Дело № (2-4146/2022)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 марта 2023 года город Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Эрзихановой С.Ф., с участием
истца Евченко Валерия Александровича,
представителя ответчика Управления государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя - Холмогоровой И.В., действующей на основании доверенности,
при секретаре судебного заседания Гончаровой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Евченко Валерия Александровича к Управлению государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя о взыскании убытков,
установил:
Евченко В.А. обратился в суд с иском к Управлению государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя о взыскании убытков, ссылаясь на то, что решением Исполнительного комитета Севастопольского городского совета народных депутатов от 20.02.1990 ему предоставлен в постоянное бессрочное пользование земельный участок по адресу: <адрес>. В ходе оформления прав на указанный земельный участок в 2018 году Евченко В.А. стало известно о регистрации права собственности на указанный земельный участок за Евченко В.А. 26.11.1965 г.р. и его последующей реализации. Запись о праве собственности Евченко В.А. 26.11.1965 г.р. на земельный участок была внесена 21.03.2016 государственным регистратором Управления государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя Малачлы А.В. на основании заявления Мормуль И.А., действовавшего от имени Евченко В.А., 26.11.1965 г.р., и предоставившего в качестве основания для регистрации права архивную выписку из решения исполкома народных депутатов от 20.02.1990, принятого в отношении Евченко В.А., 03.10.1958 г.р. Ссылаясь на нарушение государственным регистратором положений федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Административного регламента, Евченко В.А., уточнив исковые требования, просил суд возместить за счет казны Российской Федерации убытки, причиненные незаконной регистрацией права собственности в размере 500 000 руб.
Истец Евченко В.А. в судебное заседание явился, поддержал доводы искового заявления, указывая на виновные действия государственного регистратора, повлекшие выбытие земельного участка из собственности истца.
Представитель ответчика Управления государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя - Холмогорова И.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании по заявленному иску возражала, ссылаясь на то, что на момент осуществления регистрационных действий (10.03.2016) государственный регистратор соблюдая Административный регламент, руководствуясь ведомственными разъяснениями Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, проводя правовую экспертизу документов, выполнил все необходимые и зависящие от него действия.
Суд, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, решением Исполнительного комитета Севастопольского городского совета народных депутатов № 3/212 от 20.02.1990 Евченко В.А. предоставлен в постоянное бессрочное пользование земельный участок площадью 0,05 га под строительство индивидуального жилого дома по проезду Вербеновому, 7, г. Севастополь.
09.02.2016 в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя поступило заявление Мормуль И.А., действовавшего от имени Евченко В.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. на основании нотариально удостоверенной доверенности, о государственной регистрации права права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 500 кв.м.
К заявлению была приложена архивная выписка от 10.12.2015 № е/30 из решения Исполнительного комитета Севастопольского городского совета народных депутатов № 3/212 от 20.02.1990 «О предоставлении земельных участков под строительство индивидуальных жилых домов членам Объединенного коллектива экспериментально-показательного молодежно-жилищного комплекса индивидуальных застройщиков «Гераклея» при СПОРП «Атлантика».
Государственный регистратор Малачлы А.В., не усмотрев каких-либо оснований для приостановления государственной регистрации прав, 21.03.2016 принял решение о регистрации права собственности Евченко В.А. 26.11.1965 г.р. на спорный земельный участок.
01.09.2018 Евченко В.А. 03.10.1958 г.р. обратился в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя с заявлением о государственной регистрации права на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>.
К заявлению была приложена архивная выписка от 29.08.2018 № е/18 из решения Исполнительного комитета Севастопольского городского совета народных депутатов № 3/212 от 20.02.1990, выписка из решения № 3/212 от 20.02.1990, договор о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка для строительства жилого дома на праве личной собственности от 30.10.1990.
В ответ на указанное заявление заявителю указано о наличии зарегистрированных прав третьих лиц на спорный земельный участок.
Решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 06.08.2019 по гражданскому делу № 2-2424/2019 Евченко В.А. отказано в удовлетворении требований, предъявленных к Петровой Е.П., Сергиенко В.В., Евченко В.А., о признании отсутствующим права собственности Евченко В.А. 26.11.1965 г.р., на земельный участок с кадастровым номером 91:02:005003:585, площадью 500 кв.м., расположенный по адресу г. Севастополь, проезд Вербеновый, 7, аннулировании записи о праве собственности, признании недействительным договора купли-продажи земельного участка, заключенного между Петровой Е.П. и Евченко В.А., 26.11.1965 г.р., 04.04.2016, признании недействительным договора купли-продажи земельного участка, заключенного между Петровой Е.П. и Сергиенко В.В. 01.05.2016, истребовании участка и чужого незаконного владения. Указанное решение суда вступило в законную силу.
