судья Фисюк О.И. Дело №2-3376/2021 (первая инстанция)
№ 33-571/2022
(апелляционная инстанция)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 февраля 2022 года судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего судьи - Радовиля В.Л.,
судей - Ваулиной А.В., Герасименко Е.В.,
при секретаре - Бабийчук Л.О.,
с участием
прокурора - Колбиной Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента капитального строительства города Севастополя к Спринчан Н. В., Спринчану А. Н., действующих также в интересах несовершеннолетнего Спринчана А. А., Спринчан В. А. о выселении,
по апелляционной жалобе Департамента капитального строительства города Севастополя на решение Ленинского районного суда г.Севастополя от 07 декабря 2021 года, заслушав доклад судьи Герасименко Е.В.,
УСТАНОВИЛА:
Департамент капитального строительства г.Севастополя обратился в суд с иском к Спринчан Н.В., Спринчану А.Н., действующих также в интересах несовершеннолетнего Спринчана А.А., Спринчан В.А. о выселении из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Исковые требования мотивированы тем, что распоряжением Севастопольской городской государственной администрации от 25.03.2013 №135-ОД дом № 12 по ул. Херсонской в г. Севастополе признан непригодным для проживания и подлежащим сносу. Постановлением Правительства Севастополя от 28.08.2014 № 248 утверждена Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2014–2016 годы на территории города федерального значения Севастополя (далее – Программа). Указанный дом включен в перечень многоквартирных домов, расселяемых в соответствии с Программой. Граждане, которые были зарегистрированы и имели правовые основания для проживания в жилом доме по <адрес>, в рамках реализации Программы расселены. Вместе с тем, по результатам обследования установлено, что в аварийном многоквартирном доме по адресу: <адрес> без каких-либо правовых оснований проживают ответчики. Учитывая отсутствие у данных граждан правовых оснований для вселения и проживания в вышеуказанной квартире, а также то, что от добровольного выселения из аварийного жилья ответчики уклоняются, истец вынужден обратиться в суд за защитой нарушенных прав.
Решением Ленинского районного суда г.Севастополя от 07.12.2021 в удовлетворении искового заявления Департамента капитального строительства города Севастополя к Спринчан Н.В., Спринчану А.Н., действующих также в интересах несовершеннолетнего Спринчана А.А., Спринчан В.А. о выселении, отказано.
В апелляционной жалобе Департамент капитального строительства г.Севастополя просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить. В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указал, что судом установлено, что Департамент капитального строительства г.Севастополя, реализуя Региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2014-2016 годы на территории города федерального значения Севастополя, вышел за пределы своих полномочий, установленных Положением и самой программой, поскольку в ходе судебного разбирательства ответчики ссылались, что надлежащим истцом по делу может являться исключительно Департамент по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя, однако в полномочиях Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя не закреплено выселение граждан из жилищного фонда; полагает, что Департамент капитального строительства г.Севастополя действовал в рамках имеющихся полномочий и вправе был обратиться в суд города Севастополя с соответствующим исковым заявлением.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Ленинского района г.Севастополя просит решение суда первой инстанции оставить без изменения. Апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание не явились представитель истца Департамента капитального строительства г.Севастополя, ответчики Спринчан Н.В., Спринчан А.Н., Спринчан В.А., представители третьих лиц Департамента образования г.Севастополя, Департамента по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, о причинах неявки суду не сообщили. Представитель третьего лица Департамента образования г.Севастополя подал суду ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии со ст.ст. 167, 327 ГПК РФ, коллегия судей считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 3 статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Статьей 86 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с распоряжением Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ №-ОД, жилой дом <адрес> признан непригодным для проживания и подлежащим сносу.
Постановлением Правительства города Севастополя от 28.08.2014 № 248 утверждена Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2014–2016 годы на территории города федерального значения Севастополя, в соответствии с которой указанный дом включен в перечень многоквартирных домов, подлежащих расселению.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 05.12.2018 № 19454-РДИ «О включении недвижимого имущества – многоквартирных домов в Реестр собственности города Севастополя» многоквартирный дом по <адрес> включен в Реестр собственности города Севастополя.
Распоряжением Правительства города Севастополя от 18.12.2018 № 395-РП «О списании государственного недвижимого имущества, включенного в состав имущественной казны города Севастополя, пришедшего в негодность – многоквартирных домов, признанных ветхими, аварийными и подлежащими сносу» многоквартирный дом по ул.Херсонская, 12 включен в перечень государственного недвижимого имущества, входящего в состав имущественной казны города Севастополя, подлежащих списанию, сносу и ликвидации (утилизации).
