Решение по делу № 2-42/2021 от 06.10.2020

Дело №2-42/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 февраля 2021 года г.Чебаркуль Челябинской области

Чебаркульский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Тимонцева В.И.,

при секретаре Рудык А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании, с участием ответчика Антоновой Т.А., представителя третьего лица управления социальной защиты населения администрации Чебаркульского городского округа Челябинской области - Аксеновой Н.С., гражданское дело по иску казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр социальных выплат» к Антоновой Т. А. о взыскании излишне выплаченных сумм пособия гражданам, имеющим детей, и компенсации расходов на оплату коммунальных услуг,

УСТАНОВИЛ:

Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр социальных выплат» (далее по тексту решения - КУ «Центр социальных выплат Югры») обратилось в суд с иском к Антоновой Т.А. о взыскании излишне выплаченных сумм пособий и компенсации в размере <данные изъяты>

    В обоснование иска указало, что 11 декабря 2012 года Антонова Т.А. обратилась в КУ «Центр социальных выплат Югры» с заявлением о назначении ежемесячного пособия многодетным семьям и компенсации расходов на оплату коммунальных услуг по категории «Многодетная семья» за жилое помещение по адресу: <адрес>. Приказами от ---- и от ---- Антоновой Т.А. были назначены пособия на детей <данные изъяты>, по 410 рублей на каждого ребенка за период с ---- по ----, а также компенсация на оплату коммунальных услуг в размере 3694 рубля 58 копеек за период с ---- по ----. В соответствии с п.п.34-36 постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры №371-П от 13 октября 2011 года «О назначении и выплате пособий, ежемесячной денежной выплаты гражданам, имеющим детей, единовременного пособия супругам в связи с юбилеем их совместной жизни, выдаче удостоверения и предоставления мер социальной поддержки многодетным семьям», п.п.2.12-2.14 постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры №4-п от 14 января 2008 года «Об утверждении Порядка предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан» выплаты пособия на детей и компенсации на оплату коммунальных услуг прекращаются в случае выезда граждан на постоянное место жительства за пределы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с первого числа месяца, следующего за месяцем утраты права на получение указанных мер социальной поддержки. При обращении за назначением указанных пособия и компенсации Антонова Т.А. в заявлении указала о том, что обязуется своевременно, в течение месячного срока сообщать обо всех обстоятельствах, влияющих на предоставление мер социальной поддержки. Согласно поступившим ---- из управления социальной защиты населения администрации Чебаркульского городского округа Челябинской области сведениям, Антонова Т.А. ---- снялась с регистрационного учета по месту жительства в <адрес> в связи с чем с 01 июля 2016 года утратила право на получение пособия на детей и компенсации расходов на оплату коммунальных услуг. Поскольку ответчик не сообщил истцу об изменении обстоятельств, влияющих на назначение пособия и компенсации, за период с ---- по ---- образовалась излишне выплаченная сумма в размере <данные изъяты>, которая подлежит возврату в бюджет, в том числе: <данные изъяты> рублей - пособие на детей, <данные изъяты> компенсация расходов на оплату коммунальных услуг. ---- в адрес ответчика направлялось уведомление о необходимости возврата излишне выплаченных сумм пособия и компенсации. Несмотря на предпринятые меры, излишне выплаченные денежные средства Антоновой Т.А. не возращены (л.д.3-6).

    Представитель истца КУ «Центр социальных выплат Югры» в суд не явился. Истец извещен о месте и времени судебного заседания, просил о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя (л.д.3-6, 152-153).

    Ответчик Антонова Т.А. в судебном заседании пояснила, что является матерью <данные изъяты>. В период с 2004 года по лето 2016 года она вместе с детьми проживала по адресу: Ханты<адрес>. В 2012 году она обратилась к истцу с заявлением о назначении ежемесячного пособия многодетным семьям и компенсации расходов на оплату коммунальных услуг, которые ей были назначены. После развода с супругом летом 2016 года она переехала на постоянное место жительство в <адрес>, где также обратилась в управление социальной защиты населения администрации Чебаркульского городского округа Челябинской области с заявлением о выплате пособий многодетным семьям и компенсации расходов на оплату коммунальных услуг, которые ей также были назначены. О том, что ей выплачивались пособия и компенсации расходов на оплату коммунальных услуг и КУ «Центр социальных выплат Югры», и управлением социальной защиты населения администрации Чебаркульского городского округа Челябинской области она узнала только в конце 2020 года, получив исковое заявление. Незадолго до отъезда из <адрес> она получила исполнительный лист о взыскании с бывшего мужа алиментов на содержание детей и все это время полагала, что на ее банковский счет из <адрес> приходят алименты на детей. При зачислении денежных средств наименование платежа указано не было. До 2004 года она проживала в <адрес>, где также выплачивались детские пособия на старшую дочь <данные изъяты>. После оформления пособий в <адрес>, выплаты пособий из <адрес> прекратились, в связи с чем она полагала, что и при получении пособий в <адрес>, полагавшиеся ей выплаты в <адрес> автоматически прекратились. Также пояснила, что при подаче заявлений о выплате ежемесячного пособия многодетным семьям и компенсации расходов на оплату коммунальных услуг работники КУ «Центр социальных выплат Югры» ей не разъясняли, о том, что выезд ее вместе с детьми из <адрес> является обстоятельством, влекущим прекращение ежемесячных денежных выплат, о котором она обязана своевременно сообщать истцу. О том, что она вместе с детьми переезжает в <адрес>, она сообщала работнику органа опеки и попечительства <адрес>, который осуществлял патронаж ее семьи. Полагала, что в ее действиях отсутствует недобросовестное поведение. В настоящее время она одна воспитывает <данные изъяты> Доход Антоновой Т.А. составляет около <данные изъяты> рублей в месяц.