Судом указано о том, что истцом не представлено доказательств, свидетельствующим о принятии им мер с 1990 года после предоставления ему земельного участка и по настоящее время, к его освоению, ограждению территории, возведению капитальных построек, использованию иным образом, а после 18.03.2014, зная, что решение Исполнительного комитета Севастопольского городского Совета народных депутатов от 20 февраля 1990 февраля 1990 года № 3/212 не содержит сведений, идентифицирующих личность граждан, которым предоставлялись земельные участки, не принял мер к государственной регистрации своего права.
В рамках рассмотрения настоящего спора, истец полагает, что ему были причинены убытки, в связи с неправомерными действиями государственного регистратора Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя, поскольку на момент осуществления регистрационных действий 21.03.2016, государственному регистратору должно было быть представлено решение Исполнительного комитета Севастопольского городского совета народных депутатов № 3/212 от 20.02.1990, в соответствии с требованиями федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", а не архивная выписка, предоставление которой в качестве правоустанавливающего документа предусмотрено с 2019 года, после введения в действие статьи 6.1 Закона города Севастополя от 25.07.2014 № 46-ЗС.
Статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственный органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению (статья 1069); при этом, по общему правилу, лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064).
Исходя из системного толкования норм действующего законодательства, регламентирующего основания наступления ответственности за причинение вреда, следует, что обязательными условиями наступления деликтной ответственности являются наличие вреда, причинно-следственная связь между действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов и наступившими вредоносными последствиями, противоправность деяния причинителя вреда, то есть незаконные действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, а также вина. Только наличие всех четырех условий в совокупности влечет наступление указанной ответственности.
В силу ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В подтверждение виновных действий государственного регистратора Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя, Евченко В.А. представлено постановление следователя следственного отдела по Ленинскому району города Севастополь Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Крым и городу Севастополю от 15.01.2022, которым отказано в возбуждении уголовного дела по основанию предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, то есть в связи с истечением сроков давности уголовного преследования в отношении Малачлы А.В. по признакам преступления, предусмотренного ч. 1.1 ст. 293 УК РФ.
Согласно части 4 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Между тем, поскольку указанное постановление следователя постановлено в рамках следствия, соответственно преюдициального значения для суда не имеет.
На момент осуществления регистрационных действий (21.03.2016) действия государственного регистратора регламентировались положениями Федерального закона от 21.07.1997 N 122-Ф3 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Приказа Министерства экономического развития РФ от 09.12.2014 №789 «Об утверждении административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Административный регламент).
Пунктами 98-101 Административного регламента предусматривались требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав (далее - правоустанавливающие), должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП (п. 98).
Документы, представляемые на государственную регистрацию прав, должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено Законом о регистрации, вид регистрируемого права и в установленных законодательством: случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц (п. 99).
Тексты документов, представляемых на государственную регистрацию прав, должны быть написаны разборчиво, наименования юридических лиц - без сокращения, с указанием их места нахождения. Фамилии, имена и отчества физических лиц, адреса их мест жительства должны быть написаны полностью (п. 100).
Документы, необходимые для государственной регистрации прав не могут быть исполнены карандашом, не должны иметь подчисток либо приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных в них исправлений серьезных повреждений, не позволяющих однозначно истолковать содержание.
В соответствии с пунктом 113 Административного регламента орган, осуществляющий регистрацию прав, не вправе требовать от заявителя или его представителя: представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги; представления документов и информации, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами находятся в распоряжении государственных органов, предоставляющих государственную услугу, иных государственных органов, органов местного самоуправления и (или) подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, за исключением документов, указанных в части 6 статьи 7 Закона N 210-Ф3.
В соответствии с пунктом 188 Административного регламента при проведении правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию прав на земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства, государственный регистратор (независимо от того, представил ли заявитель кадастровый паспорт или нет) направляет запрос о предоставлении сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Порядок проведения правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию права предусмотрен пунктами 230 - 235 Административного регламента.
Основанием для начала административной процедуры по правовой экспертизе документов, представленных на государственную регистрацию прав, проверки законности сделки в соответствии с Законом о регистрации, в том числе установления отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления является поступление к государственному регистратору документов, представленных на государственную регистрацию прав, от сотрудника, ответственного за прием документов.
При правовой экспертизе документов, проверке законности сделки, юридической силы правоустанавливающих документов устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, проверяется действительность поданных заявителем документов, наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также устанавливается отсутствие других оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации прав (статьи 9, 13, 17 Закона о регистрации).
Основанием для начала правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию прав на земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства, если заявление о предоставлении государственной услуги было представлено одновременно с заявлением о государственном кадастровом учете земельного участка объекта недвижимости, является поступление к государственному регистратору дополнительно к документам, представленным государственную регистрацию прав, сведений о соответствующем объекте недвижимости, внесенных в государственный кадастр недвижимости в результате кадастрового учета.
Правовая экспертиза проводится в том числе в отношении документов, представленных для внесения изменений в записи ЕГРП, в том числе в целях исправления технической ошибки, допущенной при государственной регистрации прав, повторной выдачи свидетельства о государственной регистрации права, выдачи закладной, регистрации законного владельца закладной, погашения регистрационной записи об ипотеке.
Правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки), проводится органом, осуществляющим регистрацию прав, на предмет установления действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав, установления отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления, предусмотренных Законом о регистрации.
При проведении правовой экспертизы представленных документов государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов (сведений), необходимых для государственной регистрации прав, в том числе подтверждению подлинности представленных заявителем документов или достоверности указанных в них сведений.
В соответствии с пунктом 237 Административного регламента, государственный регистратор, проверяя юридическую силу правоустанавливающих документов, устанавливает: 1) соответствие документов, в том числе их формы и содержания, требованиям законодательства, действовавшего на момент издания и в месте издания документа; 2) наличие у органа государственной власти (органа местного самоуправления) соответствующей компетенции на издание акта, в том числе наличие полномочий у лица, подписавшего этот акт; 3) соответствие сведений об объекте недвижимого имущества, указанных в представленных документах, сведениям о данном объекте, содержащимся в государственном кадастре недвижимости; 4) наличие соответствующих прав по распоряжению объектом недвижимости у подписавшего документ лица.
В соответствии с пунктом 238 Административного регламента, государственный регистратор, проверяя юридическую силу правоустанавливающих документов, также удостоверяется в том, что: 1) документы в установленных законодательством случаях нотариально удостоверены, скреплены печатями, имеют надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц; 2) тексты документов написаны разборчиво, наименования юридических лиц - без сокращения, с указанием мест их нахождения; 3) фамилии, имена и отчества физических лиц, адреса мест их жительства написаны полностью; 4) в документах нет подчисток, приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных в них исправлений; 5) документы не исполнены карандашом; 6) документы не имеют серьезных повреждений, наличие которых не позволяет однозначно истолковать их содержание.
В соответствии со статьей 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 этого Федерального конституционного закона, а также, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Особенности регулирования земельных и иных имущественных отношений на территории города Севастополя установлены Законом города Севастополя от 25 июля 2014 года № 46-ЗС « Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» (далее – Закон № 46-ЗС).
В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Закона № 46-ЗС перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества на территории города Севастополя до вступления в силу Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», устанавливается нормативным правовым актом Правительства Севастополя.
Постановлением Правительства города Севастополя № 202 от 07 августа 2014 года утвержден Перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, необходимых для государственной регистрации права, согласно которому такими являются, в том числе, изданные (выданные) в установленном порядке на территории города Севастополя до 18 марта 2014 года государственный акт на право собственности на земельный участок или на право постоянного пользования земельным участком, договор временного пользования земельным участком, государственный акт о праве коллективной собственности на земельный участок, а также акт органа государственной власти или местного самоуправления о предоставлении гражданину земельного участка.
Согласно пункта 2 Перечня, документами, подтверждающими наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимыми для государственной регистрации, являются заключенный в установленном законом порядке гражданско-правовой договор, предметом которого является недвижимое имущество, права относительно которого подлежат государственной регистрации, или вещное право на недвижимое имущество, или дубликат договора, или его архивная копия (в том числе договора аренды, мены, дарения, раздела, объединения недвижимого имущества).
Принимая во внимание вышеизложенное, наличие у заявителя при обращении 09.02.2016 в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя архивной выписки от 10.12.2015 № е/30 из решения Исполнительного комитета Севастопольского городского совета народных депутатов № 3/212 от 20.02.1990 «О предоставлении земельных участков под строительство индивидуальных жилых домов членам Объединенного коллектива экспериментально-показательного молодежно-жилищного комплекса индивидуальных застройщиков «Гераклея» при СПОРП «Атлантика», суд приходит к выводу об отсутствии доказательств, свидетельствующих о незаконности действий государственного регистратора при осуществлении регистрационных действий 21.03.2016 и наличия вины в его действиях.
Отсутствие незаконности действий органа регистрации прав свидетельствует об отсутствии его вины как обязательного элемента состава правонарушения, являющегося основанием для применения ответственности за вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) государственных органов (их должностных лиц) в виде возмещения убытков.
Доводы истца о нарушении государственным регистратором на момент осуществления регистрационных действий 21.06.2016 требований федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", подлежат отклонению, поскольку указанный документ вступил в силу 01.01.2017.
Таким образом, учитывая, приведенные выше правовые нормы, установив указанные обстоятельства, оценив, представленные доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии совокупности обязательных условий, являющихся основанием для применения ответственности за вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) государственных органов (их должностных лиц) в виде возмещения убытков, в связи с чем не находит правовых снований для удовлетворения исковых требований истца о взыскании убытков в размере 500 000 руб.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
решил:
исковые требования Евченко Валерия Александровича к Управлению государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя о взыскании убытков, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента изготовления в окончательной форме в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя.
Мотивированное решение суда изготовлено 31 марта 2023г.
Судья: С.Ф. Эрзиханова