Решение по делу № 2-418/2024 (2-2797/2023;) от 16.08.2023

    УИД 91RS0-52

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

ИФИО1

21 марта 2024 года                                                                                  <адрес>

Сакский районный суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи - ФИО9

при секретаре - ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <адрес> межрайонного прокурора <адрес> в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц, в защиту интересов <адрес> <адрес> Совета министров <адрес> Министерства имущественных и земельных отношений <адрес> к ФИО2, третье лицо Администрация <адрес> сельского поселения <адрес> об истребовании имущества из чужого незаконного владения,

установил:

<адрес> межрайонный прокурор в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц, в защиту интересов <адрес> Совета министров <адрес>, Министерства имущественных и земельных отношений <адрес> обратился с иском в суд к ФИО2 об истребовании имущества из чужого незаконного владения, в котором просит истребовать земельный участок, с кадастровым номером площадью кв.м., расположенный по адресу: <адрес> .

В обосновании иска прокурор указал, что <адрес> межрайонной прокуратурой проведена проверка законности оформления права частной собственности на земельный участок, с кадастровым номером , площадью кв.м., расположенный по адресу: <адрес> .

Проверкой установлено, что право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано за ФИО2 на основании архивной выписки от ДД.ММ.ГГГГ из распоряжения <адрес>ной государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ -р «Об утверждении проекта землеустройства по отводу земельных участков граждан <данные изъяты> в собственность для индивидуального дачного строительства на территории <адрес> сельского совета <адрес> который якобы утвержден проект землеустройства по отводу указанного земельного участка в собственность ФИО2 и участок передан в собственность.

Вместе с тем, проверкой установлено, что распоряжением <адрес>ной государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ -р спорный земельный участок ФИО2 не предоставлялся, в связи с чем регистрация права собственности за ФИО2 произведена незаконно.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами уголовного дела, возбужденного по ч.3 ст. 159 УК РФ, по факту подделки архивной выписки из распоряжения <адрес> государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ –р и его использования в целях завладения право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>

Фиктивность архивной выписки предоставленной на государственную регистрацию, подтверждаются совокупностью доказательств содержащихся в материалах уголовного дела.

Таким образом, при регистрации права собственности на земельный участок за ФИО2 использовано фиктивная архивная выписка от ДД.ММ.ГГГГ, из распоряжения <адрес> государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ поскольку указанное решение не принималось, что свидетельствует о его хищении из муниципальной собственности.

Протокольным определением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация <адрес> сельского поселения <адрес>.

В судебном заседании помощник прокурора ФИО5, исковые требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении по основаниям изложенных в иске.

Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил.

Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили.

Суд, учитывая мнение прокурора, руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Проверив материалы дела, выслушав позицию участников процесса, исследовав и оценив в судебном заседании представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 3 ст. 1, ч. 1 ст. 23 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ -ФКЗ «О принятии в ФИО1 Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», а также Договора от ДД.ММ.ГГГГ между Российской ФИО1 и ФИО10 о принятии в ФИО1 Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, с ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Крым действуют нормы законодательства Российской Федерации.

Спорные правоотношения сторон возникли до ДД.ММ.ГГГГ, соответственно правомерно применять к ним соответствующие нормы материального права <данные изъяты>, что не противоречит требованиям ч. 3 ст. 1 ГПК РФ и ст. 4 ГК РФ, а также принципу правовой определенности.

На момент принятия оспариваемого решения порядок бесплатной приватизации гражданами земельных участков из земель государственной и муниципальной собственности был определен статьей 118 Земельного кодекса Украины.

В соответствии с частью 6 статьи 118 Земельного кодекса Украины, граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для ведения фермерского хозяйства, ведения личного крестьянского хозяйства, ведения садоводства, строительства и обслуживании жилого дома, хозяйственных строений и построек (приусадебный участок), индивидуального дачного строительства, строительства индивидуальных гаражей в границах норм бесплатной приватизации, подают заявление в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую государственную администрацию или поселковый, сельский, городской совет по местонахождению земельного участка. В заявлении указывается желаемые размеры и цель ее использования.

В силу части 7 статьи 118 Земельного кодекса <данные изъяты> соответствующая местная государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет рассматривает заявление, а при передаче земельного участка фермерскому хозяйству - также выводу конкурсной комиссии, и в случае согласия на передачу земельного участка в собственность предоставляет разрешение на разработку проекта ее отвода.

Проект отвода земельного участка разрабатывается по заказам граждан организациями, имеющими соответствующие разрешения (лицензии) на выполнение этих видов работ, в сроки, оговариваемые соглашение сторон (часть 8 статьи 118 Земельного кодекса Украины).

Согласно части 8 статьи 118 Земельного кодекса Украины проект землеустройства по отводу земельного участка согласовывается в порядке, установленном статьей 186-1 Земельного кодекса Украины.

Частью 9 статьи 118 Земельного кодекса Украины было установлено, что соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, который передает земельные участки государственной или коммунальной собственности в собственность в соответствии с полномочиями, определенными статьей 122 Земельного кодекса Украины, в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства по отводу земельного участка (а в случае необходимости осуществления обязательной государственной экспертизы землеустроительной документации по закону - после получения положительного заключения такой экспертизы) принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставления его в собственность.

В соответствии со статьей 186-1 Земельного кодекса Украины проект землеустройства по отводу земельных участков всех категорий и форм собственности подлежит обязательному согласованию с территориальным органом центрального органа исполнительной власти, осуществляющего реализацию государственной политики в сфере земельных отношений. Проект землеустройства по отводу земельного участка в пределах населенного пункта или земельного участка за пределами населенного пункта, на котором расположен объект строительства или планируется размещение такого объекта, подается также на согласование в структурные подразделения районных, городских государственных администраций в сфере градостроительства и архитектуры.

Правовой основой регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от ДД.ММ.ГГГГ -ФКЗ «О принятии в ФИО1 Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», Конституция Республики Крым, а также иные федеральные законы и нормативные правовые акты Республики Крым с учетом особенностей, в том числе, установленных Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ -ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым».

Закон Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ -ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» устанавливает особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым.

Согласно части 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014                 -ЗРК завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку документации по землеустройству, принятых с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.

Порядок завершения оформления прав утвержден постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка переоформления прав завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым».

В соответствии с порядком переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории <адрес>, утвержденным Постановлением Совета министров <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, для завершения оформления прав граждане имеют право обратиться с заявлением в орган местного самоуправления о завершении оформлении права на свои земельные участки, приложив документы, предусмотренные п. 7 данного Порядка.

Согласно п. 3 ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности на землю, являясь недвижимой вещью, имеет характеристики, позволяющие определить его в качестве индивидуально определенной вещи.

Так основанием для государственной регистрации прекращения права собственности, согласно пункту 1 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» одним из оснований для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания актов на момент их издания.

Судом установлено, ДД.ММ.ГГГГ Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру <адрес> за ФИО2 зарегистрировано право собственности за земельный участок с кадастровым номером площадью кв.м., расположенный по адресу: <адрес> что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, а также материалами регистрационного дела на земельный участок.

Как следует из материалов дела, основанием регистрации права собственности за ФИО2 послужила архивная выписка администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ из распоряжения <адрес>ной государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта землеустройства по отводу земельных участков граждан <данные изъяты> в собственность для индивидуального дачного строительства на территории <адрес> сельского совета <адрес>», которым утвержден проект землеустройства по отводу указанного земельного участка в собственность ФИО2 и участок передан в собственность.

Судом установлено, постановлением начальника отделения СО МО МВД России <данные изъяты> майором юстиции ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч.3 ст. 159 УК РФ, а именно по факту мошенничества, то есть по факту приобретения права на имущество, принадлежащее администрации <адрес> сельского поселения <адрес> <адрес> <адрес> путем обмана, в крупном размере.

Согласно указанного постановления, неустановленные лица в неустановленное следствием время. Находясь в неустановленном месте, с целью завладения земельным участком государственной собственности, расположенным на территории <адрес> сельского совета <адрес> Республики Крым, умышлено изготовили архивную выписку из распоряжения <адрес>ной государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ -р, содержащую ложные не соответствующие действительности сведения (имеющую признаки подложности). В дальнейшем, девствуя из корыстных побуждений, в нарушение статей 14 и 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «о государственной регистрации недвижимости», предоставили указанный документ для осуществления государственного кадастрового учета и регистрации права собственники на зе5мельный укаток, площадью кв.м., расположенный по адресу: <адрес> в пользу ФИО2.

В рамках указанного уголовного дела, была допрошена начальник отдела администрации <адрес> ФИО7, которая подтвердила указанные обстоятельства, в том, что представленная на государственную регистрацию архивная выписка от ДД.ММ.ГГГГ -р не отвечает типовой форме выписки утвержденной постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , а также отсутствие в архивной фонде администрации <адрес> сведений о предоставлении ФИО2 земельного участка.

Соглансо представленных по запросу суда полного текста распоряжения <адрес>ной государственной администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -р, ФИО2 земельный участок не предоставлялся.

Таким образом, суд приходит к выводу, что в отношении ФИО2 в установленном законном порядке решение о предоставлении земельного участка не принималось.

Заявляя настоящий иск, <данные изъяты> межрайонный прокурор в целях восстановления прав <адрес> ставит вопрос об истребовании земельного участка из незаконного владения ФИО2

Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется различными способами, перечень которых не является исчерпывающим. Вместе с тем способы защиты гражданских прав могут предопределяться правовыми нормами, регулирующими конкретные правоотношения, в связи с чем стороны правоотношений вправе применить лишь определенный способ защиты права.

Согласно статье 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

Добросовестным приобретателем в силу ст. 302 ГК РФ является лицо, которое не знало и не могло знать, что приобрело возмездно имущество у лица, не имеющего право на отчуждение.

Статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Согласно п. 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» спор о возврате имущества, вытекающий из договорных отношений или отношений, связанных с применением последствий недействительности сделки, разрешается в соответствии с законодательством, регулирующим данные отношения. Если между лицами отсутствуют договорные отношения или отношения, связанные с последствиями недействительности сделки, при разрешении спора о возврате имущества собственнику применяются ст. ст. 301, 302 ГК РФ. Если собственник требует возврата своего имущества от лица, которое незаконно им завладело, такое исковое требование рассматривается с применением правил ст. ст. 301, 302 ГК РФ, а не правил гл. 59 ГК РФ.

С учетом указанной правовой позиции, по делу об истребовании имущества из чужого незаконного владения юридически значимой и подлежащей доказыванию является одновременная совокупность таких обстоятельств как наличие у истца права собственности на индивидуально определенное имущество, наличие спорного имущества в натуре и нахождение его у ответчика, незаконность владения ответчиком спорным имуществом и отсутствие между истцом и ответчиком отношений обязательственного характера по поводу истребуемого имущества. В случае недоказанности хотя бы одного из перечисленных выше обстоятельств иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения не подлежит удовлетворению.

Согласно абзацу 7 пункта 3.1 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -П права лица, считающего себя собственником имущества, не подлежат защите путем удовлетворения иска к добросовестному приобретателю с использованием правового механизма, установленного пунктами 1 и 2 ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации. Такая защита возможна лишь путем удовлетворения виндикационного иска, если для этого имеются те предусмотренные ст. 302 Гражданского кодекса Российской Федерации основания, которые дают право истребовать имущество и у добросовестного приобретателя (безвозмездность приобретения имущества добросовестным приобретателем, выбытие имущества из владения собственника помимо его воли и др.).

Таким образом, защита интересов государства, для восстановления которых необходимо вернуть незаконно приватизированный земельный участок в муниципальную собственность, возможна только с применением правового механизма, установленного ст. 301, 302 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Как разъяснено в п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ по смыслу п. 1 ст. 302 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения независимо от возражения ответчика о том, что он является добросовестным приобретателем, если докажет факт выбытия имущества из его владения или владения лица, которому оно было передано собственником, помимо их воли.

Вместе с тем, по смыслу ч. 2 ст. 302 ГК РФ действительный собственник спорного земельного участка, по адресу: <адрес> наделен безусловным правом на истребование имущества из чужого незаконного владения.

Соответственно, интересы <адрес> подлежат защите путем предъявления в порядке ст. 301, 302 ГК РФ иска об истребовании имущества из незаконного владения ФИО2

Таким образом, поскольку судом установлено, что <адрес> государственная администрация <адрес> не совершало действий, направленных на отчуждение земельного участка в собственность ФИО2, однако право собственности на спорный земельный участок было зарегистрировано в результате представления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, фиктивных документов, суд приходит к выводу, что земельный участок выбыл из владения законного собственника в результате незаконных действий, а значит должен быть истребован из незаконного владения.

Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчиков, не освобожденных от уплаты судебных расходов в местный бюджет.

Руководствуясь ст. ст. ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования <адрес> межрайонного прокурора <адрес> в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц, в защиту интересов <адрес>, Совета министров <адрес> Министерства имущественных и земельных отношений <адрес> к ФИО2, третье лицо Администрация <адрес> сельского поселения <адрес> об истребовании имущества из чужого незаконного владения - удовлетворить.

Истребовать из чужого незаконного владения ФИО2, земельный участок с кадастровым номером площадью кв. метров, расположенный по адресу: <адрес>.

Взыскать с ФИО2 в доход местного бюджета судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины в размере рублей.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд <адрес> через Сакский районный суд <адрес> в течение месяца с момента вынесения решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                              ФИО11

2-418/2024 (2-2797/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Министерство имущественных и земельных отношений РК
Сакский межрайонный прокурор
Совет Министров Республики Крым
Ответчики
Баражник Андрей Андреевич
Другие
Администрация Ореховского сельского поселения Сакского района Республики крым
Суд
Сакский районный суд Республики Крым
Судья
Солодченко И.В.
Дело на странице суда
saki.krm.sudrf.ru
16.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.08.2023Передача материалов судье
16.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.08.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
26.09.2023Предварительное судебное заседание
08.11.2023Судебное заседание
21.12.2023Судебное заседание
06.02.2024Судебное заседание
21.03.2024Судебное заседание
21.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее