Судья Степанова Ю.С. Дело № 33а-2493/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 сентября 2017 года город Севастополь
Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего судьи Артамоновой Т.А.,
судей Дудкиной Т.Н., Кондрак Н.И.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства по докладу судьи Артамоновой Т.А. материал по частной жалобе представителя ФИО1 – ФИО2 на определение Ленинского районного суда города Севастополя от 26 июня 2017 года об отказе в принятии административного искового заявления ФИО1 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, заинтересованные лица – Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя, Управление земельного контроля Правительства Севастополя, о признании бездействия незаконным и понуждении совершить определенные действия,
установила:
23.06.2017 г. представитель ФИО1 – ФИО2 (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №) обратилась в Ленинский районный суд города Севастополя с административным исковым заявлением к Департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, в котором просила: 1) признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в не рассмотрении и не принятии решения в установленный законом срок по заявлению ФИО1 от 22.12.2016 г. (вх.№) о предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью 38,0 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в собственность без проведения торгов (кадастровый квартал земельного участка №; категория земель - земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство; размещение дачных домов и садовых домов); описание вида разрешенного использования: размещение гаражей и подсобных сооружений - согласно коду 2.1 Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утв. приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N5401); 2) Обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя рассмотреть заявление ФИО1 от 22.12.2016 г. (вх.№) о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 38,0 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в собственность без проведения торгов. По результатам рассмотрения заявления принять мотивированное решение в соответствии законом; 3) при наличии оснований, предусмотренных законом, по результатам рассмотрения заявления от 22.12.2016 г. (вх.№) о предварительном согласовании предоставления земельного участка, предоставить ФИО1 результат государственной услуги, путем выдачи распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя о предварительном согласовании предоставления указанного земельного участка.
Определением Ленинского районного суда г. Севастополя от 26.06.2017 г. в принятии данного административного искового заявления отказано.
В частной жалобе представитель административного истца просит указанное определение отменить, административное исковое заявление ФИО1 возвратить в Ленинский районный суд г. Севастополя для решения вопроса о его принятии и рассмотрении заявленных требований по существу в порядке административного судопроизводства, поскольку, по мнению заявителя, выводы районного суда о рассмотрении названного искового заявления в порядке не административного, а гражданского судопроизводства противоречат требованиям процессуального законодательства. При этом, заявитель настаивает на том, что иск содержит требования по обжалованию бездействия административного органа; отказ в предоставлении земельного участка или само по себе распоряжение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность без проведения торгов, не порождает каких-либо прав истца в отношении этого земельного участка, поскольку этот земельный участок не поставлен на кадастровый учет, не сформирован, то есть не существует как объект гражданских прав. По мнению заявителя, требования административного истца вытекают из публичных правоотношений и не носят гражданско-правовой характер, защищаемый в исковом производстве, административный истец выражает несогласие с действиями государственного органа, следовательно, заваленные требования подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства.
В соответствии с частью 2 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) рассмотрение частной жалобы на данное определение судьи осуществляется по правилам, установленным главой 33 настоящего Кодекса, в порядке упрощенного (письменного) производства без ведения аудиопротоколирования и протокола.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого определения.
Отказывая в принятии административного искового заявления, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в данном случае имеется спор о праве между сторонами по делу, поскольку административный истец просил признать незаконным бездействие административного ответчика по не рассмотрению и не принятию решения в установленный законом срок по его заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью 38,0 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в собственность без проведения торгов; такой спор, по мнению суда первой инстанции, подлежит рассмотрению в исковом производстве в порядке гражданского судопроизводства.
Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда с такими выводами не может согласиться по следующим основаниям.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Порядок реализации данного права предусмотрен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Положения части 1 статьи 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 2 части 2 статьи 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
В силу статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории (пункт 1).
Пунктом 2 статьи 11.10 ЗК РФ установлено, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 названного Кодекса, если иное не предусмотрено данной статьей (пункт 3 статьи 11.10 ЗК РФ). Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (пункт 4).
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 13).
Общий порядок предоставления земельных участков без торгов регламентируется статьями 39.14 - 39.17 ЗК РФ, согласно которым процедура предоставления участка, который предстоит образовать, начинается с подготовки схемы расположения земельного участка.
Согласно части 7 статьи 39.15 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
В соответствии c пунктом 4.58 Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, утвержденным Проставлением Правительства Севастополя от 22.09.2016 г. №883-ПП, административный ответчик в пределах своей компетенции и в соответствии с функциями осуществляет полномочия по утверждению схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от 19.01.2017 г. №549-РДЗ утверждён Административный регламент по предоставлению государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополя».
В силу пункта 2.3 указанного Административного регламента результатом предоставления данной административной услуги является распоряжение Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности.
Из сути заявленных ФИО1 требований следует, что последние сводятся к оспариванию административным истцом бездействия административного ответчика по не рассмотрению и не принятию в установленный законом срок решения по его письменному заявлению о предоставлении государственной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка и утверждении схемы его расположения.
Таким образом, требования административного истца вытекают из публичных правоотношений и не носят гражданско-правового характера, защищаемого в исковом производстве, поскольку спорные правоотношения не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон. Уполномоченный орган исполнительной власти, бездействие которого оспаривается, реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов, принимает решения по вопросам, входящим в его компетенцию, в соответствии с предоставленными полномочиями и функциями, в связи с чем суду первой инстанции не следовало отказывать в принятии административного искового заявления ФИО1 о признании незаконным бездействия административного ответчика по не принятию решения о предварительном согласовании предоставления вышеуказанного земельного участка согласно заявлению истца от 22.12.2016 г. (вх.№.
При этом судебная коллегия считает обоснованными доводы частной жалобы о том, что распоряжение административного ответчика о предварительном согласовании предоставления земельного участка не выступает в качестве правоустанавливающего документа заявителя на земельный участок, а является лишь начальным этапом процедуры оформления прав на такой земельный участок, не порождает каких-либо прав истца в отношении этого земельного участка, поэтому вывод суда о наличии спора о праве между сторонами основан на неправильном понимании норм материального права.
В связи с изложенным, определение судьи Ленинского районного суда города Севастополя от 26.06.2017 г. признать законным нельзя, в связи с чем оно подлежит отмене, а административное дело - направлению в районный суд со стадии его принятия к производству.
Руководствуясь статьями 315, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда
определила:
определение Ленинского районного суда города Севастополя от 26 июня 2017 года отменить.
Административное исковое заявление ФИО1 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании бездействия незаконным и понуждении совершить определенные действия вместе с материалом № направить в Ленинский районный суд города Севастополя для принятия указанного административного иска к производству данного суда.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи