Решение по делу № 2-3704/2015 от 29.07.2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 августа 2015 года город Сызрань

Сызранский городской суд Самарской области в составе

председательствующего судьи Ерёминой И.Н.

при секретаре Товарновой Д.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3704/15 по иску ФИО3 г.о. Сызрань к Отделу судебных приставов №1 г.Сызрани и Сызранского района Самарской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

У с та н о в и л:

Администрация г.о. Сызрань обратилась в суд с иском к ответчику об освобождении от взыскания исполнительского сбора, ссылаясь на то, что <дата> судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с Администрации городского округа Сызрань исполнительского сбора в размере 50000 рублей в рамках исполнительного производства № *** Считает, что вина Администрации городского округа Сызрань, в нарушении немедленного исполнения решения суда, в течение суток, установленных судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения с момента получения Постановления, не усматривается. Обеспечение детей-сирот и лиц, приравненных к ним, жилыми помещениями в соответствии с действующим законодательством относится к государственным полномочиям. В соответствии с Законом Самарской области от <дата> № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год. Денежные средства, выделенные в 2014 году освоены полностью. На выполнение вышеуказанных государственных полномочий субвенции в 2015 году в бюджет городского округа Сызрань не поступали.

Администрацией городского округа Сызрань в целях исполнения требований исполнительного документа были предприняты все необходимые меры к добровольному исполнению исполнительного документа. Администрация городского округа Сызрань не уклонялась от исполнения, а объективно не могла в установленный судебным приставом срок исполнить требование исполнительного документа о предоставлении благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилого помещения, не ниже установленных социальных норм с учетом проведения всех необходимых действий. Кроме того, Администрация сразу же уведомила об этом судебного пристава-исполнителя и обратилась с ходатайством об отложении исполнительных действий.

В соответствии с Постановлением Администрации городского округа Сызрань от <дата> № *** «Об определении уполномоченных органов Администрации городского округа Сызрань по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории городского округа Сызрань», уполномоченными органами по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются КЖКХ Администрации городского округа Сызрань и Управление по вопросам семьи, материнства и детства Администрации городского округа Сызрань. Процедура проведения торгов определена Федеральным законом № 44-ФЗ и составляет длительное время, что делает невозможным исполнение решения суда в срок, установленный судебным приставом-исполнителем. КЖКХ Администрации городского округа Сызрань, была подана заявка на проведение торгов на покупку 6 жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа. Конкурсная документация размещена на официальном сайте муниципального образования городского округа Сызрань. Дата проведения электронных аукционов <дата> года. Однако, <дата> электронные аукционы были признаны несостоявшимися, так как по окончании срока подачи заявок до 10 часов 00 минут <дата> не подана ни одна заявка на участие в аукционах. Комитетом ЖКХ Администрации г.о.Сызрань повторно сформированы пакеты документов для размещения на электронной площадке заявок на покупку 6 жилых помещений для детей-сирот и лиц, приравненных к ним. Дата проведения электронных аукционов <дата> года. Однако и эти аукционы были признаны несостоявшимися по причине отсутствия заявок. В настоящее время Комитетом ЖКХ Администрации г.о.Сызрань по итогам проведения электронного аукциона заключены с ООО «Гарантия» Муниципальные контракты № *** от <дата> на приобретение жилых помещений специализированного жилищного фонда посредством участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома (многоквартирных жилых домов) в части включения в него жилых помещений для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лиц из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Самарской области на территории городского округа Сызрань. Срок исполнения обязательства по передаче жилых помещений в муниципальную собственность до <дата> года.

ФИО3 г.о.Сызрань полагает, что в настоящее время имеет место существенное препятствие, не позволяющее исполнить решение суда в полном объеме в связи с отсутствием специализированного жилищного фонда, который формируется за счет средств вышестоящих бюджетов.

Поскольку порядок выделения денежных средств из областного бюджета установлен в нормативно-правовых актах, то он не может быть нарушен волеизъявлением органа местного самоуправления. ФИО3 городского округа Сызрань были направлены письма в Министерство строительства Самарской области от <дата> № *** и Губернатору Самарской области от <дата> № ***, в Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области от <дата> № *** о предоставлении из областного бюджета денежных средств, необходимых для исполнения решения суда. В связи с тем, что ФИО3 городского округа Сызрань осуществляет государственные полномочия Самарской области в пределах, выделенных для этого финансовых средств за счет бюджета Самарской области и не может повлиять на сроки выделения указанных средств, считает, что ФИО3 городского округа Сызрань предприняла все возможные меры для исполнения обязательства, но при всей необходимой степени заботливости и осмотрительности не может исполнить судебное решение в добровольном порядке в силу особенности характера обязательства, ввиду чего просит освободить от уплаты исполнительского сбора.

В судебном заседании представитель Администрации г.о. Сызрань по доверенности в лице ФИО5 заявленные требования поддержала и привела доводы, изложенные выше.

Представитель Отдела судебных приставов №1 г.Сызрани и Сызранского района Самарской области в лице ФИО6 в судебное заседание не явилась, о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом, в письменном заявлении просит рассмотреть дело в ее отсутствие, представила письменный отзыв, согласно которого в удовлетворении требований просила отказать по следующим основаниям. <дата> на основании решения Сызранского городского суда от <дата> по гражданскому делу № 2-1874/14, судебным приставом-исполнителем МО СП г.Сызрани возбуждено исполнительное производство об обязании Администрации г.о. Сызрань предоставить ФИО2 благоустроенное жилое помещение. Постановление о возбуждении исполнительного производства направлено в адрес должника, неоднократно в адрес должника направлялись требования об исполнении решения суда, однако каких-либо документов, подтверждающих исполнение должником решения суда, судебному приставу-исполнителю представлено не было. Согласно материалов исполнительного производства Администрация г.о. Сызрань обращалась в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда, определением Сызранского городского суда от <дата> Администрации г.о.Сызрань предоставлена отсрочка по исполнению решения - до <дата> года, однако в указанный срок решение суда не исполнено. В соответствии с нормами ст. 112 ФЗ-229 «Об исполнительном производстве» <дата> судебным приставом-исполнителем ФИО6 было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству, возбужденному <дата> года. В рамках исполнительного производства на основании протокола судебного пристава-исполнителя от <дата> заместителем начальника отдела <дата> было вынесено постановление о привлечении Администрации г.о.Сызрань к административной ответственности в соответствии с ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ. На данное постановление ФИО3 г.о.Сызрань в Арбитражный суд Самарской области направила жалобу о признании постановления об административном правонарушении незаконным. Решением Сызранского городского суда от <дата> постановление о привлечении Администрации г.о.Сызрань к административной ответственности оставлено без изменения, а жалоба Администрации г.о.Сызрань без удовлетворения. На момент вынесения постановления о взыскании исполнительного сбора решение суда о приостановлении исполнительного производства в адрес Отдела судебных приставов №1 г.Сызрани и Сызранского района не поступало. В соответствии с п. 3 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств. С момента возбуждения исполнительного производства до настоящего времени решение суда не исполнено. В случае освобождения Администрации г.о.Сызрань от исполнительского сбора у судебного пристава-исполнителя будут отсутствовать меры для принудительного исполнения решения суда в части привлечения должника к административной, а также уголовной ответственности за неисполнение решения суда. Одним из оснований, приведенном в своем заявлении Администрация г.о.Сызрань приводит, что между КЖКХ Администрации г.о.Сызрань и ООО «Гарантия» заключены муниципальные контракты на приобретение жилых помещений специализированного жилого фонда посредством участия в долевом строительстве на 6 квартир, срок окончания работ по передаче помещений - до 01.09.2015 года. На исполнении в Отделе судебных приставов №1 г.Сызрани и Сызранского района имеются 135 исполнительных производств данной категории, следовательно, заключение контрактов на постройку 6 квартир недостаточно. До настоящего времени судебному приставу-исполнителю неизвестно, кому именно будут распределены указанные квартиры <дата> года. В связи с этим, какие-либо основания для освобождения Администрации г.о. Сызрань от взыскания исполнительского сбора отсутствуют.

Привлеченная судом в качестве третьего лица ФИО2 в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом. ФИО1 Управления по вопросам семьи, материнства и детства Администрации г.о.Сызрань в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.

Представитель КЖКХ Администрации г.о.Сызрань в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просит рассмотреть дело без их участия, рассмотрение спора оставляет на усмотрение суда.

Представитель привлеченного в качестве третьего лица Министерства строительства Самарской области в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом.

Привлеченный судом в качестве третьего лица представитель Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области по доверенности ФИО7 просит рассмотреть дело в ее отсутствие, представила письменный отзыв, согласно которого исковые требования поддерживает, сообщает, что совершение отдельных действий по исполнению вынесенного судебного решения по делу № *** о предоставлении жилья ФИО2 зависят от Администрации г.о. Сызрань, поскольку финансирование реализации Закона Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области, принятого во исполнение статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», осуществляется за счёт средств федерального и областного бюджетов в пределах средств, предусмотренных на данные цели в федеральном законе о федеральном бюджете на конкретные год и плановый период, а также в законе Самарской области об областном бюджете на конкретные год и плановый период; наличием резкого увеличения числа получателей жилья из числа детей-сирот с января 2013 года (в связи с изменением подходов федерального законодательства о правах данных лиц на жилье и продлением сроков заявления их требований на жильё) и сложностями формирования бюджета в последние несколько лет в. связи с превышением расходной части бюджета над доходной его частью; особенностями сроков и механизма формирования бюджета на очередной год и плановый период (предусмотрены Законом Самарской области «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Самарской области») и невозможностью внесения в бюджет оперативных изменений, заранее не предусмотренных принятым бюджетом; необходимостью проведения конкурсных процедур отбора исполнителя работ при строительстве жилья для детей-сирот и длительностью этих процедур, вытекающих из норм федерального законодательства (предусмотрены Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»). Полагает, что при таких обстоятельствах Администрация г.о. Сызрань, которая включила ФИО2 в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на предоставление жилого помещения в специализированном жилищном фонде, не имела возможности предоставления жилого помещения ФИО2 в сроки, установленные для добровольного исполнения решения суда.

