Дело № 2-804/2020
(№44RS0001-01-2019-003974-70)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 июня 2020 года
Свердловский районный суд города Костромы в составе:
судьи Шуваловой И.В.,
с участием помощника прокурора Михиной Д.А.,
при секретаре Беляковой М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства обороны Российской Федерации к Я.Е.Л., Я.В.Г., Н.К.В. о прекращении права пользования жилым помещением, выселении и аннулировании регистрации,
УСТАНОВИЛ:
Министерство обороны Российской Федерации обратилось в суд с указанным иском, свои требования мотивировало тем, что из документов, поступивших из Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ), следует, что Я.Е.Л., Я.В.Г., Я.К.В. незаконно удерживают служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>. Помещение является собственностью Российской Федерации и закреплено на праве оперативного управления за Федеральным государственным казенным учреждением «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ «ЦТУИО» МО РФ).Квартира, расположенная по адресу: <адрес>, является собственностью Российской Федерации и состоит на балансе ФГКУ «ЦТУИО» МО РФ, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от <дата> №. Служебные жилые помещения в силу закона (статья 93 ЖК РФ) предоставляются гражданам исключительно в связи с характером их трудовых отношений либо в связи с прохождением военной службы. Спорное жилое помещение предоставлено Я.Е.Л. на основании разрешения предприятия администрации, организации местного комитета от <дата> был выдан ордер № как мастеру пошива легкого платья 4 разряда на право занятия комнаты в общежитии по адресу: <адрес>. <дата> с Я.Е.Л. был заключен типовой договор найма жилого помещения в общежитии №, согласно которому нанимателю передавалось в пользование жилое помещение по адресу: <адрес> в связи с работой для временного проживания. Согласно трудовой книжки Я.Е.Л. уволена <дата> по п.1 ч.1 ст.81 ТК РФ. Ответчику направлено уведомление о необходимости предоставления документов, подтверждающих право проживания в специализированном жилищном фонде Министерства обороны Российской Федерации в срок до <дата>, однако данное требование Ответчиком выполнено не было. Ответчиком, в нарушение законного требования собственника жилого помещения, до настоящего момента спорное жилое помещение не освобождено - требование об освобождении квартиры ответчик не выполнил - в адрес ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ ответчиком не представлены документы, подтверждающие освобождение жилого помещения (договор найма служебного жилого помещения, выписка из домовой книги с отметками о снятии с регистрационного учета, копия финансового лицевого счета с отметками о его закрытии и отсутствии задолженности, копия акта приема-передачи жилого помещения с отметкой о сдаче ключей в управляющую компанию). Согласно копии выписки по лицевому счету от <дата> и копии справки о регистрации от <дата> № ответчики зарегистрированы в спорном жилом помещении, долг по оплате квартплаты и коммунальных услуг на <дата> составляет ... руб. Актом установления фактического проживания от <дата> установлено, что по состоянию на <дата> ответчики проживают в спорном жилом помещении. Учитывая, что Министерство обороны Российской Федерации лишено возможности распоряжаться принадлежащим ему имуществом, указанное имущество подлежит истребованию у ответчиков. В таком поведении нанимателя служебного жилого помещения усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
В связи с изложенным просили устранить нарушения прав собственника в отношении служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> и прекратить право пользования Я.Е.Л., Я.В.Г., Я.К.В. указанным помещением; выселить Я.Е.Л., Я.В.Г., Я.К.В. из спорного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>; снять Я.Е.Л., Я.В.Г., Я.К.В. с регистрационного учета по адресу: <адрес>
В ходе рассмотрения дела истец уточнил фамилию ответчика, предъявив требования к Найденовой К.В. (до вступления в брак- Я.К.В.).
В судебное заседание Министерство обороны Российской Федерации своего представителя не направило, в заявлении просили о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Ответчик Я.В.Г. исковые требования не признал, указал, что в общежитие на <адрес> вселился вместе с женой и дочерью в <дата> на основании ордера в связи со служебными отношениями с Министерством обороны. В <дата> была предоставлена другая комната в этом же общежитии на прежних основаниях. В <дата> Я.Е.Л. была уволена по сокращению штатов. Я.Е.Л. является пенсионером, ветераном труда, Я.В.Г.- инвалид 2 группы, ветеран боевых действий. Ответчики являются нуждающимися в улучшении жилищных условий. Поскольку ответчики вселены в общежитие на законном основании, ранее действовавшее законодательство не позволяло выселять без предоставления другого жилого помещения, просят в удовлетворении исковых требований отказать. Также просит применить срок исковой давности.
Ответчики Я.Е.Л., Я.К.В. в судебное заседание не явились, о дате и месте рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом.
ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ для участия в деле своего представителя не направили, направили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ для участия в деле своего представителя не направили, о дате и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
В соответствии с п.1 ст.125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с «Положением о Министерстве обороны Российской Федерации», утв.Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004г. № 1082, Министерство обороны Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
В частности, согласно п.7 Положения, Минобороны России осуществляет следующие полномочия: расквартирование и обустройство войск (сил), управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением, а также организует строительство и эксплуатацию объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах (п.п.68); осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами (п.п.71).
Конкретные функции Министерства обороны РФ по управлению указанным федеральным имуществом закреплены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом». Пункт 2 указанного Постановления Правительства гласит, что Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, следующие основные функции: а) осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и его приватизации, в том числе полномочий собственника имущества должника - подведомственного федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства; к) предоставляет военнослужащим жилые помещения, в том числе служебные помещения и помещения в общежитиях.
Кроме того, п.12 ст.1 Федерального закона от 31 мая 1996г. № 61-ФЗ «Об обороне» устанавливает, что имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В силу п.1 ст.296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно материалов дела жилой <адрес> является собственностью Российской Федерации и на праве оперативного управления закреплен за ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с выпиской из ЕГРН дом <адрес> является общежитием.
Согласно ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения в общежитиях.
Как следует из ст.94 ЖК РФ, жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.
Аналогичная норма содержалась в ст.109 ЖК РСФСР.
В ходе рассмотрения дела установлено, что на основании ордера от 20.06.1988г. № Я.Е.Л., работающей портнихой в ателье военторга № было предоставлено жилое помещение в общежитии - комната № в <адрес>, на период её работы на данном предприятии.
На основании договора найма жилого помещения в общежитии от 12.04.2007г. № Я.Е.Л. совместно с членами семьи: мужем Я.В.Г., дочерью Я.К.В. была предоставлена для проживания комната № в общежитии по адресу: <адрес>. Служебное жилое помещение было предоставлено в связи с работой. В соответствии с условиями п.19 Договора найма договор прекращает действие в связи с истечением срока трудового договора.
Как следует из копии трудовой книжки Я.Е.Л. <дата>. она была принята на работу в военторг 202 мастером пошива легкого платья, в последующем организация неоднократно переименовывалась, последнее наименование- ОАО «Управление торговли Московского военного округа». <дата>. Я.Е.Л. уволена из ОАО «Управление торговли Московского военного округа» по основаниям п.1 ч.1 ст.81 ТК РФ (ликвидация организации).
Кроме того, из материалов дела следует, что Я.Е.Л. с <дата>. является получателем страховой пенсии по старости, с <дата>.- ветераном труда; Я.В.Г. является инвалидом второй группы (увечье, полученное лицом, обслуживающим действующие воинские части Вооруженных сил СССР в период ведения боевых действий на территории других государств).
Я.К.В. <дата>. вступила в брак, после вступления в брак присвоена фамилия Н.
На день рассмотрения спора в суде в служебном жилом помещении по адресу: <адрес> зарегистрированы и фактически проживают Я.Е.Л., Я.В.Г. Н.К.В. с <дата>. зарегистрирована в <адрес>.
Согласно ч.3 ст.104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Частью 1 ст.103 ЖК РФ определено, что в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
Аналогичные положения содержались и в ст.ст.105,107 ЖК РСФСР, действовавшего в период предоставления спорного жилого помещения Я.Е.Л.
Часть 2 ст.103 ЖК РФ определяет перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений. К таким лицам, в частности, относятся не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях : пенсионеры по старости; инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.
Статьей 13 Федерального закона от <дата>г. №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, статья 13 Вводного закона дополняет определенный ч.2 ст.103 ЖК РФ перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений.
В силу ч.6 ст.108 ЖК РСФСР без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в статье 107 настоящего Кодекса, не могут быть выселены лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).
Согласно разъяснениям, изложенным в п.43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009г. №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставляемых им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.
Из содержания приведенных положений ст. 13 Вводного закона следует, что право на дополнительные гарантии, то есть невозможность выселения граждан из общежития без предоставления другого жилого помещения, должно возникнуть у лиц, названных в ст.108 ЖК РСФСР, к моменту введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (01 марта 2005 г.) при одновременном наличии следующих условий: а) указанные граждане относятся к категориям лиц, выселение которых из служебных жилых помещений и общежитий без предоставления другого жилого помещения до введения в действие ЖК РФ не допускалось ст. 108 ЖК РСФСР; б) такой статус эти лица должны были приобрести до 1 марта 2005 г.; в) эти граждане должны состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо иметь право состоять на таком учете.
Между тем, как установлено в ходе рассмотрения дела Я.Е.Л. была уволена в связи с ликвидацией предприятия в 2010г., пенсионером по старости стала в 2017г., кроме того Я.Е.Л., Я.В.Г. не состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях, в связи с чем исковые требования Министерства обороны РФ о прекращении права жилым помещением и выселении подлежат удовлетворению.
Согласно п.п. 16, 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства и месту пребывания в пределах Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года №, снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания его утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в силу решения суда
Таким образом, Я.Е.Л., Я.В.Г. подлежат снятию с регистрационного учета по адресу: <адрес>
Исковые требования к Н.К.В. удовлетворению не подлежат, поскольку как следует из материалов дела с <дата> ответчик в спорном жилом помещении не зарегистрирована и не проживает.
В ходе рассмотрения дела ответчиком заявлено ходатайство об отказе в исковых требованиях в связи с истечением срока исковой давности по требованиям о выселении.
Суд полагает, что данный довод не основан на законе по следующим основаниям.
В силу положений ст. 105 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.
В соответствии с п. 10 Примерного положения об общежитиях, утв. Постановлением Совмина РСФСР от 11.08.1988 № 328, жилая площадь в общежитии предоставляется рабочим, служащим, студентам, учащимся, а также другим гражданам по совместному решению администрации, профсоюзного комитета и комитета комсомола объединения, предприятия, учреждения, организации или учебного заведения, в ведении которого находится общежитие. На основании принятого решения администрацией выдается ордер на занятие по найму жилой площади в общежитии по установленной форме.
В данном случае выданный Я.Е.Л. ордер на право занятия комнаты в общежитии в связи с работой является подтверждением возникших из договора найма служебного жилого помещения правоотношений между Министерством обороны РФ и Я.Е.Л.
По смыслу приведенных выше норм ч.3 ст.104 ЖК РФ, ч.1 ст.103 ЖК РФ прекращение трудовых отношений с работодателем, предоставившим жилое помещение, служит лишь основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения, но не влечет за собой автоматическое прекращение договора в момент увольнения сотрудника. Договор найма служебного жилого помещения сохраняет свое действие вплоть до его добровольного освобождения нанимателем, при отказе от которого гражданин подлежит выселению в судебном порядке с прекращением прав и обязанностей в отношении занимаемого жилья.
Учитывая, что возникшие между сторонами правоотношения, регулируемые нормами жилищного законодательства, носят длящийся характер, правоотношения по найму служебного жилого помещения, не прекратили своего действия, оснований для исчисления срока исковой давности с даты увольнения Я.Е.Л., а равно и применения исковой давности в рассматриваемом споре не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Министерства обороны Российской Федерации удовлетворить частично.
Прекратить право пользования Я.Е.Л., Я.В.Г. жилым помещением по адресу: <адрес>
Выселить Я.Е.Л., Я.В.Г. из жилого помещения по адресу: <адрес>
Аннулировать регистрацию Я.Е.Л., Я.В.Г. в жилом помещении по адресу: <адрес>
В удовлетворении исковых требований о прекращении права пользования жилым помещением, выселении и аннулировании регистрации в отношении Н.К.В. отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы.
Судья (подпись) И.В. Шувалова
Копия верна: судья И.В. Шувалова
Мотивированное решение изготовлено 30.06.2020г.