    Представитель третьего лица управления социальной защиты населения администрации Чебаркульского городского округа Челябинской области – Аксенова Н.С. по доверенности от ---- (л.д.50) в судебном заседании полагала исковые требования подлежащими удовлетворению, суду пояснила, что у управления социальной защиты населения администрации Чебаркульского городского округа Челябинской области отсутствовала обязанность направить сведения о назначении Антоновой Т.А. пособий и компенсаций в адрес истца. Система межведомственного взаимодействия действует только на территории конкретного субъекта Российской Федерации, в рамках межсубъектных взаимодействий система не работает. Также пояснила, что при обращении Антоновой Т.А. в октябре 2019 года в управление социальной защиты населения администрации Чебаркульского городского округа Челябинской области для направления части средств материнского капитала на оплату обучения <данные изъяты>. работники управления, видя, что ответчик Антонова Т.А. вместе с детьми прибыли из другого региона, сделали запрос в КУ «Центр социальных выплат Югры» в целях выяснения того, оформляла ли ответчик в <адрес> материнский капитал. Почему такой запрос не был сделан при оформлении Антоновой Т.А. социальных выплат в 2016 году, она пояснить не может.

Судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя истца.

Заслушав объяснения ответчика Антоновой Т.А., представителя третьего лица управления социальной защиты населения администрации Чебаркульского городского округа Челябинской области – Аксеновой Н.С., исследовав письменные доказательства по делу, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

В <адрес> меры социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства регламентированы Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры №45-оз от 07 июля 2004 года «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

Согласно п.9 ч.1 ст.2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры №45-оз от 07 июля 2004 года «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» в редакции, действующей по состоянию на 11 декабря 2012 года, на территории автономного округа установлено ежемесячное пособие многодетным семьям.

В силу ч.1 ст.2.9 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры №45-оз от 07 июля 2004 года «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» многодетным семьям устанавливается ежемесячное пособие на каждого ребенка до достижения им возраста 18 лет.

Пунктом 1 части 2 статьи 3 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры №45-оз от 07 июля 2004 года «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» предусмотрено выплата многодетным семьям компенсации расходов в размере 50% на оплату коммунальных услуг.

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры №371-П от 13 октября 2011 года «О назначении и выплате пособий, ежемесячной денежной выплаты гражданам, имеющим детей, единовременного пособия супругам в связи с юбилеем их совместной жизни, выдаче удостоверения и предоставления мер социальной поддержки многодетным семьям» и постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры №4-п от 14 января 2008 года «Об утверждении Порядка предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан» установлено, что назначение пособий и компенсационных выплат осуществляет КУ «Центр социальных выплат Югры».

Для получения мер социальной поддержки граждане подают заявление с приложением необходимых документов (п.2.1 Постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры №371-П от 13 октября 2011 года, п.2.1 постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры №4-п от 14 января 2008 года).

Пособия, выплаты и меры социальной поддержки, установленные Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры №45-оз от 07 июля 2004 года «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», не назначаются родителям ребенка, выехавшим совместно с ним на постоянное место жительства за пределы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (ст.3.2 Закона).

Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены гл.60 ГК РФ.

В соответствии с п.1 ст.1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пп.3 ст.1109 ГК РФ).

Исходя из приведенных нормативных положений неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.

По смыслу положений пп.3 ст.1109 ГК РФ, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 года №10-П, содержащееся в гл.60 ГК РФ правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан мер социальной поддержки в форме денежных выплат, в том числе по законодательству субъекта Российской Федерации.

