Дело № 2а-1385/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ Р. Ф.
ДД.ММ.ГГГГ. <адрес>
Белогорский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего Каспирович М.В.,
при секретаре Катеринич И.Г.,
с участием:
представителя административного истца – старшего помощника прокурора <адрес> Коньковой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределённого круга лиц к С.Н.А. о прекращении действия права на управление транспортными средствами,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора <адрес> обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к С.Н.А. указав, что прокуратурой <адрес> в рамках осуществления надзора за безопасностью дорожного движения проведена проверка соблюдения требований ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». По результатам проверки установлено, что С.Н.А. выдано водительское удостоверение № <адрес> категории «В,А,С,Е» на право управления транспортными средствами. Согласно информации ГАУЗ АО «<адрес> наркологический диспансер» филиал в <адрес> ответчик состоит на диспансерном учете у врача <данные изъяты> с диагнозом «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ. Стационарно в ДД.ММ.ГГГГ проходил курс лечения в стационаре ГАУЗ АО «АОНД» в <адрес> с диагнозом «<данные изъяты>».Ремиссия ДД.ММ.ГГГГ месяц.Просит прекратить действие права на управление транспортными средствами у С.Н.А.., аннулировать водительское удостоверение № <адрес>, выданное ДД.ММ.ГГГГ, либо водительское удостоверение, выданное взамен; решение суда направить в ГУ МО МВД России «Белогорский» для розыска и изъятия водительского удостоверения и внесения сведений в Федеральную информационную систему ГИБДД-М об аннулировании водительского удостоверения.
В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> Конькова Д.А. исковые требования поддержала по основаниям, приведенным в иске, на их удовлетворении настаивала.
Всудебное заседание не явилисьпредставителизаинтересованного лица МО МВД России «Белогорский», ГАУЗ АО «<адрес> наркологический диспансер» - о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, административный ответчик С.Н.А. - судебная повестка, направленная по последнему известному суду месту жительства ответчика и месту его регистрации – <адрес>, пер. Медицинский, <адрес>, согласно сведениям с интернет-портала «Почта России» не вручены вследствие отсутствия адресата.В силу разъяснений содержащихся в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю. Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Изложенные правила подлежат применению в том числе к судебным извещениям и вызовам (глава 9 КАС РФ), если законодательством об административном судопроизводстве не предусмотрено иное. Бремя доказывания того, что судебное извещение или вызов не доставлены лицу, участвующему в деле, по обстоятельствам, не зависящим от него, возлагается на данное лицо (часть 4 статьи 2, часть 1 статьи 62 КАС РФ). Судебное извещение о судебном заседании, направленное ответчику заблаговременно, не получено по обстоятельствам, зависящим только от ответчика. При таких обстоятельствах, на основании ст. 289 КАС РФ суд находит возможным рассмотреть спор в отсутствие не явившихся.
Выслушав административного истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (далее - административные дела), связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 статьи 1 Кодекса).
Регулируемые Федеральным законом "О безопасности дорожного движения" общественные отношения, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения, не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.
Принятие и исполнение решения о прекращении действия права на управление транспортным средством предполагают реализацию публично-властных полномочий по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к водителю транспортного средства в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий (статья1 Федерального закона "О безопасности дорожного движения").
В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Обращаясь в суд с требованием о прекращении права управления транспортным средством, прокурор реализует принадлежащие ему публичные (публично-властные) полномочия в отношении физического лица. В свою очередь, при рассмотрении и разрешении таких требований прокурора суд осуществляет судебный контроль за соблюдением прав гражданина, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.
Заместитель прокурораг.Белогорска обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, в связи с нарушением прав участников дорожного движения.
Статьей 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
Согласно ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Часть 3 ст. 55 Конституции РФ предусматривает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно п. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
В силу пункта 1 статьи 1079 Гражданского кодекса РФ использование транспортных средств признается деятельностью, осуществление которой связано с повышенной опасностью для окружающих.
Статьей 24 Федеральным закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" определено, что права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
Согласно абзацу 9 статьи 5 Федерального закона N 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в том числе, проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
В ч. 1 ст. 26 указанного Федерального закона определены условия получения права на управление транспортными средствами, к которым относятся наличие определенного возраста и отсутствие противопоказаний к управлению транспортными средствами.
В соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 23 Федерального закона медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
В пункте 1 статьи 23.1 названного закона указано, что медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются, в том числе, выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" утвержден перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Так, противопоказанием для управления транспортными средствами всех категорий является, в частности, эпилепсия, алкоголизм, наркомания, токсикомания.
Таким образом, наличие у гражданина заболевания "наркомания" является препятствием для управления им автотранспортными средствами.
Выдача водительского удостоверения возможна при заболеваниях наркоманией только при стойкой ремиссии после специального лечения.
Водители категории "В" и "С" допускаются к управлению транспортными средствами при стойкой ремиссии в течение не менее трех лет.
Ремиссией после лечения наркомании является воздержание от приема наркотиков, а стойкой ремиссией - выздоровление.
На основании Приказа Министерства здравоохранения СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 704 "О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией" диспансерному учету и динамическому наблюдению в амбулаторных наркологических учреждениях (подразделениях) подлежат все лица, которым установлены диагнозы: хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания.
Согласно приказу Минздрава СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 704 "О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями", в случае выполнения больным всех назначений лечащего врача, соблюдения сроков явок в наркологические учреждения (подразделения) и наступления после лечения стойкой, объективно подтвержденной ремиссии, устанавливаются сроки диспансерного учета больных наркоманиями и токсикоманиями - 5 лет (Письмо Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ N 14-2/2017686 "О медицинских ограничениях к управлению транспортным средством и владению оружием").
Снятие с диспансерного учета производится по ряду причин, в том числе стойкая ремиссия (выздоровление).
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" для лиц больных наркоманией, установлены ограничения на занятие отдельными видами профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности.
Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.
Из изложенного следует, что при решении вопросов, касающихся прекращения права управления транспортными средствами у лиц, имеющих водительское удостоверение и страдающих наркоманией, токсикоманией или алкоголизмом, необходимо выяснять наличие у данных лиц состояния стойкой ремиссии.
При установлении факта прямого запрета к управлению гражданином транспортными средствами продолжение действия права управления транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения, а потому такая деятельность подлежит прекращению.
Из материалов дела следует, что С.Н.А.ДД.ММ.ГГГГ г.р., ДД.ММ.ГГГГ выдано водительское удостоверение категории «А,В,С,Е» серии <адрес>.
Прокуратуройг.Белогорска проведена проверка соблюдения требований в сфере безопасности дорожного движения, в ходе которой выявлено, что ответчик с ДД.ММ.ГГГГ состоит на диспансерном учете у врача <данные изъяты> с диагнозом «<данные изъяты>».
По сообщению ГАУЗ АО «АОНД» в г.С.Н.А.., ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ состоит на диспансерном учете у врача <данные изъяты> с диагнозом: «<данные изъяты>». Лечился стационарно в ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом: <данные изъяты>». После выписки врача посещал в ДД.ММ.ГГГГ, отмечалась ремиссия ДД.ММ.ГГГГ месяц, после врача не посещал. Учитывая длительное злоупотребление <данные изъяты>, сформированную психическую и физическую зависимость от <данные изъяты> установлено, что С.Н.А.. страдает:«<данные изъяты>» и на основании Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1604 «О перечне медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством» страдает синдромом зависимости от опиоидов (героина) имеет медицинские противопоказания для управления транспортными средствами.
Из медицинской карты амбулаторного больного С.Н.А.., ДД.ММ.ГГГГ г.р., №следует, что административный ответчик с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился на лечении в <данные изъяты> отделении с диагнозом «<данные изъяты>»; ДД.ММ.ГГГГ поставлен на «Д» учет. Административный ответчик ДД.ММ.ГГГГ был на приеме у врача <данные изъяты>.
Таким образом, сведений о наличии у ответчика ремиссии либо снятии последнего с диспансерного учета материалы дела не содержат.
Поскольку С.Н.А. имеет заболевание, наличие которого в силу действующего законодательства запрещает его допуск к управлению транспортными средствами, при этом он имеет водительское удостоверение, дающее право на управление транспортными средствами, суд приходит к выводу о наличии оснований для прекращения его права на управление транспортными средствами.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск заместителя прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределённого круга лиц к С.Н.А. о прекращении действия права на управление транспортными средствами - удовлетворить.
Прекратить действие права С.Н.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р.,на управление транспортными средствами, аннулировать водительское удостоверение №<адрес>, выданное ДД.ММ.ГГГГ, либо водительское удостоверение, выданное взамен.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Белогорский городской суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: М.В. Каспирович
Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.