Судья Барбуца О.В. дело № 2-157/2020 г.
(33-3399/2020г.)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,
судей Пунегова П.Ф. и Щелканова М.В.
при секретаре Буткиной А.В.
рассмотрела в судебном заседании 23 июля 2020 года в г.Сыктывкаре Республики Коми гражданское дело по апелляционной жалобе администрации муниципального района «Усть-Куломский» на решение Усть-Куломского районного суда Республики Коми от 18 мая 2020 года, по которому
исковые требования прокурора Усть-Куломского района удовлетворены;
на администрацию муниципального района «Усть-Куломский» возложена обязанность создать специализированную службу по вопросам похоронного дела в целях осуществления ею обязанностей и функций, предусмотренных Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», на территории <Адрес обезличен>.
Заслушав доклад судьи Тепляковой Е.Л., выслушав мнение прокурора Чершкуте Я.В., полагавшей необходимым передать дело с апелляционной жалобой на рассмотрение в судебную коллегию по административным делам Верховного суда Республики Коми, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Усть-Куломского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском администрации муниципального района «Усть-Куломский» о возложении на ответчика обязанности создать на территории <Адрес обезличен> специализированную службу по вопросам похоронного дела.
Суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация муниципального района «Усть-Куломский» не согласна с решением суда и просит его отменить в связи с нарушением норм материального права.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу старший помощник прокурора Усть-Куломского района просит оставить решение суда без изменения, отклонив доводы жалобы.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для перехода к рассмотрению дела в порядке административного судопроизводства с учетом следующего.
Заявленные прокурором в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ и оформленные исковым заявлением требования рассмотрены судом первой инстанции по нормам Гражданского процессуального кодекса РФ.
Вместе с тем, правильное определение вида судопроизводства, в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (подача заявления в порядке административного судопроизводства или искового заявления).
Положения части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства РФ предоставляют прокурору право обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу пункта 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства РФ суды в порядке, предусмотренном этим кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании бездействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в абзаце четвертом пункта 1 постановления от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разъяснил, что к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
В соответствии со статьей 51 Устава муниципального образования муниципального района «Усть-Куломский» (принят Советом МО «Усть-Куломский район» 30 июня 2005 года) администрация муниципального района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального района, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального района федеральными законами и законами Республики Коми.
Согласно пункту 19 части 1 статьи 10 Устава муниципального образования муниципального района «Усть-Куломский» к вопросам местного значения муниципального района относится содержание на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг.
Поскольку администрация муниципального района «Усть-Куломский» реализует публично-властные полномочия по решению вопросов местного значения, то заявленные прокурором требования, основанные на доводах о ненадлежащем исполнении администрацией муниципального района «Усть-Куломский» своих публичных полномочий в части решения одного из вопросов местного значения - создания на территории <Адрес обезличен> специализированной службы в сфере погребения и похоронного дела, вытекают из публичных правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон.
Следовательно, требования прокурора Усть-Куломского района в интересах неопределенного круга лиц о возложении на администрацию муниципального района «Усть-Куломский» обязанности создать на территории Усть-Куломского района Республики Коми специализированную службу по вопросам похоронного дела рассматриваются по нормам Кодекса административного судопроизводства РФ.
В силу части 3 статьи 33.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, установив в ходе подготовки гражданского дела к судебному разбирательству или судебного разбирательства по гражданскому делу, что оно подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, выносит определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.
Изложенные обстоятельства применительно к приведенным процессуальным нормам права свидетельствуют о наличии оснований для передачи настоящего дела в судебную коллегию по административным делам Верховного суда Республики Коми для рассмотрения апелляционной жалобы администрации муниципального района «Усть-Куломский» по существу по правилам Кодекса административного судопроизводства РФ.
Руководствуясь статьями 33.1, 327, 333 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
передать дело по заявлению прокурора Усть-Куломского района в интересах неопределенного круга лиц о возложении на администрацию муниципального района «Усть-Куломский» обязанности создать на территории <Адрес обезличен> Республики Коми специализированную службу по вопросам похоронного дела на рассмотрение в судебную коллегию по административным делам Верховного суда Республики Коми.
Председательствующий
Судьи