Решение по делу № 2-8366/2024 от 08.05.2024

Гражданское дело № 2-8366/2024

УИД: 78RS0002-01-2024-007296-48

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 августа 2024 года г. Санкт-Петербург

Выборгский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Шевченко А. П.,

при секретаре Сивак Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Выборгского района Санкт-Петербурга к ООО "Бэст" об обязании устранить нарушения требований законодательства, а именно принять меры по освобождению охранной зоны тепловых сетей от установленного объекта благоустройства, взыскании расходов по оплате государственной пошлины,

УСТАНОВИЛ:

и.о. прокурора Выборгского района Санкт-Петербурга, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в Выборгский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ООО «Бэст» об обязании в срок 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения требований законодательства, а именно принять меры по освобождению охранной зоны тепловых сетей по адресу: <адрес>, от установленного объекта благоустройства.

В обоснование иска указано, что земельный участок с к.н по адресу: Санкт-Петербург, Придорожная аллея, уч. 4 (севернее <адрес>), предоставлен ООО «Бэст» по договору аренды, сроком до 24 ноября 2023 года. По результатам проведенной истцом и ГУП «ТЭК СПб» выявлено, что на земельном участке расположено два торговых павильона, размещенных в границе охранной зоны тепловых сетей (2Ду 1000 мм), нахождение которых препятствует в своевременном доступе обслуживающего и ремонтного персонала для проведения плановых работ на трубопроводах тепловых сетей.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал.

Ответчик явку представителя в судебное заседание не обеспечил, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Представитель третьего лица ГУП «ТЭК СПб» в судебном заседании также поддержал доводы истца.

Представитель третьего комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга в судебном заседании возражал против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.

Руководствуясь положениями статьи 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика.

Исследовав материалы ела, выслушав объяснения явившихся лиц, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьями 304, 305 Гражданского кодекса РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 56 Земельного кодекса РФ могут устанавливаться ограничения прав на землю в виде особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.

К зонам с особыми условиями использования территорий, среди прочих, отнесены охранные зоны тепловых сетей (статья 105 Земельного кодекса РФ).

При этом основными целями установления зон с особыми условиями использования территории являются защита жизни и здоровья граждан, безопасная эксплуатация объектов энергетики (статья 104 Земельного кодекса РФ).

Согласно разъяснениям, данным в пункте 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в силу статей 304, 305 Гражданского кодекса РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.

Специальным правовым актом, регулирующим вопрос использования охранных тепловых сетей, являются Типовые правила охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденные Приказом Минстроя РФ от 17 августа 1992 года № 197 (далее - Правила № 197).

В соответствии с пунктом 1 Правил № 197 охрана тепловых сетей осуществляется для обеспечения сохранности их элементов и бесперебойного теплоснабжения потребителей путем проведения комплекса мер организационного и запретительного характера.

В составе соответствующих мер предусмотрены требования к использованию территорий охранных зон тепловых сетей. Как следует из пункта 3 Правил, в охранных зонах тепловых сетей Предприятия, организации, граждане обязаны выполнять требования работников предприятий, в ведении которых находятся тепловые сети, направленные на обеспечение сохранности тепловых сетей и предотвращение несчастных случаев.

В силу пункта 4 Правил № 197 охранные зоны тепловых сетей устанавливаются вдоль трасс прокладки тепловых сетей в виде земельных участков шириной, определяемой углом естественного откоса грунта, но не менее 3 метров в каждую сторону, считая от края строительных конструкций тепловых сетей или от наружной поверхности изолированного теплопровода бесканальной прокладки.

Согласно пункту 5 Правил № 197 в пределах охранных зон тепловых сетей не допускается производить действия, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи или препятствующие ремонту: - загромождать подходы и подъезды к объектам и сооружениям тепловых сетей, - складировать тяжелые и громоздкие материалы, возводить временные строения и заборы; - устраивать спортивные и игровые площадки.

Исходя из положений пункта 17 Типовых правил № 197 работникам предприятий, в ведении которых находятся тепловые сети, должна быть обеспечена возможность беспрепятственного доступа к объектам тепловых сетей, находящихся на территории других предприятий, для их обслуживания и ремонта.

Согласно пункту 6.1.8 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок в местах прокладки теплопроводов возведение строений, складирование не допускается. Расстояние от проекции на поверхность земли края строительной конструкции тепловой сети до сооружения определяется в соответствии со строительными нормами и правилами. Указанный пункт Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок содержит общее правило, необходимое для соблюдения всеми организациями безотносительно к их статусу.

Из материалов дела следует, ГУП «ТЭК СПб» на праве хозяйственного ведения закреплен объект недвижимости - тепловая сеть с к.н. .

Тепловая сеть является магистральной и проходит, в том числе на земельном участке по адресу: <адрес>, к.н.

В границах охранной зоны тепловой сети на участке находится мелкорозничный торговый павильон, арендатором которого, согласно выписке из ЕГРН, является ООО «Лада» (ИНН 7804074686) на основании договора аренды от 30 апреля 2009 года № 02/ЗК-07413, который заключен с КИО СПб.

В результате произведенной реорганизации ООО «Лада» путем выделения ООО «Бэст», права по договору аренды переданы ООО «Бэст».

По результатам проведенной представителем ГУП «ТЭК СПб» и помощника Выборгского районного прокурора 23 апреля 2024 года проверки выявлено, что на земельном участке ответчиком расположены объекты в охранной зоне тепловой сети (л.д.10-12). Спорный объект относится к категории нестационарных торговых объектов.

ГУП «ТЭК СПб», являясь теплоснабжающей организацией, осуществляет свою деятельность на основании Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении»

Из представленной истцом схемы нарушения, спорный объект располагается не только в охранной зоне тепловой сети, при этом имеется реальная возможность его переноса (л.д. 11).

Согласно Закону о теплоснабжении, деятельность предприятия. как теплоснабжающей организации осуществляется на основании принципов эффективности, развития, экологической безопасности и в первую очередь обеспечения безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения. Вместе с тем, при нарушении режима охранной зоны тепловой сети на участке предприятие не может в полной мере гарантировать безопасность эксплуатации опасного производственного объекта - тепловой сети и качество предоставляемого энергетического ресурса.

Согласно положениям статьи 23 Закона о теплоснабжении в целях обеспечения надежности и развития теплоснабжения проводятся мероприятия по развитию системы теплоснабжения путем разработки и реализации инвестиционной программы, для проведения реконструкции тепловых сетей. Отсутствие беспрепятственного и своевременного допуска к объекту реконструкции также способствует снижению качества поставляемого ресурса потребителям, а также существенно увеличивает сроки производства работ по реконструкции, в том числе и ежегодных плановых ремонтных.

Предоставление энергетического ресурса предприятием потребителю осуществляется на основании договора теплоснабжения, который, согласно статье 15 Закона о теплоснабжении, в обязательном порядке должен поставляться предприятием, соответствующим параметрам качества тепловой энергии. В случае необеспечения качества поставляемого потребителям ресурса, по не зависящим от предприятия обстоятельствам, в том числе с учетом отсутствия у предприятия возможности своевременного и незамедлительного доступа к тепловой сети для устранения технологических нарушений, в силу договорных обязательств предприятие, по жалобам потребителей, может подвергаться дополнительной проверке со стороны контрольно-надзорных органов и привлекаться к административной ответственности, в связи с чем нести дополнительные расходы, что также подтверждает наличие нарушения прав предприятия.

В рамках обеспечения соответствия системы теплоснабжения надежности и безопасности предприятие, в том числе, согласно статье 20 Закона о теплоснабжении регулярно проводит проверку готовности объектов теплоснабжения к отопительному периоду, с учетом положений Приказа Минэнерго России от 12 марта 2013 года № 103 «Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду», в рамках которой теплоснабжающие организации обязаны обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения и надежное теплоснабжение потребителей. Проверка готовности объектов теплоносителя проводится в установленные законодательством сроки, несоблюдение которых, при отсутствии своевременного допуска к тепловой сети также несет негативные последствия для предприятия.

Кроме того, тепловые сети, являясь объектом промышленной безопасности, согласно Приложению № 1 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» обязывают организацию, в ведении которого они находятся, поддерживать объекты промышленной безопасности в надлежащем состоянии, обеспечивать его безопасность, а также принимать меры по ликвидации аварий и организовывать мероприятия по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий.

