КОПИЯ
УИД 62RS0001-01-2021-004527-30
№ 2-1377/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 октября 2023 года г.Рязань
Железнодорожный районный суд г.Рязани в составе судьи Буторина А.Е.,
при секретаре судебного заседания Воротниковой М.А.,
с участием представителя истца – Шараповой Е.А., действующей на основании доверенности,
представителя ответчика – адвоката Казиахметова Ш.И., действующего на основании ордера,
представителя третьего лица – Жихарева И.А., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску Администрации муниципального образования Алешинское сельское поселение – Рыбновского муниципального района <адрес> к <данные изъяты> Сергею Викторовичу о взыскании расходов, понесенных при подготовке и проведении выборов,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования - Алешинское сельское поселение Рыбновского муниципального района <адрес> обратилась в суд с иском к <данные изъяты> С.В. о взыскании расходов, понесенных при подготовке и проведении выборов, мотивируя свои требования тем, что Территориальная избирательная комиссия (ТИК) <адрес> решением № от ДД.ММ.ГГГГ утвердила схему избирательных округов по выборам депутатов Алешинского сельского поселения Рыбновского муниципального района <адрес>, установив шестимандатный избирательный округ № и четырехмандатный избирательный округ №. Решением Совета депутатов МО - Алешинское сельское поселение от ДД.ММ.ГГГГ № выборы депутатов Совета депутатов муниципального образования - Алешинское сельское поселение Рыбновского муниципального района <адрес> были назначены на ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № полномочия избирательной комиссии муниципального образования - Алешинское сельское поселение возложены на ТИК <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ кандидатом в депутаты Совета депутатов Алешинского сельского поселения по многомандатному избирательному округу № был зарегистрирован <данные изъяты> С.В., выдвинутый избирательным объединением Рязанское региональное отделение Политической партии ЛДПР (решение ТИК <адрес> №).
ДД.ММ.ГГГГ кандидатами в депутаты совета депутатов Алешинского сельского поселения Рыбновского муниципального района <адрес> по многомандатному избирательному округу № зарегистрированы <данные изъяты> Ю.П., <данные изъяты> С.А., <данные изъяты> В.В, <данные изъяты> С.В., <данные изъяты> А.П., <данные изъяты> В.Г., выдвинутые избирательным объединением Местное отделение Всероссийской партии «Единая Россия» по <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> С.В. представил в ТИК <адрес> заявление об отказе от дальнейшего участия в выборах депутатов, причина отказа - состояние здоровья. Решением ТИК <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № регистрация кандидата в депутаты совета депутатов Алешинского сельского поселения по многомандатному избирательному округу <данные изъяты> С.В. аннулирована, а также аннулировано удостоверение № зарегистрированного кандидата по многомандатному избирательному округу № <данные изъяты> С.В. Решением ТИК <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с необходимостью дополнительного выдвижения кандидатов в депутаты совета депутатов Алешинского сельского поселения, установлен срок выдвижения кандидатов в избирательном округе № дней со дня, следующего за днем официального опубликования.
ДД.ММ.ГГГГ состоялись выборы депутатов муниципального образования - Алешинское сельское поселение в избирательном округе №. Согласно решения № от ДД.ММ.ГГГГ ТИК <адрес> признала данные выборы состоявшимися и действительными.
Согласно отчету о поступлении и расходовании средств местного бюджета, на подготовку и проведение выборов депутатов муниципального образования - Алешинское сельское поселение Рыбновского муниципального района <адрес> в избирательном округе № израсходовано средств в размере 449 841 рублей.
Действия <данные изъяты> С.В., который без вынуждающих к тому обстоятельств снял свою кандидатуру с выборов в депутаты Совета депутатов Алешинского сельского поселения по многомандатному избирательному округу №, повлекли проведение отложного голосования, и, соответственно, расходы из бюджета сельского поселения в указанном размере.
В связи с этим истец просил суд взыскать с <данные изъяты> С.В. в пользу бюджета муниципального образования - Алешинское сельское поселение расходы, понесенные на подготовку и проведение выборов депутатов муниципального образования - Алешинское сельское поселение Рыбновского муниципального района <адрес> в избирательном округе №, в размере 449 841 рублей.
Решением Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены. С <данные изъяты> С.В. в пользу бюджета муниципального образования - Алешинское сельское поселение Рыбновского муниципального района <адрес> взысканы расходы на подготовку и проведение выборов депутатов муниципального образования - Алешинское сельское поселение Рыбновского муниципального района <адрес> в избирательном округе № в размере 449 841 рублей. С <данные изъяты> С.В. взыскана государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования городской округ - <адрес> -7 698,41 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение суда оставлено без изменения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ решение Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ отменены дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В судебном заседании представитель истца - Шарапова Е.А., действующая по доверенности, исковые требования поддержала по указанным в иске основаниям.
Ответчик, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в суд не явился, направил своего представителя.
Представитель ответчика адвокат Казиахмедов Ш.И. исковые требования не признал в полном объеме, полагая, что решение <данные изъяты> С.В. об отказе в дальнейшем участии в выборах было обусловлено плохим состоянием его здоровья. Кроме того указанное решение им было принято в связи с ухудшением состояния здоровья его матери, инвалида, <данные изъяты> Т.В. При подаче заявления ответчик предлагал председателю комиссии представить медицинские документы, подтверждающие болезнь, однако председатель заявила, что в этом нет необходимости. Также в письменных возражениях стороны ответчика указано, что иск надлежало предъявить не администрации Алешинского сельского поселения, а избирательной комиссии <адрес> в защиту прав и законных интересов участковой избирательной комиссии Алешинского сельского поселения, так как избирательная комиссия <адрес> является по отношению к остальным избирательным комиссиям вышестоящей, имеет статус юридического лица, руководит деятельностью нижестоящих комиссий. В дополнительных письменных пояснениях стороной ответчика было указано, что из выписки по лицевому счету № в графе «кредит» указан № счета 47№, который принадлежит АНО «<адрес> центр культуры им. А.С. Пушкина». В связи с чем возникает вопрос о том, каким образом осуществлялось финансирование избирательной кампании по избирательному округу № Алешинского сельского поселения.
На основании изложенного представитель ответчика просил в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица – Территориальной избирательной комиссии <адрес> – Жихарев И.А. полагал исковые требования подлежащими удовлетворению.
Третье лицо Избирательная комиссия <адрес>, извещенное надлежащим образом, в суд представителя не направило.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Из материалов дела следует, что решением Территориальной избирательной комиссии (ТИК) <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена схема избирательных округов по выборам депутатов Алешинского сельского поселения Рыбновского муниципального района <адрес>.
Исходя из приложения, в Алешинском сельском поселении утвержден шестимандатный избирательный округ №, а также четырехмандатный избирательный округ №.
Решением Территориальной избирательной комиссии (ТИК) <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, <данные изъяты> Сергей Викторович зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов Алешинского сельского поселения Рыбновского муниципального района <адрес> по многомандатному избирательному округу № от избирательного объединения Рязанское региональное отделение Политической партии ЛДПР.
Решением Совета депутатов муниципального образования Алешинское сельское поселение от ДД.ММ.ГГГГ выборы депутатов Совета депутатов муниципального образования – Алешинское сельское поселение Рыбновского муниципального района <адрес> были назначены на ДД.ММ.ГГГГ
Из решения ТИК <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что в многомандатном избирательном округе № было также зарегистрировано шесть кандидатов в депутаты Совета депутатов Алешинского сельского поселения Рыбновского муниципального района <адрес> от избирательного объединения Местное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия» по <адрес>.
Таким образом, для участия в выборах депутатов Совета депутатов Алешинского сельского поселения Рыбновского муниципального района <адрес> по многомандатному избирательному округу № было зарегистрировано семь кандидатов.
ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> С.В. в ТИК <адрес> было подано заявление об отказе от дальнейшего участия в выборах с указанием причины – по состоянию здоровья.
Решением ТИК <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № со ссылкой на ч. 2 ст. 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и на ч. 13 ст. 35 Закона Рязанской области от 05.08.2011 г. № 63-ОЗ «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в <адрес>» была аннулирована регистрация кандидата в депутаты <данные изъяты> С.В.
Помимо этого, решением от ДД.ММ.ГГГГ № голосование в избирательном округе № по выборам депутатов муниципального образования - Алешинское сельское поселение Рыбновского муниципального района <адрес> отложено на ДД.ММ.ГГГГ Данное решение обосновано тем, что в избирательном округе № из семи зарегистрированных кандидатов один кандидат снял свою кандидатуру и в избирательном округе число зарегистрированных кандидатов оказалось равным установленному числу депутатских мандатов.
В связи с необходимостью дополнительного выдвижения кандидатов в депутаты муниципального образования решением ТИК <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № установлены новые сроки выдвижения кандидатов в депутаты и сроки приема документов для регистрации кандидатов в депутаты.
ДД.ММ.ГГГГ состоялись выборы депутатов муниципального образования - Алешинское сельское поселение в избирательном округе №. Согласно решения № от ДД.ММ.ГГГГ ТИК <адрес> признала данные выборы состоявшимися и действительными.
Истец указывает, что на подготовку и проведение выборов депутатов муниципального образования - Алешинское сельское поселение Рыбновского муниципального района <адрес> в избирательном округе № в связи с дополнительным выдвижением кандидатов израсходовано средств в размере 449 841 рубль.
Истец полагает, что поскольку <данные изъяты> С.В. без вынуждающих к тому обстоятельств снял свою кандидатуру с выборов в депутаты Совета депутатов Алешинского сельского поселения по многомандатному избирательному округу №, вследствие чего возникла необходимость проведения отложного голосования, и, соответственно, несение расходов из бюджета сельского поселения в указанном размере, то данные расходы подлежат возмещению ответчиком.
Истцом ответчику направлялось требование от ДД.ММ.ГГГГ о добровольной уплате указанных расходов муниципального образования в сумме 449 841 рублей, оставленное ответчиком без удовлетворения.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд.
Разрешая требования истца, суд исходит из следующих нормативных положений.
