Дело № 2а-156/2022
УИД 59RS0042-01-2021-001878-59
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Чернушка 24 января 2022 года
Чернушинский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи О.Ю.Янаевойё рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску прокурора Чернушинского района Пермского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
установил:
Прокурор Чернушинского района Пермского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В обосновании административных исковых требований указано, что прокуратурой Чернушинского района Пермского края проведена проверка соблюдения законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации, а также законодательства об охране и использовании водных биологических ресурсов. В ходе проверки выявлены факты размещения информации, содержащей сведения, способные нанести вред охране и использованию водных биологических ресурсов. При проведении мониторинга установлено, что на интернет-страницах сайтов по электронным адресам: <адрес>/; <адрес>/; <адрес>/; <адрес>, содержится информация о способах изготовления и последующего использования приспособлений (электроудочек) для добычи водных биологических ресурсов, прежде всего- рыбы, с помощью воздействия на них электрического тока. Посещение сайтов свободно для всех без исключения граждан, не содержится каких-либо ограничений либо предупреждений об ограничениях к их доступу по кругу лиц. Характер информации, размещенной на указанных страницах Интернет-сайтов, стимулирует пользователей к приобретению, изготовлению и использованию незаконных орудий массового истребления водных биологических ресурсов, способных нанести существенный вред водной флоре и фауне. Предоставление возможности доступа к информации, содержащей сведения о возможности приобретения и использования орудий массового истребления водных биологических ресурсов, способствует совершению преступлений и административных правонарушений, фактически является распространением запрещенной информации. Прокурор просит признать информацию, содержащуюся в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» по адресам: <адрес>/; <адрес>/; <адрес>/; <адрес>, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Административным истцом заявлено ходатайство о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства.
Заинтересованное лицо Управление Роскомнадзора по Пермскому краю возражений по исковым требованиям и против рассмотрения дела в порядке упрощенного (письменного) производства в суд не предоставил.
Исследовав и оценив материалы дела в их совокупности с доказательствами, проверив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
В соответствии с ч.ч. 1 и 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
На основании ч. 5 ст. 15 Закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Согласно ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).
В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии с п. 5.1.7. и п. 5.1.7(1) Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 г. № 228, создание, формирование и ведение единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено»; принятие мер по ограничению доступа к информационным ресурсам в информационно - телекоммуникационных сетях, в том числе в информационно телекоммуникационной сети «Интернет», в пределах компетенции, установленной Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» относятся к полномочиям Роскомнадзора в целях исполнения государственных полномочий по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.
Согласно ст.4 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, пропагандирующих культ насилия и жестокости. Пунктами 4, 5 ст. 26 Федерального закона от 20.12.2004 №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в целях обеспечения сохранения водных биоресурсов и ин рационального использования могут устанавливаться ограничения рыболовства в части видов разрешаемых орудий и способов добычи (вылова), конструкции орудий добычи (вылова) водных биоресурсов. Ограничения рыболовства устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
Согласно п.15.2 Правил рыболовства для Волжко-Каспийского рыбохозяйственного бассейна, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 18.11.2014 №453 при осуществлении рыболовства запрещается юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов с применением орудий и способов добычи (вылова), воздействующих на водные биоресурсы электрическим током.
Причинами запрета является то, что применение орудий и способов добычи (вылова), воздействующих на водные биоресурсы электрическим током влечет катастрофические последствия для ихтиофауны: причинение вреда множеству особей и их массовое истребление, вследствие чего данный способ их добычи запрещен законодательством Российской Федерации.
В силу ст.256 УК РФ незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов является уголовно наказуемым деянием.
В соответствии с п.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.11.2010 №26 «О некоторых вопросах применения судами законодательства об уголовной ответственности в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (ч.2 ст.253, ст.256, 258.1 УК РФ)» под незаконной добычей (выловом) водных биологических ресурсов (ст.256 УК РФ) судам следует понимать действия, направленные на их изъятие из среды обитания и (или) завладение ими в нарушение норм экологического законодательства (например, с использованием запрещенных орудий лова), при условии, что такие действия совершены лицом с применением электротока или других запрещенных орудий и способов массового истребления водных биологических ресурсов.
В ходе проведенной прокуратурой проверки установить юридическое (физическое) лицо, которому принадлежат интернет-сайты, не представилось возможным.
Основанием для включения в реестр указанных сведений (доменные имена, указатели страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевые адреса) является, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет» в Российской Федерации, запрещенной.
Вынесение соответствующего судебного акта в соответствии с вышеуказанным положением закона влечет возникновение у Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации обязанности по включению адресов соответствующих сайтов в Реестр.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц, и интересов Российской Федерации.
Как следует из фотографий страниц интернет-сайтов по адресам: <адрес>/; <адрес>/; <адрес>/; <адрес> размещена информация о способах изготовления и последующего использования приспособлений (электроудочек) для добычи водных биологических ресурсов с помощью воздействия на них электрического тока.
Принимая во внимание изложенное, учитывая, что информация, размещённая на интернет-сайтах <адрес>/; <адрес>/; <адрес>/; <адрес> противоречит целям и задачам действующего законодательства, за распространение которой предусмотрена уголовная и административная ответственность, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований и необходимости признания информации, размещенной на интернет-сайтах по адресам: <адрес>/; <адрес>/; <адрес>/; <адрес> запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Данное решение суда является основанием для включения указанных сайтов в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Руководствуясь статьями 175 – 180, 293, 294.1 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление прокурора Чернушинского района Пермского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети на интернет-сайтах по адресам: <адрес>/; <адрес>/; <адрес>/; <адрес>, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Решение является основанием для внесения электронных страниц в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение обратить к немедленному исполнению.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд Пермского края в течение пятнадцати дней со дня его получения лицами, участвующими в деле.
Суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Судья О.Ю.Янаева