УИД 19RS0002-01-2022-003255-34
Дело № 2-2240/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 декабря 2022 года г. Черногорск
Черногорский городской суд Республики Хакасия
в составе председательствующего судьи Коноплёвой Ю.Н.,
при секретаре Полынской Н.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Юговой Л.В. к автономной некоммерческой организации Центр социального обслуживания «Ника» о компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Югова Л.В. обратилась в суд с иском к автономной некоммерческой организации Центр социального обслуживания «Ника» (далее АНО ЦСО «Ника») об обязании предоставить социального работника, компенсации морального вреда.
Исковые требования мотивированы тем, что истец, является инвалидом II группы. Решением ГКУ РХ «Управление социальной поддержки населения» от 24.08.2022 она была признана нуждающейся в социальном обслуживании в форме социального обслуживания на дому, составлена индивидуальная программа. Социальные услуги обязан оказывать ответчик АНО ЦСО «Ника». Однако до настоящего времени договор на предоставление социальных услуг на дому не заключен, не предоставлен социальный работник, что причиняет истцу моральный вред, ввиду того, что она сама не может приготовить себе еду, сходить за продуктами, за лекарствами, вымыть посуду. Истец просила обязать ответчика предоставить ей социального работника, взыскать компенсацию морального вреда в размере 30 000 руб.
Определением судьи от 17.11.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное казенное учреждение Республики Хакасия «Управление социальной поддержки населения» (далее ГКУ РХ «УСПН»).
Определением суда от 24.11.2022 (протокольно) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство труда и социальной защиты Республики Хакасия.
Определением суда от 12.12.2022 судом принят отказ Юговой Л.В. от иска в части исковых требований об обязании ответчика предоставить социального работника, в связи с добровольным удовлетворением данного требования ответчиком.
В судебном заседании истец Югова Л.В. настаивала на удовлетворении исковых требований о компенсации морального вреда, пояснила, что проживает в социальной гостинице, не может самостоятельно ходить в магазин за продуктами, готовить пищу, мыть посуду, наводить порядок в комнате, выносить мусор. В связи с отсутствием социального работника вынуждена была несколько дней питаться сырыми яйцами, в период с 28.09.2022 по 10.10.2022 была нетрудоспособна. Администрацией социальной гостиницы ей высказывались требования о приведении жилого помещения в надлежащее состояние, однако она не могла этого сделать ввиду своего состояния здоровья и отсутствия социального работника. В результате незаконных действий ответчика ей причинены нравственные страдания.
В судебном заседании представитель ответчика Туранова А.К. исковые требования о компенсации морального вреда не признала по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление. Пояснила, что АНО ЦСО «Ника» осуществляет свою деятельность на основании Устава и соглашения о предоставлении из республиканского бюджета Республики Хакасия субсидии некоммерческой организации, не являющейся государственным (муниципальным) учреждением № 1 от 30.12.2021 заключенного с Министерством труда и социальной защиты Республики Хакасия. В соответствии с условиями соглашения обществу выделена субсидия на обслуживание 235 граждан ежемесячно признанных нуждающимися в социальном обслуживании на дому. Югова Л.В. решением ГКУ РХ «УСПН» была признана нуждающейся в социальном обслуживании в форме социального обслуживания на дому 24.08.2022, о чем ГКУ РХ «УСПН» ответчику было направлено информационное письмо. Югова Л.В. 25.08.2022 была поставлена в очередь в связи с отсутствием на указанную дату свободных мест для принятия на социальное обслуживание, о чем ей и ГКУ РХ «УСПН» были направлены соответствующее уведомления. Очередь Юговой Л.В. подошла 02.11.2022, о чем ей было сообщено в письменной форме в тот же день. 03.11.2022 Юговой Л.В. был выдан для подписания договор о предоставлении социальных услуг на дому, который был подписан Юговой Л.В. лишь 10.11.2022, с 11.11.2022 истцу оказываются социальные услуги на дому. Югова Л.В. в АНО ЦСО «Ника» для заключения с ней договора о предоставлении социальных услуг на дому не обращалась. Финансирование на предоставление социальных услуг организация получает за счет субсидий предоставляемых из республиканского бюджета в строго установленных лимитах, а также имеет незначительный доход от оказания платных услуг. Поскольку на момент поступления индивидуальной программы Юговой Л.В. все места в пределах предоставленных субсидий были заняты, Югова Л.В. была поставлена в очередь на предоставление социальных услуг на дому, в последующем с ней был заключен договор, предоставлен социальный работник. Установление очередности законодательно не предусмотрено, но в связи с отсутствием возможности предоставлять социальные услуги на дому белее, чем 235 гражданам ежемесячно, организация формирует очередь. Полагала недоказанным причинение морального вреда истцу, поскольку она не лишена физической возможности обслуживать себя.
В судебном заседании представитель ГКУ РХ «УСПН» Кострикина О.Г., действующая на основании доверенности, при разрешении спора полагалась на усмотрение суда.
Третье лицо Министерство труда и социальной защиты Республики Хакасия, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания своего представителя в суд не направило, суд, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ перешел к рассмотрению дела в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав истца, представителя ответчика, представителя третьего лица ГКУ РХ «УСПН», исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Юговой Л.В. с 01.07.2022 по 01.01.2023 установлена II группа инвалидности по общему заболеванию, что подтверждается справкой ФКУ «ГБ СМЭ по Республике Хакасия» *** от 23.06.2022.
В связи с признанием Юговой Л.В. нуждающейся в социальном обслуживании, отделением по г.Черногорску ГКУ РХ «УСПН» 24.08.2022 составлена индивидуальная программа предоставления социальных услуг ***, в которую включены: покупка продуктов питания – 3 раза в неделю; покупка промышленных товаров первой необходимости - 1 раз в месяц; покупка средств санитарии и гигиены, средств ухода – 1 раз в месяц; покупка книг, газет, журналов – 1 раз в месяц; помощь в приготовлении пищи – 5 раз в неделю; оплата за счет средств получателя социальных услуг жилищных, коммунальных услуг и услуг связи – 1 раз в месяц; уборка жилого помещения – 1 раз в неделю; мытье посуды – 5 раз в неделю; вынос бытового мусора, жидких бытовых отходов – 5 раз в неделю; уход за волосами – 1 раз в неделю; осуществление перестилания постели, смены постельного белья – 5 раз в неделю; отправка за счет средств получателя социальных услуг почтовой корреспонденции - 5 раз в неделю; содействие в обеспечении по рецептам врачей лекарственными препаратами для медицинского применения и медицинским изделиями – 1 раз месяц (по мере необходимости); содействие в госпитализации получателей социальных услуг, посещение получателей социальных услуг в лечебно-профилактических учреждениях – 1 раз в месяц (по мере необходимости); запись на прием к узким специалистам, содействие в лабораторном, инструментальном обследовании по направлению врача – 1 раз в месяц (по мере необходимости); содействие в сопровождении в медицинские организации – 1 раз в месяц (по мере необходимости).
Правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации; полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан; права и обязанности получателей социальных услуг; права и обязанности поставщиков социальных услуг установлены Федеральным законом от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 442-ФЗ).
Согласно ч. 2 ст. 15 Федерального закона № 442-ФЗ. уполномоченный орган субъекта Российской Федерации или уполномоченная организация принимают решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления. О принятом решении заявитель информируется в письменной или электронной форме. Решение об оказании срочных социальных услуг принимается немедленно.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 442-ФЗ индивидуальная программа является документом, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению, осуществляемые в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона.
Индивидуальная программа для гражданина или его законного представителя имеет рекомендательный характер, для поставщика социальных услуг - обязательный характер (ч. 3 ст. 16)
Согласно ч. 4 ст. 16 Федерального закона № 442-ФЗ индивидуальная программа составляется в двух экземплярах. Экземпляр индивидуальной программы, подписанный уполномоченным органом субъекта Российской Федерации или уполномоченной организацией, передается гражданину или его законному представителю в срок не более чем десять рабочих дней со дня подачи заявления гражданина о предоставлении социального обслуживания. Второй экземпляр индивидуальной программы остается в уполномоченном органе субъекта Российской Федерации или в уполномоченной организации.
Как следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами, 25.08.2022 ГКУ РХ «УСПН» уведомило АНО ЦСО «Ника» о принятии 24.08.2022 решения о признании Юговой Л.В. нуждающейся в предоставлении социальных услуг на дому и составлении индивидуальной программы *** от 24.08.2022. Второй экземпляр индивидуальной программы вручен Юговой Л.В. 12.09.2022.
25.08.2022 АНО ЦСО «Ника» в адрес Юговой Л.В. направлено уведомление исх.*** об отсутствии по состоянию на 25.08.2022 свободных мест для принятия на социальное обслуживание в форме социального обслуживания на дому и о постановке в очередь под номером 14 для принятия на социальное обслуживание на дому.
В тот же день уведомление о постановке Юговой Л.В. в очередь на получение социального обслуживания на дому направлено в ГКУ РХ «УСПН» исх. *** от 25.08.2022.
02.11.2022 Югова Л.В. уведомлена ответчиком о необходимости явиться в ГКУ РХ «УСПН» с документом, удостоверяющим личность и индивидуальной программой предоставления социальных услуг для заключения договора о предоставлении социальных услуг на дому в связи с наступлением ее очереди.
Между АНО ЦСО и Юговой Л.В. подписан договор о предоставлении социальных услуг на дому от 03.11.2022.
На основании указанного договора приказом директора АНО СЦО Турановой А.К. *** от 03.11.2022 Югова Л.В. с 03.11.2022 принята на социальное обслуживание на дому по адресу: *** назначен социальный работник.
Согласно уведомлению от 10.11.2022 направленному директором АНО ЦСО «Ника» Турановой А.К. начальнику Отделения по г.Черногорску ГКУ РХ «УСПН» Сорокиной М.Г., в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг от 24.08.2022 *** Юговой Л.В. с 11.11.2022 предоставляются социальные услуги на основании договора о предоставлении социальных услуг от 03.11.2022 ***.
Полагая действия по постановке в очередь незаконными, Югова Л.В. обратилась в прокуратуру г.Черногорска с жалобой.
По ходе проведенной проверки прокуратурой г.Черногорска установлено, что в нарушение ч.1 ст. 11 Закона Республики Хакасия от 07.11.2014 № 94-ЗРХ «О социальном обслуживании граждан в Республике Хакасия» АНО ЦСО «Ника» в течение судок с даты представления индивидуальной программы и по день проведения проверки не заключило с Юговой Л.В. договор о предоставлении социальных услуг.
Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 442-ФЗ социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг.
Аналогичные положения закреплены в ч.1 ст. 11 Закона Республики Хакасия от 07.11.2014 N 94-ЗРХ «О социальном обслуживании граждан в Республике Хакасия», принятого Верховным Советом Республики Хакасия 29.10.2014 (далее Закон № 94-ЗРХ).
Таким образом, законодателем установлен срок для заключения договора о предоставлении социальных услуг между поставщиком социальных услуг и гражданином в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг.
В судебном заседании установлено, что после получения уведомления о составлении в отношении Юговой Л.В. индивидуальной программы предоставления социальных услуг, АНО ЦСО «Ника» не дожидаясь представления данной индивидуальной программы гражданином, уведомило его о невозможности предоставления данной услуги и сообщило о постановке ее в очередь.
Таким образом, ответчик не дожидаясь обращения истца и представления им индивидуальной программы с целью получения социальных услуг, отказал ему в их предоставлении, сославшись на имеющуюся очередь, что законном не предусмотрено.
О возможности заключения данного договора Югова Л.В. была уведомлена поставщиком социальных услуг 02.11.2022, предоставление социальных услуг начато с 11.11.2011.
В связи с изложенным, суд находит несостоятельными доводы представителя ответчика о том, что Югова Л.В. не обращалась к ответчику с индивидуальной программой предоставления социальных услуг, и приходит к выводу о том, что ответчиком нарушен установленный законном срок для заключения договора о предоставлении социальных услуг на дому, а также право Юговой Л.В. на своевременное предоставление социальных услуг.
Согласно Уставу АНО ЦСО «Ника» является не имеющей членства некоммерческой организацией, учрежденной на основе добровольных имущественных взносов граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях выполнения работ, предоставления услуг в сфере социального обслуживания населения на дому, срочного социального обслуживания на дому.
Правовое положение организации, права и обязанности учредителя определяются настоящим уставом, а в части неурегулированной им, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О некоммерческих организациях», Федеральным законом «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
30.12.2021 между Министерством труда и социальной защиты Республики Хакасия и АНО ЦСО «Ника» в лице директора Турановой А.К. заключено соглашение о предоставлении из республиканского бюджета Республики Хакасия субсидии некоммерческой организации, не являющейся государственным (муниципальным) учреждением.
Предметом соглашения является предоставление получателю из республиканского бюджета Республики Хакасия с 01.01. по 31.12.2022 субсидии в целях финансового обеспечения затрат на предоставление социальных услуг в форме социального обслуживания на дому гражданам в том числе в муниципальном образовании г.Черногорск (п.1.1. соглашения).
В соответствии с п.2.1 соглашения субсидия предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству труда и социальной защиты Республики Хакасия как получателю средств республиканского бюджета Республики Хакасия, по кодам классификации расходов республиканского бюджета Республики Хакасия по муниципальному образованию г.Черногорск с 01.01. по 31.12.2022 – 8854800 руб.
В соответствии с п. 3 соглашения субсидия предоставляется в соответствии с Порядком предоставления субсидии при представлении получателем в Министерство труда и социальной защиты Республики Хакасия ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом отчета о расходовании субсидии в соответствии с приложением № 2 к соглашению при соблюдении иных условий, в том числе: результатом предоставления субсидии является «Предоставление социальных услуг в форме социальных услуг на дому». Показателем, необходимым для достижения результата предоставления субсидии является «Количество граждан, получивших социальные услуги в форме социального обслуживания на дому «ежемесячно»: 235 гражданам (в течение месяца), признанным нуждающимися в социальном обслуживании на дому, проживающим на территории муниципального образования г.Черногорск, в соответствии с индивидуальными программами предоставления социальных услуг.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ Федерального закона № 442-ФЗ) система социального обслуживания включает в себя:
1) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального обслуживания (далее - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти);
2) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление предусмотренных настоящим Федеральным законом полномочий в сфере социального обслуживания на территории субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган субъекта Российской Федерации), в том числе на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании, составление индивидуальной программы предоставления социальных услуг (далее - индивидуальная программа);
3) организации социального обслуживания, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти;
4) организации социального обслуживания, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации (далее - организации социального обслуживания субъекта Российской Федерации);
5) негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги;
6) индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание;
7) организации, которые находятся в ведении уполномоченного органа субъекта Российской Федерации и которым в соответствии с настоящим Федеральным законом предоставлены полномочия на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании и составление индивидуальной программы на территориях одного или нескольких муниципальных образований (далее - уполномоченные организации).
В соответствии со ст. 8 Федерального закона N 442-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания относятся в том числе: правовое регулирование и организация социального обслуживания в субъектах Российской Федерации в пределах полномочий, установленных настоящим Федеральным законом; координация деятельности поставщиков социальных услуг, общественных организаций и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания, в субъекте Российской Федерации; утверждение порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг.
Согласно ст. 4 Закона № 94-ЗРХ система социального обслуживания Республики Хакасия включает в себя:
1) исполнительный орган государственной власти Республики Хакасия, уполномоченный в сфере социального обслуживания, в том числе на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании, составление индивидуальной программы предоставления социальных услуг (далее - индивидуальная программа);
2) организации социального обслуживания, находящиеся в ведении исполнительного органа государственной власти Республики Хакасия в сфере социальной защиты и социальной поддержки населения (далее - организации социального обслуживания Республики Хакасия);
3) негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги;
4) индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание;
5) организации, которые находятся в ведении исполнительного органа государственной власти Республики Хакасия, уполномоченного в сфере социального обслуживания, и которым в соответствии с Федеральным законом "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" предоставлены полномочия на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании и составление индивидуальной программы на территориях одного или нескольких муниципальных образований (далее - уполномоченные организации).
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 23.04.2019 N 177 утверждено Положение о Министерстве труда и социальной защиты Республики Хакасия (далее Положение).
В соответствии с п. 1.1 Министерство труда и социальной защиты Республики Хакасия (далее - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия, осуществляющим функции по проведению государственной политики и нормативному правовому регулированию, а также управлению в сферах трудовых отношений, государственного управления охраной труда, социальной защиты, социальной поддержки, социального обслуживания населения, в том числе семьи, женщин и детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, жертв политических репрессий, а также опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, инвалидов, государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, предоставлению государственных услуг в установленной сфере деятельности, входит в единую систему государственной службы занятости населения.
Министерство осуществляет свою деятельность непосредственно и через Государственное казенное учреждение Республики Хакасия "Управление социальной поддержки населения" и его отделения по городам и районам, Государственное казенное учреждение Республики Хакасия "Центр занятости населения" и его отделы по городам и районам (далее - центр занятости) во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти Республики Хакасия, органами местного самоуправления в Республике Хакасия, общественными объединениями и иными организациями (п. 1.3 Положения).
В сферах социальной защиты, социальной поддержки, социального обслуживания населения Министерство осуществляет социальную поддержку и социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальную поддержку ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также льгот по оплате услуг связи (п. 2.3.1.10 Положения);
координацию деятельности поставщиков социальных услуг, общественных организаций и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания в Республике Хакасия (п. 2.3.1.41 Положения);
ведет мониторинг в сфере социальной защиты населения, учет и отчетность в сфере социального обслуживания в Республике Хакасия (п.п. 2.3.3.1, 2.3.3.4 Положения);
принимает решения по утверждению порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг (п. 2.3.4.10 Положения);
Осуществляет функции главного распорядителя, распорядителя и получателя средств республиканского бюджета Республики Хакасия, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций (п.2.4.1 Положения).
Из системного толкования вышеприведенных норм Федерального закона № 442-ФЗ, Закона № 94-ЗРХ, а также Положения о Министерстве труда и социальной защиты Республики Хакасия, суд приходит к выводу о том, что Министерство труда и социальной защиты Республики Хакасия в пределах предоставленных ему полномочий делегировало АНО ЦСО «Ника» полномочия по предоставлению социальных услуг в форме социального обслуживания на дому в соответствии с Порядком предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, утвержденным приказом Министерства труда и социального развития Республики Хакасия от 30.09.2015 № 343д, в связи с чем на нее может быть возложена обязанность по компенсации морального вреда, причиненного несоблюдением предписаний при реализации гражданами права на получение социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания.
Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 N 33 « О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.
В соответствии с п. 37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 N 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» на основании части первой статьи 151 ГК РФ суд вправе удовлетворить требование о компенсации морального вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц этих органов, нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага.
Моральный вред подлежит компенсации, если оспоренные действия (бездействие) повлекли последствия в виде нарушения личных неимущественных прав граждан. Например, несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда, если указанные нарушения лишают гражданина возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности.
Согласно п. 1.5 Порядка предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, утвержденного приказом Министерства труда и социального развития Республики Хакасия от 30.09.2015 № 343д, социальное обслуживание в форме социального обслуживания на дому включает в себя деятельность по предоставлению социальных услуг получателем социальных услуг, которая направлена на улучшение условий их жизнедеятельности при сохранении пребывания получателей социальных услуг в привычной благоприятной среде – месте их проживания.
Настаивая на удовлетворении исковых требований о компенсации морального вреда Югова Л.В., указывала, что в связи с несвоевременным заключением с ней договора на предоставление социальных услуг на дому и несвоевременном предоставлении социального работника, ей причинены нравственные страдания, поскольку она нуждалась в предоставлении социальных услуг но не получала их, была вынуждена находиться без приготовленной пищи, продуктов питания, в беспорядке.
В подтверждение перенесенных нравственных страданий представила больничный лист, фотографии своего жилого помещения, акт проверки состояния помещений ГБУ РХ «КЦСОН «Забота».
Согласно акту проверки состояния помещений ГБУ РХ «КЦСОН «Забота» от 09.09.2022 составленного комиссией в составе заместителя директора Иванюковой И.И., заведующей отделением Мироненко М.С., Начальника хозяйственного отдела Любиной Т.В., специалистом по социальной работе Купер Т.В., в комнате 301 (Югова Л.В.) выявлен беспорядок в комнате, запах пропавшего мусора.
Из представленных истцом фотографий усматривается общий беспорядок в помещении: разбросанные вещи, немытая посуда, не заправленная кровать, пакет с мусором.
Суд принимает данные фотографии в качестве доказательства, поскольку данный факт зафиксирован в вышеприведенном акте комиссии ГБУ РХ «КЦСОН «Забота».
При этом суд не принимает в качестве доказательства представленный истцом электронный листок нетрудоспособности в период с 28.09.2022 по 10.10.2022, выданный ГБУЗ РХ «Черногорская МБ», поскольку из него невозможно установить в связи с каким заболеванием он выдан, не подтверждается наличие причинной связи между действиями ответчика и заболеванием истца.
Не могут быть приняты во внимание доводы представителя ответчика об отсутствии на дату предоставления индивидуальной программы предоставления социальных услуг Юговой Л.В. возможности заключить с ней договор предоставления социальных услуг в связи с отсутствием мест, поскольку действующим законодательством в сфере социальной защиты, поставщику социальных услуг право отсрочки начала предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, в том числе по причине отсутствия свободных мест, не предусмотрено.
Оценив представленные доказательства в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что неисполнение ответчиком, наделенным полномочиями на оказание гарантированных государством социальных услуг, установленного законом требования относительно сроков заключения договора о предоставлении социальных услуг на дому и начала их предоставления привело к нарушению права Юговой Л.В. на получение социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания, и безусловно, причинило ей нравственные страдания.
В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из установленных по делу обстоятельств, принимая во внимание наличие в материалах дела доказательств того, что нарушение ответчиком сроков заключения договора и начала предоставления социальных услуг привели к нарушению прав Юговой Л.В. на своевременное получение социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания, и к нарушению возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания и улучшения её жизнедеятельности, достоинства личности, безусловно свидетельствующие о причинении Юговой Л.В., морального вреда, исходя из личности истца, ее индивидуальных особенностей, состояния здоровья – инвалид II группы, возраста, а также степени вины причинителя вреда, длительность нарушения права, принятие ответчиком мер к устранению допущенных нарушений прав истца в период рассмотрения дела, причин допущенных нарушений, в целях достижения баланса прав и законных интересов участников спорных правоотношений, с учетом принципов разумности и справедливости, позволяющих, с одной стороны, максимально возместить причиненный моральный вред, с другой - не допустить неосновательного обогащения потерпевшего, суд считает требования истца о взыскании компенсации морального вреда подлежащими частичному удовлетворению в сумме 2 000 руб.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2 000 ░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 19 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.