных пролетов и клеток, чердачных помещений.
Кроме того, по смыслу действующих в настоящее время СанПиН 2.1.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 № 2) предельно допустимые концентрации аммиака установлены не более 0,2 мг/куб.м. (п. 27), метантиола 0,006 мг/куб.м. (п. 313).
Как установлено ст.161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу ст.26.2. КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Административным органом в подтверждение вины ООО «Эксплуатационный участок-67» в совершении вменяемого административного правонарушения представлены следующие доказательства:
- протокол об административном правонарушении от 17 декабря 2020 года №1655;
- протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 4 декабря 2020 года, согласно которому произведен осмотр общего имущества собственников помещений жилого дома №2 по ул. 2-я Караванная Волгограда. Установлено, что повал под подъездом №1 жилого дома затоплен полностью;
- протокол от 4 декабря 2020 года №АР-09/01468 о взятии проб и образцов;
- протокол испытаний и заключение ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Волгоградской области» от 7 декабря 2020 года №33947;
- экспертное заключение ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Волгоградской области» от 8 декабря 2020 года №9б, согласно которому имеется превышение предельно допустимых концентраций аммиака, метантиола в воздухе нежилых помещений по адресу: Волгоград, ул. 2-я Караванная, д. 8, подъезд №1, перед входом в подвал;
- копия приказа ООО «Эксплуатационный участок-67» от 11 декабря 2019 года №70-к о приеме на работу директора Сиятскова А.В.;
- копия решения учредителя ООО «Эксплуатационный участок-67» от 26 ноября 2019 года;
- договор управления многоквартирным домом №8 по ул. 2-я Караванная Красноармейского района Волгограда от 25 апреля 2019 года, по условиям которого ООО «Эксплуатационный участок-67» принято на себя обязательства по заданию Собственников в течение согласованного срока выполнять работы и оказывать услуги по управлению МКД, по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества МКД, предоставлять коммунальные услуги, осуществлять иную направленную на достижение целей управления МКД деятельность;
- копия Устава ООО «Эксплуатационный участок-67»;
- выписка из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Эксплуатационный участок-67».
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Анализируя приведенные доказательства, прихожу к выводу, что в ходе рассмотрения дела нашел свое подтверждение факт наличия в действиях ООО «Эксплуатационный участок-67» нарушений требований п. 133 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», п.п. 27, 313 СанПиН 2.1.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», поскольку ООО «Эксплуатационный участок-67» осуществляет управление жилым домом, а, следовательно, несет ответственность в силу требований Жилищного кодекса РФ за надлежащее содержание общего имущества собственников жилого дома.
На основании изложенного действия юридического лица образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ.
При назначении административного наказания в соответствии со ст.4.1. КоАП РФ учитываю характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность юридического лица, по делу не установлено.
Также принимая во внимание фактические обстоятельства по делу, а именно то обстоятельство, что допущенное нарушение ставит под угрозу здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, данное правонарушение не может быть признано малозначительным в соответствии со ст.2.9 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах считаю необходимым назначить юридическому лицу наказание, предусмотренное санкцией вменяемой статьи, в виде административного штрафа в минимальном размере, поскольку такой вид наказания в полной мере сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.23.1, 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
постановил:
общество с ограниченной ответственностью «Эксплуатационный участок-67» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.4 КоАП РФ, на основании которой назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десяти тысяч) рублей.
Штраф подлежит перечислению не позднее 60 дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки. Неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток (статья 20.25 КоАП РФ).
Копия документа, свидетельствующего об уплате штрафа, должна быть представлена в Центральный районный суд г.Волгограда.
Реквизиты получателя платежа: получатель - УФК по Волгоградской области (Управление Роспотребнадзора по Волгоградской области), ИНН 3444121098, р/с 03100643000000012900, Отделение Волгоград Банка России, КПП 344401001, БИК 041806101, корр. счет 40102810445370000021, КБК 141116201061010003140, ОКТМО 18701000, УИН 14104340005900060633.
Постановление может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г.Волгограда в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Судья А.В. Олейников