Часть 1 ст. 1 Конституции РФ провозглашает, что Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Согласно ч. 3 ст. 3 Конституции РФ высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы
Одним из базовых политических прав, закрепленных в Конституции РФ, является право граждан РФ избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме
В соответствии с ч. 2 ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Таким образом, выборы в органы местного самоуправления являются одной из основных демократических процедур в стране.
Федеральным законом от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определено, что участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.
При этом, данный принцип относится в равной степени как к реализации активного, так и пассивного избирательного права.
Вместе с тем, избирательное законодательство предусматривает возможность возложения на кандидата или избирательное объединение при совершении определенных действий, повлекших отложение голосования, обязанность возместить расходы, понесенные при подготовке и проведении такого голосования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата (списка кандидатов) аннулируется решением избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов), на основании заявления кандидата о снятии своей кандидатуры, решения избирательного объединения об отзыве кандидата (списка кандидатов), представленных в данную избирательную комиссию в соответствии с пунктами 30, 31 или 32 статьи 38 настоящего Федерального закона, а также в связи со смертью кандидата.
В силу пункта 30 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан» кандидат, выдвинутый в составе списка кандидатов, не позднее чем за 15 дней до дня голосования, а при наличии вынуждающих к тому обстоятельств не позднее чем за один день до дня (первого дня) голосования (в том числе повторного голосования), кандидат, выдвинутый непосредственно, не позднее чем за пять дней до дня (первого дня) голосования, а при наличии вынуждающих к тому обстоятельств не позднее чем за один день до дня (первого дня) голосования (в том числе повторного голосования) вправе представить в соответствующую избирательную комиссию письменное заявление о снятии своей кандидатуры. Указанное заявление отзыву не подлежит. Если кандидат, выдвинутый в составе списка кандидатов, представит указанное заявление до заверения списка кандидатов, избирательная комиссия исключает этого кандидата из списка кандидатов до такого заверения. Если кандидат, подавший заявление о снятии своей кандидатуры, выдвинут в составе списка кандидатов, избирательная комиссия, заверившая или зарегистрировавшая список кандидатов, исключает кандидата из списка кандидатов. Если кандидат, выдвинутый непосредственно и подавший заявление о снятии своей кандидатуры, был зарегистрирован, зарегистрировавшая кандидата избирательная комиссия принимает решение об аннулировании его регистрации.
При этом, в соответствии с пунктом 36 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан» под обстоятельствами, вынуждающими зарегистрированного кандидата снять свою кандидатуру, а избирательное объединение отозвать выдвинутого им зарегистрированного кандидата, понимаются ограничение зарегистрированного кандидата судом в дееспособности, тяжелая болезнь, стойкое расстройство здоровья зарегистрированного кандидата, его близких родственников. К указанным обстоятельствам законом может быть отнесено избрание (назначение) зарегистрированного кандидата на государственную или муниципальную должность (соответственно уровню выборов), предусмотренную Конституцией Российской Федерации, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования. Под обстоятельствами, вынуждающими избирательное объединение отозвать список кандидатов, понимается выбытие по вынуждающим к тому обстоятельствам (в том числе в связи со смертью) кандидатов, занимавших первые три места в списке кандидатов, или более чем 25 процентов кандидатов из списка кандидатов на выборах в федеральные органы государственной власти, или более чем 50 процентов кандидатов из списка кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
Согласно положениям части 13 статьи 35 Закона Рязанской области от 5 августа 2011 г. № 63-ОЗ «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Рязанской области», кандидат, выдвинутый в составе списка кандидатов по единому избирательному округу, не позднее чем за 15 дней до дня голосования, а при наличии вынуждающих к тому обстоятельств - не позднее чем за один день до дня (первого дня) голосования, кандидат, выдвинутый по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, не позднее чем за пять дней до дня (первого дня) голосования, а при наличии вынуждающих к тому обстоятельств - не позднее чем за один день до дня (первого дня) голосования вправе представить в избирательную комиссию, зарегистрировавшую данного кандидата либо список кандидатов, в составе которого он был зарегистрирован, письменное заявление о снятии своей кандидатуры. Указанное заявление отзыву не подлежит. Если кандидат, подавший заявление о снятии своей кандидатуры,выдвинут в составе списка кандидатов по единому избирательному округу, избирательная комиссия муниципального образования исключает кандидата из этого списка, при этом если кандидат представит указанное заявление до заверения данного списка кандидатов, избирательная комиссия муниципального образования исключает такого кандидата из списка до такого заверения. Если кандидат, выдвинутый по одномандатному (многомандатному) избирательному округу и подавший заявление о снятии своей кандидатуры, был зарегистрирован, зарегистрировавшая данного кандидата окружная избирательная комиссия принимает решение об аннулировании его регистрации.
Таким образом, с учетом изложенных норм, избирательная комиссия может принять решение об аннулировании регистрации кандидата, выдвинутого в составе списка кандидатов, в случае обращения кандидата с письменным заявлением о снятии кандидатуры не позднее чем за 15 дней до дня голосования, а при обязательном наличии вынуждающего обстоятельства, препятствующего дальнейшей реализации кандидатом пассивного избирательного права, позднее чем за 15 дней до дня голосования и не позднее чем за один день до дня (первого дня) голосования; кандидата, выдвинутого по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, не позднее чем за пять дней до дня (первого дня) голосования, а при обязательном наличии вынуждающего обстоятельства, позднее чем за пять дней и не позднее чем за один день до дня (первого дня) голосования.
Из материалов дела следует и не оспаривалось сторонами, что непосредственно при подаче заявления ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> С.В. какие-либо документы, подтверждающие, что отказ от участия в выборах был вызван тяжелой болезнью, стойким расстройством здоровья зарегистрированного кандидата, его близких родственников, представлены не были.
В суде ответчик и его представитель давали пояснения, что при принятии заявления ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> С.В. предлагал председателю избирательной комиссии представить медицинские документы, подтверждающие наличие заболевания, но председатель заявила, что в этом нет необходимости и если она возникнет, то <данные изъяты> С.В. об этом сообщат.
В ходе рассмотрения дела ответчиком были представлены справки ГБУ РО «ГКБ №», датированные ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, из которых следует, что <данные изъяты> С.В. обращался в лечебное учреждение в связи с заболеванием - <данные изъяты>. Согласно сообщению главного врача ГБУ РО «ГКБ №» от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> С.В. была оказана помощь по поводу <данные изъяты>, госпитализация в стационар не требовалась, помощь оказана амбулаторно, даны рекомендации по лечению. Данная патология не вызывает стойкого расстройства здоровья.
Из показаний свидетеля <данные изъяты> данных ей в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, следует, что она в 2020 г. была председателем ТИК <адрес>. При подаче заявления от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> С.В. никакие медицинские документы не представлялись. На вопрос <данные изъяты>. о представлении таких документов в будущем <данные изъяты> С.В. пояснил ей, что он только что написал такое же заявление в <адрес>, где участвовал в выборах, и никакие дополнительные документы от него затребованы не были. <данные изъяты> поясняла ему, что возможно, его снятие с выборов в <адрес> не повлечет отмену выборов, как это произойдет в данном избирательном округе. Отказать в принятии заявления, обязать <данные изъяты> С.В. представить медицинские документы либо заставить участвовать в выборах никто не мог.
Оснований не доверять показаниям данного свидетеля у суда не имеется, его показания носят последовательный, непротиворечивый характер, согласуются с материалами дела. Свидетель был предупрежден судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.
Из показаний свидетеля <данные изъяты> допрошенного в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, следует, что он работает лор-врачом к ГБУ РО «ГКБ №», справки, датированные ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, действительно выдавались им в связи с обращением <данные изъяты> С.В. в медицинское учреждение. Факт обращения и обстоятельства обращения пациента <данные изъяты> С.В. не помнит за давностью. Судя по записям в справках от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> С.В. в госпитализации не нуждался. Причины <данные изъяты> можно было установить лишь по результатам комплексного обследования, которое пациент должен был пройти самостоятельно.
Оснований не доверять показаниям данного свидетеля у суда также не имеется, его показания носят последовательный, непротиворечивый характер, согласуются с материалами дела. Свидетель был предупрежден судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.
Из пояснений ответчика и его представителя, данных в ходе рассмотрения дела, следует, что для дальнейшего обследования либо лечения <данные изъяты> С.В. в медицинские учреждения не обращался.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела ответчик утверждал, что отказ от выборов был вызван необходимостью ухода за матерью - <данные изъяты> Т.В., в подтверждение чего представил справку МСЭ № от ДД.ММ.ГГГГ об установлении <данные изъяты> Т.В. <данные изъяты>, индивидуальную программу реабилитации <данные изъяты> Т.В. от ДД.ММ.ГГГГ, выписку из истории болезни от ДД.ММ.ГГГГ, также в ходе рассмотрения дела судом обозревалась медицинская карта, отдельные документы из которой приобщены к материалам дела.
Из указанных документов следует, что с 1995 г. <данные изъяты> Т.В. наблюдается по поводу <данные изъяты>, с 2002 г. установлена <данные изъяты>., с 2008 г. беспокоят <данные изъяты>. В 2020 г. с 13.02. по 26.02. проходила стационарное лечение. ДД.ММ.ГГГГ обращалась к терапевту по поводу повышения АД. Иных обращений за медицинской помощью в 2020 г. не зафиксировано.
Таким образом, <данные изъяты> С.В. подал в ТИК <адрес> письменное заявление о снятии своей кандидатуры за восемь дней до дня голосования, то есть мог его подать как при обязательном наличии вынуждающего обстоятельства, препятствующего дальнейшей реализации кандидатом пассивного избирательного права, так и в его отсутствие.
В заявлении отказ от дальнейшего участия в выборах мотивирован состоянием здоровья. Между тем, по смыслу закона вынуждающим обстоятельством, препятствующим дальнейшей реализации кандидатом пассивного избирательного права, являются, в частности, тяжелая болезнь, стойкое расстройство здоровья зарегистрированного кандидата, его близких родственников, что и должно было быть отражено в заявлении.
Исследовав и проанализировав материалы дела в их совокупности, оценив их по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что стороной ответчика, вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ, не представлено в материалы дела каких-либо относимых, допустимых и бесспорных доказательств того, что дальнейшая реализация кандидатом <данные изъяты> С.В. пассивного избирательного права, стала невозможна вследствие его тяжелой болезни, стойкого расстройства его здоровья либо его близких родственников (в частности, матери).
Возникшее у ответчика ДД.ММ.ГГГГ рецидивирующее носовое кровотечение не является тяжелым заболеванием и не повлекло стойкое расстройство здоровья, что следует из ответа ГБУ РО «ГКБ №», показаний свидетеля <данные изъяты> а также из того обстоятельства, что данное состояние не потребовало ни стационарного, ни длительного амбулаторного лечения, ни какого-либо дополнительного обследования.Состояние здоровья матери <данные изъяты> на дату подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ, исходя из медицинских документов, не свидетельствует о возникновении вынуждающих обстоятельств, препятствующих дальнейшей реализации кандидатом пассивного избирательного права. Все те обстоятельства, на которые ссылается ответчик (<данные изъяты>) существовали на дату регистрации <данные изъяты> С.В. в качестве кандидата, не знать о них он не мог, однако на его решение участвовать в выборах они не повлияли, тогда как для его решения о прекращении участия в выборах по каким-то причинам, по его словам, послужили вынуждающими обстоятельствами.
Таким образом, ТИК <адрес>, получив заявление <данные изъяты> С.В. об отказе от дальнейшего участия в выборах по состоянию здоровья за восемь дней до дня голосования не мог не принять решение об аннулировании его регистрации в качестве кандидата, независимо от наличия или отсутствия вынуждающего обстоятельства, препятствующего дальнейшей реализации кандидатом пассивного избирательного права. Само по себе указание в заявление на состояние здоровья, как причину отказа от дальнейшего участия в выборах, не могло быть расценено ТИК <адрес> как вынуждающее обстоятельство, поскольку в законе соответствующие обстоятельства перечислены и <данные изъяты> С.В. надлежало указать в заявлении одно из таких оснований (тяжелая болезнь, стойкое расстройство здоровья самого <данные изъяты> С.В. либо его матери <данные изъяты> Т.В.).
В отсутствие указания в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ на обстоятельство, являющееся по закону вынуждающим кандидата отказаться от дальнейшего участия в выборах, ТИК <адрес> было принято решение № об аннулировании регистрации кандидата в депутаты <данные изъяты> С.В. без указания, что основанием послужил отказ кандидата в связи с вынуждающим обстоятельствами.
Фактически, основанием для принятия указанного решения послужило свободное волеизъявление кандидата <данные изъяты> С.В., который отказался от дальнейшего участия в выборах по состоянию здоровья, но не в связи с вынуждающими к тому обстоятельствами, как трактует их избирательное законодательство.
Согласно п. 33 ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» если ко дню голосования в одномандатном (многомандатном) избирательном округе число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа депутатских мандатов или равным ему либо если в едином избирательном округе будет зарегистрирован только один кандидат, список кандидатов или не будет ни одного зарегистрированного кандидата, списка кандидатов, голосование в таком избирательном округе по решению соответствующей избирательной комиссии откладывается на срок не более трех месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов, списков кандидатов и осуществления последующих избирательных действий, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 35 настоящей статьи.
Аналогичные положения содержатся в ч. 16 ст. 35 Закона Рязанской области от 05.08.2011 г. № 63-ОЗ.
Из материалов дела следует, что после аннулирования регистрации кандидата <данные изъяты> С.В. в многомандатном избирательном округе № число зарегистрированных кандидатов (шесть) стало равным числу депутатских мандатов.
В связи с данным обстоятельством ТИК <адрес> ДД.ММ.ГГГГ были вынесены решение № об отложении голосования в избирательном округе № и решение № об установлении сроков выдвижения и регистрации кандидатов, что также подтвердила свидетель <данные изъяты>
В силу п. 34 ст. 38 ФЗ от 12.06. 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в случае необходимости дополнительного выдвижения кандидатов, списка кандидатов в связи с тем, что зарегистрированный кандидат без вынуждающих к тому обстоятельств снял свою кандидатуру или избирательное объединение без вынуждающих к тому обстоятельств отозвало зарегистрированного кандидата, зарегистрированный список кандидатов, либо в связи с тем, что регистрация кандидата, списка кандидата была отменена судом или аннулирована избирательной комиссией на основании пункта 3 или 4 статьи 76 настоящего Федерального закона (за исключением аннулирования регистрации из-за выбытия кандидата из списка кандидатов по вынуждающим к тому обстоятельствам), все расходы, понесенные избирательной комиссией, организующей выборы, при подготовке и проведении выборов возмещаются за счет такого кандидата, избирательного объединения.
Аналогичные положения предусмотрены в ч. 21 ст. 35 Закона Рязанской области от 05.08.2011 г. № 63-ОЗ «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Рязанской области».
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что регистрация кандидата <данные изъяты> С.В. была аннулирована ТИК <адрес> по письменному заявлению <данные изъяты> С.В., который отказался от участия в выборах без вынуждающих к тому обстоятельств. После аннулирования регистрации кандидата <данные изъяты> С.В. количество зарегистрированных кандидатов в многомандатном избирательном округе № оказалось равным количеству депутатских мандатов, то есть возникла необходимость в отложении голосования в избирательном округе для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий. Вследствие этого ТИК <адрес> были приняты соответствующие решения.
Соответственно, расходы, понесенные избирательной комиссией, организующей выборы, при подготовке и проведении выборов подлежат возмещению за счет кандидата <данные изъяты> С.В.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 ФЗ от 12.06.2002 г. № 67 –ФЗ «Об основных гарантиях и избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня в Российской Федерации, эксплуатацией и развитием средств автоматизации и обучением организаторов выборов и избирателей производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета). Финансирование указанных расходов осуществляется в соответствии с утвержденной бюджетной росписью о распределении расходов соответствующего бюджета, но не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.
Законом Рязанской области от 05.08.2011 г. № 63-ОЗ «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Рязанской области», предусмотрено, что выборы депутатов представительного органа муниципального образования проводятся в соответствии с Конституцией РФ, ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», другими федеральными законами, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Рязанской области, а также уставы соответствующих муниципальных образований.
Выборы депутатов представительного органа муниципального образования назначаются представительным органом соответствующего муниципального образования. ( ст. 7 Закона Рязанской области № 63-ОЗ).
В соответствии со ст.ст. 14,15 Закона Рязанской области № 63-ОЗ, подготовку и проведение выборов депутатов представительного органа муниципального образования осуществляют избирательные комиссии муниципальных образований (территориальные избирательные комиссии).
Избирательная комиссия муниципального образования назначает выборы депутатов представительного органа муниципального образования в случаях, установленных настоящим Законом; определяет схему одномандатных (многомандатных) избирательных округов (и ее графическое описание) и представляет ее на утверждение представительному органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Законом; обеспечивает на территории муниципального образования реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов депутатов представительного органа муниципального образования, изданием необходимой печатной продукции; утверждает формы документов, необходимых для проведения выборов депутатов представительного органа муниципального образования, - избирательных бюллетеней, списков избирателей, протоколов избирательных комиссий, иных документов, предусмотренных настоящим Законом, порядок их хранения; осуществляет на территории муниципального образования меры по обеспечению при проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования соблюдения единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями для проведения предвыборной агитации; осуществляет контроль за поступлением и расходованием средств избирательных фондов избирательных объединений; осуществляет на территории муниципального образования меры по обеспечению при проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования соблюдения единого порядка установления итогов голосования, определения результатов выборов; осуществляет на территории муниципального образования меры по обеспечению при проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования соблюдения единого порядка опубликования итогов голосования и результатов выборов; осуществляет на территории муниципального образования меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов депутатов представительного органа муниципального образования, распределяет выделенные из бюджета муниципального образования и (или) областного бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов депутатов представительного органа муниципального образования, контролирует целевое использование указанных средств; оказывает правовую, методическую и организационно-техническую помощь нижестоящим избирательным комиссиям; заверяет муниципальные списки кандидатов, выдвинутые избирательным объединением по единому избирательному округу, одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам; регистрирует муниципальные списки кандидатов, выдвинутых по единому избирательному округу, доверенных лиц и уполномоченных представителей по финансовым вопросам избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, выдает им удостоверения установленного образца; утверждает текст избирательного бюллетеня для голосования по единому избирательному округу; обеспечивает изготовление и доставку избирательных бюллетеней нижестоящим избирательным комиссиям; контролирует обеспечение участковых избирательных комиссий помещениями, транспортом, связью и рассматривает иные вопросы материально-технического обеспечения выборов; заслушивает сообщения представителей органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов; составляет списки избирателей, передает их участковым избирательным комиссиям; организует деятельность избирательных комиссий по единообразному использованию отдельных технических средств, входящих в ГАС «Выборы», в том числе технических средств подсчета голосов; назначает повторные выборы и организует их проведение; назначает дополнительные выборы при досрочном прекращении полномочий депутатов представительного органа муниципального образования и организует их проведение; определяет результаты выборов по единому избирательному округу, общие результаты выборов и публикует их в средствах массовой информации; распределяет депутатские мандаты между списками кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями по единому избирательному округу и допущенными к распределению депутатских мандатов; регистрирует избранных кандидатов по единому избирательному округу, выдает им удостоверения об избрании; обеспечивает передачу в архив документации, связанной с проведением выборов; рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) участковых избирательных комиссий, а избирательная комиссия муниципального района - также жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий поселения и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения; назначает выборы депутатов представительного органа вновь образованного муниципального образования; осуществляет иные полномочия в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», настоящим Законом, уставом муниципального образования.
Согласно ст. 53 Закона Рязанской области от 05.08.2011 г. № 62-ОЗ «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Рязанской области», расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов депутатов представительного органа муниципального образования, эксплуатацией и развитием средств автоматизации и обучением организаторов выборов и избирателей, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из бюджета муниципального образования (при проведении выборов во вновь образованном муниципальном образовании – из областного бюджета). Финансирование указанных расходов осуществляется в соответствии с утвержденной бюджетной росписью о распределении расходов соответствующего бюджета, но не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования ( публикации) решения о назначении выборов.
Главным распорядителем средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования на проведение выборов депутатов представительного органа муниципального образования, является избирательная комиссия муниципального образования. Избирательная комиссия муниципального образования распределяет денежные средства между нижестоящими избирательными комиссиями. Главным распорядителем средств, предусмотренных в областном бюджете на проведение выборов депутатов представительного органа вновь образованного муниципального образования является Избирательная комиссия Рязанской области, распределяющая финансовые средства между нижестоящими избирательными комиссиями
Председатели избирательных комиссий распоряжаются средствами, выделенными из соответствующего бюджета на подготовку и проведение выборов депутатов представительного органа муниципального образования и несут ответственность за соответствие финансовых документов решениям избирательных комиссий по финансовым вопросам и за представление финансовых отчетов о расходовании указанных средств в порядке и сроки, установленные настоящим Законом.
Расходование средств, выделенных на подготовку и проведение выборов депутатов представительного органа муниципального образования, производится соответствующими избирательными комиссиями самостоятельно на цели, определенные настоящим Законом.
За счет средств, выделенных на подготовку и проведение выборов депутатов представительного органа муниципального образования, финансируются следующие расходы:
1) на дополнительную оплату труда (вознаграждение) членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, работников аппаратов избирательных комиссий, на выплату в случаях и порядке, предусмотренных статьей 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», компенсаций членам избирательных комиссий с правом решающего голоса, освобожденным от основной работы на период подготовки и проведения выборов, а также на выплаты гражданам, работающим в избирательных комиссиях по гражданско-правовым договорам, и специалистам, направляемым для работы в составе контрольно-ревизионной службы при избирательной комиссии;
2) на изготовление печатной продукции;
3) на приобретение, доставку и установку оборудования (в том числе технологического), других материальных ценностей, необходимых для подготовки и проведения выборов, обеспечения деятельности избирательных комиссий;
4) на транспортные расходы;
5) на доставку, хранение избирательной документации, подготовку ее к передаче в архив или на уничтожение;
6) на использование и эксплуатацию средств автоматизации, повышение правовой культуры избирателей и обучение организаторов выборов;
7) на другие цели, связанные с проведением выборов и обеспечением деятельности избирательных комиссий.
Члену избирательной комиссии с правом решающего голоса может производиться дополнительная оплата труда (вознаграждение) за работу в избирательной комиссии в период подготовки и проведения выборов. За членом избирательной комиссии с правом решающего голоса, освобожденным на основании представления комиссии от основной работы на указанный период, сохраняется основное место работы (должность), ему выплачивается компенсация за период, в течение которого он был освобожден от основной работы. Размеры и порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) устанавливаются организующей соответствующие выборы избирательной комиссией за счет и в пределах бюджетных средств, выделенных на подготовку и проведение выборов.
Денежные средства перечисляются на счета, открываемые избирательным комиссиям в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, а в случае их отсутствия на территории, на которую распространяются полномочия комиссии, - в филиалах публичного акционерного общества «Сбербанк России». Порядок открытия, ведения и закрытия счетов, учета, отчетности и перечисления денежных средств, выделенных избирательной комиссии муниципального образования, окружным и участковым избирательным комиссиям на подготовку и проведение выборов, эксплуатацию и развитие средств автоматизации, обучение организаторов выборов и избирателей и обеспечение деятельности избирательных комиссий, устанавливается Избирательной комиссией Рязанской области по согласованию с Отделением по Рязанской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному Федеральному округу. ( ст. 53 Закона Рязанской области от 05.08.2011 г. № 63-ОЗ «О выборах депутатов представительного органа муниципального образовании в Рязанской области».
Из материалов дела следует, что сумма расходов, понесенных на подготовку и проведение выборов депутатов составила 449 841 рубль.
В обоснование несения расходов в указанном размере истцом представлен отчет о поступлении и расходовании средств местного бюджета на подготовку и проведение выборов от 28.12.2020 г., где отражено, что выделено 449 841 руб., израсходовано 449 841 руб.
Выделения истцу для проведения выборов денежных средств в вышеуказанной сумме и факт расходования этих средств подтвержден также свидетелем <данные изъяты> – <данные изъяты> Алешинского сельского поселения, чьи показания в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ имеются в материалах дела. Не доверять данным показаниям у суда не имеется оснований, стороной ответчика они не опровергнуты. Свидетель поясняла, что в Алешинском сельском поселении в декабре 2020 года состоялись выборы депутатов, в связи с чем затрачены бюджетные денежные средства Алешинского сельского поселения в размере 449 481 руб. Свидетель также пояснила, что в отчете (приложение №) допущена техническая ошибка в наименовании отчета указаны «средства областного бюджета», между тем затрачены средства местного бюджета Алешинского сельского поселения. Ошибка возникла вследствие того, что данный отчет исполнен на бланке федеральных, областных бюджетных средств, и местных. В графе 170 и 180 также содержится техническая ошибка – вместо областного бюджета должен быть указан местный бюджет. В отчете указаны денежные средства - затраты территориальной комиссии, затраты участковых комиссий, дополнительная оплата членов комиссий, расходы на изготовление бюллетеней, договоров. Два договора по участковым комиссиям - это сборка-разборка кабинок и договор аренды транспортного средства. Расходы территориальной комиссии составляет оплата, дополнительная оплата, кроме того, заключаются договор с бухгалтером, договор по делопроизводству, договор аренды транспортного средства. В участковой избирательной комиссии заключались договоры по сборке и разборке кабин, договор на изготовление бюллетеней.
Данные обстоятельства подтверждаются также платежным поручением № от 04.12. 2020 г. об оплате расходов на проведение выборов согласно решения ТИК <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 449 841 рубль.
В подтверждение факта несения соответствующих расходов в материалы дела также представлены: платежное поручение № от ДД.ММ.ГГГГ об оплате изготовления избирательной печатной продукции от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 4 543 руб., выписка операция по лицевому счету за ДД.ММ.ГГГГ, (общая сумма 445 298 руб.), назначение платежей – оплата труда, дополнительная оплата труда членам участковой и территориальной избирательных комиссий. Выписка по счету подтверждается платежными поручениями: № от ДД.ММ.ГГГГ- 9882 руб. и 14 196 руб., № от 11.12.2020г. – 43 956 руб., № от 11.12.2020г. – 88836 руб., № от 11.12.2020г. – 92924 руб., № от 11.12.2020г. – 195 504 руб.
Для подтверждения оплаты труда работников участковой избирательной комиссии и территориальной избирательной комиссии истцом представлены расчетные ведомости за ноябрь и декабрь 2020 г., а также договор № от ДД.ММ.ГГГГ г., № от ДД.ММ.ГГГГ. на оказание услуг, связанных с подготовкой и проведением выборов Совета депутатов муниципального образования – Алешинское сельское поселение между ТИК <адрес> и <данные изъяты>.; договор на выполнение работ, связанных с подготовкой и проведением выборов в органы местного самоуправления.
Также представлены договоры аренды транспортного средства с экипажем от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.
Довод представителя ответчика о том, что факт финансирования избирательной кампании из местного бюджета опровергается выпиской по лицевому счету №, где в графе «кредит» указан № счета №, который принадлежит АНО «<адрес> центр культуры им. А.С. Пушкина», суд отклоняет как безосновательный.
Так, согласно действовавшему на дату проведения выборов Плану бухгалтерского учета для кредитных организаций, утв. Положением ЦБ РФ от 27.02.2017 г., пассивные счета «№» подлежат открытию для учета средств, выделенных из местных бюджетов. В свою очередь счет с номером первого и второго порядка «№ никаким образом не мог быть открыт юридическому или физическому лицу, поскольку является внутрибалансовым счетом кредитной организации для учета расчетов по отдельным активным и пассивным операциям и корректировкам по ним.
Таким образом, лицевой счет № действительно имел назначение для учета средств, выделенных из местных бюджетов, а графа «кредит» в выписке операций по нему в совокупности с графой «назначение платежа» свидетельствует о перечислении денег на внутрибалансовый счет кредитной организации для распределения в последующем платежей по реестрам в соответствии с договором № от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, суд считает доказанным факт несения расходов на проведение выборов (отложенного голосования) из бюджета муниципального образования Алешинское сельское поселение в размере 449 841 рублей. Вышеуказанные расходы обоснованы и подтверждены документально. Отложение голосования, связанное с необходимостью повторного выдвижения кандидатов, вызвано действиями ответчика, снявшего свою кандидатуру с выборов без вынуждающих обстоятельств, поэтому расходы на подготовку и проведение выборов подлежат взысканию с ответчика в доход бюджета муниципального образования – Алешинское сельское поселение Рыбновского муниципального района <адрес>.
Доводы стороны ответчика о том, что муниципальное образование – Алешинское сельское поселение Рыбновского муниципального района <адрес> является ненадлежащим истцом, а с иском в защиту их прав и интересов должна была обратиться избирательная комиссия <адрес>, суд отклоняет, как не основанные на законе. Финансирование соответствующих расходов осуществлено за счет бюджета муниципального образования, которое обладает гражданской процессуальной право- и дееспособностью.
В силу ст. 103 ГПК РФ, поскольку истец был освобожден при подаче иска от соответствующих расходов, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина за судебное разрешение спора в доход местного бюджета муниципального образования городской округ - <адрес> - 7 698 рублей 41 копейка.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Администрации муниципального образования Алешинское сельское поселение – Рыбновского муниципального района <адрес> (ИНН 6213012065) к <данные изъяты> Сергею Викторовичу (паспорт №) о взыскании расходов, понесенных при подготовке и проведении выборов - удовлетворить.
Взыскать с <данные изъяты> Сергея Викторовича в пользу бюджета муниципального образования – Алешинское сельское поселение Рыбновского муниципального района <адрес> расходы на подготовку и проведение выборов депутатов муниципального образования – Алешинское сельское поселение Рыбновского муниципального района <адрес> в избирательном округе № в размере 449 841 (Четыреста сорок девять тысяч восемьсот сорок один) рубль.
Взыскать с <данные изъяты> Сергея Викторовича государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования городской округ - <адрес> в сумме 7 698 (Семь тысяч шестьсот девяносто восемь) рублей 41 копейка
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда через Железнодорожный районный суд г. Рязани в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, то есть с 03 ноября 2023 года.
Судья - подпись –
Копия верна. Судья А.Е. Буторин