Решение по делу № 33-3705/2023 от 27.06.2023

Судья Закутина М.Г. Дело № 2-164/2023

УИД 35RS0019-01-2022-003449-91

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 19 июля 2023 года № 33-3705/2023

г. Вологда

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Образцова О.В.,

судей Вахониной А.М., Махиной Е.С.

при секретаре Рябининой А.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Сокольского муниципального округа Вологодской области на решение Сокольского районного суда Вологодской области от 15 мая 2023 года по иску Кокоревой О.А. к администрации Сокольского муниципального округа Вологодской области о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Образцова О.В., судебная коллегия

установила:

Кокорева О.А. обратилась в суд с иском к администрации Сокольского муниципального округа, в котором с учетом уточнения просила возложить на ответчика обязанность внести изменения в распоряжение администрации Сокольского муниципального района от 17 декабря 2021 года №... «О выплате премии за декабрь 2021 года», включив Кокореву О.А. в постановление, и назначить премию за выполнение особо важных и сложных заданий в размере 15 783 рублей, начислить Кокоревой О.А. премию (за выполнение особо важных и сложных заданий) за декабрь 2021 года в размере 15 783 рублей, взыскать с ответчика премию (за выполнение особо важных и сложных заданий) за декабрь 2021 года в размере 15 783 рублей, компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.

Исковые требования мотивированы тем, что 17 декабря 2021 года она уволилась по собственному желанию должности специалиста 1 категории управления делами администрации Сокольского муниципального района. При увольнении заработная плата – премия по итогам работы за 2021 год (премия за выполнение особо важных и сложных заданий) ей не была начислена и выплачена. Принятие решения о выплате премии по итогам работы за 2021 год (в дату увольнения или позднее даты увольнения) не лишает права работника на получение итоговой премии, поскольку указанное вознаграждение является одной из форм его заработной платы, составной частью оплаты его труда в силу статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации. Остальным работникам управления делами администрации премия по итогам за 2021 год была начислена и выплачена (кроме уволенных в конце года).

Решением Сокольского районного суда Вологодской области от 15 мая 2023 года исковое заявление Кокоревой О.А. к администрации Сокольского муниципального округа о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда удовлетворены частично.

С администрации Сокольского муниципального округа в пользу Кокоревой О.А. взысканы премия за выполнение особо важных и сложных заданий за декабрь 2021 года в размере 6217 рублей 55 копеек, компенсация морального вреда в размере 500 рублей, всего взыскано 6717 рублей 55 копеек.

В удовлетворении исковых требований в большем объеме отказано.

В апелляционной жалобе администрация Сокольского муниципального округа Вологодской области просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. Указывает, что премия за выполнение особо важных и сложных заданий не является обязательной частью денежного содержания, выплачивается в размере, устанавливаемом муниципальным правовым актом в пределах фонда оплаты труда. Суд не вправе переоценивать степень личного трудового участия Кокоревой О.А., что является прерогативой работодателя.

В возражениях на апелляционную жалобу Кокорева О.А. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе с возражениями на нее, полагает, что решение принято судом в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.

Разрешая спор, суд первой инстанции, установив, что у ответчика отсутствовали основания для невыплаты Кокоревой О.А. премии за выполнение особо важных и сложных заданий за декабрь 2021 года, исходил из выводов о правомерности удовлетворения иска о взыскании премии в размере 6217 рублей 55 копеек, при этом требования истца о возложении на ответчика обязанности внести изменения в распоряжение Администрации Сокольского муниципального района от 17 декабря 2021 года №... «О выплате премии за декабрь 2021 года», включив Кокореву О.А. в постановление, и назначить премию за выполнение особо важных и сложных заданий, посчитал излишне заявленными и не подлежащими удовлетворению, поскольку права истца будут восстановлены удовлетворением требований о взыскании премии в установленном судом размере.

Данные выводы суда, по мнению судебной коллегии, являются верными, основанными на собранных по делу и правильно оцененных доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам по делу, требованиям законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) включает в себя стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно части 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

В силу части 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Частью 2 статьи 3 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ) предусмотрено, что на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

Пунктом 3 части 1 статьи 11 Федерального закона от 02 марта 2007 года
№ 25-ФЗ определено, что муниципальный служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом).

Согласно положениям статьи 22 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ, оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Постановлением Администрации Сокольского муниципального района от 04 декабря 2017 года № 1330 (с учетом изменений, внесенных постановлением Администрации Сокольского муниципального района от 24 сентября 2019 года № 1017) утверждено Положение о премиях за выполнение особо важных и сложных заданий в Администрации Сокольского муниципального района и отраслевых (функциональных) органах Администрации Сокольского муниципального района (далее Положение).

Пунктом 1 Положения предусмотрено, что премия за выполнение особо важных и сложных заданий начисляется в целях повышения материальной заинтересованности муниципальных служащих в качестве выполняемых задач, добросовестного исполнения должностных обязанностей, предусмотренных в трудовых договорах и должностных инструкциях.

Премии за выполнение особо важных и сложных заданий выплачиваются муниципальных служащим в пределах фонда оплаты труда соответственно Администрации района и органов Администрации (пункт 2 Положения).

Премирование муниципальных служащих производится за фактически отработанное в расчетном периоде время. Премия выплачивается в размере не более пяти денежных содержаний муниципального служащего за период работы (месяц, квартал, полугодие, 9 месяцев, год) либо за выполнение конкретного особо важного и сложного задания (пункт 3 Положения).

Размер премии конкретному муниципальному служащему определяется в зависимости от результатов его деятельности и оценивается по следующим показателям:

- личный вклад в успешное выполнение задач, стоящих перед Администрацией района, органами Администрации;

- степень сложности и важности выполнения порученных заданий;

- оперативность, инициативность и профессионализм в решении вопросов, входящих в его компетенцию, при подготовке служебных документов, выполнении поручений руководителя Администрации района, руководителя органа Администрации в условиях, отличающихся от нормальных (сложность, срочность, особый режим работы);

- активное участие в проведении мероприятий федерального, регионального, районного значения, в том числе в связи с государственными праздниками, праздничными и памятными датами, знаменательными событиями, требующими увеличения объема или значительного изменения характера основной работы (переход к проектному стилю работы), повышение интенсивности и напряженности труда (пункт 4 Положения).

Решение о размере премии за расчетный период конкретному муниципальному служащему Администрации Сокольского муниципального района принимается руководителем Администрации Сокольского муниципального района соответствующим распоряжением (пункт 5 Положения).

Не подлежат премированию только муниципальные служащие за расчетный период в следующих случаях:

- при наложении дисциплинарного взыскания, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, предусмотренных трудовым договором и должностной инструкцией.

- за несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка соответственно Администрации района и органов Администрации (пункт 6 Положения).

В силу вышеприведенных правовых норм и локальных нормативных актов выплата муниципальным служащим Администрации Сокольского муниципального района премии за выполнение особо важных и сложных заданий входит в денежное содержание муниципального служащего и по своему характеру относится к поощрительным, стимулирующим выплатам, право на которую возникает при выполнении соответствующих условий, достижении определенных результатов в работе.

Как следует из материалов дела, с 07 ноября 2017 года на основании трудового договора Кокорева О.А. состояла в трудовых отношениях с администрацией Сокольского муниципального района в должности специалиста 1 категории управления делами (л.д.12).

По условиям пункту 4.1 трудового договора от 01 ноября 2017 года состав денежного содержания муниципального служащего включена, в том числе премия за выполнение особо важных и сложных заданий, выплачиваемая в соответствии с постановлением администрации Сокольского муниципального района (л.д.13).

В ответе Кокоревой О.А. от 20 января 2022 года администрация Сокольского муниципального района сообщила, что в соответствии с Положением об оплате труда в органах местного самоуправления Сокольского муниципального района от 31 января 2006 года №... денежное содержание муниципального служащего состоит из месячного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, к которым относится, в частности, премия за выполнение особо важных и сложных заданий (л.д.21).

Указанные в ответе сведения подтверждаются пунктами 2, 4 статьи 1 Положения об оплате труда в органах местного самоуправления Сокольского муниципального района, поэтому доводы апелляционной жалобы о том, что премия за выполнение особо важных и сложных заданий не является обязательной частью денежного содержания, отклоняются как несоответствующие материалам дела (л.д.39-40).

Согласно распоряжению администрации Сокольского муниципального района от 22 декабря 2020 года №..., Кокоревой О.А. была выплачена премия за выполнение особо важных и сложных заданий в размере 17 346 рублей (л.д.24).

17 декабря 2021 года Кокорева О.А. уволена по пункту 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации по инициативе работника (л.д.98).

Распоряжением Администрации Сокольского муниципального района от 17 декабря 2021 года №... «О выплате премии за декабрь 2021 года» в соответствии с Положением о премиях за выполнение особо важных и сложных заданий определено выплатить указанную премию муниципальным служащим Администрации Сокольского муниципального района, в список которых Кокорева О.А. не вошла (л.д.94), что в свою очередь свидетельствует о наличии в фонде оплаты труда соответствующих денежных средств.

Поскольку установление системы премирования является прерогативой работодателя, соответственно, уменьшение премии за конкретный период является следствием ненадлежащего выполнения работником своих трудовых обязанностей, нарушений и упущений в работе.

Из изложенного следует, что действия работодателя по уменьшению или лишению премии будут правомерны в том случае, если работник допустил нарушение, за которое нормами локальных нормативных актов предусмотрено право работодателя лишить его премии; установлена вина работника в допущенном нарушении, факт нарушения оформлен документально и при проведении процедуры лишения премии работодателем соблюдены нормы, установленные соответствующими локальными актами.

Ответчиком не оспаривается, что истец отработала с 01 декабря 2021 года по 17 декабря 2021 года, при этом в этот период не допускала нарушений трудовой дисциплины, наложенное 28 октября 2021 года дисциплинарное взыскание «замечание» было снято распоряжением Администрации Сокольского муниципального района от 18 ноября 2021 года №..., а равно иных нарушений, являющихся основанием к лишению или уменьшению премиальных выплат в соответствии с действующим Положением.

Решение о лишении истца премии не принималось, премия истцу не была выплачена в связи с тем, что на день выплаты премии сотрудником управления делами она не являлась, однако такое условие Положением не предусмотрено.

При таких обстоятельствах, проанализировав вышеприведенные норм законодательства и обстоятельства дела, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для невыплаты истцу премиальной выплаты за декабрь 2021 года, поскольку невыплата истцу спорной премии ставит последнюю в неравное положение с другими сотрудниками управления, которым была выплачена премия.

Утверждение подателя жалобы о том, что суд не вправе переоценивать степень личного трудового участия Кокоревой О.А., что является прерогативой работодателя, не является обстоятельством, влекущим отмену обжалуемого судебного постановления, поскольку суд признает соответствующее решение работодателя о не премировании работника или премировании его в более низких размерах неправомерным только в случае установления факта дискриминации соответствующего работника по какому-либо признаку, не связанному с его деловыми качествами, так как иное обозначало бы возможность вмешательства суда в финансово-хозяйственную деятельность соответствующей организации, что действующим законодательством запрещено.

Определяя размер премии, подлежащей взысканию в пользу истца, суд первой инстанции, приняв во внимание, должность специалиста 1 категории в Администрации Сокольского муниципального района по состоянию на момент выплаты премии имелась только в Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, размер премии, выплаченной специалисту 1 категории Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, составил 10 522 рублей, исходил из выводов о том, что с ответчика в пользу истца подлежит взысканию премия за выполнение особо важных и сложных заданий за декабрь 2021 года в размере 6217 рублей 55 копеек (10 522 рублей / 22 (количество рабочих дней в декабре 2021 года) * 13 (количество рабочих дней, отработанных истцом в декабре 2021 года).

Данные выводы суда, по мнению судебной коллегии, являются верными, основанными на собранных по делу и правильно оцененных доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам по делу, требованиям законодательства.

Разрешая спор в части взыскания с администрации Сокольского муниципального округа в пользу Кокоревой О.А. компенсации морального вреда в размере 500 рублей, суд первой инстанции, установив нарушение ответчиком норм трудового законодательства и законодательства о муниципальной службе в части обеспечения права на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, учитывая обстоятельства дела (размер невыплаченной ответчиком премии составляет незначительную часть заработной платы истца, спорная премия за декабрь 2021 года начислена муниципальным служащим второй раз, при этом первая часть премии за декабрь истцу выплачена в полном размере), объем и характер причиненных работнику нравственных страданий (истец испытывала нравственные страдания в связи с нарушением её права на справедливую оплату труда, вынуждена была обратиться в суд за защитой своих прав, доказательств наличия физических страданий (заболеваний, обращений за медицинской помощью) ввиду невыплаты премии суду не представила), степень вины работодателя, а также требования разумности и справедливости, исходил из необходимости удовлетворения иска в указанной части в размере 500 рублей.

С указанным выводом судебная коллегия соглашается, поскольку он соответствует фактическим обстоятельствам по делу, требованиям законодательства, оснований для переоценки выводов суда в указанной части по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы по существу повторяют позицию ответчика, изложенную при рассмотрении дела в суде первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами суда, направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не могут служить основанием для отмены принятого по делу судебного акта.

Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного постановления, не допущено.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

    решение Сокольского районного суда Вологодской области от 15 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Сокольского муниципального округа Вологодской области – без удовлетворения.

Председательствующий    О.В. Образцов

Судьи:    А.М. Вахонина

Е.С. Махина

    

    Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 24 июля 2023 года.

33-3705/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Кокорева Ольга Андреевна
Ответчики
Администрация Сокольского муниципального округа Вологодской области
Другие
Кокорев Андрей Владимирович
Суд
Вологодский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.vld.sudrf.ru
28.06.2023Передача дела судье
19.07.2023Судебное заседание
04.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.08.2023Передано в экспедицию
19.07.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее