Решение по делу № 2-1379/2023 от 08.02.2023

                                                                         дело № 2-1379/23

61RS0008-01-2022-007133-30

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

14 сентября 2023 года г. Ростов – на – Дону

Пролетарский районный суд г. Ростова – на – Дону в составе:

председательствующего судьи Черникова С.Г.,

при секретаре Чернобылове А.Ю.,

с участием:

-истца: Кожухарь Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кожухарь ФИО16 Большакову ФИО17, МИФНС №26 по Ростовской области – о признании записи в уставных документах недействительной, исключении записи в уставных документов,

УСТАНОВИЛ:

Кожухарь Д.В. обратилась в Советский районный суд города Ростова-на-Дону с настоящим исковым заявлением, в котором просит:

«1). Признать запись в уставных документах об учреждении Общественной организации «Союз украинцев Ростовской области» недействительной со дня внесения соответствующей записи в учредительные (уставные) документы.

2). Исключить запись в уставных (учредительных) документах Общественной организации «Союз украинцев Ростовской области» об учреждении Кожухарь Д.В. данной организации» (л.д.1).

Свою просьбу заявитель объясняет тем, что из информационно – телекоммуникационной сети интернет ей стало известно о том, что ДД.ММ.ГГГГ, была создана общественная организация «Союз украинцев Ростовской области» (ОГРН ; ИНН ). Дата регистрации организации и внесения сведений в ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ. Регистрирующим органом является МИФНС №26 по Ростовской области. Согласно записи в ЕГРЮЛ, данная организация прекратила свою деятельность ДД.ММ.ГГГГ. Председателем Совета указанной организации числится Большаков ФИО18.

Обращаясь в суд заявитель сообщает о том, что из выписки ЕГРЮЛ данной организации ей стало известно о том, что она числится учредителем указанной организации. Однако Кожухарь Д.В. утверждает о том, что ей ничего не известно о создании и существовании данной общественной организации, она никогда не являлась учредителем данной организации, с учредителями данной организации не знакома. В свою очередь председатель Совета организации Большаков А.З. заверил её, что она не является учредителем организации.

Поскольку в информационно телекоммуникационной сети содержатся сведения, касающиеся Кожухарь Д.В., которые в свою очередь имеют отношение к общественным организациям по национальному признаку и тем самым нарушают права и интересы заявителя, Кожухарь Д.В. обратилась в суд.

Определением Советского районного суда от 11.01.2023 года, занесенного в протокол судебного заседания, МИФНС №26 по Ростовской области привлечено к участию в деле в качестве ответчика.

ДД.ММ.ГГГГ, Советский районный суд вынес определение о передаче настоящего гражданского дела по подсудности в Пролетарский районный суд г.Ростова-на-Дону (л.д.48).

В судебном заседании Кожухарь Д.В. поддержала заявленные требования, повторила доводы искового заявления. Она же показала, что никаких учредительных (уставных) документов об учреждении Общественной организации «Союз украинцев Ростовской области» не подписывала, намерений создать общественную организацию не имела и не создавала. Вместе с тем Кожухарь отказалась от предложения суда о проведении почерковедческой экспертизы для определения принадлежности росписи, выполненной от имени Кожухарь Д.В. в документах о государственной регистрации общественной организации (сведения об учредителях). Со слов Кожухарь Д.В., роспись, выполненная от её имени в указанном документе, либо сфальсифицирована, либо получена обманным путём. Свой отказ от проведения почерковедческой экспертизы Кожухарь Д.В. объяснила тем, что ответчиком допущены процессуальные нарушения при регистрации организации. Заявитель утверждает, что регистрирующим органом ей не направлялись сведения о принятии решения о государственной регистрации ОО «СУРО», в связи с чем о принятии такого решения уполномоченным федеральным органом ей не было известно. Таким образом, уполномоченным органом были нарушены положения Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 г. № 679 "О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг". Сама по себе регистрация некоммерческой организации и внесение сведений в реестр юридических лиц сам по себе не означает факт создания организации, наличие фактических участников и осуществления фиктивной некоммерческой организаций уставной деятельности.

В период до утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций действовало Постановление Правительства РФ от 19 января 2005 г. №30 "О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти". Регламентировано установленной процедуры исполнения государственной функции по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций в исследуемый период регистрации ОО «СУРО» не существовало (пробел в праве) согласно исторической ретроспективе нормативных актов, фактически действовал «особый» порядок.

Дело рассмотрено в отсутствие ответчика Большакова А.З., представителя МИФНС №26 по ст. 167 ГПК РФ, ст.165.1 ГК РФ.

Рассмотрев дело, суд приходи к следующему.

Согласно п.2. ст.13.1 Федерального закона от 12.01.1996г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», - Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций или его территориальным органом».

Согласно п.3 ст. 13.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях», - Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" федеральным органом исполнительной власти на основании принимаемого уполномоченным органом или его территориальным органом решения о государственной регистрации.

Согласно п.5 ст.13.1 Федерального закона от 12.01.1996г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», - Для государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании в уполномоченный орган или его территориальный орган представляются следующие документы:

заявление, подписанное уполномоченным лицом, с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;

учредительные документы некоммерческой организации в трех экземплярах;

решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов в двух экземплярах;

сведения об учредителях в двух экземплярах;

документ об уплате государственной пошлины;

сведения    об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией;

при    использовании в наименовании некоммерческой организации имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования - документы, подтверждающие правомочия на их использование;

выписка    из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус учредителя - иностранного лица;

На основании положений Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регулируются отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ст.1 закона).

Государственные реестры ведутся на бумажных и (или) электронных носителях.

Документы, представленные в регистрирующий орган при государственной регистрации, являются частью соответственно единого государственного реестра юридических лиц.

Пунктом 4 ст.5 Федерального закона установлено, что записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации, следовательно, государственная регистрация носит заявительный характер.

Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр.

В случае изменения содержащихся в государственных реестрах сведений ранее внесенные сведения сохраняются.

На основании ст.8 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», - Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в Главное управление Федеральной регистрационной службы по Ростовской области представлен комплект документов для принятия решения о государственной регистрации общественной организации – Общественная организация «Союз украинцев Ростовской области».

В указанном заявлении содержится информация о том, что организация создана ДД.ММ.ГГГГ года на общем собрании учредителей (девять человек). Место нахождения организации: <адрес> Цели организации: Сохранение самобытности украинского народа и украинского языка. Заявление подписано Большаковым А.З. и Кирман В.Г. Данное заявление удостоверено заместителем нотариуса Пензиной Г.С. в реестре нотариуса г.Ростова-на-Дону Дякиной И.А. (№).

В комплекте документов, представленных в Управление Росреестра по Ростовской области, представлены документы с названием: «Сведения об учредителях – физических лицах» в отношении каждого из девяти учредителей, в том числе в отношении Кожухарь Д.В. Документ («Сведения об учредителях – физических лицах») в отношении Кожухарь Д.В. содержит установочные данные гражданина: Кожухарь ФИО19, ИНН ; данные паспорта: , дата выдачи ДД.ММ.ГГГГ отделом миграции №1 ОВД г.Таганрога; код подразделения , гражданство Россия. Документ содержит адрес места жительства учредителя: <адрес>.

Данный документ от имени Кожухарь Д.В. подписан рукописной росписью как учредителя Общественной организации «Союз украинцев Ростовской области», дата ДД.ММ.ГГГГ.

По запросу суда из МИФНС №26 по Ростовской области представлен оригинал Дела о создании ОО «СУРО». Кроме вышеописанного заявления данное дело содержит квитанцию об уплате госпошлины, список членов руководящего органа общественной организации, в котором под №4 записана Кожухарь Д.В. (член Совета); Протокол №. общего собрания физических лиц по созданию общественной организации «Союз украинцев Ростовской области». Присутствовали: Большаков А.З., Бурцев А.Г., Еременко В.В., Евтушенко Е.Б., Кожухарь Д.В., Коваленко И.В., Кирман В.Г., Кирман Г.В., Литвиненко О.В. На данном собрании создана общественная организация «Союз украинцев Ростовской области», голосовали единогласно. Кроме этого общим собранием избран Совет общественной организации в количестве восьми человек, в составе: Большаков А.З., Еременко В.В., Евтушенко Е.Б., Кожухарь Д.В., Коваленко И.В., Кирман В.Г., Кирман Г.В., Литвиненко О.В., голосовали единогласно. На данном общем собрании принято решение об утверждении Устава общественной организации «Союз украинцев Ростовской области».

Поскольку ДД.ММ.ГГГГ года главным Управлением Федеральной регистрационной службы по Ростовской области было принято решение о государственной регистрации общественной организации с вынесением соответствующего Распоряжения уполномоченного органа федеральной власти №1000, данное Распоряжение было направлено в Управление Федеральной налоговой службы по Ростовской области для внесения соответствующей записи в ЕРГЮЛ. Согласно приобщенному к делу о создании общественной организации сопроводительному письму известно, что Управление Росреестра по Ростовской области в МИФНС были направлены следующие документы: Распоряжение, заявление, приложение лист Б, приложение лист Ж, Сведения об учредителях – физических лицах, список членов руководящего органа, сведения о заявителях, протокол, квитанция, устав, сведения об адресе организации.

ДД.ММ.ГГГГ, общественная организация «Союз украинцев Ростовской области» (ОГРН ; ИНН ) получила регистрацию в ЕГРЮЛ. ЕГРЮЛ содержит сведения об учредителях (участниках) юридического лица, среди которых указана Кожухарь Д.В. Она же вместе с председателем Совета организации Большаковым А.З. указана как заявитель при данном виде регистрации с указанием данных паспорта гражданина РФ, постоянного места жительства.

ДД.ММ.ГГГГ., Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону, рассмотрев заявление Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области постановил заочное решение, которым признал общественную организацию «Союз украинцев Ростовской области» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица, с исключением данной организации из ЕГРЮЛ. В качеств оснований для принятия данного решения указано, что организация на протяжении длительного времени не предоставляет сведений о своей деятельности (продолжении деятельности).

ДД.ММ.ГГГГ, Главным управлением Министерства юстиции РФ по Ростовской области вынесено Распоряжение № о признании прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица с исключением из ЕГРЮЛ общественной организации «Союз украинцев Ростовской области».

ДД.ММ.ГГГГ, Управлением ФНС по Ростовской области внесена запись в ЕГРЮЛ о снятии организации с учета в налоговом органе в связи с её ликвидацией по решению суда.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд учитывает следующее.

В силу ст. 11, п. 3. 4 ст. 5 Закона № 129-ФЗ решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в государственный реестр. При этом в случае изменения содержащихся в государственных реестрах сведений ранее внесенные сведения сохраняются.

Изменение сведений, содержащихся в конкретной записи государственного реестра, осуществляется путем внесения новой записи со ссылкой на изменяемую запись.

Другого порядка внесения изменений (исправлений) в ЕГРЮЛ действующее законодательство не предусматривает. Признание судом незаконными решения влечет внесение в ЕГРЮЛ новой записи, но не создает оснований для исключения (аннулирования/погашения) совершенных ранее регистрационных действий. Законодательством не предусмотрено аннулирование, исключение или погашение записей реестра.

В соответствии со ст. 12 Закон № 129-ФЗ при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации, учредительный документ юридического лица, за исключением случая, если юридическое лицо будет действовать на основании типового устава, и иные документы предусмотренные статьей 12 Закона № 129-ФЗ.

В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы (в случае, если юридическое лицо действует на основании устава, утвержденного его учредителями (участниками), или учредительного договора) соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица.

Согласно п. 4.1. ст. 9 Закона № 129-ФЗ регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.

В соответствии с п. 4 ст. 51 ГК РФ заинтересованные лица вправе направить в уполномоченный государственный орган возражения относительно предстоящего включения данных в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Уполномоченный государственный орган обязан рассмотреть эти возражения и принять соответствующее решение в порядке и в срок, которые предусмотрены законом о государственной регистрации юридических лиц.

Названные механизмы защиты интересов заинтересованных лиц подлежат применению с учетом предусмотренных законом гарантий лиц, чьи права затрагиваются в связи с предстоящим включением данных в ЕГРЮЛ.

К таким гарантиям относятся опубликование соответствующих сведений в органах печати и размещение в сети Интернет на сайте Федеральной налоговой службы России.

Учитывая открытость данной информации и отсутствие обязанности регистрирующего органа информировать заинтересованных лиц иным способом о предстоящем включении данных в ЕГРЮЛ, заявитель и иные заинтересованные лица вправе были самостоятельно отслеживать информацию о принимаемых регистрирующим органом решениях о государственной регистрации в отношении юридического лица, а также представлять возражения в соответствии с п. 4 ст. 51 ГК РФ.

Из содержания 17, 25 Закона N 129-ФЗ следует, что ответственность за достоверность и полноту сведений, предоставляемых для внесения в государственный реестр, несет заявитель, обратившийся в регистрирующий орган.

В силу ст. 42 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.93 №4462-1 при совершении нотариального действия нотариус устанавливает личность обратившегося за совершением нотариального действия гражданина, его представителя или представителя юридического лица. Установление личности должно производиться на основании паспорта или других документов, исключающих любые сомнения относительно личности гражданина, обратившегося за совершением нотариального действия.

В соответствии со статьей 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариальная деятельность, предполагающая на профессиональной основе обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, является особой юридической деятельностью, она осуществляется от имени государства, что гарантирует доказательственную силу и публичное признание нотариально оформленных документов.

В силу части 5 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, подтвержденные нотариусом при совершении нотариального действия, не требуют доказывания, если подлинность нотариально оформленного документа не опровергнута в установленном порядке.

Согласно статьям 33, 49 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате заинтересованное лицо, считающее неправильным совершенное нотариальное действие, вправе подать об этом жалобу в районный суд по месту нахождения нотариальной конторы нотариуса, которая рассматривается в порядке особого производства в соответствии с гражданским процессуальным законодательством.

До настоящего времени, нотариальное действие по свидетельствованию подлинности подписи заявителя на заявлении о государственной регистрации никем не оспорено, что в соответствии с нормами процессуального права является обстоятельством, не требующим доказывания.

В силу ст. 42 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.93 №4462-1 при совершении нотариального действия нотариус устанавливает личность обратившегося за совершением нотариального действия гражданина, его представителя или представителя юридического лица. Установление личности должно производиться на основании паспорта или других документов, исключающих любые сомнения относительно личности гражданина, обратившегося за совершением нотариального действия.

В соответствии со статьей 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариальная деятельность, предполагающая на профессиональной основе обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, является особой юридической деятельностью, она осуществляется от имени государства, что гарантирует доказательственную силу и публичное признание нотариально оформленных документов.

В силу части 5 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, подтвержденные нотариусом при совершении нотариального действия, не требуют доказывания, если подлинность нотариально оформленного документа не опровергнута в установленном порядке.

Согласно статьям 33, 49 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате заинтересованное лицо, считающее неправильным совершенное нотариальное действие, вправе подать об этом жалобу в районный суд по месту нахождения нотариальной конторы нотариуса, которая рассматривается в порядке особого производства в соответствии с гражданским процессуальным законодательством.

До настоящего времени, нотариальное действие по свидетельствованию подлинности подписи заявителя на заявлении о государственной регистрации никем не оспорено, что в соответствии с нормами процессуального права является обстоятельством, не требующим доказывания.

Таким образом, судом установлено, что у МИФНС № 26 отсутствовали какие-либо предусмотренные п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ основания для отказа в государственной регистрации и внесения в ЕГРЮЛ сведений, которые оспаривает заявитель. Доказательств наличия каких-либо предусмотренных оснований для отказа в государственной регистрации внесения изменений в сведения о Кожухарь Д.В. в суд в соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального Кодекса РФ не представлено. Со стороны Межрайонной ИФНС России № 26 по Ростовской области каких-либо нарушений законодательства при государственной регистрации ОО «СУРО» допущено не было.

Обращаясь в суд с настоящим исковым заявлением Кожухарь Д.В. отказалась от проведения почерковедческой экспертизы, таким образом, отказалась от представления доказательств в обоснование своих требований (ст.56 ГПК РФ).

Она же в письменных пояснениях к исковому заявлению не отрицает, что иные лица могли получить от неё роспись в вышеизложенных документах, введя её в заблуждение, чему она не придала значение.

При таком положении исковые требования подлежат оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

    

РЕШИЛ:

Кожухарь Д.В. в удовлетворении исковых требований о признании записи в уставных документах об учреждении организации ОО СУРО недействительной со дня внесения соответствующей записи в учредительные (уставные) документы и исключении записи в уставных (учредительных) документах ОО СУРО об учреждении заявителем данной организации, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Пролетарский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца с момента составления полного текста.

Судья С.Г.Черников

2-1379/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Кожухарь дарья Владимировна
Ответчики
МИФНС РФ № 26 по РО
Большаков Александр Захарович
Другие
ГУ Минюста России по РО
Суд
Пролетарский районный суд г. Ростова-на-Дону
Судья
Черников Сергей Геннадьевич
Дело на странице суда
proletarsky.ros.sudrf.ru
08.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
09.02.2023Передача материалов судье
16.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.03.2023Судебное заседание
04.05.2023Судебное заседание
05.05.2023Судебное заседание
18.08.2023Производство по делу возобновлено
31.08.2023Судебное заседание
14.09.2023Судебное заседание
14.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее