Решение по делу № 2а-731/2019 от 25.12.2018

дело№2а-731/2019

РЕШЕНИЕ

                           Именем Российской Федерации

    22 февраля 2019 года                                        г. Хабаровск

Индустриальный районный суд г. Хабаровска

под председательством судьи Жмайло Ю.Е.,

при секретаре судебного заседания Лобачевой Р.О.,

с участием административного истца ФИО1, представителя административного истца ФИО4, представителей административных ответчиков ФИО7, ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Военному комиссариату <адрес>, Военному комиссариату Кировского и <адрес> о признании незаконными решения о зачислении в запас как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, о признании незаконным отказа в выдаче военного билета,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к Военному комиссариату <адрес>, Военному комиссариату Кировского и <адрес> о признании незаконными решения о зачислении в запас как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, о признании незаконным отказа в выдаче военного билета. В обосновании иска указал, что он, ДД.ММ.ГГГГ года рождения состоит на воинском учете в военном комиссариате <адрес>. В настоящее время он достиг возраста 30 лет и считается военнообязанным. При этом он обучался на очном отделении высшего учебного заведения, в связи с чем ему предоставлена отсрочка от военной службы. Ранее он состоял на воинском учете в военном комиссариате Кировского и <адрес>, в связи с изменением места жительства его дело передали в военный комиссариат <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в военный комиссариат <адрес> с письменным заявлением о выдаче ему военного билета, а в случае наличия заключения призывной комиссии о признании его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований - выдать это заключение. Письмом военного комиссариата <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ подписанного военным комиссаром <адрес>, ему было отказано в выдаче военного билета, в том числе в связи с принятием ДД.ММ.ГГГГ призывной комиссии Кировского и <адрес> решения о зачислении его в запас в связи с признанием его как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. При этом, несмотря на нахождение его личного дела в военном комиссариате <адрес>, а также его просьбы в обращении от ДД.ММ.ГГГГ, ему не выдали указанное решение, в котором содержалось заключение о признании его как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Считает, что решение призывной комиссии Кировского и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о зачислении его в запас в связи с признанием его как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, а также отказ в выдаче ему военного билета, выраженные в письме военного комиссариата <адрес> от 13.12.2018г подписанным военным комиссаром <адрес> незаконны. Таким образом, исходя из вышеизложенных правовых норм, он обязан состоять на воинском учете, причем на основании такого документа как военный билет, поскольку является военнообязанным и считается находящимся в запасе. Вместе с тем, в ходе прохождения им медицинской комиссии и неоднократных устных просьб в военный комиссариат, ему не выдается военный билет, а предлагается справка о состоянии на воинском учете, со ссылкой на то обстоятельство, что он уклонился от прохождения военной службы без уважительных причин. Таким образом у призывной комиссии по Кировскому и <адрес> отсутствовали правовые основания для принятия 29.12.2016г. решения о зачислении его в запас в связи с признанием его как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, поскольку гражданин, подлежавший призыву на военную службу, не может быть признан лицом, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в случае, если военным комиссариатом такому гражданину не направлялись повестки о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу. Ему не направлялись повестки о призыве его на военную службу как с прежнего места учета (в военном комиссариате Кировского и <адрес>ов <адрес>), так и с нынешнего (в военном комиссариате в <адрес>). Изменение места жительства и не сообщение об этом в военный комиссариат Кировского и <адрес> не свидетельствует об его уклонении от прохождения от военный службы по призыву, поскольку данный военный комиссариат не направлял ему повестку о призыве на военную службу. Поскольку незаконно вышеуказанное решение призывной комиссии военного комиссариата Кировского и <адрес>ов <адрес>, то и незаконен также отказ в выдаче ему венного билета, выраженный в письме военного комиссариата <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, подписанном военным комиссаром <адрес>. Просит признать незаконным решение призывной комиссии Кировского и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о зачислении ФИО1 в запас в связи с признанием его не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований; признать незаконным отказ в выдаче ФИО1 военного билета,выраженный в письме военного комиссариата <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, подписанном военным комиссаром <адрес>, и обязать военный комиссариат <адрес> в лице военного комиссара <адрес> выдать ФИО1 военный билет.

Административный истец ФИО1, представитель административного истца ФИО6 в судебном заседании уточнили исковые требования. Истец просил признать незаконным решение призывной комиссии Кировского и <адрес> о зачислении его в запас в связи с признанием его не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, оформленное протоколом данной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ; признать незаконным решение призывной комиссии <адрес> о передаче его в запас по достижении возраста 27 лет, как не прошедшего военную службу, не имея на то законных оснований с выдачей ему справки установленного образца, оформленное протоколом данной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ: признать незаконным отказ в выдаче ФИО1 военного билета, выраженный в письме военного комиссариата <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, подписанном военным комиссаром <адрес>, и обязать военного комиссара <адрес> выдать ФИО1 военный билет. Так же просили ответчиками считать военного комиссара <адрес>, военного комиссара Кировского и <адрес>, призывную комиссию <адрес>, призывную комиссию Кировского и <адрес>ов <адрес>. На доводах указанных в иске настаивали. Истец так же пояснил, что он после окончания института приходил в военный комиссариат Кировского и <адрес>, сообщить что он убывает в <адрес>. Заявлений он не писал, так как специалист военкомата ему об этом не говорила. По месту жительства в <адрес> он не вставал на воинский учет в военкомате, так же как и после того как он переехал проживать в <адрес>, где проживал в Железнодорожном и <адрес>х города. На воинский учет в военкоматах данных районов он не вставал.

