К делу № 2-920/12
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 июля 2012 года Белореченский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующей судьи Дадаш И.А.,
при секретаре Кламбоцкой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Белореченского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Родниковского сельского поселения Белореченского района о признании незаконным бездействия и обязании администрации Родниковского сельского поселения Белореченского района создать специализированную организацию по вопросам похоронного дела,
УСТАНОВИЛ:
Белореченский межрайонный прокурор Прихленко С.М. обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации Родниковского сельского поселения Белореченского района о признании незаконным бездействие, выразившееся в неисполнении требований законодательства о погребении и обязании администрации Родниковского сельского поселения Белореченского района создать специализированную организацию по вопросам похоронного дела.
В обоснование заявленных требований прокурор указывает, что в соответствии с п. 22 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Указанные полномочия также содержатся в статье 15 Закона № 666-КЗ от 04.02.2004 года « О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае» (далее Закон № 666-КЗ).
Как указывает заявитель, прокуратурой Белореченского района в феврале 2011 года проводилась проверка в сфере указанного законодательства, по результатам которой Белореченским межрайонным прокурором главе сельского поселения 01.02.2011 года было внесено представление № 594 об устранении нарушений земельного законодательства связанного с погребением умерших граждан.
Также в ходе указанной проверки выявлены нарушения законодательства о погребении и похоронном деле в администрации Родниковского сельского поселения Белореченского района, выразившиеся в отсутствие специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории поселения, книги регистрации захоронений на территории кладбищ, книги регистрации, установки и замены надмогильных сооружений в поселении.
В ходе повторной проверки, проведенной прокуратурой района в рамках контроля за исполнением, ранее внесенного в 2011 году представления в администрации Родниковского сельского поселения Белореченского района выявлены аналогичные нарушения законодательства о погребении и похоронном деле, что подтверждается информацией, поступившей в прокуратуру района 18.07.2012 года за № 6798 из администрации сельского поселения и материалами проверки.
Как следует из заявления прокурора, в соответствии со ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8 «О погребении и похоронном деле» гарантии осуществления погребения умершего реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
В силу ч. ч. 1, 2 ст. 15 Закона Краснодарского края от 04.02.2004 года № 666 «О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае», органы местного самоуправления в Краснодарском крае создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с федеральным законодательством возлагаются обязанности по осуществлению погребения умерших (погибших). Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления в Краснодарском крае.
Белореченский межрайонный прокурор считает, что невыполнение администрацией Родниковского сельского поселения Белореченского района вышеуказанных требований как Федерального закона от 12.01.1996 года № 8 «О погребении и похоронном деле», так и Закона Краснодарского края от 04.02.2004 года № 666 «О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае» нарушает права и охраняемые законом интересы граждан, проживающих постоянно и временно находящихся на территории Родниковского сельского поселения, как в настоящее время, так и в будущем, то есть неопределенного круга лиц, что, в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, предоставляет право прокурору обратиться в суд для защиты этих прав и интересов.
В связи с изложенным, Белореченский межрайонный прокурор просит суд признать незаконным бездействие администрации Родниковского сельского поселения Белореченского района, выразившееся в непринятии мер к созданию специализированной организации по вопросам похоронного дела в сельском поселении и обязать администрацию Родниковского сельского поселения Белореченского района создать на территории поселения специализированную организацию по вопросам похоронного дела в срок до 15.01.2013 года.
Представитель прокуратуры Белореченского района – помощник прокурора Замараева Ю.П. в судебном заседании требования Белореченского межрайонного прокурора поддержала и просила суд их удовлетворить.
Представитель администрации Родниковского сельского поселения Белореченского района Тихонова А.О. считает требования прокурора обоснованными в части отсутствия созданной специализированной организации по вопросам похоронного дела, а в части бездействия администрации Родниковского сельского поселения Белореченского района, выразившееся в непринятии мер к созданию специализированной организации по вопросам похоронного дела в сельском поселении не согласен.
В обоснование своих возражений показал, что администрацией Родниковского сельского поселения в соответствии с пунктом 22 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в настоящее время имеется положительное решение технического Совета от 25 января 2011г.; направлено заявление в управление архитектуры и градостроительства о проведении типографической съемки и выдачи заключения о необходимой площади земельных участков под кладбищами, расположенными на территории Родниковского сельского поселения; после вступления в силу Решения №84 от 25.02.2011г. «Об организации похоронного дела на территории муниципального образования Родниковское сельское поселение Белореченского района» постановлением администрации Родниковского сельского поселения будут утверждены порядок ведения книг регистрации захоронений и регистрации надмогильных сооружений, а так же порядок выдачи свидетельств о регистрации захоронений.
После проверки прокуратурой района законодательства о погребении и похоронном деле администрацией Родниковское сельского поселения были приняты следующие нормативно правовые акты: Решение сессии Совета Родниковского сельского поселения №76 от 27.12.2010г. «Об утверждении стоимости гарантированных услуг по погребению, оказываемых на территории муниципального образования Родниковское сельское поселение»; Решение №84 от 25.02.2011г. «Об организации похоронного дела на территории муниципального образования Родниковское сельское поселение Белореченского района»; Распоряжение №1-6 от 25.02.2011г «О дисциплинарном взыскании Арямову С.А.»; Постановление №243 от 24.10.2011г. «О проведении конкурса по отбору организации для оказания ритуальных услуг по погребению на территории муниципального образования Родниковское сельское поселение Белореченского района»; Договор №2/39 от 01.08.2012г. «Об оказании ритуальных услуг».
Представитель администрации муниципального образования Белореченский район Низаева Ю. по существу заявленных прокурором требований возражает в части признания незаконным бездействия администрации Великовечненского сельского поселения Белореченского района, выразившегося в непринятии мер к созданию специализированной организации по вопросам похоронного дела в сельском поселении, по следующим основаниям. В 2011 году после представления Белореченского межрайонного прокурора «Об устранении нарушений земельного законодательства и законодательства, связанного с погребением умерших», вынесенного сельским поселениям, администрацией муниципального образования Белореченский район в целях реализации Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» оказывалась помощь администрациям сельских поселений в разработке проектов нормативных правовых актов по организации похоронного дела. В апреле 2011 года в сельские поселения были направлены разработанные проекты нормативных правовых актов по вопросам похоронного дела. Белореченской межрайонной прокуратурой проводилась антикоррупционная экспертиза проектов данных нормативных правовых актов и даны положительные заключения о соответствии актов действующему законодательству о похоронном деле, в том числе и положениям о создании похоронной службы по вопросам похоронного дела. Наличие в проектах нормативных правовых актов коррупциногенных факторов не установлено. В настоящее время представительными органами сельских поселений все нормативные правовые акты приняты и действуют. В процессе реализации законодательства по похоронному делу была изучена практика по вопросам создания специализированных служб, как в Краснодарском крае, так и в Российской Федерации. С главами сельских поселений проводилось совещание по вопросу способа создания специализированных служб по вопросам похоронного дела. Рассматривались различные варианты создания специализированных служб, как в форме бюджетных учреждений, так и путем проведения конкурса по отбору организации для оказания ритуальных услуг по погребению, которые предусматриваются действующим в поселениях положением о специализированной службе по вопросам похоронного дела. При выборе способа создания специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории поселения сельскими поселениями были рассчитаны затраты на создание специализированной службы в форме бюджетного учреждения и по предварительным расчетам было решено создавать специализированные службы путем проведения конкурса и привлечения хозяйствующих субъектов, поскольку создавать специализированные службы в форме бюджетных учреждений экономически не выгодно для поселений с учетом требования ст.ст. ст. 33, 34, 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации. С целью оказания методической помощи администрацией муниципального образования Белореченский район была разработана конкурсная документация и направлена в сельские поселения для дальнейшей организации работы. После чего все поселения объявили конкурс по отбору организации для оказания ритуальных услуг по погребению на территории поселения. В виду того, что граждане и юридические лица не были достаточно проинформированы о проведении конкурса, на конкурс не поступило ни одной заявки и он был признан не состоявшимся. В настоящее время поселения продолжают работу по проведению повторного конкурса с целью создания специализированной службы по вопросам похоронного дела. До проведения повторного конкурса поселения заключили временный договор с МУП Белореченского городского поселения Белореченского района «Центр бытовых услуг» для реализации прав граждан на получение гарантированного перечня ритуальных услуг по похоронному делу.
В соответствии с Пленумом Верховного суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом местного самоуправления возложенных на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими его полномочия обязанностей. Представленные же доказательства подтверждают принятие администрацией Родниковского сельского поселения необходимых мер по созданию специализированных служб по вопросам похоронного дела в соответствии с действующим законодательством. Специализированная служба в поселении не создана не по причине бездействия администрации сельского поселения, а по объективным причинам.
Таким образом, полагает, что требования Белореченского межрайонного прокурора о признания незаконным бездействия администрации Родниковского сельского поселении выразившегося в непринятии мер к созданию специализированных служб по вопросам похоронного дела не доказаны и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В части требований Белореченского межрайонного прокурора об обязании администрации Родниковского сельского поселения создать специализированную службу по оказанию ритуальных услуг на территории поселения администрация муниципального образования Белореченский район согласна, однако считает, что специализированная служба в поселении создана будет посредством проведения конкурса по отбору организации для оказания ритуальных услуг по погребению на территории поселения в рамках федеральных краевых и муниципальных актов.
Учитывая вышеизложенное и руководствуясь Федеральным закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», Законом Краснодарского края от 04.02.2004 г. № 666-КЗ «О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае», ст. 35, 260 ГПК РФ просит в удовлетворении требований о бездействии администрации Родниковского сельского поселения Белореченского района отказать, в остальной части вынести решение на усмотрение суда.
Выслушав стороны, исследовав представленные материалы, суд считает требования прокурора в части об обязания администрации Родниковского сельского поселения Белореченского района создать специализированную организацию по вопросам похоронного дела обоснованными и подлежащими удовлетворению, а в части признания незаконным бездействия администрации Родниковского сельского поселения Белореченского района, выразившегося в непринятии мер к созданию специализированных служб по вопросам похоронного дела удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В соответствии с п. 22 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к полномочиям органов местного самоуправления, что закреплено в статье 15 Закона № 666-КЗ от 04.02.2004 года « О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае».
Как следует из представленного заявителем материала, в феврале 2011 года прокуратурой Белореченского района проводилась проверка в сфере указанного законодательства, в ходе которой выявлено, что в нарушение законодательства о погребении и похоронном деле в администрации Родниковского сельского поселения отсутствуют: специализированная служба по вопросам похоронного дела на территории поселения, в установленном законом порядке выделенные земельные участки для размещения кладбищ и соответствующая документация на них. Не разработан порядок деятельности специализированных служб и не приняты нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения в сфере погребения и похоронного дела.
Судом так же установлено, что на территории поселения располагаются два общественных кладбища по адресам: х. Грушевый и х. Подгорный.
По результатам проверки прокурором района главе Родниковского сельскогопоселения 01.02.2011 года было внесено представление № 594 об устранении нарушений земельного законодательства, связанного с погребением умерших граждан (л.д.6-7). Администрацией поселения представление было рассмотрено и приняты следующие меры: В настоящее время имеется положительное решение технического Совета от 25 января 2011г.; направлено заявление в управление архитектуры и градостроительства о проведении типографической съемки и выдачи заключения о необходимой площади земельных участков под кладбищами, расположенными на территории Родниковского сельского поселения; после вступления в силу Решения №84 от 25.02.2011г. «Об организации похоронного дела на территории муниципального образования Родниковское сельское поселение Белореченского района» постановлением администрации Родниковского сельского поселения будут утверждены порядок ведения книг регистрации захоронений и регистрации надмогильных сооружений, а так же порядок выдачи свидетельств о регистрации захоронений.
После проверки прокуратурой района законодательства о погребении и похоронном деле администрацией Родниковского сельского поселения были приняты следующие нормативно правовые акты: Решение сессии Совета Родниковского сельского поселения №76 от 27.12.2010г. «Об утверждении стоимости гарантированных услуг по погребению, оказываемых на территории муниципального образования Родниковское сельское поселение»; Решение №84 от 25.02.2011г. «Об организации похоронного дела на территории муниципального образования Родниковское сельское поселение Белореченского района»; Распоряжение №1-6 от 25.02.2011г «О дисциплинарном взыскании Арямову С.А.»; Постановление №243 от 24.10.2011г. «О проведении конкурса по отбору организации для оказания ритуальных услуг по погребению на территории муниципального образования Родниковское сельское поселение Белореченского района»; Договор №2/39 от 01.08.2012г. «Об оказании ритуальных услуг».