При рассмотрении дела установлено следующее.

Ответчик Антонова Т.А. является матерью <данные изъяты>, что подтверждается свидетельствами о рождении (л.д.51, 52, 53, 63, 64, 65, 89, 121) и не оспаривается сторонами.

Ответчик Антонова Т.А. с ---- была зарегистрирована по месту жительства и проживала по адресу: <адрес>, что подтверждается копией паспорта ответчика Антоновой Т.А. (л.д.11); а также объяснениями ответчика Антоновой Т.А., данными в судебном заседании.

---- Антонова Т.А. обратилась в КУ «Центр социальных выплат Югры» с заявлением о назначении ежемесячного пособия многодетным семьям и компенсации расходов на оплату коммунальных услуг (л.д.12).

Приказами КУ «Центр социальных выплат Югры» от ---- Антоновой Т.А. назначено ежемесячное пособие многодетной семье на несовершеннолетних детей: <данные изъяты> в размере по 410 рублей на каждого ребенка на период с ---- по ----, а также решением КУ «Центр социальных выплат Югры» от ---- ответчику назначена компенсация 50% расходов на оплату коммунальных услуг на оплату жилого помещения по адресу: <адрес>, в размере <данные изъяты> на период с ---- по ---- (л.д.13, 14, 15, 16).

---- Антонова Т.А. снялась с регистрационного учета по адресу: <адрес>, и вместе с детьми переехала на постоянное место жительство в <адрес>-Г по <адрес> в <адрес>, в которой ---- произвела регистрацию по месту жительства.

Решением мирового судьи судебного участка №4 Сургутского судебного района города окружного значения Сургута от 23 июня 2016 года брак между ответчиком Антоновой Т.А. и ФИО7 прекращен ----.

---- Антонова Т.А. обратилась в управление социальной защиты населения администрации Чебаркульского городского округа Челябинской области с заявлениями о назначении ежемесячной денежной выплаты по оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: <адрес>, а также пособия на детей: <данные изъяты>, которые ей были назначены с ---- и с ---- соответственно.

В связи с переездом на постоянное место жительство в <адрес> в <адрес>, решением управления социальной защиты населения администрации Чебаркульского городского округа Челябинской области от 17 сентября 2019 года Антоновой Т.А. назначена ежемесячная денежная выплата по оплате жилья и коммунальных услуг с ---- по ---- в размере <данные изъяты> рублей, с ---- по ---- в размере <данные изъяты> рубля.

Указанные обстоятельства подтверждаются свидетельством о расторжении брака (л.д.54); личными делами получателей пособий и выплат, заведенными управлением социальной защиты населения администрации Чебаркульского городского округа Челябинской области (л.д.59-84, 85-118, 119-146); справкой управления социальной защиты населения администрации Чебаркульского городского округа Челябинской области (л.д.58); объяснениями ответчика Антоновой Т.А., представителя третьего лица управления социальной защиты населения администрации Чебаркульского городского округа Челябинской области - Аксеновой Н.С., данными в судебном заседании.

---- КУ «Центр социальных выплат Югры» обратилось к мировому судье с иском к Антоновой Т.А. о взыскании излишне выплаченной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с ---- по ---- (л.д.159-161, 162-166).

Определением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №4 Сургутского судебного участка города окружного значения Сургут Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 26 марта 2019 года указанное гражданское дело передано по подсудности мировому судье судебного участка №1 г.Чебаркуля и Чебаркульского района Челябинской области (л.д.56).

Решением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №1 г.Чебаркуля и Чебаркульского района Челябинской области мирового судьи судебного участка №2 г.Чебаркуля и Чебаркульского района Челябинской области от 24 июня 2019 года с Антоновой Т.А. в пользу КУ «Центр социальных выплат Югры» взыскана излишне выплаченная субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с ---- по ---- в сумме 20705 рублей 58 копеек (л.д.57).

---- КУ «Центр социальных выплат Югры» приняты решения о прекращении выплаты Антоновой Т.А. ежемесячного пособия многодетным семьям и компенсации расходов на оплату коммунальных услуг по причине выезда из населенного пункта, а также ---- приняты решения об удержании излишне выплаченных сумм за период с ---- по ---- (л.д.18-25).

Согласно информации КУ «Центр социальных выплат Югры» за период с ---- по ---- Антоновой Т.А. излишне выплачена сумма в размере <данные изъяты>, из которых <данные изъяты> рублей – ежемесячное пособие многодетным семьям, <данные изъяты> - компенсация расходов на оплату коммунальных услуг (л.д.27-30), что не оспаривается ответчиком Антоновой Т.А.

По данному делу юридически значимым с учетом исковых требований КУ «Центр социальных выплат Югры» и регулирующих спорные отношения норм материального права является установление следующего обстоятельства: имела ли место со стороны Антоновой Т.А., переехавшей ---- на постоянное место жительства в <адрес>, недобросовестность в получении в период с ---- по ---- сумм пособий на детей и компенсации расходов на оплату коммунальных услуг.

Поскольку добросовестность гражданина (в данном случае Антоновой Т.А.) по требованиям о взыскании пособий на детей и денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг презюмируется, бремя доказывания недобросовестности Антоновой Т.А. при получении в период с ---- по ---- мер социальной поддержки лежит на КУ «Центр социальных выплат Югры», требующем их возврата.

В нарушение положений ч.1 ст.56 ГПК РФ истцом КУ «Центр социальных выплат Югры» доказательств недобросовестности Антоновой Т.А. при получении в период с ---- по ---- мер социальной поддержки суду не представлено.

Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры №45-оз от 07 июля 2004 года «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры №371-П от 13 октября 2011 года «О назначении и выплате пособий, ежемесячной денежной выплаты гражданам, имеющим детей, единовременного пособия супругам в связи с юбилеем их совместной жизни, выдаче удостоверения и предоставления мер социальной поддержки многодетным семьям», постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры №4-п от 14 января 2008 года «Об утверждении Порядка предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан» в редакции, действовавшей на момент обращения Антоновой Т.А. для получения мер социальной поддержки, не определены порядок действий получателя пособий на детей и компенсации расходов на оплату коммунальных услуг при выезде на постоянное место жительства за территорию Ханты-Мансийского автономного округа-Югра, форма, вид и способ уведомления органа, осуществляющего выплаты, об этом. Кроме этого, в заявлении о предоставлении меры социальной поддержки, подписанном Антоновой Т.А. ----, способ уведомления органа, осуществляющего выплаты, о наступлении обстоятельств, влияющих на право получения мер социальной поддержки, в данном случае о выезде на постоянное место жительства за территорию Ханты-Мансийского автономного округа-Югра, также не указан (л.д.12).

Антонова Т.А. в подтверждение своей добросовестности в спорных отношениях в ходе рассмотрения дела пояснила, что при подаче заявления о предоставлении мер социальной поддержки работники КУ «Центр социальных выплат Югры» ей не разъясняли, что выезд на постоянное место жительства за территорию Ханты-Мансийского автономного округа - Югра является основанием для прекращения выплат мер социальной поддержки, а также о том, в какой срок и в какой форме она обязана уведомить истца о смене места жительства. Указала, что о своем переезде вместе с детьми в <адрес> она сообщала работнику органа опеки и попечительства <адрес>, который осуществлял патронаж ее семьи. Полагала, что при назначении мер социальной поддержки управлением социальной защиты населения администрации Чебаркульского городского округа Челябинской области, выплата пособий на детей и компенсации расходов на оплату коммунальных услуг КУ «Центр социальных выплат Югры» автоматически прекратились. Зачисляемые на ее банковский счет денежные средства считала выплатой бывшим супругом ФИО7 алиментов на содержание несовершеннолетних детей.

Поскольку истцом КУ «Центр социальных выплат Югры» доказательств недобросовестности Антоновой Т.А. при получении в период с ---- по ---- мер социальной поддержки не представлено, суд пришел к выводу о том, что в соответствии с п.3 ст.1109 ГК РФ указанная денежная сумма не подлежит возврату в качестве неосновательного обогащения, в связи с чем КУ «Центр социальных выплат Югры» в удовлетворении иска к Антоновой Т.А. взыскании излишне выплаченных сумм пособия, гражданам, имеющим детей, и компенсации расходов на оплату коммунальных услуг надлежит отказать.

Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Казенному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр социальных выплат» в удовлетворении исковых требований к Антоновой Т. А. о взыскании излишне выплаченных сумм пособия гражданам, имеющим детей, и компенсации расходов на оплату коммунальных услуг - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Чебаркульский городской суд Челябинской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий:

Мотивированное решение изготовлено 18 февраля 2021 года

Судья Тимонцев В.И.

2-42/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
КУ "Центр социальных выплат Югры" филиал в г.Сургуте
Ответчики
Антонова Татьяна Александровна
Другие
Управление социальной защиты населения Администрации Чебаркульского городского округа
Суд
Чебаркульский городской суд Челябинской области
Судья
Тимонцев В.И.
Дело на сайте суда
chebar.chel.sudrf.ru
06.10.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.10.2020Передача материалов судье
09.10.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.10.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.11.2020Судебное заседание
12.01.2021Судебное заседание
12.02.2021Судебное заседание
18.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.06.2021Дело оформлено
12.02.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее