Судья ФИО4 Дело № – 2023 г. 46RS0№-39 |
|
ФИО2 ОБЛАСТНОЙ СУД АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ |
|
<адрес> |
30 ноября 2023 года |
Судебная коллегия по гражданским делам ФИО2 областного суда в составе:
председательствующего ФИО11,
судей ФИО5 и ФИО6,
при секретаре ФИО7,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Степановой Елены Владимировны к Комитету по управлению муниципальным имуществом <адрес> о понуждении заключения договора купли-продажи земельного участка,
поступившее с апелляционной жалобой ответчика Комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес> на решение Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
«Исковые требования Степановой Елены Владимировны к Комитету по управлению муниципальным имуществом <адрес> о понуждении заключения договора купли-продажи земельного участка, удовлетворить.
Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Курска заключить со Степановой Еленой Владимировной договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, площадью 753 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования «для растениеводства, размещения питомников и оранжерей, садово-огородных участков, дач и дачных участков, полей и пастбищ» по выкупной цене 3 659,58 руб.».
Заслушав доклад судьи ФИО11, объяснения представителей ответчика Комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес> по доверенностям ФИО8 и ФИО9, поддержавших апелляционную жалобу, представителя истца Степановой Е.В. – ФИО12, возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
ФИО1 обратилась в суд с иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом <адрес> о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка, ссылаясь на то, что с 2018 года она является членом ТСН ДНТ «Полевая» и владеет в этом товариществе земельным участком площадью 753 кв.м. с кадастровым номером №, условным номером 19. Участок образован из исходного земельного участка площадью 155 000 кв.м. с кадастровым номером №. На момент предоставления ей земельного участка исходный участок относился к категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования для растениеводства, размещения питомников и оранжерей, садовоогородных участков, дач и дачных участков, полей и пастбищ. 19 декабря 2022 года она обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении ей в собственность за плату находящегося в её пользовании земельного участка без проведения торгов по кадастровой стоимости 3 659, 58 руб. Письмом от 29.12.2022 года ей было отказано в удовлетворении заявления со ссылкой на п. 1 и п. 14 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ.
Считая данный отказ незаконным, истица просила суд обязать ответчика заключить с нею договор купли-продажи земельного участка по кадастровой стоимости 3 659,58 рублей.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес> ФИО10 просит отменить решение суда как незаконное.
В возражении на апелляционную жалобу истец Степанова Е.В. считает решение законным и обоснованным и просит оставить его без изменений.
Рассмотрев дело в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменений.
Степанова Е.В. является членом ТСН ДНТ «Полевая» и владеет в этом товариществе земельным участком № площадью 753 кв.м. с кадастровым номером №, образованным из исходного земельного участка с кадастровым номером №
Отказывая Степановой Е.В. в выкупе земельного участка, Комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес> сослался на п. 1 и п. 14 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, которые содержат основания к отказу в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов (п. 1); разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (п. 14).
Суд проанализировал данные нормы, взаимосвязанное с ними законодательство и пришел к правильному выводу о необоснованности отказа по указанным основаниям. Решение суда в этой части не обжалуется.
Ответчик, выражая несогласие с решением суда, ссылается на то, что судом неверно определена выкупная цена.
В соответствии с п. 3 ст. 39.4 ЗК РФ при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом.
Для земельного участка, находящегося в пользовании Степановой Е.В., специальный размер цены федеральным законом не устанавливался.
Следовательно, его выкупная цена должна определяться кадастровой стоимостью.
Согласно ст. 18 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ (ред. от 19.12.2022) «О государственной кадастровой оценке» в случае, если при оказании государственной или муниципальной услуги, результатом которой является заключение договора аренды, договора купли-продажи или соглашения об установлении сервитута в отношении находящегося в государственной или муниципальной собственности объекта недвижимости либо принятие решения об установлении публичного сервитута в отношении находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка (если в соответствии с законом для установления публичного сервитута не требуется заключение соглашения), размер платы или цена, за исключением цены предмета торгов, проводимых в целях заключения указанных договоров, определяется исходя из величины кадастровой стоимости объекта недвижимости, находящегося в государственной или муниципальной собственности, применяется кадастровая стоимость этого объекта недвижимости, действующая по состоянию на дату подачи в уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления заявления (ходатайства) о предоставлении такой государственной или муниципальной услуги, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 настоящей статьи (ч. 3).
В случае, если после даты подачи заявления (ходатайства) о предоставлении указанной в части 3 настоящей статьи государственной или муниципальной услуги, результатом которой является заключение договора аренды, договора купли-продажи или соглашения об установлении сервитута в отношении находящегося в государственной или муниципальной собственности объекта недвижимости либо принятие решения об установлении публичного сервитута в отношении находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка (если в соответствии с законом для установления публичного сервитута не требуется заключение соглашения), в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости этого объекта недвижимости, полученной по итогам проведения государственной кадастровой оценки, и такая кадастровая стоимость ниже кадастровой стоимости, которая была внесена в Единый государственный реестр недвижимости на дату подачи в уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления указанного заявления (ходатайства), при оказании такой государственной или муниципальной услуги в целях определения размера платы или цены по указанным договорам, соглашению или решению, за исключением цены предмета торгов, проводимых в целях заключения указанных договоров, применяется кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости на дату заключения договора аренды, договора купли-продажи или соглашения об установлении сервитута либо принятия решения об установлении публичного сервитута в отношении находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка (ч. 4).
Степанова Е.В. обратилась с заявлением о выкупе 19 декабря 2022 года, 29 декабря 2022 года ей было отказано в выкупе участка.
Следовательно, выкупная цена на момент рассмотрения заявления должна быть установлена та, которая была определена на 1 января 2022 года.
Согласно сведениям ЕГРН на 5.01.2023 года кадастровая стоимость земельного участка площадью 753 кв.м. с кадастровым номером № на 01.01.2021 года составляла 3 659.58 рублей. Дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН: 11.01.2022 г. Дата начала применения кадастровой стоимости, в том числе в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или по решению суда: 01.01.2022 г. (Т. 1 л.д. 25).
Доказательств тому, что в период с 1 января 2021 года по 19 декабря 2022 года кадастровая стоимость земельного участка изменялась, суду не представлено.
Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка как на момент подачи заявления Степановой Е.В. 19 декабря 2022 года, так и на момент его рассмотрения 29 декабря 2022 года составляла 3659,58 рублей.
Более того, давая оценку незаконности отказа в выкупе земельного участка, следует иметь ввиду, что истице было отказано в выкупе земельного участка не из-за несоответствия требуемой и установленной цены участка, а по иным основаниям (несоответствие пунктам 1 и 14 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ), которые обоснованно признаны судом незаконными.
Довод жалобы о том, что кадастровая стоимость участка должна быть определена в 329 460.09 руб., не состоятелен.
Согласно абзацу первому статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Как видно из обстоятельств дела кадастровая стоимость земельного участка была установлена в 3 659.58 рублей и начало её действия с 01.01.2022 г. В силу приведенной нормы Закона об оценочной деятельности кадастровая стоимость не может определяться произвольно с каждым поданным заявлением.
Иные доводы жалобы также правового значения для дела не имеют и не влияют на законность и обоснованность принятого решения. Суд правильно установил обстоятельства дела и разрешил спор в соответствии с законом.
Решение основано на доказательствах, которые исследованы в судебном заседании, данная им оценка отвечает требованиям процессуального закона об относимости, допустимости и достоверности.
Материальный закон применен правильно, нарушений норм процессуального закона не допущено.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес> ФИО10 без удовлетворения.
На определение может быть подана кассационная жалоба в Первый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.
Председательствующий
судьи