На 24 сессии 2 созыва Совета Родниковского сельского поселения Белореченского района было принято решение №84 от 25.02.2011г. «Об организации похоронного дела на территории муниципального образования Родниковское сельское поселение Белореченского района» в котором содержатся приложения: приложение №1 «О порядке захоронения и содержания муниципальных кладбищ на территории муниципального образования Родниковское сельское поселение Белореченского района», приложение №2 «О специализированной службе по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования Родниковское сельское поселение Белореченского района».
На 21 сессии 2 созыва было принято решение №72 от 17.12.2010г. «О бюджете Родниковского сельского поселения Белореченского района на 2011г.»
В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8 «О погребении и похоронном деле» гарантии осуществления погребения умершего реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Частями 1 и 2 статьи 15 Закона Краснодарского края от 04.02.2004 года № 666 «О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае», предусмотрено, что органы местного самоуправления в Краснодарском крае создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с федеральным законодательством возлагаются обязанности по осуществлению погребения умерших (погибших). Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления в Краснодарском крае.
Доводы прокурора в части бездействия администрации Родниковского сельского поселения Белореченского района, выразившиеся в непринятии мер к созданию специализированных служб по вопросам похоронного дела материалами дела не подтверждаются, так установлено, что в рамках исполнения закона была разработана вся документация и объявлен конкурс. Факт, того что по результатам проведенного конкурса не была создана специализированная организация не свидетельствует о бездействии администрации Родниковского сельского поселения Белореченского района, а расценивается судом, как реализация прав граждан на получение гарантированного перечня ритуальных услуг по похоронному делу. В связи с чем в части иска о признании незаконным бездействие администрации Родниковского сельского поселения Белореченского района, выразившееся в непринятии мер к созданию специализированной организации по вопросам похоронного дела в сельском поселении прокурору следует отказать.
Доводы ответчика главы администрации Родниковского сельского поселения, данные им в судебном заседании, о нецелесообразности создания в сельском поселении специализированной службы по вопросам похоронного дела не основаны на законе.
Ссылки на главы администрации Родниковского сельского поселения на экономическую нецелесообразность не могут быть приняты судом во внимание как обоснование возможности нарушения закона и не создания специализированной организации.
Ссылаясь на статью 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пункт 3 статьи 9 Закона о погребении и похоронном деле суд считает, что у органа местного самоуправления имеются полномочия по установлению стоимости услуг, предоставленных согласно гарантированному перечню услуг по погребению, а также имеется право предоставления субсидий хозяйствующим службам.
Поэтому довод представителя администрации муниципального образования Белореченский район и главы Родниковского сельского поселения Белореченского района в части экономической нецелесообразности не имеет правового значения для дела, поскольку требования прокурора касаются необходимости соблюдения требований Федерального закона от 12.01.1996 года № 8 «О погребении и похоронном деле», так и Закона Краснодарского края от 04.02.2004 года № 666 «О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае» и направлены создание специализированной организации по вопросам похоронного дела в сельском поселении.
Требование представителя администрации муниципального образования Белореченский район о необходимости обсуждения судом вопроса о выборе способа создания сельскими поселениями специализированной службы на своей территории, по тем основаниям, что после произведенных администрацией муниципального образования Белореченский район расчетов затрат на создание специализированной службы в форме бюджетного учреждения был сделан вывод об его экономической нецелесообразности для поселений с учетом требования ст.ст. ст. 33, 34, 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации не только по созданию, но и по дальнейшему содержанию требуемого учреждения и поэтому по предварительным расчетам было решено создавать специализированные службы путем проведения конкурса и привлечения хозяйствующих субъектов не может быть предметом судебного разбирательства, однако факт привлечения сельской администрацией хозяйствующего субъекта на временной основе учитывается судом при разрешении требования прокурора о признании незаконным бездействия администрации.
Суд соглашается с мнением прокурора в части того, что создание специализированной службы по похоронному делу путем объявления конкурса среди действующих юридических лиц, представляющих услуги по ритуальному обслуживанию населения не является как таковым созданием муниципального учреждения или предприятия, однако, согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 23.09.2008 N 12027/07, устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности, возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, Закон о погребении не исключает возможности выполнения данной деятельности другими коммерческими организациями.
Следовательно, МУП Белореченского городского поселения Белореченского района «Центр бытовых услуг» вправе оказывать услуги по погребению и без присвоения ему статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела, что не противоречит положениям Закона о конкуренции и Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", что суд расценивает, как действия администрации Родниковского сельского поселения, направленные на оказание услуг по погребению умерших. Однако судом установлено, что представленный временный договор с МУП Белореченского городского поселения Белореченского района «Центр бытовых услуг» для реализации прав граждан на получение гарантированного перечня ритуальных услуг по похоронному делу заключен не по итогам конкурса.
Более того, согласно п.25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснить, имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона и иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценить целесообразность такого решения, действия (бездействия).
В данной ситуации поставленные перед судом вопросы, о возможности и экономической целесообразности привлечения иных хозяйствующих субъектов, для выполнения обязанностей по осуществлению погребения умерших по сравнению с экономически нецелесообразным для бюджета содержанием специализированной организации, относятся к вопросам, которые отнесены к усмотрению администрации Родниковского сельского поселения Белореченского района бездействие которых оспариваются и поэтому суд не вправе оценить целесообразность принятия такого решения, действия (бездействия).
Суд считает подлежащим удовлетворению требование прокурора в части именно создания специализированной службы по вопросам похоронного дела в Родниковском сельском поселении Белореченского района, однако выбор организационно-правовой формы суд считает необходимым отнести к компетенции ответчика, с учетом того, что порядок деятельности такой службы должен определяться органом местного самоуправления, который вправе самостоятельно финансировать деятельность этой службы и давать такой службе обязательные для исполнения указания; либо иным образом иметь возможность определять решения, принимаемые такой службой; контролировать ее финансово-хозяйственную деятельность по бесплатному оказанию ритуальных услуг в установленном законодательством объеме.
Согласно требования ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод граждан.
Учитывая, что ввиду отсутствия в Родниковском поселении Белореченского района службы по вопросам похоронного дела, вне зависимости от организационно-правовой формы, родственники либо иные лица, осуществляющие погребение умерших, вынуждены самостоятельно принимать меры для сбора всех необходимых для погребения документов, что нарушает их законные права и интересы по исполнению волеизъявления умершего. В связи с тем, что к категории указанных лиц может относиться любое физическое лицо, определить круг лиц, права которых нарушаются, невозможно.
Таким образом, судом установлено, что на территории Родниковского сельского поселения администрацией поселения в полном объеме не исполняются как требования Федерального закона от 12.01.1996 года № 8 «О погребении и похоронном деле», так и требования Закона Краснодарского края от 04.02.2004 года № 666 «О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае», что нарушает права и охраняемые законом интересы граждан, проживающих постоянно и временно находящихся на территории Родниковского сельского поселения, как в настоящее время, так и в будущем, то есть неопределенного круга лиц, в связи с чем иск прокурора, поданный в соответствии со ст. 45 ГПК РФ в этой части подлежит удовлетворению..
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Белореченского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Родниковского сельского поселения Белореченского района о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к созданию специализированных служб по вопросам похоронного дела и обязании администрации Родниковского сельского поселения Белореченского района создать специализированную организацию по вопросам похоронного дела, удовлетворить частично.
В удовлетворении требования Белореченского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации Родниковского сельского поселения Белореченского района, выразившееся в непринятии мер к созданию специализированной организации по вопросам похоронного дела в Родниковском сельском поселении Белореченского района – отказать.
Обязать администрацию Родниковского сельского поселения Белореченского района создать либо привлечь специализированную организацию по вопросам похоронного дела в срок до 15.01.2013 года.
Решение суда может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Белореченский районный суд в течение одного месяца.
Судья Дадаш И.А