Представители военного комиссара <адрес>, военного комиссара Кировского и <адрес> ФИО5, ФИО7 в судебном заседании с заявленными требованиями не согласились. Доводы указанные в возражении на иск и в возражении на уточнения административного иска поддержали. Так же пояснили, что военный комиссариат <адрес> не является самостоятельным юридическим лицом и является структурным подразделением Военного комиссариата <адрес>.

Заслушав административного истца, представителя административного истца, представителей административного ответчика, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

       В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

В силу п. п. 1, 2 ст. 8 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» граждане обязаны состоять на воинском учете. Воинский учет граждан, за исключением граждан, указанных в пункте 3 настоящей статьи, осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства, а граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящих альтернативную гражданскую службу, - по месту их пребывания.

Согласно п. п. 1, 2 ст. 22 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.

На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.

Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы (п. 1 ст. 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).

Пунктом 1.1 статьи 28 предусмотрено, что при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.

В силу п. 34 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.

В соответствии с решением призывной комиссии о зачислении гражданина, достигшего возраста 27 лет, в запас и вынесенным в отношении него заключением начальник отдела (муниципального) обязан оформить соответствующие документы. При этом гражданину назначается срок явки в отдел (муниципальный) для получения документов воинского учета (п. 36 Положения о призыве на военную службу).

Из материалов дела следует, что 06.12.2005г. ФИО1 первоначально поставлен на воинский учет в военном комиссариате Кировского и <адрес>.

В период с 10.07.2008г. по 30.06.2011г. ФИО1 была предоставлена отсрочка от прохождения военной службы по призыву, предусмотрена пп. "а" п. 2 ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в связи с обучением в высшем учебном заведении по очной форме.

Из пояснений истца и личного дела призывника следует, что он окончил обучение 01.07.2011г.

Доводы административного истца о том, что он приходил в военный комиссариат Кировского и <адрес> и сообщил о том, что он окончил обучение в институте и просил направить его личное дело в военный комиссариат <адрес> края, так как намерен проживать именно там, суд не может принять за достоверные так как никаких доказательств подтверждающее данное, истец не предоставил. Никаких заявлений он не писал и не предоставлял сотруднику военкомата. В личном деле призывника отсутствует данная информация.

Как следует из пояснений представителя ответчика, что призывник ФИО1 был направлен в розыск, и делу присвоен номер розыскного дела. Однако данную информацию подтвердить иными документами они не могут, в связи с прошедшим большим количеством времени.

Из материалов дела усматривается, что военным комиссариатом Кировского и <адрес> 18.02.2014г. был сделан запрос в Миграционную службу по <адрес>, о предоставлении сведений регистрации ФИО1. Как следует из справки отдела адресно-справочной работы УФМС России по <адрес> от 22.02.2014г., что ФИО1 с 30.10.2012г. зарегистрирован по адресу: <адрес>.

Ранее военным комиссариатом <адрес>, Кировского и <адрес> 13.12.2011г. был сделан запрос начальнику отдела военного комиссариата <адрес>, в котором было указано, что в связи с розыском призывника ФИО1, просят установить его местонахождения. Ответа на данный запрос не поступило.

Так же административный истец ФИО1 не отрицает факт звонка ему на телефон в 2016 или в 2017г. от сотрудника военного комиссариата, суть разговора он не помнит, но речь шла про постановке его в запас.

Решением призывной комиссии Кировского и <адрес> от 29.12.2016г. ФИО1 был зачислен в запас по достижении возраста 27 лет как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

05.12.2018г. ФИО1 обратился в военный комиссариат <адрес> для получения военного билета.

13.12.2018г. военным комиссариатом <адрес> был направлен ответ ФИО1, о том что ему отказано в выдаче военного билета, в связи с принятием от 29.12.2016г. призывной комиссией Кировского и <адрес> решения о зачислении его в запас в связи с признанием его как не прошедшего военной службы по призыву, не имея на то законных оснований.

На протяжении всего времени с даты окончания высшего образовательного учреждения ФИО1 не вставал на воинский учет, с заявлением о постановке на учет не обращался.

Неисполнение гражданином Российской Федерации конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву при отсутствии предусмотренных законом оснований для освобождения от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу или отсрочки от призыва предполагает, совершение им действий или бездействие, которые сопряжены с неисполнением им обязанностей по воинскому учету, предусмотренных Федеральным законом № 53-ФЗ, а также Положения «О воинском учете", утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. №719.

Согласно пункту 50 Положения «О воинском учете», утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. № 719, обязанностями граждан по воинскому учету являются:

г) сообщать в 2-недельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении сведений о семейном положении, образовании, состоянии здоровья (получении инвалидности), месте работы или должности, месте жительства в пределах муниципального образования;

д) сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства или место пребывания (на срок более 3 месяцев), а также при выезде из Российской Федерации па срок более 6 месяцев и встать на воинский учет в 2-недельный срок по прибытии на новое место жительства, место пребывания или возвращении в Российскую Федерацию.

Таким образом, поскольку установлено, что с 2011г. ФИО1 в нарушение требований ст. 10 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» на воинском учете не состоял, об изменении своего места жительства или места пребывания Военный комиссариат не извещал, в отношении данного призывника проводились розыскные мероприятия, то у призывной комиссии имелись основания для принятия в отношении ФИО1 решения о не прохождении им военной службы по призыву, не имея на то законных оснований.

Доводы административного истца, о том, что в период с 2011г. по 2016г. не извещался и не розыскивался, опровергаются материалами личного дела призывника, копия которого имеется в материалах дела.

Так, из материалов личного дела усматривается, что военный комиссариат Кировского и <адрес> делал запрос в военный комиссариат <адрес>, делался запрос в адресно-информационную службу, о регистрации истца, где указано что истец зарегистрирован в 2012г. в <адрес>. Однако на воинский учет в военный комиссариат <адрес> ФИО1 не обращался.

В период действия сроков весеннего и осеннего призывов с 2011г. по 2016г. ФИО1 на воинском учете не состоял, о своем месте жительства или месте нахождения уполномоченные отделы Военного комиссариата в известность не ставил, что свидетельствует об уклонении лица от прохождения военной службы. Каких-либо доказательств того, что в указанные периоды у ФИО1 имелись основания для освобождения или отсрочки прохождения военной службы, последним не представлено.

Заявленные требования ФИО1 об обязанности выдать ему военный билет не могут быть удовлетворены судом, в силу следующего.

Согласно п. 12 приложения к Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 02 октября 2007 года №400 по решению призывной комиссии с воинского учета граждан, не пребывающих в запасе, в установленном порядке снимаются граждане: освобожденные от призыва на военную службу; освобожденные от исполнения воинской обязанности.

Зачисление в запас таких лиц производится военным комиссаром на основании выписки из протокола заседания призывной комиссии. Выдача им военного билета осуществляется в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения призывной комиссией или получения выписки из протокола призывной комиссии субъекта Российской Федерации.

Из содержания вышеприведенной нормы следует, что до 2016г. ФИО1 мог быть выдан военный билет.

В силу п. 1 Порядка ведения и хранения справки взамен военного билета приложения Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации и порядка проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учета, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , справка взамен военного билета является основным документом персонального воинского учета граждан, пребывающих в запасе, не проходивших военную службу, характеризующим его отношение к исполнению воинской обязанности.

Справка взамен военного билета оформляется и выдается гражданам Российской Федерации, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии.

Поскольку ФИО1 признан гражданином не прошедшим военную службу по призыву не имея на то законных оснований, выдача военного билета не предусмотрена.

Таким образом, оснований для удовлетворения административного иска ФИО1, суд не усматривает.

Представителем ответчика заявлено о пропуске срока исковой давности, ссылаясь на п.1 ст. 249 КАС РФ, где указано, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течении трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав. Так как решение о зачислении ФИО1 вынесено 29.12.2016г., следовательно считают, что ФИО1 пропущен срок для обращения в суд с данным иском.

Суд, оценив все доказательства по делу, приходит к выводу, о том, что административный истец ФИО1 не пропустил срок обращения в суд, так как согласно предоставленных доказательств, в частности заявления истца в военный комиссариат, о том, что было принято решение о зачислении его в запас, ему стало известно в декабре 2018г., с даты его обращения в военный комиссариат. С данным иском истец обратился в суд 25.12.2018г.

Руководствуясь ст. ст. 175 - 178 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска ФИО1 - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Индустриальный районный суд г.Хабаровска в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 27 февраля 2019 года.

    Судья    Ю.Е. Жмайло

2а-731/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Школьный А. В.
Школьный Андрей Владимирович
Ответчики
Военный комиссариат Индустриального района
Военный комиссариат Кировского и Краснофлотского района г. Хабаровска
Суд
Индустриальный районный суд г. Хабаровск
Судья
Жмайло Ю.Е.
Дело на странице суда
industrialny.hbr.sudrf.ru
25.12.2018Регистрация административного искового заявления
26.12.2018Передача материалов судье
27.12.2018Решение вопроса о принятии к производству
27.12.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.01.2019Подготовка дела (собеседование)
18.01.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.02.2019Судебное заседание
18.02.2019Судебное заседание
22.02.2019Судебное заседание
27.02.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.03.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.03.2020Регистрация административного искового заявления
27.03.2020Передача материалов судье
27.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
27.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.03.2020Подготовка дела (собеседование)
27.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.03.2020Судебное заседание
27.03.2020Судебное заседание
27.03.2020Судебное заседание
27.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее