Дело № 12-193/2024
УИД 33RS0001-01-2024-002437-89
РЕШЕНИЕ
г.Владимир 13 августа 2024 года
Судья Ленинского районного суда города Владимира Пискунова И.С., рассмотрев в судебном заседании по адресу: г.Владимир, ул.Стрелецкая, д.55,
жалобу защитника Симонова Алексея Александровича на постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Владимирской области – заместителя главного государственного санитарного врача по Владимирской области ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное в отношении Муниципального унитарного предприятия «Суздальские коммунальные системы»,
установил:
Постановлением заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Владимирской области ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ Муниципальное унитарное предприятие «Суздальские коммунальные системы» (далее – МУП «СКС») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.5. КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
В жалобе, поданной в Ленинский районный суд г. Владимира, защитник Симонов А.А. выражает несогласие с постановлением, вынесенным в отношении МУП «СКС» по данному делу об административном правонарушении, приводя доводы о его незаконности. Жалоба с учетом её дополнительного обоснования мотивирована тем, что система водоснабжения с.Гавриловское Суздальского района Владимирской области требует модернизации. Данный населенный пункт обеспечивается водой из артезианских скважин, качество воды в которых с момента пуска скважин не соответствовало СанПин. Для обеспечения потребителей питьевой водой, соответствующей требованиям санитарных правил, необходима установка новых или модернизация существующих станций водоподготовки (обезжелезивания) на источниках водоснабжения и замены водопроводов в целях устранения вторичного загрязнения воды при её транспортировке до потребителя. Проведение указанных мероприятий МУП «СКС» требует значительных финансовых вложений, в связи с чем, предприятие неоднократно обращалось в администрацию Суздальского района Владимирской области. В соответствии с программой повышения качества питьевой воды разработана и утверждена Инвестиционная программа МУП «СКС» в сфере холодного водоснабжения на 2025 – 2029 годы, в которой предусмотрены мероприятия по приведению качества питьевой воды, в том числе в с.Гавриловское. До реализации указанных мероприятий у МУП «СКС» отсутствует реальная возможность предоставления воды в соответствии с установленными нормами.
С учетом изложенного, защитник Симонов А.А. выражает несогласие с выводами должностного лица Роспотребнадзора о наличии в действиях МУП «СКС» состава вменяемого административного правонарушения, просит постановление отменить и производство по делу прекратить.
По тем же основаниям директор МУП «СКС» Бобков А.В. и защитник Симонов А.А. поддержали доводы жалобы в судебном заседании.
Представители Управления Роспотретребнадзора по Владимирской области Голованчикова И.Ш. и Лызлова Д.Д. с жалобой не согласились, полагая оспариваемое постановление законным и обоснованным. Указали на то, что предприятие, являясь ресурсоснабжающей организацией, предоставляющей коммунальную услугу по холодному водоснабжению допустило нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, подаваемой потребителям с.Гавриловское Суздальского района, которая по физико-химическим показателям по своим - мутности и общему железу не соответствует санитарным правилам и гигиеническим нормативам.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доводы жалобы и материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.
В силу положений статьи 30.6 КоАП РФ проверка законности и обоснованности вынесенного постановления производится на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Пунктами 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В соответствии с п. 34 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 644, организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана обеспечивать питьевое водоснабжение в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Исходя из пункта 75 СанПиН 2.1.3684-21 качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам.
Качественной признается питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием систем водоснабжения, если при установленной частоте контроля в течение года не выявлены:
превышения уровней гигиенических нормативов по микробиологическим (за исключением ОМЧ, ОКБ, ТКБ, Escherichia coli), паразитологическим, вирусологическим показателям, уровней вмешательства по радиологическим показателям;
превышения уровней гигиенических нормативов ОМЧ, ОКБ, ТКБ и Escherichia coli в 95% и более проб, отбираемых в точках водоразбора, при количестве исследуемых проб не менее 100 за год;
преышения уровней гигиенических нормативов органолептических, обобщенных показателей, неорганических и органических веществ более, чем на величину ошибки метода определения показателей.
В таблицах 3.1 и 3.13 раздела III СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 2, предусмотрены органолептические показатели качества воды и предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в питьевой воде систем централизованного, в том числе горячего, и нецентрализованного водоснабжения.
Так, содержание железа (Fe, суммарно) не должно превышать концентрацию 0,3 мг/л, содержание марганца (Mn, суммарно) – не более 0,1 мг/л, мутность (по каолину) не должна составлять более 1,5 мг/л.
Статьей 6.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению в виде наложения штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, что в ходе внеплановой выездной проверки, проведенной Управлением Роспотребнадзора по Владимирской области в период с ДД.ММ.ГГГГ год по ДД.ММ.ГГГГ в отношении МУП «СКС», установлено несоответствие холодной (питьевой) воды распределительной сети централизованного водоснабжения п.Гавриловское с.п.Селецкое Суздальского района Владимирской области - водоразборной колонка по адресу: <адрес>, гигиеническим нормативам и требованиям, предусмотренным СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 года №3, и СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 года №2, по мутности, содержанию железа и марганца.
По результатам исследования образцов воды из указанного источника установлено содержание общего железа 1,06+/-0,21мг/дм3, мутность – 12,1+/-1,7 мг/дм3, марганца – 0,14+/-0,02 мг/дм3.
Выявленные нарушения отражены в акте проверки и послужили основанием для составления в отношении МУП «СКС» протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.5. КоАП РФ.
Постановлением заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Владимирской области – заместителя главного государственного санитарного врача по Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ МУП «СКС» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.5. КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 20000 рублей. Оснований для объединения в одно настоящего дела по жалобе МУП «СКС» с делами по жалобам предприятия на постановления Управления Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст.6.5. КоАП РФ, о чём ходатайствовала сторона в ходе рассмотрения дела сторона защиты, в данном случае не имеется, ввиду отсутствия оснований для назначения наказания по правилам ч.2-6 ст.4.4. КоАП РФ.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях в соответствии со ст.24.1. КоАП РФ являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ч.1 ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
По смыслу ст.29.10 КоАП в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, а решение должно быть мотивированным.
Установление виновности предполагает доказывание как события правонарушения, так и вины юридического лица в совершении противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния. При этом обязанность доказывания нарушений, образующих административно наказуемое деяние, возложена на административный орган.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Водоснабжение представляет собой водоподготовку, транспортировку и подачу питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировку и подачу горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение) (пункт 4 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ).
Нарушение требований п.1 ст.17 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в протоколе и постановлении вменено юридическому лицу необоснованно, поскольку данной нормой регулируется организация питания населения.
Как следует с.Гавриловское обеспечивается питьевой водой из артезианских скважин. Качество воды из скважин не соответствует СанПин и требует дополнительной очистки (обезжелезивания). Как пояснили представили МУП «СКС», существующая станция водоподготовки при пиковых нагрузках не справляется и требует модернизации до производительности 25м3. При этом профилактические и ремонтные работы на станции водоподготовки осуществляются сторонней организацией по контракту.
Для обеспечения потребителей питьевой водой, соответствующей требованиям санитарных правил, необходима установка новых или модернизация существующих станций водоподготовки (обезжелезивания) на источниках водоснабжения и замены водопроводов в целях устранения вторичного загрязнения воды при её транспортировке до потребителя.
Проведение указанных мероприятий требует значительных финансовых затрат. МУП «СКС» неоднократно обращалось в администрацию Суздальского района Владимирской области по вопросам технического обследования станций водоподготовки, проведения ремонтно-восстановительных работ станций водоподготовки, оформления лицензий на пользование недрами (скважин), строительства станций очистки воды в населенных пунктах Суздальского района, в том числе в с.Гавриловское в программу модернизации объектов водоснабжения и водоотведения, разработки проекта инвестиционной программы, а также выделения финансирования для выполнения данных мероприятий, что подтверждается представленными МУП «СКС» документами. При этом, предприятие ставило в известность районную администрацию о том, что вода из распределительных водопроводных сетей в с.Гавриловское не соответствует требованиям санитарных норм по химическим показателям – железо, марганец, не соответствии производительности станции водоподготовки (обезжелезивания) фактическим объемам водопотребления в населенном пункте и просило предусмотреть мероприятия по модернизации станции в целях повышения её производительности до 25м3/сут. (л.д.141).\
МУП «СКС» разработан перечень мероприятий, включаемых в состав технического задания и инвестиционной программы с учетом выполняемых административных мероприятий по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры за счет бюджетных средств. В администрацию направлялось письмо о рассмотрении при установке водоочистки в населенных пунктах района озоно-коагулирующего ультрафильтрационного метода очистки, не требующего расходных материалов.
В связи с поступлением обращением гражданина, послужившего основанием для проведения внеплановой выездной проверки, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ МУП «СКС» обращалось в администрацию района с просьбой о привлечении сторонней организации для ремонта и обслуживания станции очистки воды в с.Гавриловское (л.д.155, 156). Как установлено судом и следует из представленных документов, такие работы были выполнены в марте 2024 года на основании договора подряда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.158-171).
Для устранения причин вторичного загрязнения воды в магистральных и распределительных сетях, в том числе в с.Гавриловское, требуется и реконструкция водопроводов холодного водоснабжения.
В рамках инвестиционной программы МУП «СКС» в сфере холодного водоснабжения на период 2025-2029 годов предусмотрены мероприятия по модернизации станции водоподготовки по ул.Новая – 2025 год, а также поэтапная модернизация водопроводных сетей с.Гавриловское, реализация которых предусмотрена в 2027, 2028 и 2029 годах (л.д.233-249).
Частью 2 ст.2.1. КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как следует из представленных суду документов, МУП «СКС» принимаются меры, направленные на обеспечение потребителей в с.Гавриловское питьевой водой, отвечающей санитарно-гигиеническим требованиям. Доказательств, свидетельствующих о том, что выявленные нарушения являются следствием бездействия предприятия, в материалах дела не имеется. Какие конкретно, зависящие от предприятия меры не были приняты МУП «СКС» в целях выполнения санитарно-эпидемиологических требований, в постановлении не указано и в ходе рассмотрения жалобы пояснить представители административного органа затруднились.
Доказательств, которые в совокупности позволили бы опровергнуть доводы представителей юридического лица и установить вину МУП «СКС» в совершении административного правонарушения по настоящему делу не имеется и в ходе рассмотрения жалобы суду не представлено.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7. КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
С учетом изложенного, постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении администрации МУП «СКС» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.5. КоАП РФ, подлежит отмене, а производство по делу – прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь ст.ст. 30.6., п.3 ч.1 ст.30.7. КоАП РФ Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Владимирской области – заместителя главного государственного санитарного врача по Владимирской области ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное в отношении Муниципального унитарного предприятия «Суздальские коммунальные системы», - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Ленинский районный суд г. Владимира в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Судья И.С.Пискунова