Представлением прокуратуры города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № об устранении нарушений жилищного законодательства, поступившим в адрес Департамента капитального строительства <адрес> указано, что в аварийном многоквартирном доме по адресу: <адрес> постоянно проживают граждане, и мер по исправлению данной ситуации не принято.
Как усматривается из акта от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам обследования установлено, что в квартире № аварийного многоквартирного дома по адресу: <адрес> без каких-либо правовых оснований (не являются ни собственниками, ни нанимателями жилого помещения, жилое помещение в пользование не предоставлялось) проживают Спринчан Н.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Спринчан А.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Спринчан В.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., а также несовершеннолетний Спринчан А.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Документы, подтверждающий законность вселения ответчиков в спорное жилое помещение (ордер, договор социального найма, решения органов местного самоуправления и иные) в материалах дела отсутствуют, следовательно, ответчики в спорной квартире не зарегистрированы, нанимателями или иными лицами, имеющими право на проживание в указанной квартире, не значатся.
Разрешая данный спор, суд первой инстанции, проверив доводы сторон, установив указанные обстоятельства и, руководствуясь пунктом 3 статьи 85, статьями 86 и 87 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходил из того, что в данном случае Департамент капитального строительства города Севастополя при обращении с иском в суд о выселении ответчиков, вышел за пределы своих полномочий, предусмотренных Положением о Департаменте, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 08.09.2016 № 84-ПП, согласно которому Департамент вправе принимать решения исключительно о переселении (расселении) из аварийного жилого фонда с предоставлением иного жилья.
У судебной коллегии нет оснований не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильно установленных обстоятельствах, а также собранных по делу доказательствах, которым дана оценка в соответствии с положениями статей 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, на правильном, в целом, применении норм материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Департамент капитального строительства города Севастополя является надлежащим истцом по делу ввиду того, что в полномочиях Департамента по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя выселение граждан из жилищного фонда не закреплено, судебная коллегия отклоняет, как несостоятельные, поскольку в соответствии с пунктом 1.1 Положения о Департаменте капитального строительства города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 08.09.2016 № 840-ПП, Департамент является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляющим функции по реализации государственных полномочий города Севастополя в сфере жилищной политики и реализации соответствующих федеральных целевых программ.
Одной из основных задач и функций Департамента согласно пункта 2.6., пункта 3.1.2.4. Положения является реализация государственных федеральных программ и государственных программ города Севастополя в области жилищной политики на территории города Севастополя.
В соответствии с Программой Департамент капитального строительства города Севастополя является ее ответственным исполнителем и в с силу предоставленных ему Положением о Департаменте полномочий на реализацию федеральных целевых программ в г. Севастополе в рамках данной программы осуществляет расселение, переселение граждан из аварийного жилого фонда (раздел 2п/п б), раздел 6 абз. 7 программы), которое должно осуществляться в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации и нормативно-правовыми актами города Севастополя, предусматривающими в таких случаях предоставление иного равнозначного благоустроенного жилого помещения.
На основания изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что полномочия Департамента капитального строительства г.Севастополя по осуществлению на территории города Севастополя жилищной политики не подразумевает реализацию права на выселение.
Постановлением Правительства Севастополя от 28.08.2014 № 248 Департамент капитального строительства г.Севастополя определен ответственным исполнителем Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2014 - 2016 годы на территории города федерального значения Севастополь, а также наделен полномочиями по переселению граждан.
Таким образом, Департамент капитального строительства г.Севастополя, обращаясь в суд с исковыми требования о выселении, не преследовал цель реализовать Региональную адресную программу по переселению ответчиков в иное благоустроенное жилье, требование о выселении ответчиков мотивированы стороной истца отсутствием правовых оснований пользования ответчиками спорным жилым помещением.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что факт признания спорного жилого помещения в установленном порядке, аварийным, на правовую квалификацию спорных правоотношений не влияет.
Ввиду изложенного, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что Департамент капитального строительства г.Севастополя не доказал наличие права на инициирование настоящего спора в суде, что свидетельствует о том, что в данном случае у истца отсутствуют полномочия на подачу настоящего иска, что является достаточным основанием для отказа в его удовлетворении.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу правового значения для разрешения настоящего спора не имеют и основанием для отмены решения суда не являются.
Судебная коллегия полагает, что правовая позиция истца, а также его доводы и требования, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права без учета системной связи нормативных законоположений, регулирующих спорные правоотношения.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции правильно и в необходимом объеме установлены обстоятельства дела, правильно применены нормы материального права и не допущено нарушений норм процессуального права, которые могли бы служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.
Руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г.Севастополя от 07 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента капитального строительства города Севастополя, без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 15 февраля 2022 года.
Председательствующий: В.Л.Радовиль
Судьи: А.В.Ваулина
Е.В.Герасименко