Дополнительно пункт 2.17 Правил подготовки и проведения отопительного сезона в Санкт-Петербурге, введенных в действие протоколом заседания Правительства Санкт-Петербурга от 4 июня 2014 года № 7 (далее Правила - № 7), обязывает организацию, ответственную за содержание территорий, на которых находятся инженерные коммуникации, при обнаружении технологического нарушения (вытекание горячей воды и выход пара на тепловых сетях, вытекание холодной воды на поверхность, образование провалов и т.п.) принять меры по ограждению опасной зоны и предотвращению доступа посторонних лиц в зону технологического нарушения до прибытия аварийно-восстановительных бригад, которые должны обеспечить приезд в течение одного часа после уведомления.

Согласно приложению № 22 к Правилам N 7 максимальный срок устранения технологических нарушений на подземных трубопроводах тепловых сетей, в зависимости от диаметра труб установлен в пределах 8-ми, 13-ти, 20-ти, 24-х, 30 часов с момента обнаружения технологического нарушения.

Размещенные на теплосетях объекты создают дополнительную нагрузку на грунт, в котором проложены отопительные коммуникации, что ведет к повышенному износу тепловой сети, может стать причиной прорывов и вытекания горячей воды на поверхность, провала грунта, значительно увеличивает срок на устранение возможных аварий и восстановление подачи тепла.

Размещение в охранных зонах тепловых сетей НТО допускает угрозу причинения вреда имуществу и здоровью третьих лиц и, как следствие, возложение на третье лицо ответственности за нарушение, которое может быть допущено ответчиком, а также может создать негативные последствия для общества в целом.

Разрешая заявленные требования, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ, суд исходит из того, что объект, нарушающий режим охранной зоны тепловой сети размещен ответчиком с нарушением нормативно-правовых актов и препятствует полноценному пользованию тепловыми сетями, обслуживанию таких сетей, а также имеются риски нарушения прав неограниченного круга лиц или причинения ущерба третьим лицам, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению, а нарушения в силу положений 204 Гражданского процессуального кодекса РФ устранению в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Доводы третьего лица - Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга о том, что отсутствует угроза безопасности жизни, здоровью, имуществу третьих лиц, поскольку не доказано наличие препятствий в доступе к охраняемой зоне, а удовлетворение иска повлечет существенное изменение договора аренды и ограничение в пользовании земельного участка, суд полагает несостоятельным по следующим обстоятельствам.

Требование об устранении нарушений подлежит удовлетворению в случае наличия обоснованной возможности возникновение опасной ситуации для неопределенного круга лиц, что установлено в процессе рассмотрения настоящего дела.

Само по себе возможное последующее изменение договора и ограничение в пользовании земельного участка не свидетельствует об отсутствии правовых оснований для отказа в удовлетворении иска.

Ссылки третьего лица на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22 февраля 2022 года по делу № А56-19538/2021, которым были установлены вопросы законности размещения ответчиком торгового павильона, подлежат отклонению, учитывая, что при рассмотрении дела арбитражным судом рассматривались требования ГУП «ТЭК СПб» в защиту его интересов, в то время как в настоящем деле рассмотрению подлежат требования прокурора в защиту интересов РФ и неопределенного круга лиц, в связи с чем названное решение не имеет преюдициального значения.

Таким образом, третьим лицом не представлены доказательства, свидетельствующие о наличии оснований для отказа в удовлетворении иска.

В силу положений статьи 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета Санкт-Петербурга подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования и.о. прокурора Выборгского района Санкт-Петербурга к ООО "Бэст" об обязании устранить нарушения требований законодательства, а именно принять меры по освобождению охранной зоны тепловых сетей от установленного объекта благоустройства - удовлетворить.

Обязать ООО "Бэст" (ИНН 7839137256) в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда принять меры по освобождению охранной зоны тепловых сетей, расположенных на территории по адресу: <адрес> от установленного объекта благоустройства (торгового павильона).

Взыскать из средств ООО "Бэст" (ИНН 7839137256) в доход бюджета Санкт-Петербурга государственную пошлину в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Выборгский районный суд г. Санкт-Петербурга.

Судья                            А.П. Шевченко

Мотивированное решение

изготовлено 13 сентября 2024 года

2-8366/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
И.о.прокурора Выборгского района Санкт-Петербурга
Ответчики
ООО "БЭСТ"
Другие
КИО СПб
ГУП "ТЭК СПБ"
Суд
Выборгский районный суд Санкт-Петербурга
Дело на сайте суда
vbr.spb.sudrf.ru
08.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.05.2024Передача материалов судье
17.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.05.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.06.2024Предварительное судебное заседание
22.07.2024Судебное заседание
26.08.2024Судебное заседание
13.09.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее