Решение по делу № 2-1399/2022 от 31.01.2022

Дело № 2-1399/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 мая 2022 года      г. Симферополь

       Центральный районный суд г. Симферополя Республики Крым в составе:

Председательствующего судьи – Федоренко Э.Р.,

при секретаре – Лах М.М.,

с участием истца – ФИО1,

     прокурора – ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора г. Симферополя в интересах ФИО1 к Администрации г. Симферополя, Муниципальному казенному учреждению Департамент жилищной политики Администрации г. Симферополя о признании лицом, нуждающимся в улучшении жилищных условий, понуждении предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма,

У с т а н о в и л :

31.01.2022 года заместитель прокурора г. Симферополя в интересах ФИО1 обратился в суд с настоящим иском, мотивирует свои требования тем, что прокуратурой по заявлению ФИО1 была проведена проверка на предмет исполнения должностными лицами Администрации г. Симферополя требований жилищного законодательства, установлено, что решением Исполнительного комитета Симферопольского городского Совета от 24.06.2005 года № 993 ФИО1 был включен в отдельный льготный список инвалидов войны и семей погибших (умерших) военнослужащих на внеочередное предоставление жилья, составом семьи 4 человека. Основаниями для включения ФИО1 в указанный льготный список послужила нуждаемость семьи заявителя в жилом помещении (прописаны 9 человек, жилая площадь 40,6 кв.м), а также наличие документов, подтверждающих статус ветерана войны-инвалида войны. В свою очередь по состоянию на 09.11.2021 года ФИО1 состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в списках общей очереди под номером 6963, составом семьи 4 человека. Таким образом, ФИО1 в настоящее время не состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, во внеочередном порядке, однако решение органом местного самоуправления об исключении истца из льготной очереди, не принималось. В соответствии с положениями ч.1 ст. 35 Закона Республики Крым № 130-ЗРК/2015 от 06.07.2015 года «О регулировании некоторых вопросов в области жилищных отношений в Республике Крым», граждане, принятые на учет (в том числе на отдельный квартирный учет) в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по состоянию на 21 марта 2014 года в целях последующего предоставления им жилых помещений, сохраняют право состоять на учете с сохранением очередности до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или снятия с данного учета. Таким образом, должностными лицами Администрации г. Симферополя были нарушены жилищные права ФИО1 и до настоящего времени они не устранены. Учитывая изложенное, прокурор просит признать истца ФИО1 лицом, нуждающимся в улучшении жилищных условий во внеочередном порядке; обязать Администрацию г. Симферополя предоставить истцу вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, находящееся в границах муниципального образования городской округ Симферополь по договору социального найма.

Определением суда от 15.03.2022 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Муниципальное казенное учреждение Департамент жилищной политики Администрации г. Симферополя.

В судебном заседании истец и прокурор поддержали исковые требования в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Администрации г. Симферополя в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, причины неявки суду не представлены.

Представитель ответчика Муниципальное казенное учреждение Департамент жилищной политики Администрации г. Симферополя в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, предоставил в материалы дела письменные возражения, в которых указывает об отсутствии законных оснований для предоставления истцу ФИО5 жилого помещения без соблюдения очередности. Согласно ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; а также гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне. В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах» обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Поскольку ФИО1 встал на учет нуждающихся в жилых помещениях 24.06.2005 года, то есть после 01.01.2005 года, и основания, установленные жилищным законодательством для предоставления ему вне очереди жилого помещения отсутствуют, требования истца удовлетворению не подлежат.

Суд в соответствии со ст.167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о следующем.

Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).

Жилищные права и обязанности в соответствии со статьей 10 Жилищного кодекса Российской Федерации возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности; в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом; из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.

Судом установлено, что решением Исполнительного комитета Симферопольского городского Совета от 24.06.2005 года № 993 истец ФИО1 принят на квартирный учет, и включен в список офицеров запаса и в отставке, инвалидов войны и семей погибших военнослужащих, на внеочередное предоставление жилья, составом семьи 3 человека (л.д.51).

Основаниями для включения ФИО1 в указанный льготный список послужила нуждаемость семьи заявителя в жилом помещении (прописаны 9 человек, жилая площадь 40,6 кв.м).

Согласно справке Киевского РВК г. Симферополя Крымской области № 1/183 от 19.04.2005 года, ФИО1 проходил службу в Вооруженных Силах с 09.04.1985 по 05.05.1987 года, в Республике Афганистан с 16.08.1985 по 05.09.1987 года (л.д.70).

13.06.2005 года ФИО1 документирован удостоверением серии Є 064917, выданным Железнодорожным УТСЗН, согласно которому имеет право на льготы, установленные законодательством Украины для ветеранов войны – инвалидов войны (л.д.84 об.).

В соответствии со справкой МСЭ от 25.05.2005 года, ФИО1 является инвалидом третьей группы вследствие ранения, полученного при исполнении обязанностей военной службы при выполнении интернационального долга (л.д.14, 79).

Согласно справке серии МСЭ-2013 № 1846588 от 16.07.2013 года, истец ФИО1 является инвалидом третьей группы бессрочно, причина инвалидности – военная травма (л.д.67 об.).

Согласно лицевому счету № 054755 от 21.05.2022 года, истец ФИО1 зарегистрирован и проживает в квартире обей площадью 66,8 кв.м, жилой площадью 40,6 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>, собственником которой является ФИО6 – жена (в размере ? доли), в квартире также зарегистрированы ФИО7 – дочь, ФИО8 – дочь (л.д.104).

Согласно справке-уведомлению Отдела по вопросам квартирного учета и распределения жилья Симферопольского городского Совета АР Крым № 695 от 18.07.2012 года, ФИО1 включен в базу персональных данных «Квартирный учет», в общей очереди – 7670, внеочередной – 363 (л.д.105).

Из ответа МКУ Департамент жилищной политики от 15.06.2021 года № 2002 следует, что по состоянию на 15.06.2021 года ФИО1 состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в списках общей очереди под номером 6963, составом семьи 4 человека (л.д.6-8).

Статьей 55 ЖК РФ предусмотрено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.

Статьей 56 ЖК РФ предусмотрено, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случаях:

1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;

2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;

3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;

4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;

5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка (кроме садового земельного участка) для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей, а также иных категорий граждан, определенных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации;

6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке (часть 2).

В соответствии с положениями статьи 35 Закона Республики Крым от 06 июля 2015 года № 130 ЗРК/2015 «О регулировании некоторых вопросов в области жилищных отношений в Республике Крым» граждане, принятые на учет (в том числе на отдельный квартирный учет) в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по состоянию на 21 марта 2014 года в целях последующего предоставления им жилых помещений, сохраняют право состоять на учете с сохранением очередности до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или снятия с данного учета.

Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3, 4, 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые в соответствии с законодательством, действовавшим на территории Республики Крым до 21 марта 2014 года, давали им право быть принятыми на квартирный учет (в том числе, на отдельный квартирный учет) в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в целях последующего предоставления им жилых помещений.

Исходя из установленных выше обстоятельств, ФИО1 в настоящее время не состоит на учете граждан на внеочередное получение жилого помещения, при этом органом местного самоуправления не представлено доказательств о снятии ФИО1 в качестве нуждающегося в жилых помещениях во внеочередном порядке, наличия предусмотренных статьей 56 ЖК РФ оснований для снятия его с учета в материалы дела также не представлено.

Ранее действовавшими на территории Республики Крым Жилищным Кодексом УССР (ст. 34), Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении им жилых помещений в Украинской ССР, утвержденными постановлением Совета Министров УССР и Укрсовпрофа от 11 декабря 1984 года № 470, было предусмотрено, что нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям; проживающие в коммунальных или в неблагоустроенных применительно к условиям данного населенного пункта квартирах, в частности, инвалиды Великой Отечественной войны и приравненные к ним в установленном порядке лица, другие лица, принимавшие участие в боевых операциях по защите СССР (п. 13, 14).

Истец ФИО1 поставлен на квартирный учет на внеочередное жилье как инвалид войны по основанию нуждаемости семьи заявителя в жилом помещении.

Из материалов дела усматривается, что ФИО1 не утратил оснований, дающих ему право на получение жилого помещения. Истец по- прежнему зарегистрирован и проживает в квартире общей площадью 66,8 кв.м, жилой площадью 40,6 кв.м, в которой собственником в размере ? доли является его жена ФИО6 (л.д.62, 65, 88, 104). Из пояснений истца следует, что оставшаяся ? доля квартиры принадлежит брату его жены ФИО6

Учитывая, что истец ФИО1 с семьей в составе четырех человек был принят на квартирный учет согласно решению Исполнительного комитета Симферопольского городского Совета от 24.06.2005 года № 993, основания для снятия с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении ответчиками не приведены, соответствующее решение суду не предоставлено, суд находит установленным нарушение жилищных прав истца, которые подлежат судебной защите.

Вместе с тем, требования прокурора о признании ФИО1 лицом, нуждающимся в улучшении жилищных условий во внеочередном порядке, не могут быть удовлетворены, поскольку вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по основаниям, установленным жилищным законодательством, в частности ч.2 ст. 57 ЖК РФ, а именно гражданам, состоящим на учете, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, а также гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

В настоящем случае ФИО1 уже признан лицом, нуждающимся в жилом помещении во внеочередном порядке, и не утратил данного права, соответственно признание его лицом, нуждающимся в улучшении жилищных условий во внеочередном порядке, не требуется.

Также не могут быть удовлетворены требования прокурора о понуждении Администрации г. Симферополя предоставить истцу вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, находящееся в границах муниципального образования городской округ Симферополь по договору социального найма, поскольку такое право у истца возникнет после наступления условий, исходя из времени постановки на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях во внеочередном порядке.

Надлежащим способом защиты нарушенного права суд полагает необходимым определить понуждение ответчика восстановления истца ФИО1 в очереди в список нуждающихся в жилых помещениях во внеочередном порядке.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 191 – 197 ГПК Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования заместителя прокурора г. Симферополя – удовлетворить частично.

Восстановить ФИО1 в списке граждан, нуждающихся в жилищных помещениях, во внеочередном порядке.

В остальной части исковых требований – отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Центральный районный суд г. Симферополя в течение одного месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.

        Судья Федоренко Э.Р.

Решение суда в окончательной форме составлено 27.05.2022 года.

2-1399/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура г. Симферополя
Бондаренко Игорь Васильевич
Ответчики
Администрация г. Симферополя
Другие
МКУ Департамент жилищной политики Администрации г. Симферополь
Суд
Центральный районный суд г. Симферополь
Судья
Федоренко Эвелина Робертовна
Дело на сайте суда
centr-simph.krm.sudrf.ru
31.01.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.01.2022Передача материалов судье
03.02.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.02.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.02.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
15.03.2022Предварительное судебное заседание
15.03.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
11.04.2022Предварительное судебное заседание
27.05.2022Судебное заседание
27.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.07.2022Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
15.07.2022Изучение поступившего ходатайства/заявления
29.07.2022Судебное заседание
03.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
27.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее