РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
№ 2-6491/2015
г. Тюмень 02 сентября 2015 года
Центральный районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Гариповой Е.А.,
при секретаре Коловой О.А.,
с участием представителя истицы Кремлевой Л.И., действующей на основании доверенности, выданной ДД.ММ.ГГГГ года, зарегистрированной в реестре за №,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-6491/2015 по иску Исаевой Л.П. к Администрации города Тюмени о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
У С Т А Н О В И Л:
Истица Исаева Л.П. обратилась в суд с требованием к ответчику о признании за ней права собственности на жилую площадь, расположенную по адресу: <адрес> порядке приватизации. Требования мотивированы тем, что истица с ДД.ММ.ГГГГ года проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. Обратившись в Администрацию города Тюмени с заявлением о приватизации указанного помещения, она получила сообщение, в котором ей было отказано в приватизации, в связи с отсутствием документов, подтверждающих регистрацию в указанные периоды. Поскольку она не может представить документы, подтверждающие ее регистрацию по месту жительства, просит признать за ней право собственности на указанное жилое помещение в порядке приватизации.
Истица Исаева Л.П. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, направила заявление, в котором просит рассмотреть дело без ее участия.
Представитель истицы Кремлева Л.И. в судебном заседании требования Исаевой Л.П. поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Файзуллина Т.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, причину неявки не сообщила, об отложении слушания дела не просила, направила отзыв на исковые требования Исаевой Л.П., в которых просила отказать в удовлетворении ее требований, поскольку ею избран не верный способ защиты права.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причину неявки не сообщил, об отложении слушания дела не просил.
Заслушав объяснения представителя истицы Кремлевой Л.И., объяснения свидетелей ФИО5, ФИО6, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения требований истицы по следующим основаниям:
На основании ордера № истице Исаевой Л.П. было предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес> (л.д. 188).
Согласно копии поквартирной карточки Исаева Л.П. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована и проживает в указанном жилом помещении (л.д. 7-11), оплачивает коммунальные платежи (л.д. 14), права на объекты не зарегистрированы (л.д. 15-17).
Сообщением Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ Исаевой Л.П. отказано в приватизации жилого помещения, в связи с тем, что отсутствуют сведения о регистрации по месту жительства в периоды времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19).
Свидетель ФИО5 в судебном заседании пояснила, что знакома с истицей с 1972 года. В период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года она работала на заводе АТЭ, проживала в это время на <адрес>, а потом - на <адрес>.
Свидетель ФИО6 пояснила, что знает истицу с ДД.ММ.ГГГГ года. Она работа на заводе АТЭ, проживала на <адрес>, петом переехала на <адрес>.
Таким образом, материалы дела свидетельствуют о том, что истица занимает жилое помещение в муниципальном жилищном фонде, исходя из чего, желает приобрести это помещение в собственность.
Как следует из статьи 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В соответствии со статьей 7 ФЗ «О введении в действие жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Гарантированное каждому нанимателю в доме государственного или муниципального жилого фонда право однократно требовать передачи в собственность занимаемого жилого помещения, является таким имущественным правом, осуществление которого происходит в порядке, установленном Законом.
Так, согласно ст. 7 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" передача жилых помещений в собственность гражданам оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.
В соответствии со ст. 8 указанного Закона решение вопроса о приватизации жилых помещений, основным принципом которой является принцип добровольности, означающий, что граждане приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе, должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 6 ФЗ от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные и муниципальные услуги в соответствии с административным регламентом.
Согласно ст. 11 ФЗ № 1541-1 от 04 июля 1991 года «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования 1 раз.
В соответствии с подпунктами ж, з пункта 2.10 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по приватизации муниципального жилищного фонда, утвержденного постановлением Администрации города Тюмени от 28 июня 2011 года № 58-пк, для предоставления муниципальной услуги устанавливается следующий исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для ее оказания: документы (сведения), подтверждающие регистрацию по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ (для граждан, изменивших место жительства после ДД.ММ.ГГГГ); документы, подтверждающие неучастие заявителя в приватизации жилых помещений в населенных пунктах проживания с ДД.ММ.ГГГГ (для граждан, изменивших место жительства после ДД.ММ.ГГГГ).
При непредставлении документов, которые в соответствии с настоящим пунктом заявитель вправе предоставить по собственной инициативе, Департамент запрашивает недостающие документы (сведения из них) в соответствующих органах государственной власти, органах местного самоуправления, учреждениях в рамках межведомственного и внутриведомственного взаимодействия (пункт 2.12 Регламента).
В соответствии с пунктом 2.12 Регламента, Департаментом имущественных отношений Администрации города Тюмени был направлен запрос в ОАО «Тюменский расчетно - информационный центр» о регистрации по месту жительства истицы, на что был получен ответ об отсутствии документов и (или) информации, необходимых для представления муниципальной услуги.
Таким образом, в связи с отсутствием документов, подтверждающих регистрацию истицы по месту жительства в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истице было отказано в приватизации жилого помещения.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. N 8 (с последующими изменениями и дополнениями) "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в пункте 8 разъяснено, что гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием. При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного статьями 7, 8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан.
С учетом вышеуказанных норм и правовой позиции Верховного Суда РФ, суд полагает, что надлежащим способом защиты нарушенного права в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений может являться оспаривание действий уполномоченных органов, возложение обязанности по совершению определенных действий, в том числе и возложение обязанности по заключению договора приватизации, но не признание права собственности, как в настоящем случае.
Кроме того, согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного суда РФ от 13.07.2000 № 185-О, место жительства гражданина может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами.
В силу ч. 2 ст. 265 ГПК РФ, суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Исходя из указанного, суд приходит к выводу о том, что истицей избран ненадлежащий способ защиты предполагаемых нарушенных прав на приватизацию занимаемого жилого помещения, что является основанием для отказа в удовлетворении иска.
Доводы представителя истицы о том, что Исаева Л.П. прописана и проживает постоянно в спорной квартире, оплачивает коммунальные услуги, а также факт отсутствия у нее иного жилья на праве собственности, юридического значения не имеют, поскольку названные обстоятельства сами по себе не являются основанием для признания права собственности на спорную квартиру.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.3, 12, 56, 67, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Исаевой Л.П. к Администрации города Тюмени о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, отказать.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение
месяца со дня изготовления мотивированного решения суда, путем подачи
апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тюмени.
Мотивированное решение изготовлено 07 сентября 2015 год.
Судья Е.А. Гарипова