Суд, заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

    В соответствии с п. 1 ст. 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от <дата> № 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

В силу ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве» (с изменениями от <дата> года) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительского документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

    Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем в размере 7% от подлежащей взысканию суммы ( в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере 50 000 рублей) по истечению срока, указанного выше, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

    В соответствии с п.6-7 ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

    При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

    Из названной нормы закона следует, что исполнительский сбор представляет собой имущественную санкцию, применяемую к должнику за отказ от добровольного исполнения. Исполнительский сбор является расходами, которые взыскиваются с должника за сам факт возбуждения исполнительного производства в случае неисполнения им требований исполнительного документа добровольно.

С учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от <дата> № 13-П, освобождение должника от уплаты исполнительского сбора зависит от доказанности существования чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности по исполнению исполнительного документа.

Судом установлено, что решением Сызранского городского суда от <дата> года, вступившим в законную силу <дата> года, исковые требования прокурора г.Сызрань в интересах ФИО2 к Администрации г.о. Сызрань о предоставлении жилого помещения вне очереди по договору найма специализированного жилого помещения, удовлетворены, на ФИО3 городского округа Сызрань возложена обязанность предоставить ФИО2, <дата> года рождения, благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилого помещения, не ниже установленных социальных норм.

На основании исполнительного листа № № *** от <дата> судебным приставом - исполнителем ФИО6 <дата> было возбуждено исполнительное производство № № ***, должнику предоставлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, в течение 5-ти дней с момента получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства.

Судом также установлено, что в установленный судебным приставом-исполнителем срок Администрация г.о. Сызрань не исполнила решение Сызранского городского суда от <дата> года. В связи с этим, в адрес должника неоднократно направлялись требования об исполнении решения суда, однако каких-либо документов, подтверждающих исполнение должником решения суда либо неисполнения в срок исполнительного документа вследствие непреодолимой силы, судебному приставу-исполнителю представлено не было.

<дата> Администрация г.о.Сызрань обратилась в Сызранский городской суд с заявлением об отсрочке исполнения указанного выше решения суда. Определением Сызранского городского суда от <дата> исполнение решения суда было отсрочено в срок до <дата> года. Однако, по истечении указанного срока и до настоящего времени требования исполнительного документа должником не исполнены, Администрация г.о. Сызрань не предоставила ФИО2 благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилого помещения, площадью не ниже установленных социальных норм.

Поскольку в установленный срок решение суда Администрацией г.о. Сызрань исполнено не было, <дата> судебным приставом-исполнителем ФИО6 было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с Администрации г.о. Сызрань в размере 50000 рублей.

Принимая во внимание выше названные нормы закона и правовую позицию Конституционного Суда РФ, должник может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора в случае, если докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, не зависящих от воли, заботы и контроля должника.

Между тем надлежащих и убедительных доказательств, того, что неисполнение исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, было вызвано непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, заявителем суду не представлено.

Доводы Администрация г.о.Сызрань о том, что она осуществляет свои полномочия в пределах выделенных для этого финансовых средств за счет бюджета Самарской области, соответственно не имела возможности своевременно исполнить решение суда, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку данные обстоятельства не относятся к чрезвычайным, объективно непредотвратимым обстоятельствам и другим непредвиденным, непреодолимым препятствиям, находящимся вне контроля должника.

Суд признает несостоятельными доводы Администрации г.о. Сызрань о том, что финансирование из бюджета области не было достаточным, поскольку данные обстоятельства не освобождают заявителя от ответственности за неисполнение судебного акта, и не могут рассматриваться как объективно непредотвратимое обстоятельство.

При таких обстоятельствах, заявленные требования Администрации г.о. Сызрань об освобождении от взыскания исполнительского сбора не подлежат удовлетворению, поскольку в установленный законом срок должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что его исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, не представлено доказательств, подтверждающих отсутствие вины заявителя в неисполнении решения суда, а имеющиеся документы не свидетельствуют о принятии Администрацией г.о.Сызрань в установленный срок мер для надлежащего исполнения обязательства.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 198-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Администрации городского округа Сызрань к Отделу судебных приставов №1 г.Сызрани и Сызранского района Самарской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству № № *** от <дата> года, возбужденному судебным приставом-исполнителем ФИО6 - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательном виде.

Судья: Ерёмина И.Н.

Мотивированное решение изготовлено 14 августа 2015 года.

Судья: Ерёмина И.Н.

2-3704/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Администрация городского окурга Сызрань
Ответчики
Межрайонное подразделение судебных приставов
Другие
Министерство строительства Самарской области
Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области
УВСМиД Администрации г.о.Сызрань
КЖКХ Администрации г.о.Сызрань
Суд
Сызранский городской суд Самарской области
Дело на странице суда
syzransky.sam.sudrf.ru
29.07.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.07.2015Передача материалов судье
31.07.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.07.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.08.2015Подготовка дела (собеседование)
13.08.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.08.2015Судебное заседание
14.08.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.08.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.08.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее