Дело 2-1344/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Шарыпово 23 ноября 2016 года
Шарыповский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего: судьи Тупаленко В.М.,
с участием прокурора Якимовой А.В. (по поручению), истца ФИО4, представителя ответчика Администрации г.Шарыпово - Литвиненко Н.П. (по доверенности от 14.10.2016 года), представителя третьего лица Администрации Шарыповского района - Кора О.Ф. ( по доверенности от 11.01.2016 года),
при секретаре судебного заседания Герилович Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шарыповского межрайонного прокурора в интересах ФИО4 к Администрации г. Шарыпово Красноярского края о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Шарыповский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах ФИО4 с исковым заявлением к Администрации г.Шарыпово об обязании предоставить ФИО4 по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное специализированное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по месту ее жительства общей площадью не менее 33 кв.м.
В обосновании своих требований ссылается на то, что в ходе проведения прокуратурой проверки соблюдения жилищных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, установлено нарушение права ФИО4 на предоставление ей жилого помещения.
На основании решения Шарыповского районного суда от 28.01.2009 года
родители ФИО4- ФИО2 и ФИО3 лишены родительских
прав в отношении своих несовершеннолетних детей: ФИО12, ФИО4
и ФИО3. 24.06.2014 года решением краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям – сиротам ФИО4 поставлена на учет. Вместе с тем, до настоящего времени, ФИО4 жилым помещением не обеспечена. Согласно сведениям из органов Росреестра права ФИО4 в отношении объектов недвижимости не зарегистрированы. Жилые помещения предоставляются детям-сиротам по месту их жительства. Установлено, что ФИО4 фактически проживает на территории <адрес>, зарегистрирована в <адрес> <адрес>, в списках Министерства образования и науки края значится за городом Шарыпово.
Прокурор Якимова А.В. исковые требования поддержала в полном объеме по тем же основаниям.
Истец ФИО4 поддержала требования прокурора, пояснив, что дом в <адрес>, в котором она зарегистрирована признан непригодным для проживания. Другого жилого помещения для проживания ей не предоставляли, в собственность не приобрела. После окончания СФУ в г. Красноярске, проживает у сестры в <адрес>, стоит на учете в центре занятости.
Представитель ответчика Администрации г.Шарыпово Литвиненко Н.П. (по доверенности) возражений по заявленным исковым требованиям не представила.
Представитель третьего лица Администрации Шарыповского района Кора О.Ф. (по доверенности) при рассмотрении дела не возражала относительно удовлетворения иска.
Представители Министерства образования и науки Красноярского края, Управления образованием Администрации г.Шарыпово в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом, ходатайств рассмотрении дела в отсутствие представителей Министерства образования и науки Красноярского края, Управления образованием Администрации г.Шарыпово, а также возражений в суд не поступало.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства.
Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу.
При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.
В силу ст. 10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
Согласно заявлению от 16.09.2016 года, ФИО4 обратилась к Шарыповскому межрайонному прокурору, с просьбой подать иск в суд в её интересах о предоставлении жилого помещения как лицу, относящемуся к числу детей-сирот. С учетом изложенного, суд полагает, что Шарыповский межрайонный прокурор в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ правомочен подан иск в защиту оспариваемых прав ФИО4
Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека гражданина - обязанность государства.
В ст. 40 Конституции РФ государством закреплено право каждого на жилье и вменено в обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления создавать условия для осуществления права на жилище, а так же то, что малоимущим, и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона РФ от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Конституцией РФ защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению РФ и субъектов РФ (пункты «ж», «к» части 1 статьи 72). Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена федеральная гарантия обеспечения бесплатным жильем.
Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст. 39 Конституции РФ предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь.
Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 1 указанного Закона для целей настоящего Федерального закона используются понятия:
дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;
лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В силу ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с п. 1 настоящей статьи.Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями. С учетом системного толкования ст. 1 и 8 указанного Закона жилые помещения предоставляются лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, вставшим по их письменному заявлению на учет и внесенных до достижения возраста 23 лет в установленном законом порядке органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.В соответствии со ст. 17 закона Красноярского края от 02 ноября 2000 года «О защите прав ребенка» № 12-961, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в связи с наличием обстоятельств, установленных в соответствии с п. 2 настоящей статьи, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений. Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных п.п. 1-3 п. 4 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ.Статья 1 Закона Красноярского края № 9-4225 от 24 декабря 2009 года «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает наделение на неограниченный срок исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края (далее - органы местного самоуправления) государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором предоставляется жилое помещение (далее - жилое помещение), в соответствии со статьей 17 Закона края от 2 ноября 2000 года N 12-961 "О защите прав ребенка».Согласно пп. в. п. 2 ст. 1 закона Красноярского края от 24 декабря 2009 года № 9-4225, при установлении факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, в порядке, установленном Правительством края, направление заверенных уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления копий документов, подтверждающих факт невозможности их проживания в ранее занимаемых жилых помещениях, в уполномоченный орган исполнительной власти края в области образования.Согласно п. 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.Согласно пунктов 33 и 42 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) с приложением всех правоустанавливающих документов, либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, признает жилое помещение непригодным для проживания, проводя оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям. Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания, является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, вследствие ухудшения, в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.Как установлено в судебном заседании и следует из материалов гражданского дела, решением Шарыповского районного суда Красноярского края от 28 января 2009 года, ФИО2, ФИО3 были лишены родительских прав в отношении детей, в том числе и истца ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Согласно свидетельству о смерти 11-БА № от 24.02.2010 года, отец ФИО4 - ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ. Как следует из справки Шарыповского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», осуществлявшего до 26 июня 1999 года регистрационную деятельность в отношении недвижимого имущества и сделок с ним, на объект недвижимого имущества по адресу: <адрес> было зарегистрировано право собственности за ФИО4, ФИО3. ФИО12, ФИО2, на основании договора передачи жилого помещения в собственность граждан о 28.06.1994 года.Распоряжением Администрации Шарыповского района №-р от 10.03.2009 года, за несовершеннолетними ФИО12,ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4, ФИО15 ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ г.р., закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>, ответственность за сохранность жилья возложена на попечителя ФИО16 в период осуществления прав и обязанностей попечителя в отношении несовершеннолетней ФИО4, что следует из постановления Администрации Шарыповского района №-п от 27.08.2013 года.
14 апреля 2008 года, в жилом доме по указанному выше адресу произошел пожар, в результате произошедшего жилой дом и домашние вещи были повреждены огнем, согласно справки Отдела НД по г.Шарыпово, Шарыповскому и Ужурскому районам ГУ МЧС России по Красноярскому краю.
Согласно акта обследования помещения от 2013 года, актам проверки жилищных условий от 29.01.2013 года, 28.05.2013 года, дом по адресу: <адрес> находится в аварийном состоянии, для проживания не пригоден.
Заключением межведомственной комиссии от 29.01.2014 г., помещение по <адрес> признано непригодным для проживания.
Согласно постановлению Администрации Шарыповского района №-п от 09.04.2014 года, установлен факт невозможности проживания ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в жилом помещении по адресу: <адрес>.
20.03.2013 года ФИО4 подала заявление о предоставлении жилого помещения для постоянного проживания в г. Шарыпово или в Шарыповском районе в Министерство образования и науки Красноярского края.
Согласно информации Отдела опеки и попечительства Управления образованием Администрации г. Шарыпово, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 24.06.2014 года состоит на учете в Министерстве образования Красноярского края как лицо из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которое подлежит обеспечению жилым помещением под номером 504, что также подтверждается приказом Министерства образования Красноярского края № от 22 марта 2016г.
Их справок Администрации Холмогорского сельсовета Шарыповского района Красноярского края № от 07.08.2013 года, № от 26.08.2013 года следует, что с ФИО4 1994 года рождения и её родителями ФИО2, ФИО3 договор социального найма не заключался. Жилое помещение по договору не предоставлялось. В период лишения родительских прав ФИО17 и на момент смерти ФИО3, семья проживала по адресу: <адрес>.
Согласно уведомлению Шарыповского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Красноярскому краю, сведений о правах ФИО4 на объекты недвижимого имущества на территории Красноярского края, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не имеется.
Как следует из свидетельства о регистрации по месту пребывания № от 18.11.2016 года ФИО4 1994 г.р., зарегистрирована по мету пребывания по адресу: <адрес>, согласно акту об установлении количества граждан, проживающих в жилом помещении от 22.11.2016 года, имеет временную регистрацию по указанному адресу с 18.11.2016 года по 18.11.2017 года.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что ФИО4 имеет право на получение жилого помещения, в установленном законом порядке, поскольку является лицом, оставшимся без попечения родителей, не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, дом оставшийся от родителей по адресу: <адрес>, признан не пригодным для проживания, в силу требований ст. 15 ЖК РФ указанный дом не может являться объектом жилищных прав, иного жилого помещения ФИО4 в собственности не имеет, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Обязать Администрацию г.Шарыпово Красноярского края предоставить ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на территории г.Шарыпово Красноярского края жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, специализированное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам, исходя из нормы предоставления общей площади не менее 33 квадратных метров.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Шарыповский городской суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: